79053

Вклад позитивизма в становление философии науки

Доклад

Логика и философия

Вклад позитивизма в становление философии науки. Огюст Конт 1798 1857 родоначальника позитивизма позитивной философии в тех аспектах которые были связаны с высокой оценкой научности как важнейшего качества знания. Понятие ldquo;позитивизмrdquo; обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций т. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма идеализма спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.

Русский

2015-02-10

30 KB

4 чел.

25.Вклад позитивизма в становление философии науки.

Огюст Конт (1798—1857) родоначальника позитивизма («позитивной философии») в тех аспектах, которые были связаны с высокой оценкой научности как важнейшего качества знания.

Понятие  “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться   от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными,  и обратиться к исследованию   позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.  

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической»)  традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом.

Конт начинает свою философию с резкого отвержения метафизики. Под «метафизикой» им понимается знание умозрительного характера, которое не подтверждается и не может быть подтверждено экспериментальными данными. К основным понятиям метафизики он относит понятия бытия, субстанции, Бога, души, свободы, спекулятивные рассуждения об устройстве мироздания, о смысле истории, добре, красоте, справедливости и т. п. По сути, вся предшествующая философия, по Конту, подпадает под определение метафизики.

По мнению Конта, метафизика все более утрачивала свое значение по мере развития экспериментально-математического знания. Знания (именно экспериментально-математического характера) только и заслуживают права называться наукой. Наука занята реальным познанием действительности, ее достижения способны приносить ощутимые практические результаты.

Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов,  систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов.

Позитивизм в различных вариациях оставался влиятельным направлением философской мысли в течение полутора веков, вплоть до         50—60-х гг. XX в. Принято выделять три исторические волны позитивизма. «Первый» позитивизм связан с именем его основателя, а также с его английскими последователями — такими, как Д. С. Миль и Г. Спенсер. «Второй» позитивизм возникает в 70—90-е гг. XIX в. Его ведущими представителями явились Р. Авенариус, Э. Мах, Й. Петцольд и др. Большое влияние эта волна оказала на российский позитивизм. «Третий» позитивизм получил название неопозитивизма. Он возник в 20-е гг. XX в. и связан с именами Б. Рассела, Р. Карнапа, М. Шлика, О. Нейрата, Г. Рай-хенбаха и др.

За время своего существования позитивистское направление философской мысли претерпело существенную эволюцию. Эта эволюция развивалась, в частности, по линии «смягчения» отрицательного отношения к метафизике: постепенным переходом от резкого ее отрицания к признанию ее права на существование, но за пределами науки. Это означало признание того факта, что как наука, так и метафизика (философия) имеют собственные сферы и границы компетенции.

Говоря о позитивизме в целом, следует сказать, что это сложный, неоднозначный феномен, который нельзя оценивать преимущественно в негативном плане. Во всех своих формах он оказал значительное влияние на естественные, гуманитарные науки и науки о познании, мышлении. Положительное влияние позитивизма проявилось, в частности, в следующем: критика умозрительного типа философствования, разработка ряда теоретико-методологических проблем (формализация, язык, лингвистика, формальная логика и др.), стремление "подключить" философию к общим процессам развития точного знания: убрать из нее "общие слова", "неясные рассуждения, усложненный язык, пагумистические понятия" (абсолютный дух, чистый разум и т. д. и т. п.), дисциплинировать (на основе критического анализа) обыденные научные (в т. ч.  философские высказывания), попытка осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и т. п.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53789. В гостях у Айболита. Посвящение в Айболята 503 KB
  Доктор Айболит: Ребята я получил письмо показывает его и зачитывает.– Ребята а вы знаете мы ведь чуть не опоздали к вам вы уж нас простите пожалуйста.– Ребята а как вы догадались что я доктор Айболит Дети: У вас белый халат. Доктор Айболит: Молодцы ребята Вы великолепно справились с первым испытанием.
53790. Баскетбол 96 KB
  Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком).
53791. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 569.5 KB
  Её можно выразить количеством лет на которые должно хватить данного ресурса либо его запасами из расчёта на душу населения. Прочитайте текст учебника с 29 – 32 и ответьте на вопросы: Какова структура земельного мирового фонда Какие земли представляют наибольшую ценность в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель Какова доля пашни в земельном фонде планеты Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты В чём заключается истощение земель Почему обеспеченность...
53792. Конспекты уроков по медиабезопасности 2.59 MB
  Материалы сексуального характера в Интернете. Виртуальные знакомства через Интернет. Задачи: информирование учащихся о видах информации способной причинить вред здоровью несовершеннолетнему; информирование учащихся о способах незаконного распространения информации в сетях Интернет и мобильной сотовой связи; обучение детей и подростков правилам ответственности и безопасности пользования услугами Интернета и мобильной сотовой связи; предупреждения совершения учащимися правонарушений. Ожидаемые результаты уроков медиабезопасности:...
53795. Показатели деловой активности 31.5 KB
  Эти показатели имеют большое значение, поскольку характеризуют способность руководства предприятия организовать рациональную и эффективную трансформацию ресурсов в ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности.
53796. Тестова контрольна робота з теми «Іменник» у 6-му класі 44 KB
  У якому рядку всі слова є іменниками А. У якому рядку всі слова є іменниками спільного роду А. У якому рядку всі слова пишуться з великої літери А. У якому рядку всі іменники в кличному відмінку мають закінчення –ю А.
53797. Инструменты рынка ценных бумаг 27.5 KB
  Обыкновенная акция — ценная бумага, дающая право голоса на собрании акционеров и на участие в распределении чистой прибыли после выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям.