79105

Периодизация истории Римской империи и Римского права. Рецепция. Русская историография Римского права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Русская историография Римского права Периодизация римского права выделение в развитии права определенных этапов имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки. Периодизация римского права позволяет сформировать представление о.качественных состояниях права на различных этапах развития.

Русский

2015-02-10

21.29 KB

2 чел.

  1.  Периодизация истории Римской империи и Римского права. Рецепция.  Русская историография Римского права

Периодизация римского права — выделение в развитии права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки.

Периодизация римского права позволяет сформировать представление о.качественных состояниях права на различных этапах развития. Она дает понятие о преемственности развития права и последовательности этого процесса.

Выделяются следующие критерии, характеризующие состояние права в различные периоды его развития:

  1. источники права;
  2. институты права;
  3. способы осуществления права.

Способы осуществления права — возможность принудительного исполнения правовых предписаний и порядок такого исполнения.

Первый период — эпоха от создания Законов XII таблиц (451 - 52 гг. до н.э.) до III в. до н.э. - период Древнего или квиритского права.

Основным истбчником в этот период были Законы XII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и др.), однако систематизация правовых норм была примитивная, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зарождаются способы осуществления права. Вначале это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс.

Следующий период — предклассический (с III в. до н.э. до на­

чала I в. н.э.).

В этот период издаются законы, развивающие отдельные институты римского права, а также создающие новые. Развиваются институты наследственного права, сервитуты, деликты; появляются законы о судопроизводстве.

Появляются новые способы создания правовых норм: формулы претора, в которых претор давал указание судье, как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, в основе которого лежит формула претора. Появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокуп­ность формул претора.

Период с I — III вв. н.э. является классическим.

Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт. Среди источников появляются сенату сконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Эти источники права становятся основными. Получил законченный вид формулярный процесс. В конце пе риода появляется экстраординарный процесс.

Следующий период — постклассический (с IV — VI вв. н.э.).

На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода создается кодификация императора Юстиниа НЙ — Corpus iuris civilis.

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА (англ reception of Roman Law) - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. В конце XI века болонский ритор, монах Ирнерий  нашел свод римского права в одной из монастырских библиотекя  И восстановил римский кодекс законов и основал первую юридическую школу. Ирнериус является родоначальником и основателем школы глоссаторов в Болонье, позднее ставшего университетом. Он был одним из первых кто заинтересовался античным наследством Византийского императора Юстиниана Великого 527—565 г. н. э. и стал расшифровывать его труд Corpus juris Civilis -свод гражданского права, при чём не только его первую часть Институции но и самую главную, центральную часть Дигесты или Пандекты. Это были высказывания римских юристов по самому широкому кругу вопросов, которые пользовались авторитетом. Для выяснения смысла того или иного текста была начата работа по истолкованию его значения. Это самое истолкование вошло в науку как глоссирование текста, то есть написание на полях текста нового текста-толкования. Именно по этой методике и работала созданная Ирнерием школа глоссаторов, ставшая позднее университетом где на основе права Юстиниана, прежде всего Дигест, изучалось римское право. Несколько позже к римскому праву, прибавилось каноническое право, с эпохи монаха Грациана.

Римское право к 13 в. охватило всю Европу.

В отличие от противоречивших друг другу феодальных правовых систем римское право как право общества товарного производства лучше отвечало потребностям раннекапиталистического развития и абсолютистского государства. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на содержание национального гражданского права. Такая исключительная судьба римского частного права, сохранившая за ним значение в течение ряда веков, после того как рабовладельческий строй уступил место феодальному, а феодальный - капиталистическому, объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, покоящегося на частной собственности.

Приблизительно в XI в. складывавшиеся новые экономические отношения, развивающаяся торговля стали нуждаться в такой правовой надстройке, которая облегчала бы торговый оборот и укрепляла правовое положение собственников, в т.ч. и купцов. Между тем право того времени не могло удовлетворять этой потребности: оно в основном сводилось к обычному праву, имевшему значительные различия в отдельных феодальных землях и городах, крайне дробному, неразвитому и недостаточно ясному. Содержание этих норм окутывало личность всевозможными ограничениями, ставило ее в зависимость и от местной феодальной власти, и от общины, и от рода и семьи.

Между тем новые производственные отношения требовали более ясных и твердых норм, действие которых не ограничивалось бы лишь одной феодальной теорией и которые не создавали бы препятствий для оборота, а, напротив, содействовали бы его развитию. Этой потребности и удовлетворяло римское право с его детальной разработкой всех существенных отношений простых товаровладельцев: купли и продажи, ссуды, займа, договорных и прочих обязательств. Получили удовлетворение от заимствования норм римского права и феодалы, стремившиеся закрепить принцип неограниченной частной собственности на землю.

Рецепция римского права – прогрессивное явление, которое способствовало ликвидации партикуляризма, сословных ограничений и развитию частной собственности

Значительную роль в распространении и практическом применении норм римского права сыграли легисты, стремившиеся в интересах укрепления единства государства и усиления королевской власти объединить право различных территорий на единой основе римского права.

Особую интенсивность Р.р.п. приобрела с XV в. в Германии. Р.р.п. не во всех государствах протекала одинаково, но везде она оказала большое влияние на дальнейшее развитие права. В частности, многие нормы римского частного права были воспроизведены в буржуазных гражданских кодексах, напр., во французском (1804 г.)  - Гражданский кодекс Наполеона и германском (1896 г.)

Россия получила римское наследие из вторых рук Византии. Она унаследовала многие термины такие как: эмансипация,  сервитут, реституция, акцепт, оферта, подряд, аброгация (отмена или изменение устаревшего договора),

РП воздействовало на русскую действительность.   Это отразилось в создании Кормчей книги (1274/1650 иосив) – руководство по управлению церковью, Литовского статута (1529) - регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права.

Между РП и русским правом в 16 – 17 вв. существовали точки соприкосновения,  в  18 – 19 вв. появляются первые университеты (1755 – факультет римского права).

Существовал тонкий процесс заимствования культуры. Выдающийся русский историк Карамзин – противник РП, осуждал попытку Сперанского ввести экзамен по РП, гражданского кодекса. Чрезвычайно важным было для Сперанского выбрать определенную систему законодательства. Для будущего устройства он считал неприемлемой систему римского права как в виде кодекса Юстиниана, так и с теми исправлениями, которые были внесены при последующей его рецепции. Объясняется это тем, что все эти варианты носили на себе печать феодальных прерогатив; они находились на службе у феодальных государств Европы. Буржуазия не только стремилась по-иному толковать римское право, но и использовала более ранние его памятники, отражавшие в большей степени нормы обычного права. Точно так же и Сперанский, не признавая поздних римских кодексов, не отвергал римское право в принципе. В одной из своих записок он писал, что со временем “римские законы” будут приспособлены к “системе российского уложения”. В римском праве для него представляло ценность система охраны частной собственности.

Машинский в 1826 г. настоял на исключении римского права из университетских программ, на смену которого пришло византийское право.

В 1827 году пост ректора казанского университета и вернул РП в программу университета.

Противники РП  - славянофилы указывали на индивидуализм.

В 19 в. значительную роль в развитии РП сыграли: - Рудольф Иеринг – немецкий юрист, Карл Савиньи, его ученики – Крылов, Муромцев – романисты – сторонники и защитники духовного господства Рима.

Богалепов – (1876 г.) профессор римского права в Московском университете.

В лекциях Покровского: "Роль римского права в правовой истории человечества и в современной юриспруденции" (Юрьев, 1894) и "Желательная постановка гражданского права в изучении и преподавании" (Киев, 1896) проводится точка зрения, видящая в римском праве выражение последовательного и логического развития основных юридических принципов, "осуществлением" которых являются в жизни юридические институты.

К началу 80х с устранением большевиков РП стало преподаваться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.
82522. Развитие мышления у младших школьников с ОНР 4.26 MB
  Отгадывание ребусов: отгадать слово из двух предлогов: найти в слове квас три предлога: Цель: развитие словеснологического мышления Установление простых аналогий навыков словообразования. Цель: развитие словеснологического мышления устойчивости и концентрации слухового внимания. Задание: определить что пропущено в рассказе: названия предметов предлоги или названия признаков Цель: развитие нагляднообразного мышления.
82523. Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках 83.5 KB
  Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...
82524. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста 100.5 KB
  Педагог просит ребенка отнести на один стул такие указательный жест а на другой – такие. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью а другому с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все что можно протолкнуть в данную коробку. Если он выбирает правильно например шары но берет не все а только один или два шара педагог напоминает ему что нужно взять все такие указывает на шары. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы педагог подводит итог: Правильно Таня собрала все шары и...
82525. Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 88.5 KB
  Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.
82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.