79108

Личность и ее социальные роли

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Личность и ее социальные роли. Человек индивид и личность. Человек индивид и личность. В разговорном языке мы часто употребляем понятия человек индивид и личность как синонимы.

Русский

2015-02-10

86 KB

0 чел.

PAGE  1

Тема VII. Личность и ее социальные роли

1. Человек, индивид и личность. Социализация личности.

2. Социальные статусы и социальные роли. Ролевое напряжение и ролевой конфликт.

3. Социальный контроль и социальное отклонение.

4. Понятие социального капитала.

1. Человек, индивид и личность. Социализация личности. В разговорном языке мы часто употребляем понятия человек, индивид и личность как синонимы. Например, человек по фамилии Петров, но говорим также индивид Петров, или личность Петрова. В социологии эти понятия разграничивают и имеют дело прежде всего с понятием личности, причем под определенным углом зрения, так как для философа, историка, психолога личность будет одно, а для социолога личность есть немного другое.

Рассмотрим эти понятия по отдельности. Человек – понятие, выражающее отличие людей как особого рода живых существ от других живых существ. Мы говорим “человек”, имея в виду живое существо, способное производить орудия труда, произошедшее от высокоразвитых обезьян, появившееся на Земле более миллиона лет назад, прямоходящее, обладающее стыдом, членораздельной речью и т.д. И тогда мы говорим, что вот здесь еще не ступала нога человека или что человек вышел в космос и т.д. То есть человек понимается как представитель человеческого рода, или человечества.

Но ясно, что далеко не каждый из людей произошел от высокоразвитой обезьяны, или появился на Земле более миллиона лет назад, или способен производить орудия. То есть человечество в целом обладает данными свойствами, но ими не обладает каждый человек, каждая отдельная человеческая особь. Вот в таком качестве, то есть как отдельная человеческая особь, которая обязательно мужчина или женщина, определенного возраста, с определенным цветом волос и глаз, привычками и комплексами, человек определяется как индивид.

Итак, индивид – это отдельная человеческая особь, взятая в своей физической и социальной неповторимости.

Но человек может быть рассмотрен не как отдельная особь или как представитель человечества вообще, но как представитель определенного типа общества, или исторической эпохи, или социальной группы, то есть как носитель определенных социальных качеств или свойств. Тогда он называется личностью.

Личность в социологии – это человеческий индивид, рассматриваемый в качестве представителя определенной социальной общности, или социальной группы, или совокупности общностей или групп.

В этом случае мы различаем личность феодального общества или буржуазного общества, или как представителя духовенства, рабочего класса, представительницы прекрасной половины человечества. То есть в социологии личность берется не в своей неповторимости, но как нечто типичное.

Для пояснения вернемся к примеру, который мы приводили в самом начале − совместное посещение театра Петрова и Ивановой. Петров на свидание с Ивановой приходит немного пораньше, проводит ее в театр, угощает в буфете напитками, провожает до дома, говорит прощальные слова. Выясняет возможность следующего свидания. Во всех этих действиях социолог выделяет поведение Петрова как мужчины определенной возрастной группы, определенного слоя общества, определенной эпохи. Выделяется то, что стал бы делать в данной ситуации любой другой мужчина такого же возраста, из того же социального слоя, такой же эпохи. Социолога заинтересовали бы отклонения в поведении Петрова от стандартов представителя данных социальных групп. И он стремился бы выяснить причины отклонения, но не как психолог или биолог, а снова как социолог. Начал бы учитывать, например, что Петров одновременно является представителем такой особой социальной группы, как женатые мужчины, и через это объяснил бы некоторые особенности поведения Петрова на свидании с молодой незамужней женщиной.

Итак, личность для социолога есть прежде всего представитель определенных социальных групп и общностей, и в этом качестве личность рассматривается как субъект и объект соответствующих социальных отношений и связей.

Но известно, что человек не рождается личностью, он ею становится. Поэтому можно сказать, что всякая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Только что родившийся человек является индивидом – он с самого начала неповторим, у него единственный в мире тембр голоса, неповторимый вес (если уточнять до долей миллиграмма), неповторимый рост, уже есть особенности характера и т.д.

Но личностью он станет через некоторое время. А в некоторых случаях так и не станет. Но все равно общество с определенного возраста будет относиться к нему как к личности, если у человека нет психических нарушений. Этот человек будет нести ответственность за свои поступки, подвергаться различным санкциям и поощрениям и т.д. Процесс превращения человеческого индивида в личность называется в социологии социализацией. Дадим определение социализации.

Социализация есть процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что он становится не только объектом, но и субъектом соответствующих социальных отношений.

Необходимо уточнить, что объектом социальных отношений индивид является с самого рождения. Появляясь на свет, он получает имя, регистрируется в соответствующих учреждениях, оказывается сыном или дочерью, то есть членом семьи, потом становится членом школьного коллектива и т.д. Личность же отличается тем, что она является не только объектом, но и субъектом социальных отношений: то есть индивид не только должен выполнять определенные социальные функции, но и выполнять их как нечто желаемое, соответствующее его потребностям, без выполнения этих функций он не чувствовал бы удовлетворения от жизни.

Например, одна из важнейших социальных функций современной женщины состоит в том, чтобы быть женой, матерью и вести домашнее хозяйство. И ясно, что соответствующая деятельность не всегда приятна, чаще всего она обременительна, утомительна и раньше времени старит. Но общество строит процесс социализации таким образом, чтобы женщина хотела иметь мужа, детей, домашнее хозяйство, чтобы хлопотала со счастливым видом и смотрела с сожалением на тех, которые от всего этого свободны. И вот когда она сама искренне хочет всего этого и к этому стремится, то есть стала сознательным субъектом соответствующих социальных функций, тогда она признается полноценной личностью.

Таким образом, социализация состоит в превращении человека в субъекта, который видит смысл своей жизни в выполнении соответствующих социальных функций.

Процесс социализации является весьма сложным, он часто происходит стихийно. Можно выделить следующие его моменты. Это – имитация, или подражание, осознанное или неосознанное. Чаще всего имитация выступает ведущей формой социализации на раннем, детском этапе, когда ребенок, не совсем еще понимая смысл той или иной социальной роли, все же начинает копировать поведение взрослых через игры или неосознанное подражание, принимая конкретного взрослого человека в качестве образца. Сын стремится походить на отца, девочка на мать, или дети подражают любимому учителю в манере одеваться, вести себя и т.п.

Вторым моментом является идентификация. Идентификация означает осознание собственной принадлежности к той или иной общности с внутренним освоением ее ценностей и норм. Например, мальчик начинает понимать свою принадлежность к определенному кругу людей и противопоставлять себя людям другого круга, начинается деление на своих и не своих.

Другой пример, когда женщина жалуется на свою тяжелую долю подруге, что муж пьет и не всегда известно, где пропадает. Но когда подруга говорит: так брось его, зачем он такой тебе нужен? − женщина с гордостью отвечает, вот сама заведи мужа и тогда его бросай, а я все-таки замужняя женщина. То есть она идентифицирует себя с определенной социальной группой замужних и, следовательно, порядочных женщин. Она знает о себе, кто она есть, относя себя к определенной социальной группе.

Наконец, третьим моментом является стыд и вина. Личность стыдится, что другие обнаружили ее несоответствие требованиям и ценностям той группы, с которой она себя идентифицирует. Она может воспринимать это как позор и разоблачение. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, что все этого человека пока еще принимают в группе как своего, но он-то понимает свое несоответствие общим требованиям.

Например, женщина чувствует себя виноватой, если не успевает делать по хозяйству так хорошо, как должна делать настоящая замужняя женщина.

Процесс социализации достигает завершенности, когда личность приобретает определенный социальный статус или определенное социальное положение. И тогда личность начинает описываться через категории “социальный статус”, “социальная позиция”, “социальная роль”. Теперь мы перейдем к этим категориям.

2. Социальные статусы и социальные роли. Ролевое напряжение и ролевой конфликт. Понятие социального статуса мы уже употребляли в лекции по социальной структуре общества. Теперь это и другие понятия мы определим более точно.

Можно различать понятия социальная позиция и социальный статус. Социальная позиция означает то место, которое индивид занимает в социальном пространстве. Это место характеризуется набором номинальных и ранговых параметров. Например, Иванов – по национальности русский, по полу мужчина, по месту жительства – сельский житель, у него определенное вероисповедание, политическая ориентация; по ранговым показателям он имеет, скажем, среднее образование, приличный доход, небольшую власть, достаточно молод, интеллигентен, занимает должность среднего уровня и т.д. Все эти показатели определяют его место в социальном пространстве и отличают его от других индивидов. Это место в социальном пространстве и есть его социальная позиция.

Но вся совокупность данных показателей предопределяет круг его обязанностей и прав. Эти права и обязанности являются социальным статусом индивида.

Иногда в литературе статус и позиция понимаются как синонимы или не очень различаются. Но ясно, что позиция определяет статус. Например, статус женщины, то есть ее права и обязанности, в обществе несколько иной, чем статус мужчины; солдат по своему социальному статусу отличается от гражданского лица – потому что у них различные социальные позиции.

Статусы можно разделять на предписанные и достигаемые. Предписанные статусы связаны с номинальными параметрами. Быть мужчиной – предписанный статус, а быть мужем – достигаемый статус. Быть негром – предписанный статус, а полицейским – достигаемый статус.

В примитивных обществах доминирующую роль играют предписанные статусы. И многие должности тоже являются предписанными. Мужчина с детства готовится стать охотником, рыболовом или воином. Он, можно сказать, обречен стать ими. В современных обществах существует большая свобода в достижении той или иной позиции и соответственно определенного статуса.

Можно привести следующий пример. В примитивном обществе старость уважаема и почитаема в силу традиции, обычая и того, что старый человек аккумулирует в себе опыт всех прошлых поколений, этот опыт остается необходимым и для взрослого поколения. Дело в том, что примитивное общество меняется очень медленно, поэтому прошлый опыт остается актуальным. Современное же общество меняется в течение одного-двух поколений, меняются ценности и знания, поэтому прошлые ценности и знания быстро устаревают. Поэтому старые люди уже не рассматриваются как источник мудрого руководства. Старость теперь означает в большинстве случаев уход от дел, и основной функцией пожилых людей становится только поддержание собственного существования. Но сознание более консервативно, и старый человек считает себя призванным к выполнению прежних функций мудрого руководства молодого поколения. Возникает противоречие между претензией старого человека на руководство в семье и объективным отсутствием нужды в его опыте и знаниях. Например, в нашем обществе человек, которому сейчас 75 лет, как личность сформировался в возрасте 30 лет, то есть в послевоенные годы, когда большинство жило в бараках и коммуналках с общими кухнями и туалетами, с выяснением отношений по праздникам в нетрезвом виде и с представлением о счастье, когда буханка хлеба лежит на столе. Труд был непосильным, работников постоянно заставляли брать повышенные обязательства, зарплата отбиралась в виде займов, за всех думала партия и правительство. К человеку относились прежде всего как к трудовому винтику. Эта жизнь сформировала определенный тип личности, и теперь это поколение пытается учить тому, чему их научила вся их прошлая жизнь, новое поколение, которое пользуется компьютерами и сотовыми телефонами, меняет автомобили, ездит за границу, употребляет вместо привычного слова рубли непонятные баксы и т.д.

Поэтому переход к статусу пожилого человека в современном Российском обществе становится очень болезненным и сложным. И возможно, если образ жизни будет продолжать стремительно меняться, аналогичный переход будет еще болезненнее для тех, кому сейчас 30-40 лет.

Понятие социальной роли. Социальная роль – это поведение, которое ожидается социальной группой или обществом в соответствии с социальной позицией и статусом индивида. От социальной роли необходимо отличать социальное поведение. Социальное поведение – это фактическое поведение того, кто призван выполнять определенную социальную роль. Роль и фактическое поведение могут расходиться, это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора и доценты могут служить примером в выполнении своих функций.

Это различие между социальной ролью и социальным поведением может быть объяснено через понятия ролевое напряжение и ролевый конфликт.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Причиной ролевого напряжения могут быть либо неадекватная ролевая подготовка либо ролевой конфликт.

Рассмотрим сначала первую причину. В примитивном обществе социализация индивида строилась на непрерывном ролевом обучении. Мальчик из охотничьего племени с рождения имеет дело с игрушечными луком и стрелами, через некоторое время он уже пользуется настоящими луком и стрелами, тренируется в стрельбе по животным и птицам, убитым на охоте, затем взрослые его берут на первую охоту. Потом он отправляется на охоту самостоятельно и доказывает, что стал настоящим мужчиной и может жениться, когда приносит первую добычу. Здесь важно то, что жизнь взрослых членов племени – трудовая, семейная, социальная − вся проходит на виду у детей, которые постепенно осваивают одну роль за другой. В таком обществе ролевое напряжение если и возможно, то не является существенным. Оно может быть легко устранено. А если умелого охотника из мальчика так и не получается, ему поручают другие функции: он становится шаманом, заклинателем дождя и т.п.

В современном обществе ролевое обучение перестает быть непрерывным. Оно является необходимо прерывным.

Большинство взрослых людей выполняют свою основную работу вне дома, поэтому дети не могут наблюдать за ними. Например, отец работает на фабрике или в офисе и приходит домой в конце дня. И даже жена не всегда имеет представление о работе мужа.

Взрослые мало занимаются и домашними делами, перепоручая это прислуге или заказывая пиццу из ближайшего ресторана. Важно то, что игровая деятельность детей теперь слабо связана с задачами взрослых. И выпускник школы слабо представляет свою будущую взрослую деятельность. Скорее всего, он поступает в вуз, чтобы снова заниматься тем, что он уже более или менее умеет, то есть учиться.

Отсюда возникает ролевое напряжение как следствие слабой подготовки к исполнению роли взрослого человека.

Или оказывается, что индивид совершенно неподготовлен к исполнению роли в качестве пожилого человека, когда он внезапно выходит на пенсию и получает много свободного времени, потому что предыдущая жизнь совершенно не подготовила его к жизни пенсионера.

Другой случай неадекватной ролевой подготовки связан с тем, что при социализации личности моральная подготовка включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом игнорируется, что в реальной жизни эти правила претерпевают значительные изменения.

То есть при обучении в школе и при воспитании в семье индивиды получают, как правило, идеальную картину действительности, не соответствующую реальным особенностям взаимоотношений людей. Например, в школе воспитывают чувство справедливости, равенства возможностей, говорят о честности и порядочности. Но в реальной жизни оказывается, что преуспевают часто не благодаря своим способностям, но благодаря связям, наличию денег у родителей и т.п. Или выясняется, что политики оказываются такими же ограниченными и мелкими людьми, как и большинство людей. Или военные могут думать не о защите отечества, а о совсем других потребностях.

Это приводит к внутреннему ролевому напряжению, может подтолкнуть к цинизму, к отрицанию нравственных норм общества. И к ролевому поведению, не совпадающему с социальной ролью.

Ролевые конфликты. Бывает два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли.

Две или более количество ролей, которые выполняются одним и тем же индивидом, могут заключать несовместимые обязанности. Например, требования основной работы женщины-бизнесмена могут столкнуться с обязанностями домашней хозяйки или жены. Женатый студент должен выбирать между сидением в библиотеке за подготовкой к занятиям и необходимостью где-то подрабатывать, чтобы содержать молодую жену, находящуюся в интересном положении. Может быть конфликт между ролью работника милиции, который должен оштрафовать нарушителя правил дорожного движения, и ролью близкого друга, если нарушитель оказался человеком, с которым данного работника связывают старинные дружеские связи.

Конфликт в пределах одной роли состоит в том, что обязанности роли могут потребовать от человека выполнение действий, противоречащих его моральной установке или даже его здравому смыслу. В советское время один секретарь райкома выступил с блестящей речью перед выпускниками сельской школы, воодушевив их остаться в родной деревне работать в качестве доярок и трактористов. И уехал в Крым на отдых, довольный, что справился с поручением вышестоящей партийной инстанции. Но получил телеграмму от жены, что дочь, увлеченная его речью, собралась после школы работать в деревне, чтобы помочь родине в трудную минуту. Ему пришлось срочно вернуться, забрать ничего не понимающую дочь из деревни и организовать ее поступление в московский вуз, так как он знал, что молодые юноши и девушки уже после двух-трех лет работы в колхозе превратятся в тех же выпивох и надорванных непосильной работой баб, что и остальные жители деревни.

Существует несколько способов снятия ролевого напряжения и защиты от неприятных переживаний. Это – рационализация, разделение и регулирование ролей.

Рационализация ролей. Она состоит в защите против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для этой личности социально и персонально желательны. Например, девушка, которая не может выйти замуж, убеждает себя, что это и хорошо, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбы и хотят лишь одного.

Или плантаторы на юге Соединенных Штатов Америки искренне считали, что их невольники не являются людьми, так как это собственность, и бессмысленно говорить о каких-то их правах. Таким образом, при помощи особых понятий ситуация рационализируется, перестает быть противоречивой, ролевой конфликт и ролевая напряженность исчезают.

Разделение ролей. Здесь человек, переходя к другой роли, временно как бы выключает из сознания требования предыдущей роли. Например, палач, выполнив свою работу, приходит домой и переключается на роль заботливого мужа и семьянина, как бы стерев из сознания ту роль, которую он до этого выполнял. Для некоторых, чтобы переключиться, достаточно переодеться, сняв официальную одежду. Снял мундир коменданта концлагеря и стал совсем другим человеком: наслаждается музыкой Моцарта и учит своих детей христианским заповедям.

Рационализация и разделение ролей происходит бессознательно. В противном случае оно не было бы возможным.

Регулирование ролей. Этот метод всегда осуществляется сознательно и преднамеренно. Он состоит в перекладывании ответственности за свои действия на соответствующую организацию, или общественную ассоциацию, или государственный закон. Я это выполняю, потому что таков приказ. Или продавец подворовывает, так как уверен, что сама система торговли заставляет его это делать. Муж оправдывается перед женой, что поздно приходит домой, так как этого требует его работа.

Таким образом, ролевое напряжение и ролевые конфликты являются достаточно распространенным явлением, и поэтому личность вырабатывает различные механизмы сознательной или бессознательной защиты для избежания опасных последствий для психики и просто выживания.

3. Социальный контроль и социальное отклонение. Социальный контроль есть совокупность средств, с помощью которых социальная группа обеспечивает поведение ее членов в соответствии с ролевыми требованиями и ожиданиями.

В современном обществе в связи с усложнением общественной жизни роль такого социального контроля возрастает. Например, в большом городе сотни тысяч людей одновременно должны занимать свои рабочие места, и выполнять на них то, что от них требуется. Все эти действия должны быть четко согласованы между собой, иначе начнется расстройство всей общественной жизни. Вовремя должны быть подвезены продукты в магазины, кто-то должен обеспечивать бесперебойную работу электростанции и водоснабжения и т.д. Причем все это должно осуществляться без приказов и непосредственного контроля, так как к каждому человеку милиционера не приставишь.

Эта согласованность и обеспечение единого ритма жизни достигается социальным контролем.

Социальный контроль обеспечивается различными способами. Здесь можно выделить социализацию личности, групповое давление, контроль через принуждение.

Социализация призвана формировать наши привычки, желания и обычаи, чтобы индивид не решал самостоятельно каждый раз, как одеваться, как вести себя в той или иной ситуации. Причем любое действие, идущее вразрез с должным, самим индивидом воспринимается как неуместное, опасное и нежелательное. Осуществляется, таким образом, внутренний контроль личности за своим поведением.

Внутреннего контроля не всегда достаточно, поэтому он дополняется теми или иными формами группового давления. Индивид всю жизнь, чтобы была возможность более или менее достойного существования, должен быть членом тех или иных коллективов, социальных групп – ученических, трудовых, дружеских, семейных и т.д. И в соответствии с этим индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих определенный кодекс поведения.

Каждое отклонение от этого кодекса приводит к осуждению поведения личности группой, здесь может применяться целая шкала мер – от простых замечаний до изгнания из данной группы. Раньше в высшем обществе могли перестать подавать руку или не принимать в дом. Здесь идет речь о неформальных санкциях, однако они не всегда достаточны: группа может быть разобщена, и это может усложнять социальный контроль над ее членами. Поэтому бывает необходима другая форма контроля − принуждение.

Имеется в виду так называемый вторичный контроль – законы, форматизированные процедуры, принудительные правовые регуляторы, вплоть до лишения свободы.

4. Понятие социального капитала. Если внимательно приглядеться к человеческим отношениям в быту, в бизнесе, в политике, можно заметить, что эти отношения имеют определенную ценность. В самом деле, давно известно, что “человек со связями”, как правило, относительно легче, успешнее, быстрее достигает цели в указанных выше сферах. Качество отношений: способность привлекать нужных людей и влиять на них − оказывается, может приносить доход. Сами социальные отношения становятся реальным достоянием людей.

У Маркса капитал – это стоимость, используемая для производства прибавочной стоимости. В широком смысле капитал можно определить как богатство (денежные средства, ценные бумаги, материальное имущество), используемое в качестве источника дохода.

И на первый взгляд, кажется странным, что давно замеченное людьми, многократно отраженное в фольклоре, в художественной литературе свойство человеческих связей производить “прибавочную стоимость” ученых-экономистов и социологов всерьез заинтересовало совсем недавно. Однако это вполне объяснимо историей человечества.

С давних времен до середины XX века в производственном процессе главную роль играл физический капитал, то есть вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства. Относительная простота технологии и человеческих отношений позволяла (и кое-где позволяет до сих пор) обходиться относительно невысокими требованиями к рабочей силе. Образно говоря, это период – время становления в качестве источника капитала прежде всего физической силы: легко обучаемых и не менее легко заменяемых работников.

Появление и главенство сложных технологий потребовало нового отношения к рабочей силе. Потребовались иная и профессиональная подготовка, иное время на ее осуществление, иные психологические качества работников. Например, становится необходимым творчески, а не по заранее выработанному шаблону подходить к своему делу, любить его, ясно понимать и “чувствовать” не только свою узкую задачу, но и всю технологическую цепочку, стремиться реализовать в полной мере свои профессиональные знания и получать удовлетворение от решения сложных проблем. Это уже время развития и достижения человеческого капитала, который можно определить как интеллектуально-психологическое качество рабочей силы. Возрастание человеческого капитала стало новым источником эффективного развития производства, а значит и всего общества.

Наконец, умножение и усложнение социальных связей, всеобщее нарастание конкуренции и стрессонасыщенности во всех сферах жизни привело к необходимости по-новому оценивать роль качества отношений между людьми в процессе производства товаров и услуг, информации и художественных ценностей. Источником нового возрастания капитала физического становится капитал социальный, который можно условно охарактеризовать через определенное качество социальных связей. И здесь возникают определенные сложности. По мнению одного из пионеров изучения социального капитала Джорджа Коупмана, так же, как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами. Но, если физический капитал осязаем и воплощен в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов.

Очевидно, что социальный капитал возникает из соединения особых качеств отношений между людьми с их жизнедеятельностью.

В социологических исследованиях, проведенных в разных странах мира, предприниматели на вопрос: “Какими тремя качествами должен непременно обладать идеальный партнер?” в 90% случаев отвечают: “компетентность, порядочность, надежность”. Как видим, два из трех названных качеств относятся к классу морально-психологических.

Все более важное место в производстве и менеджменте вообще начинает занимать этнический аспект социальных отношений. Напомним утверждение Л.Н. Толстого: “...только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; однако одно дело только для него важно, и одно только дело оно делает – оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет”.

Питирим Сорокин писал о том, что в настоящее время происходит смена типа культуры: материалистически ориентированный чувственный тип заменяется на интегральный, синтезирующий в себе чувственный тип и так называемый идеациональный тип, ориентированный на идеальные, духовные ценности. В последнем существенно важным оказывается фактор взаимной помощи, сотрудничества и неэгоистической любви, по крайней мере, столь же важный элемент биологической эволюции, как и борьба за существование.

В свете этих идей значимость социального капитала убедительно обнаруживается на примере кросскультурных коммуникаций в бизнесе. П.Н. Шихирев – зачинатель изучения социального капитала в России − приводит следующие данные: в 1998 году у американских бизнесменов по причине кросскультурных различий сорвались сделки с англичанами в 18% случаев, с японцами – в 36% и с арабами – в 64%, а общий объем утраченной выгоды составил более 2 млрд. долларов.

Не случайно в бизнесе различается “твердый” (hard) и “мягкий” (soft) менеджмент. Причем возрастает внимание к “мягкому” менеджменту, который в отличие от “твердого” делает ставку не столько на материальные объекты и структуры (техника, технологии, транспорт и т.п.), сколько на систему человеческих отношений, их этику.

Практически все социальные отношения и социальные структуры способны производить социальный капитал, и формы его разнообразны. Джордж Коупман, например, указывает обязательства, ожидания, способность социальной структуры к передаче информационных потоков и норм, сопровождаемых санкциями.

Во всяком случае, только начав изучать социальный капитал, мы вплотную сталкиваемся с такими понятиями, как, например, доверие, репутация, честность, порядочность, лояльность, открытость, последовательность, забота о сотрудниках, эффективность принимаемых решений.

Стоит подчеркнуть, что социологам еще предстоит изучать социальный капитал, его способность самовозрастать и его реальную роль как в экономике, так и в образовании, культуре, политике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79604. НОВОЕ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО АВТОРСКОГО ПРАВА 74 KB
  Поводом для написания настоящей статьи послужило участие в семинаре организованном Российским авторским обществом при финансовой поддержке Tcis проходившем в г. Широкий и представительный состав участников этого мероприятия позволил сделать ряд выводов о тенденциях современного авторского права...
79605. ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 81 KB
  Соответственно право на защиту здесь будет пониматься как субъективное гражданское право юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать специальные меры правоохранительного характера которая включает в себя как материально-правовые так и процессуальные меры.
79606. О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РФ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ ФЕДЕРАЛИЗМА 81 KB
  При изучении нормативно-правовых систем субъектов РФ по нашему мнению необходимо учитывать следующие моменты: отечественная доктрина не редко отрицает деление права в рамках федерации на федеральное право и право субъектов.
79607. О СУЩЕСТВУЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ ТЕРМИНА «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВОВЕДЕНИИ 111.5 KB
  Подзаконные нормативные правовые акты если они включены в круг источников права отделяются от понятия законодательство и как правило закрепляются как самостоятельные источники наряду с законодательством законами. Речь идет о понимании законодательства как всего объема...
79608. СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ 94.5 KB
  Квалификация при совокупности преступлений всегда представляла определенную трудность особенно в тех случаях когда преступления входящие в предмет судебной оценки существенно отличаются друг от друга по своему характеру направленности умысла и совершены в различной последовательности.
79609. ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ РИМСКОГО ПРАВА. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ РИМСКОГО ПРАВА. ЗАЩИТА ДОЛЖНИКОВ 68 KB
  Коллоквиум романистов стран Центральной и Восточной Европы и Италии организованный Юридическим институтом Дальневосточного Государственного Университета в сотрудничестве с Центром изучения Римского права и юридических систем Национального Совета Исследований...
79610. АБАНДОН В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СТРАХОВАНИЯ 145 KB
  Развитие страхования в экономике России являющееся основанием для проявления к нему все большего интереса со стороны в том числе и правовой науки определяет актуальность рассмотрения не только вопросов общей теории страхового права элементов договора страхования и иных аспектов правового...
79611. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ 76.5 KB
  Интересно отметить что характер учебной деятельности студентов ЮИ ИГУ во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов несущих службу в условиях эмоционального напряжения.
79612. СИСТЕМА ПРАВА 122.5 KB
  Данная тема связана с характеристикой внутреннего строения позитивного права. Позитивное право представляет собой определенную систему, системное образование, и, как всякое системное образование, состоит из взаимосвязанных между собой элементов.