79112

Общество как система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В связи социальные связи и отношения С – единое целое общество в целом Расшифруем что значит социальные явления. Это во-первых социальные группы и общности во-вторых личности и их социальные роли в-третьих социальные нормы и ценности. Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. В зависимости от того какими будут эти связи и отношения и от того какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются мы получаем тот или иной исторический тип...

Русский

2015-02-10

395.5 KB

0 чел.

Тема II. Общество как система

[1] Тема II. Общество как система

[1.1] 1. Понятие системы. Общество как система.

[1.2] 2. О социальных связях.

[1.3] 3. Типология обществ.

1. Понятие системы. Общество как система. 

Рассмотрим общество с позиции структурной парадигмы. Мы осуществляем выбор и в дальнейшем будем ему следовать.

Ясно, что могли бы рассмотреть весь курс социологии в рамках интерпретативной парадигмы. И соответственно наше изложение всех социологических проблем было бы существенно другим.

Но выберем структурную парадигму, т.к. больше разработан именно этот подход, и на него легче опираться.

Итак, в рамках структурного подхода общество рассматривается как система. Дадим определение системы. Система есть совокупность элементов, находящихся в таких связях между собой, которые превращают эту совокупность элементов в единое целое.

В этом определении можно выделить три момента. Первый – наличие элементов. Очевидно, что их должно быть не меньше двух для того, чтобы оставлять совокупность. Второй момент – наличие определенных связей между элементами. Третий момент – эти связи таковы, что превращают совокупность элементов в единство, или в целостность.

А1, A2, A3 ... – элементы

В1, B2, B3… – связи

С – единое целое

Что значит единство и целостность? Это означает, что у всей совокупности элементов, взятых вместе, возникают особые свойства, которых нет у элементов, взятых по отдельности.

Рассмотрим это на примере.

Допустим возникает определенная система из объединения мужчины и женщины для совместной жизни, эта система называется семьей. И в этой системе тоже возникают свойства, которые отсутствуют у мужчины и женщины, взятых в отдельности: появляется возможность воспроизведения человеческого рода, удовлетворения потребностей в определенном общении, выполнения определенных общественных функций и т.д. И мужчина в этой системе приобретает новые свойства, он становится мужем, отцом, зятем и т.д., то есть приобретает свойства, которых у него не было до создания семьи. И женщина становится женой, матерью, невесткой и т.п. Таким образом, сами элементы преобразуются в нечто иное, чем они были до объединения в систему.

Теперь перейдем к обществу как системе. Общество можно определить тоже как совокупность некоторых элементов, которые объединяются определенными связями в единое целое. В данной схеме можно ввести такие обозначения.

А – (элементы) социальные явления и процессы

В – (связи) социальные связи и отношения

С – (единое целое) общество в целом

Расшифруем, что значит социальные явления. Это, во-первых, социальные группы и общности, во-вторых, личности и их социальные роли, в-третьих, социальные нормы и ценности.

Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. Общество в целом – здесь речь идет об определенных типах обществ, которые возникают как результат взаимодействия социальных явлений и процессов. Их мы тоже будем рассматривать в дальнейшем.

Дадим определение общества как системы.

Общество есть совокупность социальных групп и общностей, личностей, социальных норм и ценностей, объединяемых разнообразными связями и отношениями в единое целое.

В зависимости от того, какими будут эти связи и отношения, и от того, какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются, мы получаем тот или иной исторический тип общества.

2. О социальных связях. 

Дадим определение социальной связи. Социальные связи – это социальные действия индивидов, объединяющие социальные общности и самих индивидов в единое целое, которое называется обществом.

Вслед за Максом Вебером мы выделяем в социальном действии две взаимосвязанные стороны: первая состоит в том, что социальное действие всегда осознанно, то есть индивид всегда придает смысл своему действию. Вторая сторона социального действия состоит в том, что оно всегда явно или неявно ориентировано на поведение других.

Например, если бы преподаватель просто излагал в пустой аудитории вот эту лекцию по социологии, то это не было бы социальным действием. Но когда ту же самую лекцию излагают, ориентируясь на слушателей, находящихся в аудитории, то есть лекция читается для кого-то, то она будет социальным действием. Но преподаватель мог бы находиться один в комнате и проговаривать эту лекцию, готовясь к завтрашнему выступлению перед слушателями. Это означало бы, что по крайней мере мысленно они имеются в виду. И это тоже было бы социальным действием.

И ясно, что при чтении лекции придается смысл самому процессу как учебному занятию. Таким образом, присутствует и первая сторона социального действия: то, что оно всегда как-то осмысливается тем, кто его совершает.

И вот из этих социальных действий невообразимого числа индивидов, в которых и через которые индивиды влияют друг на друга, складывается социальная жизнь общества – как раз та особая реальность, которая изучается социологией.

Итак, мы имеем социальные связи. Они бывают различных видов. Различают социальную связь в виде социального контакта. Это относительно неглубокая, часто мимолетная социальная связь, которая не оказывает существенного воздействия на жизнь и деятельность людей. Например, вы совершается такой социальный контакт с гардеробщиком в театре, когда снимаете пальто и передаете его гардеробщику, получив взамен номерок. Можете даже переброситься с ним двумя-тремя словами, типа “возьмите, пожалуйста”, “спасибо”. Или при встрече со знакомым вы здоровайтесь, спрашиваете, как дела, и слышите в ответ, что все хорошо. Социальным контактом можно назвать общение в транспорте между пассажирами.

В одной юмореске рассказывается о том, как муж приходит домой, они с женой ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Через некоторое время заговорили о ребенке, и выясняется, что она говорит о сыне, а он о дочери. Оказывается, он перепутал подъезд. Но внешне все так же, как и у него дома, – телевизор в углу и стенка с сервизом, жена в бигуди. Ясно, что жизнь в обеих семьях свелась к социальным контактам, и каждый член семьи давно живет сам по себе.

Социальная связь может иметь более глубокий и существенный характер. Тогда она называется социальным взаимодействием. Здесь действия одного субъекта являются причиной и следствием действий другого субъекта. В ходе социального взаимодействия люди изменяют жизнь друг друга, воздействуют на образ мыслей и поведение друг друга.

Социальным взаимодействием можно назвать сексуальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, хотя, конечно, и здесь иногда речь может идти всего лишь о социальном контакте. К социальным взаимодействиям можно отнести семейные отношения, когда налицо нормальный брачный союз. Также сюда относятся отношения на производстве между начальником и подчиненными, между преподавателем и студентами в вузе, отношения на государственной службе, в армии, политические отношения и т.п. Различают социальные взаимодействия в виде отношений солидарности или враждебности, кратковременные или длительные, организованные или неорганизованные (например, взаимоотношения между индивидами в толпе), могут быть сознательные или бессознательные.

Наконец, необходимо выделить такой особый вид социальной связи, как социальные отношения. Это – отношения между большими социальными общностями, классами, группами. Они устойчивы, часто складываются помимо сознания людей и воспроизводятся в ходе процесса социальной жизни. Например, отношения между классом буржуазии и классом пролетариев; или рыночные отношения – между производителями и потребителями; отношения между городом и деревней, между нациями, между криминальными группами и обществом и т.д.

Таким образом, мы различаем в социальных связях, во-первых, социальные контакты, во-вторых, социальные взаимоотношения, в-третьих, социальные отношения. Но необходимо отметить, что эта терминология достаточно условна. Иногда в литературе социальные отношения отождествляются с социальными связями, социальные взаимоотношения приравниваются к социальным контактам и т.д. То есть тут вопрос чисто терминологический. Но все же необходимо различать социальные связи по степени глубины и важности, для чего мы и использовали понятия “социальный контакт”, “социальное взаимодействие” и “социальное отношение”.

3. Типология обществ.

Можно различать те или иные типы обществ в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения являются в данном обществе господствующими.

Согласно марксистской социологии, определяющими в обществе являются отношения собственности и классовые. И тогда можно выделить различные общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эта схема более или менее работала в XIX веке. Но в дальнейшем выяснилось, что помимо этих формаций целые тысячелетия существовал так называемый азиатский способ производства, который нельзя определить ни как рабовладельческий, ни как феодальный и тем более буржуазный. А с другой стороны, социалистические общества, возникшие в ХХ веке, которые упорно называли себя первой фазой коммунизма, очень напоминали по характеру собственности, политической власти и идеологии именно азиатский способ производства. Поэтому выяснилось в конце концов, что марксистская типология общества не позволяет понять многие реальности ХХ века. Теперь разрабатываются другие типологии.

Различают, например, два основных типа общества: во-первых, допромышленное общество, или так называемое традиционное, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, существенную часть Латинской Америки, большую часть Востока и господствовал до XIX века в Европе. Во-вторых, современное промышленно-городское общество. К нему принадлежит так называемое евроамериканское общество; и к нему постепенно подтягивается остальная часть мира.

Более современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап – доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап – индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап – постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.

С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть – проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть – Европа, США, Япония − вошли в третий этап развития. Россия и Китай находятся в состоянии перехода от второго этапа к третьему.

Но возможны и другие деления обществ. Можно разделять общества по политическим признакам − на тоталитарные и демократические. В первых обществах само общество не выступает самостоятельным субъектом общественной жизни, но обслуживает интересы государства. Вторые общества характеризуются тем, что, наоборот, государство обслуживает интересы гражданского общества, отдельной личности и общественных объединений, по крайней мере, в идеале.

Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные. Ясно, что Россия является многонациональным обществом, а Германия – однонациональное общество.

Важно подчеркнуть, что существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50432. Изучение явления теплопроводимости в газах и определить коэфицент теплопроводимости воздуха 27.5 KB
  Цель работы: изучение явления теплопроводимости в газах и определить коэфицент теплопроводимости воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэфицента теплопроводимости воздуха. Ход работы: Измеряем напряжение на проводнике, находящегося в трубке, при различном значении силы тока в цепи.
50434. Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха 67.5 KB
  Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента теплопроводности воздуха. k На рисунке 1 изображена схема устройства установки для измерения коэффициента теплопроводности воздуха.Специализированная программа выдаёт нам следующие значения уравнения функции и коэффициента теплопроводности для каждой трубки: 1 .
50436. Сравнение вельш-корги-кардиган и вельш-корги-пемброк 1.36 MB
  Корги самая маленькая из группы пастушьих собак. Как и все остальные представители этой группы, корги в последнее время редко используются по назначению, однако их высокие рабочие качества постоянно подтверждаются учебными испытаниями и соревнованиями, где они успешно конкурируют с другими
50437. ЛОГІЧНІ ЕЛЕМЕНТИ І НАЙПРОСТІШІ КОМБІНАЦІЙНІ СХЕМИ 284 KB
  Проаналізувати задану комбінаційну схему див. Зібрати задану схему. На підставі отриманої ТС за допомогою ГС і ЛА протестирувати зібрану схему і зняти її часову діаграму. Спробувати спростити отриманий ЛВ і одержати нову схему.
50438. Описание терминального режима 190 KB
  В контексте пользователя доступны только простые команды некоторые базовые операции для мониторинга не влияющие на конфигурацию маршрутизатора. В контексте администратора доступны команды позволяющие получить полную информацию о конфигурации маршрутизатора и его состоянии команды перехода в режим конфигурирования команды сохранения и загрузки конфигурации. Глобальный контекст конфигурирования содержит как непосредственно команды конфигурирования маршрутизатора так и команды перехода в контексты конфигурирования подсистем маршрутизатора...
50439. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ 305 KB
  Если нет другого выхода то спор можно разрешить и дракой. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки это плохое кино. Когда я стою на мосту то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
50440. Енергозбереження. Методичні вказівки 441 KB
  Лабораторні роботи дають змогу студентам що вивчають курс перевірити та дослідити теорію яку подано в навчальних посібниках та лекціях дають знання щодо шляхів раціонального використання всіх видів енергії від її виробництва до споживання. Після виконання кожної лабораторної роботи оформлюється звіт. Звіт про виконання лабораторної роботи повинен мітити: назву та мету лабораторної роботи; короткі теоретичні відомості які необхідні для захисту лабораторної роботи непотрібно друкувати всі теоретичні відомості з методички чи книжки;...