79112

Общество как система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В связи социальные связи и отношения С – единое целое общество в целом Расшифруем что значит социальные явления. Это во-первых социальные группы и общности во-вторых личности и их социальные роли в-третьих социальные нормы и ценности. Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. В зависимости от того какими будут эти связи и отношения и от того какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются мы получаем тот или иной исторический тип...

Русский

2015-02-10

395.5 KB

0 чел.

Тема II. Общество как система

[1] Тема II. Общество как система

[1.1] 1. Понятие системы. Общество как система.

[1.2] 2. О социальных связях.

[1.3] 3. Типология обществ.

1. Понятие системы. Общество как система. 

Рассмотрим общество с позиции структурной парадигмы. Мы осуществляем выбор и в дальнейшем будем ему следовать.

Ясно, что могли бы рассмотреть весь курс социологии в рамках интерпретативной парадигмы. И соответственно наше изложение всех социологических проблем было бы существенно другим.

Но выберем структурную парадигму, т.к. больше разработан именно этот подход, и на него легче опираться.

Итак, в рамках структурного подхода общество рассматривается как система. Дадим определение системы. Система есть совокупность элементов, находящихся в таких связях между собой, которые превращают эту совокупность элементов в единое целое.

В этом определении можно выделить три момента. Первый – наличие элементов. Очевидно, что их должно быть не меньше двух для того, чтобы оставлять совокупность. Второй момент – наличие определенных связей между элементами. Третий момент – эти связи таковы, что превращают совокупность элементов в единство, или в целостность.

А1, A2, A3 ... – элементы

В1, B2, B3… – связи

С – единое целое

Что значит единство и целостность? Это означает, что у всей совокупности элементов, взятых вместе, возникают особые свойства, которых нет у элементов, взятых по отдельности.

Рассмотрим это на примере.

Допустим возникает определенная система из объединения мужчины и женщины для совместной жизни, эта система называется семьей. И в этой системе тоже возникают свойства, которые отсутствуют у мужчины и женщины, взятых в отдельности: появляется возможность воспроизведения человеческого рода, удовлетворения потребностей в определенном общении, выполнения определенных общественных функций и т.д. И мужчина в этой системе приобретает новые свойства, он становится мужем, отцом, зятем и т.д., то есть приобретает свойства, которых у него не было до создания семьи. И женщина становится женой, матерью, невесткой и т.п. Таким образом, сами элементы преобразуются в нечто иное, чем они были до объединения в систему.

Теперь перейдем к обществу как системе. Общество можно определить тоже как совокупность некоторых элементов, которые объединяются определенными связями в единое целое. В данной схеме можно ввести такие обозначения.

А – (элементы) социальные явления и процессы

В – (связи) социальные связи и отношения

С – (единое целое) общество в целом

Расшифруем, что значит социальные явления. Это, во-первых, социальные группы и общности, во-вторых, личности и их социальные роли, в-третьих, социальные нормы и ценности.

Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. Общество в целом – здесь речь идет об определенных типах обществ, которые возникают как результат взаимодействия социальных явлений и процессов. Их мы тоже будем рассматривать в дальнейшем.

Дадим определение общества как системы.

Общество есть совокупность социальных групп и общностей, личностей, социальных норм и ценностей, объединяемых разнообразными связями и отношениями в единое целое.

В зависимости от того, какими будут эти связи и отношения, и от того, какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются, мы получаем тот или иной исторический тип общества.

2. О социальных связях. 

Дадим определение социальной связи. Социальные связи – это социальные действия индивидов, объединяющие социальные общности и самих индивидов в единое целое, которое называется обществом.

Вслед за Максом Вебером мы выделяем в социальном действии две взаимосвязанные стороны: первая состоит в том, что социальное действие всегда осознанно, то есть индивид всегда придает смысл своему действию. Вторая сторона социального действия состоит в том, что оно всегда явно или неявно ориентировано на поведение других.

Например, если бы преподаватель просто излагал в пустой аудитории вот эту лекцию по социологии, то это не было бы социальным действием. Но когда ту же самую лекцию излагают, ориентируясь на слушателей, находящихся в аудитории, то есть лекция читается для кого-то, то она будет социальным действием. Но преподаватель мог бы находиться один в комнате и проговаривать эту лекцию, готовясь к завтрашнему выступлению перед слушателями. Это означало бы, что по крайней мере мысленно они имеются в виду. И это тоже было бы социальным действием.

И ясно, что при чтении лекции придается смысл самому процессу как учебному занятию. Таким образом, присутствует и первая сторона социального действия: то, что оно всегда как-то осмысливается тем, кто его совершает.

И вот из этих социальных действий невообразимого числа индивидов, в которых и через которые индивиды влияют друг на друга, складывается социальная жизнь общества – как раз та особая реальность, которая изучается социологией.

Итак, мы имеем социальные связи. Они бывают различных видов. Различают социальную связь в виде социального контакта. Это относительно неглубокая, часто мимолетная социальная связь, которая не оказывает существенного воздействия на жизнь и деятельность людей. Например, вы совершается такой социальный контакт с гардеробщиком в театре, когда снимаете пальто и передаете его гардеробщику, получив взамен номерок. Можете даже переброситься с ним двумя-тремя словами, типа “возьмите, пожалуйста”, “спасибо”. Или при встрече со знакомым вы здоровайтесь, спрашиваете, как дела, и слышите в ответ, что все хорошо. Социальным контактом можно назвать общение в транспорте между пассажирами.

В одной юмореске рассказывается о том, как муж приходит домой, они с женой ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Через некоторое время заговорили о ребенке, и выясняется, что она говорит о сыне, а он о дочери. Оказывается, он перепутал подъезд. Но внешне все так же, как и у него дома, – телевизор в углу и стенка с сервизом, жена в бигуди. Ясно, что жизнь в обеих семьях свелась к социальным контактам, и каждый член семьи давно живет сам по себе.

Социальная связь может иметь более глубокий и существенный характер. Тогда она называется социальным взаимодействием. Здесь действия одного субъекта являются причиной и следствием действий другого субъекта. В ходе социального взаимодействия люди изменяют жизнь друг друга, воздействуют на образ мыслей и поведение друг друга.

Социальным взаимодействием можно назвать сексуальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, хотя, конечно, и здесь иногда речь может идти всего лишь о социальном контакте. К социальным взаимодействиям можно отнести семейные отношения, когда налицо нормальный брачный союз. Также сюда относятся отношения на производстве между начальником и подчиненными, между преподавателем и студентами в вузе, отношения на государственной службе, в армии, политические отношения и т.п. Различают социальные взаимодействия в виде отношений солидарности или враждебности, кратковременные или длительные, организованные или неорганизованные (например, взаимоотношения между индивидами в толпе), могут быть сознательные или бессознательные.

Наконец, необходимо выделить такой особый вид социальной связи, как социальные отношения. Это – отношения между большими социальными общностями, классами, группами. Они устойчивы, часто складываются помимо сознания людей и воспроизводятся в ходе процесса социальной жизни. Например, отношения между классом буржуазии и классом пролетариев; или рыночные отношения – между производителями и потребителями; отношения между городом и деревней, между нациями, между криминальными группами и обществом и т.д.

Таким образом, мы различаем в социальных связях, во-первых, социальные контакты, во-вторых, социальные взаимоотношения, в-третьих, социальные отношения. Но необходимо отметить, что эта терминология достаточно условна. Иногда в литературе социальные отношения отождествляются с социальными связями, социальные взаимоотношения приравниваются к социальным контактам и т.д. То есть тут вопрос чисто терминологический. Но все же необходимо различать социальные связи по степени глубины и важности, для чего мы и использовали понятия “социальный контакт”, “социальное взаимодействие” и “социальное отношение”.

3. Типология обществ.

Можно различать те или иные типы обществ в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения являются в данном обществе господствующими.

Согласно марксистской социологии, определяющими в обществе являются отношения собственности и классовые. И тогда можно выделить различные общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эта схема более или менее работала в XIX веке. Но в дальнейшем выяснилось, что помимо этих формаций целые тысячелетия существовал так называемый азиатский способ производства, который нельзя определить ни как рабовладельческий, ни как феодальный и тем более буржуазный. А с другой стороны, социалистические общества, возникшие в ХХ веке, которые упорно называли себя первой фазой коммунизма, очень напоминали по характеру собственности, политической власти и идеологии именно азиатский способ производства. Поэтому выяснилось в конце концов, что марксистская типология общества не позволяет понять многие реальности ХХ века. Теперь разрабатываются другие типологии.

Различают, например, два основных типа общества: во-первых, допромышленное общество, или так называемое традиционное, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, существенную часть Латинской Америки, большую часть Востока и господствовал до XIX века в Европе. Во-вторых, современное промышленно-городское общество. К нему принадлежит так называемое евроамериканское общество; и к нему постепенно подтягивается остальная часть мира.

Более современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап – доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап – индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап – постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.

С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть – проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть – Европа, США, Япония − вошли в третий этап развития. Россия и Китай находятся в состоянии перехода от второго этапа к третьему.

Но возможны и другие деления обществ. Можно разделять общества по политическим признакам − на тоталитарные и демократические. В первых обществах само общество не выступает самостоятельным субъектом общественной жизни, но обслуживает интересы государства. Вторые общества характеризуются тем, что, наоборот, государство обслуживает интересы гражданского общества, отдельной личности и общественных объединений, по крайней мере, в идеале.

Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные. Ясно, что Россия является многонациональным обществом, а Германия – однонациональное общество.

Важно подчеркнуть, что существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75327. Христианство, церковь, ереси в XI-XV вв. Раскол христианской церкви. Особенности греко-православной и римско-католической церкви 52.5 KB
  Раскол христианской церкви. Особенности грекоправославной и римскокатолической церкви. Единство христианской церкви уже задолго до её окончательного разделения было лишь видимым. За этими богословскими спорами скрывались совершенно реальные церковнополитические разногласия и в частности столкновения изза деятельности церковных миссий восточной церкви в IX Х вв.
75328. Феодально-рыцарская культура Западной Европы в XII-XV веков 37 KB
  Феодальнорыцарская культура Западной Европы в XIIXV вв. Рыцарские турниры имитировавшие настоящие сражения приобрели особую пышность в XIII XIV вв. В XII в. Магистром поэтов называли Гираута де Борнейля последняя треть XII начало XIII в.
75329. Торговля в средние веки, ее эволюция и роль 32.5 KB
  Возрождение торговли В XI в феодальное общество начало медленно просыпаться от тяжелого сна Страсть к путешествиям приключениям сразу рассеяла общее оцепенение таково завоевание Англии обеих Сицилии. Некоторые из этих предприятий носили политический другие религиозный характер; но все они способствовали развитию торговли потому что благодаря им устанавливались сношения между теми странами откуда выходили завоеватели и теми где они водружали свои знамена С этого времени руанские купцы пользуются правом свободной торговли в Лондоне где...
75330. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков 36.5 KB
  Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...
75331. Государство периода феодальной раздробленности 32.5 KB
  Феодальная анархия аристократический стройПо мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах расширения их территории и административного аппарата представители которого осуществляют власть монарха над местным населением собирая дань и войско увеличивается количество претендентов на центральную власть периферийные военные ресурсы увеличиваются а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды при этом ресурсы избранного...
75332. Испания и Португалия в XIV-XV веках 42 KB
  Испания и Португалия в XIVXV вв. Пиренейский полуостров в XIV XV вв. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова в конце XIII первой половине XIV в. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова как и для остальной Европы имела эпидемия чумы в середине XIV в.
75333. Особенности социально-экономического и политического развития Англии в XII-XIII веках 39 KB
  Развитие товарно-денежных отношений в деревне в целом тяжело отразилось на широких массах крестьянства. С развитием рынка росли потребности феодалов. Коммутация ренты ускорила и углубила начавшееся задолго до XIII в. имущественное расслоение крестьянства
75334. Английское общество и государство в XIV-XV веков 43.5 KB
  Английское общество и государство в XIVXV вв. Во второй четверти XIV в. Под давлением экономической необходимости и усиливающейся борьбы крестьянства многие даже крупные феодалы к середине XIV в. Малая производительность барщинного труда там где он сохранялся слабая приспособляемость домениального хозяйства к условиям рынка наконец нехватка наемной рабочей силы в хозяйстве феодалов коммутировавших барщину уже к середине XIV в.