79113

Социальная структура общества, социальные группы и слои

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Русский

2015-02-10

999 KB

2 чел.

PAGE  13

Тема III. Социальная структура общества, социальные группы и слои

  1.  Социальная группа и ее разновидности
  2.  Социальные слои и социальная стратификация.
  3.  Модели классовой структуры общества.

1. Социальная группа и ее разновидности. Дадим определение социальной группы, которое будет отличаться от определения социальной общности.

Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно выделить два момента. Первый состоит в том, что члены группы как-то взаимодействуют между собой. Второй момент состоит в том, что каждый член группы более или менее представляет, каких действий можно ожидать от каждого другого члена в конкретной ситуации.

Поясним на примере граждан, стоящих на автобусной остановке. Когда они просто стоят и ждут автобус, то это еще не социальная группа, так как их ничего не связывает между собой; каждый сам по себе. Но вот кто-то из них затеял драку. И здесь будет некое взаимодействие, то есть буквально: взаимные действия – оскорбления, физические воздействия друг на друга. И каждый из дерущихся примерно знает, как поведет себя другой. Например, зачинщик драки ожидает, что большинство будет на его стороне и во всяком случае не будет ему мешать, и он также примерно представляет, как среагирует его противник, что скорее всего примет вызов, но потом уступит, когда увидит, какими приемами владеет зачинщик. То есть всегда есть некое ожидание или, скажем так, предвидение определенной реакции.

От социальной группы необходимо отличать так называемые агрегации и квазигруппы, или мнимые группы.

Агрегация – это простое собрание людей в определенном месте, не осуществляющее сознательных взаимодействий.

Агрегацией будут люди на автобусной остановке, или едущие в одном вагоне в метро, или проживающие в одном населенном пункте: есть единство в пространстве, но нет сознательного взаимодействия.

Говорят, в европейском обществе люди одиноки и каждый живет сам по себе. Даже столики в кафе рассчитаны на одного человека. Таким образом, кафе может быть переполнено, но каждый сам по себе − и это пример агрегации. Но вот несколько столиков объединилось, чтобы отметить какое-то событие, или потанцевать, или обсудить политические новости, или поухаживать друг за другом. И это уже будет социальная группа. Налицо взаимодействие и разделяемые ожидания по поводу поведения друг друга.

Квазигруппа – это совокупность взаимодействующих индивидов, но связь их неустойчива, кратковременна и возникла случайно.

Возникнув, квазигруппа тут же распадается либо под влиянием каких-то обстоятельств превращается в устойчивую социальную группу.

Среди квазигрупп можно различить разновидности. Это так называемая аудитория − совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой людей, которые передают остальным какую-то информацию. Этого индивида или группу людей, владеющих информацией, называют коммуникатором.

Например, люди собрались послушать уличного оратора или собрались перед громкоговорителем, объявляющим о понижении цен на продукты или о начале войны. Или за юбилейным столом все слушают тамаду. Аудитория может быть очень большой и необязательно собранной на одном месте. Например, множество людей в разных населенных пунктах, читающих одну и ту же газету в течение дня, или совокупность людей, смотрящих одну передачу по телевизору одновременно по всей стране.

Здесь важно, что взаимодействие является односторонним: нет обратной связи между людьми и коммуникатором. Скажем, миллионы болельщиков смотрят одновременно по телевизору игру в футбол и кричат, подбадривая свою команду, но их крики никак не влияют на ход игры.

Другим видом квазигруппы является толпа.

Толпа – это временное собрание людей, объединенных в одном пространстве общностью интересов.

Толпа обычно разделена на лидера и остальных. Взаимодействие здесь часто сводится к общим жестам, к лицевой мимике, к единству поступков. Толпа обладает следующими качествами.

Первое. Люди в толпе становятся внушаемыми, они легче воспринимают мнения, чувства и действия большинства.

Второе. Толпа анонимна. Индивид как бы растворяется в толпе, перестает отличать себя от других. Поэтому толпа действует часто как одно целое.

Третье. Люди ведут себя в толпе спонтанно, не задумываясь над своими действиями, их поведение зависит исключительно от эмоций.

Четвертое. Неуязвимость толпы. Люди в толпе ощущают себя вне социального контроля, исчезает чувство ответственности и стыда, они как бы растворяются в толпе и понимают, что все, что они сделают, окажется безнаказанным.

Например, футбольные болельщики после игры расходятся со стадиона гигантской толпой и совершают акты вандализма – бьют стекла в транспорте, переворачивают машины, как бы сметая все на своем пути. Потому что каждый слился с толпой и ни за что не отвечает. Он как все, поэтому все можно.

Вернемся к социальным группам. Каждый индивид входит в ту или иную социальную группу, и эти группы он определяет как “мои”. Например, “моя семья”, “моя компания“, “моя национальность”, “моя возрастная группа”, “моя профессия”, поэтому индивид может сказать – мы, врачи, считаем, что… Или: я как женщина считаю…

Группы, в которые входит данный индивид, называются ингруппами. Приставка “ин” образована от английского предлога “in”, означающего “находиться внутри”. Это группы, к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицирует себя с другими членами данных групп, то есть приравнивает себя к ним. Индивид рассматривает членов ингруппы как “мы”.

Все другие группы, к которым данный индивид не принадлежит, – другие семьи, другая компания, другая нация, профессия и т.д. – будут для него аутгруппами. Приставка “аут” образована от английского предлога “out”, означающего находиться “вне”. Для индивида члены аутгруппы будут уже “не мы” или “другие”.

Это очень важное различение на “мы” и “другие”, оно действует и в современном обществе. Когда человек попадает в среду незнакомых людей, то он стремится выяснить, нет ли здесь тех, кто входит в его социальную группу, или слой, или класс. И это позволяет ему уже не чувствовать себя одиноким и изолированным, он начинает как-то ориентироваться в обстановке. Например, он обнаруживает, что в данной компании есть человек, который тоже занимается спортом. И здесь неважно, что этот человек играет в шашки, а тот прыгает с трамплина. Важно, что оба спортсмены. Или выясняется, что оба болеют за “Спартак”. Или тот и другой собирают винные этикетки. Важно, что они принадлежат одной социальной группе, у них есть общие интересы, которые их объединяют. Они могут друг о друге сказать “мы”.

Два человека могут одновременно относиться друг к другу как члены ингруппы и аутгруппы. Для студента экономического факультета студент психологического факультета является членом аутгруппы, то есть оказывается среди “других”. Но оба могут входить в одну волейбольную команду вуза и быть в этом смысле членами одной ингруппы, то есть входят в “мы”.

Иногда процесс включения конкретного индивида в ингруппу бывает болезненным и не всегда удачным. Например, новичок-рабочий приходит работать в производственную бригаду, но не может прижиться в ней, становится предметом насмешек, всяческих испытаний. Возможно, со временем все же он станет полноправным членом бригады, а может и не стать.

Отношения между аутгруппами могут быть различными – от нейтральных до очень враждебных. В примитивных обществах посторонних людей считают частью животного мира, в их языке слова “враг” и “посторонний” часто имеют одинаковый смысл.

Когда в России большевики пришли к власти, то быстро установилось враждебное отношение к представителям так называемых эксплуататорских классов – дворянству, буржуазии, и к интеллигенции – адвокатам, инженерам и др. Сажали в концлагерь в 1918 году только за то, что человек происходил из обеспеченной семьи, имел образование. Или фашисты, придя в Германии к власти, провели законы, согласно которым евреи не считались за людей.

Важно отметить, что отнесение индивида к ингруппе или к аутгруппе влияет на отношение к нему других индивидов. От членов ингруппы ожидается лояльность, взаимопомощь, взаимопонимание. Могут прийти на помощь даже независимо от того, прав человек или нет, помогают по принципу “наших бьют!”.

Отношение к членам аутгруппы может меняться от безразличия до враждебности или, наоборот, до очень дружелюбного отношения. Например, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит так называемых девчонок, но через несколько лет начинает живо ими интересоваться.

Понятия ингруппы и аутгруппы работают и в политике. Так, православные или славянские государства выступают для европейских стран как страны аутгруппы, которые лучше всего каким-то способом ослабить. В свое время эту особенность отношения Европы к славянам подметил Николай Данилевский, русский философ XIX века.

Введем еще одно понятие – референтные группы. Референтная группа – это реальная или условная социальная общность, на нормы, мнения и ценности которой индивид ориентируется в своем поведении и самооценке.

Так, юноша, занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение тех, кто достиг в этой области больших результатов. Внезапно разбогатевший человек стремится подражать в одежде и в поведении представителям так называемого высшего света. По-видимому, каждый человек сознательно или бессознательно имеет для себя пример и образец для подражания.

Это используется в рекламе. Показывают, как небрежно прикуривает сигарету “Мальрборо” мужественного вида ковбой. И обычный человек стремится покупать эти сигареты, чтобы выглядеть, как тот ковбой.

Иногда референтная группа совпадает с ингруппой. Например, подросток считается с мнением своей дворовой компании больше, чем с мнением учителей или родителей. Но иногда референтная группа совпадает с аутгруппой. Простой рабочий человек, например, может стремиться жениться на женщине из интеллигентной семьи. И здесь возможны различные варианты его судьбы, вплоть до трагического.

Введем еще одно понятие – социальные стереотипы. Социальный стереотип – это образ аутгруппы, который разделяется многими людьми. То есть мы приписываем, часто бессознательно, каждому из индивидов данной группы определенные черты психологические, физические, экономические и т.д.

Например, принято считать, что все немцы педантичны и аккуратны, все негры страстные и темпераментные, а все англичане замкнуты и молчаливы. Хотя на самом деле такими являются далеко не все негры, англичане и немцы. Стереотипы могут быть позитивные: например, той или иной группе приписывается храбрость, доброта, честность. Так, считается, что все французы блестящие любовники. Но могут приписываться и отрицательные черты – жадность, беспринципность и т.д.

Итак, есть социальные стереотипы, но в действительности они никогда не бывают истинными. Нельзя сказать, что все представители в данной группе именно такие. В то же время эти стереотипы не являются полностью ложными, какое-то соответствие все же есть.

Социальные стереотипы со временем меняются. Раньше был устойчивый стереотип капиталиста как толстяка в цилиндре и с сигарой. Но сейчас все в большей степени начинает господствовать другой стереотип предпринимателя: подтянутый человек, который следит за своим здоровьем, ходит в сауну и играет по субботам в гольф.

Различаются группы большие и малые, а также первичные и вторичные.

Большие и малые группы отличаются численностью. Малая группа включает от 2 до 15-20 человек. Ее особенностью является то, что здесь каждый человек друг для друга обозрим, все находятся в личном контакте. Примером малой группы является бригада рабочих, семья, студенческая группа и т.д. Малую группу можно назвать элементарной частицей общества, своего рода общественной клеточкой, изучение которой позволяет исследовать все виды социальных связей.

Например, два человека, торгующиеся на рынке из-за пучка моркови, будут примером малой группы. Здесь налицо непосредственный личный контакт, непосредственное общение, и в то же время это общение происходит на основе экономических отношений. Один из торгующихся является продавцом, другой – покупателем. То есть здесь есть личный контакт, но общение не является личностным. Торгуются не Иванов с Петровым, но продавец с покупателем.

В семье, которая тоже является малой группой, налицо не только личный, но и личностный контакт. Каждый в то же время представляет определенную общественную функцию: один является мужем, другой человек – жена, другие члены семьи – дети, каждый член семьи имеет определенные права и обязанности в соответствии законом, между членами семьи возникают определенные имущественные отношения.

Большая группа включает в себя более 15-20 человек, и здесь важно то, что личные контакты становятся все более затруднительными. Например, большой группой будет цеховой коллектив из 100 человек, который включает в себя рабочие бригады и администрацию. И здесь между начальником цеха и рядовым рабочим может и не быть личного контакта, так как имеется ряд промежуточных звеньев: бригадир, мастер участка и т.п. В очень редких случаях начальник цеха может разговаривать непосредственно с рабочим Петровым. А если взять завод или министерство, то там отношения между людьми на уровне целого тем более теряют характер личного контакта.

Итак, малые группы отличаются от больших тем, что первая обозрима для каждого ее члена, вторая выступает как такое целое, которое лишь имеется в виду, но непосредственно не воспринимается ее членами.

Например, студенческая группа является малой группой, но весь вуз в целом вместе со студентами, преподавателями и администрацией является большой группой.

Теперь о делении на первичные и вторичные группы. В первичной группе не только все члены находятся в личном контакте, но между ними также установлены неформальные, личностные отношения. Поэтому все первичные группы являются в то же время малыми группами, так как есть личные контакты между их членами. Но не все малые группы являются первичными, так как не во всех малых группах есть неформальные отношения.

Например, футбольная команда, состоящая вместе с запасными игроками из примерно 20 человек, является малой и первичной. Между членами команды личные контакты, и эти контакты являются в то же время личностными. Все члены группы обозримы для каждого, и все находятся в отношениях симпатии или антипатии; скажем, кто-то из членов команды дружит между собой, вместе проводя свободное время. Семья является первичной и одновременно малой группой. Но возьмем группу игроков-шахматистов, которые играют между собой на чемпионате. Между ними личные контакты, но не личностные. Наоборот, эти контакты могут быть чисто официальными, потому что кто-то должен потерпеть поражение, а кто-то победить. Есть поговорка: дружба дружбой, а табачок врозь. Или продавец и покупатель на рынке представляют малую группу, между ними личный контакт, но не личностный, так как оба являются носителями безличных экономических отношений.

Таким образом, можно сказать, что первичная группа всегда является одновременно и малой группой. Но малая группа не всегда является первичной группой.

Наконец, вторичная группа – это совокупность индивидов, между которыми отношения могут быть как личными, так и безличными, но никогда не являются личностными. Например, те же продавец и покупатель на рынке являются вторичной, хотя и малой группой.

Но вторичная группа может быть и большой группой. Коллектив цеха или завода является вторичной группой, так как между всеми работниками не может быть личностных, неформальных отношений. Поэтому можно сказать, что большие группы всегда являются вторичными.

Итак: первичная группа – всегда малая группа; малая группа либо первичная, либо вторичная; вторичная группа либо малая, либо большая; большая группа – всегда вторичная группа.

Малая группа выступает клеточкой социальных отношений, так как на ней можно изучать как первичные, так и вторичные группы.

Первичная же группа, в основе которой лежат личностные, неформальные контакты, интересна тем, что через нее происходит начальная социализация личности, освоение социальных ролей и культуры данного общества. Например, через отношения в семье ребенок воспринимает и осваивает весь остальной сложный мир – мир государства, экономики, политики; происходит начальное усвоение культуры данного общества. Семья выступает посредником между ребенком и внешним миром.

Так и для любого отдельного индивида соответствующие первичные группы – производственная бригада, взвод солдат, круг ближайших друзей – выступают посредниками между этим человеком и обществом, культурой, всей совокупностью социальных отношений.

В тоталитарных государствах стремятся свести первичные группы к минимуму, растворить их во вторичных группах. Например, самые исходные детские коллективы строятся на формальных принципах организации – пионерское звено. Семья объявляется не просто семьей, но, например, именно советской семьей. Производственные коллективы пронизаны партийными организациями, члены которых выступают друг для друга соратниками, или солдатами партии и т.д.

2. Социальные слои и социальная стратификация. До сих пор мы исследовали социальные группы, в том числе большие и малые, границы которых более или менее четко оформлены: производственный коллектив, семья, бригада, армейское подразделение. В этих социальных группах отношения между членами могут быть формальными или личностными. Но существуют общности другого типа, границы которых являются неопределенными и отношения между членами нельзя охарактеризовать ни личностными, ни формальными. Эти отношения строятся на основе символического взаимодействия. Речь идет о сходстве образа жизни и стандартов потребления, близости культурных образцов, интересов и мотивов. Здесь свой узнает своего по тому, что тот тоже живет в престижном районе и тоже имеет счет в банке. Общность может заключаться в обладании одной марки машины, которая выступает символом принадлежности к определенному кругу.

Люди могут признать другого за “своего” потому, что этот человек такого же знатного происхождения. Таким образом, люди здесь делятся по рангам, то есть по принципу “выше-ниже”.

Другое деление может быть на основе признаков, которые не зависят от самого человека: например, по полу, или расе, или языковой принадлежности. Так получилось, что человек родился мужчиной или женщиной. Тем не менее и здесь может быть деление по принципу “выше-ниже”.

Вот такие общности, которые объединяют людей на основе символического взаимодействия, называются социальными слоями, или стратами, а деление общества на страты называется социальной стратификацией.

Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства. Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным.

Социальное пространство необходимо отличать от физического. Два человека могут соприкасаться физически, могут даже обняться в групповом снимке, но в социальном пространстве они могут находиться очень далеко друг от друга. Допустим, что кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании объезжает страну, здоровается со всеми за руку и даже может сплясать в какой-нибудь деревне с дояркой под гармошку. Но все равно в социальном пространстве они на разных полюсах. И потом этот кандидат в президенты вернется в свой роскошные кабинет в столице, а доярка так и останется жить в своей деревне в заботах о дровах для печки.

Социальное пространство многомерно. Индивид может занимать высокий социальный статус, например, на работе, а дома в своей семье оказывается под каблуком у жены, и статус его там совершенно другой. Но зато в политической деятельности он может занимать место, близкое к лидерам партии. Таким образом, индивид может одновременно находиться в разных ячейках социального пространства.

Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, имеют более близкие контакты и тесные отношения друг с другом. Они обладают сходными установками, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами. Тем самым они объединяются в социальный слой или страту.

Среди показателей, которые определяют место индивида в социальном пространстве, можно различать так называемые номинальные и ранговые параметры.

Номинальные параметры – пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык. То есть имеются в виду такие показатели, которые объективны и не зависят или мало зависят от самого индивида. Индивид не может изменить свою расу или свою национальность, свой основной язык, легко поменять профессию, стать по желанию из деревенского жителя городским.

Важной особенностью номинальных параметров является то, что на их основе нельзя определить, какое место – высокое или низкое – занимает данный индивид в социальной структуре. Нельзя поставить мужчину выше женщины на основании лишь того, что он мужчина, или жителя города выше жителя деревни.

Именно поэтому, например, в современном обществе идет борьба за равноправие женщин или национальностей, или за равенство прав провинции по отношению к столице и т.д. Вот эта борьба говорит о том, что данные параметры являются номинальными. И наоборот, если выясняется, а фактически так оно и есть, что женщины в своей массе за ту же работу получают меньше, чем мужчины, или есть преследование за политические взгляды, то такие явления оцениваются как проявление несправедливости.

Но реально в некоторых обществах именно некоторые номинальные показатели являются основой для того, чтобы оценивать людей по принципу “выше-ниже”: например, если культура определенного общества строится на признании того, что одна раса выше другой. Так, в прежней Южно-Африканской республике расизм был официальной политикой, владеть землей и занимать высокие должности в соответствии с конституцией могли лишь белые люди. Или, например, должность чиновника оценивается как более почетная и важная, чем любая другая, – так происходит во многих африканских странах. Там даже мелкий служащий смотрит на простого человека сверху вниз, даже походка у него иная.

Но общественный прогресс состоит в том, что признаются несправедливыми какие-либо привилегии на основе номинальных параметров.

Ранговые параметры – образование, доход (заработная плата), богатство (наследство или накопление), престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. Ранговые параметры отличаются от номинальных параметров тем, что они объективно обусловливают социальное неравенство индивидов. Так, ясно, что более высокое образование дает определенные преимущества и в получении социальных благ, тем самым оно определяет более высокое социальное положение данного индивида. Так и власть может быть большей или меньшей, и соответственно социальное положение индивида будет более или менее высоким.

То есть ранговые параметры можно измерить количественно, и они обеспечивают количественное измерение социального статуса индивида.

В то время как стремление к равенству на основе номинальных параметров, то есть к равенству, независимому от пола, расы, места жительства, воспринимается как борьба за справедливость и объективно приводит к прогрессивному развитию общества, борьба за равенство независимо от ранговых параметров может привести к революционной ситуации. Но рано или поздно вновь будет восстановлено неравенство, и все равно людей будет разделять их положение во властных структурах, или они будут неравны по богатству или по происхождению и т.д.

После Октябрьской революции, когда закончилась гражданская война, снова было восстановлено социальное неравенство, но уже не на прежней основе, не на делении на дворян и крестьян, а на новой основе: стало господствующим деление на начальство и остальных, на коммунистов и беспартийных, на партийное начальство и остальную партийную массу. И снова одни имели привилегий больше, чем другие – в виде спецпайка, роскошных кабинетов, дач и т.д.

Интересно, что Ельцин начал свой поход во власть с борьбы против привилегий государственной и партийной верхушки, ездил в троллейбусе, как все. Но его приход к власти обернулся еще большими привилегиями уже новым начальникам-демократам. История показывает, что неравенство на основе ранговых параметров неустранимо и борьба за его ликвидацию приводит лишь к смене формы неравенства, а часто к еще большему неравенству.

Поэтому имеет смысл бороться за устранение неравенства на основе номинальных параметров и за то, чтобы неравенство на основе ранговых параметров находилось в определенных границах и не приводило к расстройству и развалу общества как целого.

Но в конечном счете естественно, что люди, занимающие более высокую административную должность, или более образованные, или получившие от своих родителей более высокий первоначальный капитал, имеют более высокий социальный статус.

Фиксируя положение индивида по ранговым параметрам, можно построить так называемый статусный профиль данного индивида в определенный момент времени.

Допустим, что мы рассматриваем социальный статус индивида Петрова по следующим показателям: доход − средней величины, возраст − сравнительно молодой, должность − высокая, происхождение − низкое (отец – рабочий невысокой квалификации, мать – уборщица) и, наконец, властные полномочия − невысокие.

Отмечаем все эти данные на таблице и получаем ломаную линию, изображающую статусный профиль Петрова.

Доход

Возраст

Должность

Происхождение

Власть

Теперь, если мы объединим индивидов, имеющих примерно такую же линию статусного профиля, то получим определенный социальный слой, или страту. Индивиды, входящие в эту страту, будут иметь общую им субкультуру, то есть культурные нормы, представления о хорошем и плохом, общий стереотип поведения и т.д. Между этими индивидами будут контакты более частые, чем между ними и индивидами другой страты, которая будет выступать для них аутгруппой.

Если же при сходстве линии статусного профиля в целом какой-то показатель у конкретного индивида будет выделяться, например, человек будет отличаться происхождением (пусть его родители будут не рабочими, но инженерами), то данный индивид будет в этой страте не совсем своим, то есть он будет маргиналом.

Если у индивидов статусный профиль таков, что все или почти все показатели являются достаточно высокими, то данная страта относится к элите общества. И наоборот, статусный профиль с низкими показателями говорит о том, что данный индивид относится к низам общества. Между этими полюсами можно распределить всех остальных индивидов и все остальные страты общества.

Необходимо выделить власть в качестве особого рангового параметра. Власть отличается универсальностью статуса. При обладании высокой властью индивид может быстрее достичь высоких показателей и по другим параметрам – образованию, происхождению, богатству и т.д. Можно использовать власть для получения дворянского титула или доступа к должности, обеспечивающей высокий доход.

С другой стороны, все остальные показатели, если они достаточно высокие, автоматически обеспечивают и более высокий показатель власти. Если человек образован, знатен по происхождению, богат и интеллигентен, то все это обеспечивает и приобретение реальной власти в обществе.

О социальной стратификации. Социальная стратификация – это распределение социального неравенства в обществе. Социальная стратификация может быть различной в разных обществах и может меняться с течением времени в одном и том же обществе.

Кажется естественным иерархическое распределение неравенства в обществе: немногочисленные высшие слои обладают максимальными привилегиями, и большая часть общества обладает минимальными привилегиями. Между этими полюсами находится среднее звено – в меру многочисленное и с привилегиями, которые не такие большие, как у высших слоев, но и немалые по сравнению с низшими слоями. Распределение привилегий и неравенства в таком обществе можно выразить линией A (см. рисунок ниже).

Однако в результате получается общество с высоким уровнем неравенства. Такое общество делится на два противоположных полюса: ничтожная часть очень богатых и обеспеченных людей, с высокими привилегиями, − и большая масса людей, ведущих нищенский образ жизни. Исторический опыт показывает, что такие общества очень неустойчивы, в них постоянно возникают социальные конфликты и возможны социальные революции. В ходе этих революций средняя часть, опираясь на недовольство низов, приходит к власти, при этом оставляя низы там, где они находились ранее. Так, в России в ходе перестройки средний партийный слой – секретари областных и районных партийных комитетов − сменил высшее партийное руководство и занял его место. Но народ в целом остался при своих прежних интересах, поэтому сохранилась почва для конфликтов и кризисов.

Современные так называемые развитые общества имеют другую социальную стратификацию. Здесь господствующим по численности является средний класс, а высшая элита и низшие слои населения примерно одинаково малочисленны. Схема распределения неравенства здесь может выражаться линией B (см.: рисунок).

Ясно, что наиболее устойчивым и застрахованным от социальных конфликтов и кризисов будет общество, социальная стратификация которого соответствует линии В. К таким обществам относятся современные европейские страны и Соединенные Штаты с Канадой.

3. Модели классовой структуры общества. В современной социологии не следуют марксистскому определению классов, главным признаком которых было обладание либо не обладание средствами производства. Теперь исходят из более общих признаков, решающим из которых является возможность распоряжения определенной частью ресурсов или богатств данного общества, причем независимо от того, на основе чего происходит это распоряжение, – на основе политической власти, или собственности, или профессиональных знаний, или на основе других личных достоинств – талантов, физических данных (например, выдающийся спортсмен) и т.д.

Используется модель трехзвеньевого классового деления общества: высший класс, средний класс и низший класс. Причем внутри каждого класса различают два дополнительных уровня, и таким образом общество делят на следующие шесть классов:

  1.  Высший-высший класс. В него входят представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что не зависит от каких-либо социально-экономических изменений в обществе. Часто эти люди даже не знают точно размеров своих богатств. Здесь можно назвать семью английской королевы, семьи арабских правящих шейхов, может быть, пару десятков миллиардеров Америки и Европы.
  2.  Низший-высший класс. Сюда входят банкиры, видные политики, собственники крупных фирм, получившие свои состояния в жесткой конкурентной борьбе. Их богатство зависит от экономической и политической ситуации, то есть в принципе эти люди могут разориться и перейти в более низшую категорию.
  3.  Высший-средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, управляющих крупными фирмами, известных юристов, врачей, особо выдающихся спортсменов, крупных ученых. Эти люди занимают достаточно прочное и устойчивое место в своих областях. Считается, что эти люди составляют главное богатство нации.
  4.  Низший-средний класс. В него входят наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители на предприятиях, квалифицированные рабочие. Этот класс в развитых странах наиболее многочислен. Его представители стремятся к повышению статуса в рамках своего класса. Этот класс заинтересован в стабильности общества и поэтому является основой поддержки существующей власти.
  5.  Высший-низший класс. Его составляют наемные рабочие, создающие прибавочную стоимость. Этот класс постоянно борется за улучшение условий своего существования, создавая для этого профсоюзы и соответствующие политические движения.
  6.  Низший-низший класс. Эти нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, выполняющие самую грязную и низкоквалифицированную работу. В целом это маргинальная часть населения.

Данная схема применима для анализа социальной структуры современных европейских обществ. Но она неприменима к современной России. Социальную структуру нашего общества можно представить схемой, включающей семь подразделений:

  1.  Общероссийские элитные группы, которые соединяют в своих руках богатства, сравнимые с крупнейшими западными состояниями, и власть на общероссийском уровне. К ним относится политическая верхушка нашего государства. Не исключено, что сюда входит семья Ельцина (богатство + возможность влиять на важные политические решения), так называемые олигархи (возможно, очень богат Владимир Жириновский; не исключено, что среди этого класса находится Виктор Черномырдин).
  2.  Региональные элиты, обладающие значительными состояниями и влиянием на экономику своих областей и районов. Здесь можно назвать некоторых губернаторов, денежных воротил областного масштаба.
  3.  Российский верхний-средний класс. Это люди с доходами, которые могут обеспечить уровень жизни, соответствующий западным стандартам.
  4.  Российский динамический средний класс. Динамический, то есть продвигающийся к более высокому уровню потребления; он социально активен, для него характерны легальные способы получения доходов.
  5.  Аутсайдеры. Это те, кто так и не приспособился к новым условиям, у них низкая социальная активность, невысокие доходы и они также используют легальные способы их получения.
  6.  Маргиналы, то есть люди, находящиеся вне системы. Все то же, что и у аутсайдеров, но они ориентируются на антисоциальную деятельность: различные протесты, забастовки и т.п.
  7.  Криминалитет. У них высокая социальная активность, готовность к приходу к власти, но деятельность противоречит легальным нормам.

Ясно, что если удастся обеспечить развитие динамического среднего класса, то это будет означать устойчивость всего российского общества, которое начнет превращаться постепенно в нормальное общество европейского типа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50255. Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала 50.5 KB
  Информирование общественности о фактах действительности; пропаганда и распространение опыта; популяризация знаний; анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения)...
50256. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ВАННЫ 108.5 KB
  На этом основан метод исследования электростатических полей получивший название метода электролитической ванны. На дно ванны нанесена масштабнокоординатная сетка. На координатной сетке ванны отобразить положение электродов 2 и 3.
50257. Електромагнітне поле та електромагнітна індукцій 284.5 KB
  Експериментально встановлено (теоретично це передбачили М. Фарадей і Дж. Максвелл), що магнітне поле виникає також тоді, коли довільно змінюється напруженість електричного поля. Так, якщо з’єднати пластини зарядженого конденсатора провідником, то магнітне поле існуватиме як навколо провідника
50258. Определение производственного цикла изготовления партии отливок 652.99 KB
  Определение производственного цикла изготовления партии отливок, изучение методов определения и оценки технологичности конструкции изделия, разработка рекомендаций по разработке технологических процессов, описание структуры и продолжительности производственного цикла, организация путей сокращения производственного цикла.
50259. Разработка костюмов к спектаклю У.Шекспира «Двенадцатая ночь» 5.88 MB
  Исследовать историю эпохи Возрождения. Изучить материальную культуру и быт данной эпохи. Выявить характерные черты в костюме выбранной эпохи. Создать авторскую концепцию костюмов. Разработать художественную технику...
50260. КОРЕКЦІЙНА ПЕДАГОГІКА В СИСТЕМІ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК 290 KB
  Обєкт, предмет і завдання курсу корекційної педагогіки. Взаємозвязок корекційної педагогіки з іншими галузями знань. Методи педагогічного дослідження. Становлення і розвиток корекційної педагогіки як науки. Психолого-педагогічна суть корекційно-педагогічної діяльності...
50261. ПРАВОВІ ЗАСАДИ РОЗВИТКУ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА 47.23 KB
  Складовими поняття «інформаційне суспільство» визначають: інформаційну економіку, індустрію інформаційних послуг, сучасні інтелектуальні інформаційні технології, сучасні інтелектуальні інформаційні технології та технології зв’язку, значний потенціал науки, матеріально-технічне забезпечення різноманітних послуг.
50262. ПОНЯТТЯ ТА ВИДИ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 25.14 KB
  Інформаційна діяльність – це сукупність інформаційних дій, технічних засобів. організаційних умов і модернізаційних підходів, що ґрунтуються на ефективному використанні високих технологій, метою чого є оптимальне задоволення інформаційних потреб громадян і юридичних осіб, а також реалізація інформаційних функцій та завдань держави.
50263. ДРУКОВАНІ ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ (ПРЕСА) В УКРАЇНІ ТА ПРАВОВИЙ СТАТУС ІНФОРМАЦІЙНИХ АГЕНТСТВ 29 KB
  Друковані ЗМІ (преса) – це періодичні і такі, що продовжуються, видання, які виходять під постійною назвою, з періодичністю один і більше номерів (випусків) протягом року на підставі свідоцтва про державну реєстрацію.