79114

Методика социологического исследования

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Методика социологического исследования. Программа социологического исследования. Методы социологического исследования наблюдение опрос анализ документов эксперимент. Программа социологического исследования.

Русский

2015-02-10

92.5 KB

0 чел.

PAGE  1

Тема IX. Методика социологического исследования

1. Программа социологического исследования.

2. Методы социологического исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент).

1. Программа социологического исследования. Социологическое исследование начинается с разработки программы. Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, предмет и объект исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификации гипотез.

От степени научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований.

Любая программа подразумевает, прежде всего, выделение целей исследования и причин его актуальности. Целями могут выступать:

− получение нового знания об объекте, обладающем серьезным познавательным и эвристическим потенциалом;

− решение трудных производственных и управленческих ситуаций;

− апробирование социологических методик или методологических разработок и т.д.

Определение цели исследования – важный этап разработки программы. Неточно сформулированные цели обуславливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций.

Не меньшее значение имеет обоснование актуальности темы. Под актуальностью чаще всего понимается связь исследования с проблемной ситуацией, характерной для данного состояния общества или конкретной социальной группы, конкретного предприятия и т.д.

Программа исследования обычно состоит из методологической и процедурной частей. В методологической части определяются тема, проблема, предмет и объект исследования, дается характеристика целей исследования, уточняются новые понятия, формулируются исследовательские задачи и предварительные гипотезы. В процедурной части разрабатывается принципиальный план исследования, описываются методы и техника сбора данных в соответствии с исследовательскими задачами и гипотезами.

Подготовка первой, методологической, части программы предполагает большую теоретическую работу, которая закладывает фундамент для успешного решения всех последующих задач. Выбор темы исследования определяется позицией социолога или организации заказчика. В рамках каждой темы полезно выделять несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.

Проблема – это противоречие между имеющимся знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность делает необходимым получение нового знания, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решить возникшую проблему.

Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования – некое социальное противоречие, требующее разрешения. В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы – важный этап в разработке программы социологического исследования.

Таким образом, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, определенного региона, конкретной фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования.

В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания или социологического воздействия.

При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая, учебная), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы, пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером. При этом определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, неделя, месяц).

Социальный объект рассматривается с двух сторон – как часть целого и как целое, само состоящее из различных частей. В первом случае он является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае он характеризуется внутренними связями.

Уточнению направлений исследования способствует выделение предмета исследования. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая подлежит изучению. Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который в принципе, позволяет обнаружить новую тенденцию или даже закономерность изучаемого противоречия.

Например, если для исследования выбрана в качестве объекта исследования проблема повышения эффективности высшего образования, то в качестве предмета исследования могут быть выделены способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, квалификация преподавателей, организация учебного процесса, участие студентов в самоуправлении, внимание общества к проблемам высшей школы и др.

Определение проблемы, предмета и объекта предполагает основательную теоретическую работу. Исследователь должен быть вооружен знаниями в области социологии, отраслевых прикладных дисциплин. Все это находит отражение в методологической части программы. В ней содержится предварительный анализ предмета изучения в целом, на основе чего осуществляется теоретическое уточнение понятий. Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходит автор в своем исследовании.

После теоретической проработки ключевых понятий следует перейти к их операционализации. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы данные теоретические понятия конкретизировать через такие уточнения, которые допускали бы эмпирическое (опытное) измерение.

Покажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия “экономическое поведение”. Первым шагом является установление связи исследуемого объекта, выражаемого данным понятием, с рядом определенных показателей. Например, экономическое поведение может быть выражено через “отношение к производству”, “отношение к труду”, “отношение к собственности”, “отношение к рыночной экономике”, “отношение между участниками процесса производства – предпринимателями, работниками, потребителями”, “отношение к управленческим структурам”.

Допустим, что понятие “экономическое поведение” мы будем соотносить именно с показателем “отношение к труду”. Этот показатель можно в свою очередь конкретизировать через ряд предполагаемых со стороны опрашиваемых оценок: “труд как источник благ”, “труд как неприятная, но необходимая обязанность”, “труд как мерило человеческого достоинства”.

И вот теперь, опросив определенную социальную общность людей (населения города, работников предприятия, производственной бригады) мы можем получить процентное соотношение этих трех оценок. Тем самым мы количественно измерим величину показателя “отношение к труду”. И вот таким косвенным, окольным путем получим определенное знание об экономическом поведении интересующей нас группы людей.

Например, на одном предприятии ответы “труд как источник благ” составили 25%, “труд как неприятная, но необходимая обязанность” − 60%, “труд как мерило человеческого достоинства” − оставшиеся 15%. А на другом предприятии ответы составили соответственно 30%, 40% и 30%. Сравнение этих ответов позволит сопоставлять оба предприятия по показателю “отношение к труду” и даст нам определенное представление об особенностях экономическом поведении работников обоих предприятий.

Таким образом, через установление связи теоретических понятий с соответствующими показателями, допускающими количественное измерение, исследуемый объект может быть представлен через разнообразные конкретные социальные свойства.

Заключительной операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формулирование предварительных рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

Рабочая гипотеза, во-первых, должна соответствовать исходным принципам научного познания – объективности и верификации, то есть проверяемости через соответствие наблюдаемым фактам. Во-вторых, она должна быть теоретически достаточно надежной, то есть обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже установлена. В-третьих, гипотеза не должна противоречить точно установленным и проверенным фактам. В-четвертых, рабочая гипотеза должна соответствовать цели, задачам и особенностям объекта исследования.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы – это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами, о степени тесноты взаимодействия.

Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход к процедурной части исследовательской программы. Он включает в себя:

  1.  Определение общего плана исследования;
    1.  Построение требуемого планом типа выборки;
      1.  Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

2. Методы социологического исследования.

Наблюдение. Наблюдение есть специфический способ организации информационного поля, связывающего социолога и объект социологического исследования. Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя – последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями.

Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ. Еще до разработки программы исследования специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды. В то же время данный метод имеет и свои ограничения. Не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Необходимо также учитывать и своеобразный “эффект ореола” в наблюдении: дело в том, что наблюдение само по себе способно накладывать определенное влияние на изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к проявлению нетипичных черт в поведении наблюдаемых.

Успешность наблюдения во многом определяется его типом. Различают следующие типы наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее (невключенное), полевое, лабораторное, систематическое, случайное.

Неструктурированное (неконтролируемое) наблюдение обычно не имеет четкого плана, не определены элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте. Неконтролируемое наблюдение типично для случаев, когда социологу неясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:

− разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;

− наличие плана;

− учет установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.

Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации, либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются рабочие гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Внешнее (невключенное) наблюдение ведется исследователем, который находится вне объекта и старается исключить свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события.

Полевое и лабораторное наблюдения отличаются условиями осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде, лабораторное же искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.

Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить динамику изучаемых процессов.

Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей. Оно может быть использовано в качестве источника основной либо дополнительной информации об исследуемом социальном объекте. Наблюдение может осуществляться также с целью проверки данных, полученных другими методами.

Чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать конкретный план его осуществления, включающий следующие этапы научного наблюдения:

  1.  Определение задач наблюдения. Эти задачи могут быть различными: предварительная ориентировка в объекте наблюдения, получение информации об объекте, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, проверка рабочих гипотез.
    1.  Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения может стать поведение индивидов, групп, общностей.
      1.  Выбор способа наблюдения, наиболее эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации.
        1.  Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.
          1.  Контроль над наблюдением. Он может осуществляться также различно: через обращение к документам, относящихся к исследуемым событиям, через сравнение своих результатов с результатами, полученными другими наблюдателями.
            1.  Обработка и интерпретация полученной информации через обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.д.
              1.  Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах.

Отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах наблюдения, информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях. Важным пунктом отчета являются рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

Опрос. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему определенных вопросов.

Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в возможности получения на его основе качественных данных. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований. К числу главных условий и требований можно отнести наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования, и создание благоприятной психологической, комфортной обстановки опроса.

Различают два основных типа опроса: анкетирование, предполагающее опосредованное общение социолога и опрашиваемого, и интервью, предполагающее непосредственное общение социолога и опрашиваемого. Как анкетирование, так и интервью имеют многочисленные разновидности.

Анкетирование различают прессовое (вопросник печатают в газете, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает анкеты группе респондентов).

В качестве основного инструмента для опроса используется анкета. Она должна иметь определенную структуру, включающую вводную часть, основную часть и так называемую “паспортичку”. На титульном листе анкеты обязательно должны быть ее название, отражающее тему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Текст анкеты должен быть легко читаемым.

В водной части анкеты поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также из описания процедуры заполнения анкеты.

Паспортичка” состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

  1.  Вопросы о фактах. Цель: получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политических сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении, о роде деятельности респондента (отвечающего).
  2.  Вопросы о мнениях. Цель: выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий в стране, регионе, предприятии.
  3.  Вопросы о знаниях. Цель: выяснение, в какой мере респондент знает об интересующей исследователя проблеме.
  4.  Вопросы об оценках. Цель: узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.
  5.  Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям.
  6.  Вопросы о мотивах. Цель: выяснить субъективные представления респондентов о мотивах их поступков или оценок.

По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов:

− основные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получать большую часть интересующей его информации. Такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты.

− контрольные вопросы, которые используются для проверки правильности и искренности ответов респондента.

− вопросы-фильтры: применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.

По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:

− закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из тех вариантов, которые предложены самой в анкете.

− дихотомические вопросы, они предполагают ответы по принципу “Да-Нет”.

− открытые вопросы: дают возможность респонденту самостоятельно сформулировать ответ, отражающий индивидуальность его знаний, оценок, мнений, убеждений.

− полузакрытые вопросы; здесь, кроме перечня возможных готовых ответов, присутствует строчка “другой ответ”.

− прямые вопросы, они позволяют выяснить позицию или отношение респондента к какой-либо конкретной проблеме, факту, событию.

− косвенные вопросы, это вопросы, на которые респонденту не вполне удобно отвечать прямо, и есть возможность не совсем искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: “Принято считать, что... А каково ваше мнение на этот счет?”.

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испытывает определенные затруднения. Поэтому в анкете предусматривают варианты ответов “не знаю”, “затрудняюсь ответить”.

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, как уже указывалось, являются интервьюирование. Это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия социолога с респондентом.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя:

  1.  выбор объекта;
  2.  определение места и времени;
  3.  фиксацию ответов опрашиваемых;
  4.  оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Виды интервью можно разделить в зависимости от степени их формализованности. При свободном интервью планируется только тема и общее направление беседы. Оно производится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана.

Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно социальных событий и действий людей, включая и опрашиваемых.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Все вопросы, включенные в план интервью, обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.

Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и точную формулировку. Этот вид интервью применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.

Стандартизированное (формализованное) интервью по содержанию мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу по жестко фиксируемому вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них.

Анализ документов. Документом в социологическом исследовании считается “предмет”, специально созданный человеком для хранения и передачи информации (не включая предметы материальной культуры и быта).

Круг документов, используемых в социологическом исследовании, очень широк. Их выбор зависит от целей и возможностей исследования.

Правильно выбрать конкретный эмпирический материал для анализа помогает общепринятая классификация документов по трем основаниям:

  1.  По способу фиксации информации, здесь документы подразделяются на письменные, в машинно-читаемой форме (перфоленты, магнитные диски), иконографические и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки);
  2.  По форме изложения различают документы статистические и вербальные (нестатистические). Статистические документы содержат данные, представленные в числовой форме, обычно систематизированные и сведенные в таблицы, графики, схемы. Статистическую документацию, в свою очередь, можно разделить на два вида. Во-первых, оперативная (учетная или описательная), в которую включается статистика естественного движения населения, а также отраслевая статистика (различные данные по промышленности, образованию, здравоохранению и т.д.). Во-вторых, сводная (аналитическая) статистика, которая обычно представлена в виде публикаций, например, в виде статьи, где анализируется динамика различных сфер общественной деятельности;
  3.  По общей значимости документы делятся на официальные (конституция, законодательные акты) и неофициальные. Кроме того, различаются документы общественные (производственные планы, протоколы собраний) и личные (письма, дневники, автобиографии).

Цели исследования и тип эмпирического материала диктуют выбор метода анализа документов. Выделяются два основных метода: традиционный (классический) и формализованный (контент-анализ). При проведении традиционного анализа исследователь стремится ответить на вопросы:

− Что представляет собой документ (имеет ли он единообразную форму или это уникальный документ)?

− Кто автор документа, и какова цель его создания?

− Каковы надежность документа и достоверность зафиксированных в нем данных?

− Достаточно ли данных, содержащихся в документе, для решения исследовательских задач или нужно привлекать дополнительный материал?

В соответствии с решением этих задач традиционный анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний включает в себя анализ исторического контекста документа, условий его создания. Внутренний предполагает исследование непосредственного содержания документа, извлечение из него искомой информации.

Контент-анализ в социологии – это изучение документов на наличие или отсутствие в них конкретных смысловых единиц, выраженных в виде определенных слов или словосочетаний. Например, может измеряться частота упоминания имени известного политика в массовой прессе в конкретные периоды времени, чтобы определить уровень его популярности.

Наиболее часто этот метод используется для выявления значимости событий или процессов, происходящих в обществе. Так, используя контент-анализ средств массовых коммуникаций или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системе ценностей, установках, мотивах поведения людей. Проводя контент-анализ писем, приходящих в редакции газет, можно изучать общественное мнение относительно различных экономических проблем, правовой и социальной защищенности людей и др.

Преимущества этого метода заключаются в том, что нет влияния на объект исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Материалы для такого анализа обычно легко доступны, и он позволяет исследователю изучать общество, социальную группу бесконтактно, не наблюдая непосредственно, а лишь используя документы.

Особым методом социологического исследования является социальный эксперимент. Здесь в контролируемых и управляемых условиях изучается влияние различных факторов на человеческое поведение.

Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования, определение проблемы, предмета, объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез. Одно из условий эксперимента – его воспроизводимость.

Проведение эксперимента требует формирования экспериментальной и контрольной групп. Экспериментальная группа – это совокупность людей, которые поставлены в условия эксперимента. Контрольная группа − это совокупность людей, которые продолжают находиться в обычных условиях. Через сравнение поведения людей в обеих группах определяются те изменения в поведении, которые являются следствиями проводимого эксперимента. Особое внимание уделяется тому, чтобы поведение людей описывалось через параметры, которые можно измерять и сравнивать.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, а также подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы. Результаты эксперимента могут иметь практическое значение, их можно использовать для повышения эффективности функционирования изучаемого объекта. Наконец, эксперимент дает возможность изучить латентные (скрытые) функции объекта. В любом случае открываются возможности для выдвижения и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Важное значение имеет типологизация социальных экспериментов. В зависимости от объекта и предмета исследования различают экономические, социологические, правовые, психологические, экологические эксперименты.

По характеру экспериментальной ситуации выделяют лабораторные и полевые эксперименты, последние в свою очередь делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Лабораторный эксперимент – это исследование, при котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации.

Полевой социологический эксперимент характеризуется тем, что воздействие экспериментального фактора на объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта.

Контролируемый эксперимент – разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь имеет по возможности исчерпывающее описание факторов, составляющих социальный объект, а также условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений.

В неконтролируемом (естественном) полевом эксперименте исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную и не вмешивается в ход событий.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты.

Реальный эксперимент осуществляется в сфере функционирования социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной в реально существующую ситуацию.

Мысленный эксперимент проводится не в социальной реальности, а в виде некоторой воображаемой, часто математической модели на основе известной информации об исследуемых явлениях и процессах.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Первые ориентированы на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей новые, но пока не доказанные научные данные. Вторые ориентированы на получение реального практического эффекта.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты.

В параллельном эксперименте выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательства гипотезы опираются на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов в одном и том же временном отрезке.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41407. Обыгрывание ролей 196.5 KB
  Проблема требований Цель Статистика Основные причины успеха и провала проектов Высокая цена ошибок требований 2. Инженерия систем интенсивно использующих программное обеспечение Задача выявления требований 7. Преграды на пути выявления требований Синдром да но. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ Совещания посвященные требованиям Мозговой штурм и отбор идей Раскадровка Применение прецедентов 9.
41408. Документ Delta Vision 225 KB
  Он представляет собой достаточно подробное описание на естественном языке поэтому основным участникам проекта легко с ним работать. Разработка документаконцепции и работа с ним являясь центром приложения действий многих участников заказчиков пользователей представителей руководства проекта и маркетинга могут играть заметную роль в успехе или неудаче программного проекта. При создании первой версии документа это не так уж сложно так как практически все пункты в перечне будут новыми для данного проекта или по крайней мере должны...
41409. Промышленные технологии проектирования ИС 152.5 KB
  По степени использования типовых проектных решений различают следующие методы проектирования: оригинального индивидуального проектирования когда проектные решения разрабатываются с нуля в соответствии с требованиями к ЭИС; типового проектирования предполагающего конфигурацию ЭИС из готовых типовых проектных решений программных модулей. Итеративному подходу присуща внутренняя гибкость позволяющая включать в бизнесцели новые требования или тактические изменения. Хотя ни один отдельно взятый процесс не способен удовлетворить...
41410. ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС 250.5 KB
  В качестве примеров широко распространенных функциональных ППП можно назвать: 1С Предприятие автоматизация бухгалтерского учета расчета заработной платы складского учета Фолио Склад автоматизация складских операций Project Expert бизнеспланирование ИНЭК финансовый анализ и др. Таким образом вместе с программным продуктом пользователи приобретают базу знаний knowhow об эффективных методах организации и управления бизнеспроцессами которые можно адаптировать в соответствии со спецификой конкретного экономического...
41411. Рецепция «вечных» образов в современной литературе. Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х.Л. Борхеса «Каин и Авель» 26.86 KB
  Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х. Борхеса Каин и Авель. Борхеса притча писателя Каин и Авель.Своеобразие трактированния образов Каина та Авеля в притче Х.
41412. Объектно-ориентированный анализ и проектирование 80 KB
  Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование. Объектно-ориентированный анализ и проектирование Основная идея объектно-ориентированного анализа и проектирования objectoriented nlysis nd design состоит в рассмотрении предметной области и логического решения задачи с точки зрения объектов понятий или сущностей как показано на рис. В процессе объектно-ориентированного анализа основное внимание уделяется определению и описанию объектов или понятий в терминах предметной области.
41413. Проведення гідрологічних і метрологічних спостережень і гідрометричних робіт. Вимірювання витрат води гідрометричною вертушкою 384 KB
  Мета практики: польова учбова гідрометрична практика має за мету закріплення студентами теоретичних знань по гідрометрії та гідрології і набуття ними практичних навичок...
41414. Учет кредитов банка, займов и процентов за пользование заемными средствами 63.78 KB
  По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других таких вещей того же рода и качества.
41415. Учет прочих доходов и расходов. Методы учета заготовления и приобретения материалов 25.11 KB
  Для учета прочих доходов и расходов предназначен счет 91 Прочие доходы и расходы.По кредиту счета 91 Прочие доходы и расходы в течение отчетного периода находят отражение:· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование)