79115

Понятие социального института, его характерные признаки

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации. Это учреждения и организации связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство партии армия правоохранительные учреждения профсоюзы политические движения в том числе различные женские молодежные расовые и национальные движения – за равноправие женщин за права молодежи национально-освободительные организации. Понятие социальной организации.

Русский

2015-02-10

91 KB

0 чел.

[0.1] 1. Понятие социального института, его характерные признаки.

[0.2] 2. Виды социальных институтов. Институт семьи.

[0.3] 3. Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации.

1. Понятие социального института, его характерные признаки. 

Социальный институт – это прежде всего социальная общность или социальная группа. Но это особенная социальная общность или группа. Ее отличие состоит в том, что здесь люди объединяются для определенной совместной сознательной деятельности. Эта деятельность обязательно регулируется каким-либо документом, текстом, договором в виде закона, или постановления, или правил. Само слово институт происходит от латинского institutum – установление, учреждение. То есть что-то учреждается, устанавливается сознательно.

Например, в основе института семьи лежит кодекс законов о семье и браке, то есть некий документ, слово. И создание конкретной семьи фиксируется брачным свидетельством − особым документом, который превращает двух конкретных людей в мужа и жену. В одном из африканских племен мужчина и женщина считаются мужем и женой после того, как они подходят к старейшине и он им говорит: “Ну, вот теперь живите вместе”. То есть здесь семью создает слово старейшины.

Также и государство как особый социальный институт регулируется конституцией или системой договоров; или армия как социальный институт регулируется уставом и системой правил и распоряжений.

Можно сказать, что в отличие от других социальных общностей и групп, таких как класс, или деление на мужчин и женщин, или по месту жительства – городское и сельское население и т.д., в основе социального института лежит слово, некий сознательный акт. Поэтому социальный институт можно определить следующим образом.

Социальные институты есть исторически сложившиеся формы сознательной совместной деятельности людей.

Любой социальный институт характеризуется двумя признаками.

Первый. Социальный институт призван удовлетворить определенную социальную потребность. Например, русское государство возникло первоначально из военных дружин, которые создавались для отражения набегов степных кочевников. Эти дружины обеспечивались населением за счет добровольных пожертвований. Постепенно дружины превратились в постоянное войско, возглавляемое князем, который уже принудительно стал собирать налоги с сельских общин на свое содержание и постепенно начал регулировать жизнь этих общин на основе указов и законов.

Семья призвана удовлетворить потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, в регуляции отношений между полами и т.д. Институт образования обеспечивает подготовку грамотной рабочей силы для общественного производства и передачу культуры данного общества новому поколению.

Второй. Социальный институт есть некое надындивидуальное образование с собственными законами развития. Например, армия есть нечто большее, чем совокупность людей, одетых в определенную форму; она может действовать как одно целое, в котором конкретный индивид уже не принадлежит самому себе. Можно сказать, что социальный институт есть некая человеческая машина, то есть машина, состоящая из людей, где каждый выполняет определенную, предписанную ему функцию.

Такой же машиной, состоящей из людей, выступает, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. В ней индивиды – врачи, работники соответствующих служб, министерства, департаментов должны выполнять определенные функции. Даже семья как особый социальный институт тоже может быть представлена как особая машина для воспроизводства человеческого рода, и индивиды здесь тоже не предоставлены самим себе, но выступают как муж, жена; тот и другой несут определенные обязанности.

При рассмотрении социального института как системы мы выделяем следующие его три элемента.

Первый – это совокупность ценностей, норм, идеалов и образцов поведения. Они обеспечивают единство деятельности людей, ее согласованность, стабильность данного института. Например, врачи дают так называемую клятву Гиппократа; в армии есть акт принятия присяги, есть, может быть, негласный кодекс чести офицеров, нормы поведения работника государственной службы и т.д.

Второй − деятельность по специальному обучению, идеологическая работа с индивидами и т.п. − так называемая интернализация норм, ценностей и образцов поведения, то есть перевод их во внутренний мир личности. Люди должны выполнять свои функции не как нечто внешнее и принудительное, но как то, что они сами признают необходимым и правильным. Например, в армии проводится определенная работа с личным составом, чтобы солдаты, офицеры и другие военнослужащие сознательно вели себя в соответствующих ситуациях так, как от них требуется.

Или в школе с подростками проводятся специальные занятия по воспитанию соответствующих качеств, которые бы обеспечивали возможность и способность учеников быть в будущем хорошими супругами.

Можно сказать, что нормальное функционирование социального института предполагает определенное идеологическое воздействие на членов данного института.

В западных крупных фирмах проводятся особые мероприятия по воспитанию у работников патриотизма по отношению к данной фирме. Праздники отмечаются вместе, так что за одним столом сидят представители высшей администрации, сам глава фирмы, среднее звено, работники низовых звеньев (ночные уборщики, вахтеры и т.п.). Произносятся речи, жмут друг другу руки. Считается желательным одеваться в одежду, которую производит фирма, или покупать автомобили только своей фирмы; везде висят лозунги типа “Наша фирма – одна семья”. Отмечаются дни рождения у работников, причем крупный начальник пожмет руку работнику, похлопает по плечу, спросит, как жена и детишки; подарят авторучку и т.п.

Третий − организационное оформление социального института. Институт − это совокупность определенных подразделений и служб, связанных между собой по вертикали и горизонтали.

Так, институт образования состоит из различных министерств, которые сами состоят из различных подразделений и служб, которые контролируют учебные высшие и средние заведения, которые в свою очередь регулируют деятельность преподавателей, учителей, обслуживающего персонала. Ко всему этому прилагаются определенные материальные ценности – здания школ, департаментов, все эти здания начинены оборудованием, бухгалтериями, которые регулируют финансовые потоки и т.п.

Это не значит, что есть обязательно единое начальство. Может существовать совокупность учреждений, которые организационно не связаны друг с другом. Но они все объединены какими-то едиными документами, или законами, или уставами, общими исходными идеями.

Скажем, в основе американского образования лежат одни исходные идеи – прагматизм, ориентация прежде всего на практические нужды. Поэтому в массовых школах учат ведению домашнего хозяйства, стенографии, спорту, как пользоваться противозачаточными средствами, а также определенным теоретическим знаниям. И лишь в особых, так называемых престижных дорогих заведениях дают более или менее серьезное образование, так как выяснилось, что для процветания нации достаточно, чтобы лишь около 5% населения было хорошо образованным.

Наше, российское образование, в том числе массовая школа, ориентировано на воспитание всеобщей интеллигентности и духовности. Поэтому главными занятиями являются не спортивные или по домашнему хозяйству, но освоение мировой литературы, в том числе русской – Достоевского, Толстого и т.д. Осваивают знания по квантовой физике, по высшей математике, которые в жизни не потребуются 90% населения, но воспитывают определенную глубину мышления и достаточно широкий кругозор. Поэтому Россия и поставляет всему миру высококлассных математиков, лучших физиков, художников и т.п.

2. Виды социальных институтов. Институт семьи. 

Ранее мы говорили о том, что одним из признаков социального института является его нацеленность на удовлетворение определенной социальной потребности. В зависимости от того, о какой потребности идет речь, социальные институты можно подразделить на три главных вида.

Политические институты. Это учреждения и организации, связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство, партии, армия, правоохранительные учреждения, профсоюзы, политические движения, в том числе различные женские, молодежные, расовые и национальные движения – за равноправие женщин, за права молодежи, национально-освободительные организации.

Экономические институты. Это учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, финансами, распределением собственности и т.п. Сюда входят заводы, банки, торговля, рынок как особый институт со своей идеологией, ценностями и системными связями.

На первый взгляд, рынок – это то, что развивается стихийно, без всякой идеологии. Рынок − это обмен товаров по стоимости, он действительно возникает стихийно и присутствует во всяком обществе. Но рынок как система экономических отношений, пронизывающая все общество и перестраивающая все его стороны жизни: правовую, семейную, психологическую и т.д., – такой рынок нуждается во внедрении в общественное сознание соответствующих ценностей, культурных норм и ожиданий, то есть в определенной идеологической обработке членов общества. Если этого внедрения не произошло, то и рыночные отношения не будут развиваться, они как бы будут присутствовать, но не в нормальном виде, а через криминализацию общества, через коррупцию и т.п. В западных обществах рыночные ценности внедрила в массовое сознание протестантская религия, возникшая в XVI веке. В российском обществе соответствующая идеология пока не возникла в качестве господствующей. Русское сознание до сих пор ориентируется на коллективизм, до сих пор считается, что не индивид сам себя должен обеспечивать, но это должно делать государство, или профсоюзы или еще кто-то. Еще не сформировалась в качестве массовой установка, что мне никто ничего не должен, и если я плохо живу, то я сам в этом виноват. Или как говорят американцы: если ты такой умный и хороший, то почему небогатый? В России до сих пор бедность не порок; считается, что если ты бедный, то значит добрый и честный.

Наконец, третий вид − институты культуры и воспитания. Сюда входят образование, наука, художественные учреждения, семья.

В реальной жизни один и тот же институт часто совмещает в себе деятельность по удовлетворению различных потребностей, и поэтому может являться одновременно как экономическим, так и культурным институтом; или экономическим и политическим институтом. Например, государство является субъектом как политической, так и экономической жизни. Семья является и хозяйственной, и воспитательной ячейкой общества.

Некоторые социальные институты трудно отнести к какому-то виду: например, общество собаководов, или защиты окружающей среды, или филателистов, или общества вегетарианцев, любителей восточной музыки и т.п. Но в принципе и они могут бороться за расширение своего влияния в обществе и в этом смысле участвовать в распределении власти, то есть могут приобретать характер политического или полуполитического движения.

Экономические институты в борьбе за существование и выживание в конкурентной среде могут тоже приобретать политические черты. Например, хозяйственники, интересам которых противоречит проводимая государством налоговая политика, могут создать политическое движение, чтобы обеспечить присутствие своих представителей в парламенте и влиять на принятие государством законов.

Поэтому можно сказать, что политические институты, во всяком случае в современном обществе, играют ведущую роль.

Перейдем к рассмотрению такого социального института, как семья. Семья возникает вместе с человеческим обществом. В основе появления семьи, как и всякого социального института, лежит некоторый сознательный акт, один из тех, с которых началось существование человека в качестве человека. Вообще, возникновение человека не очень понятно. Все началось не с использования орудий, то есть не каких-то материальных вещей, но с сознательных актов – с самозапретов. Например, с запрета ходить на четвереньках. Тот, кто не выпрямлялся, изгонялся из стада и тем самым обрекался на гибель. Решили вот так отличаться от животных. Мы не животные − и точка. И начался процесс формирования человечества. И лишь через сотни тысяч лет началось изготовление орудий.

И семья началась с самозапрета: начали сами себе запрещать инцест, или кровосмешение; возник запрет на близость между близкими родственниками. Можно брать невест лишь из другого племени, чтобы отличаться от животных. Ясно, что в то время люди не могли осознавать отрицательные последствия инцеста, вести статистику отклонений от нормы среди череды поколений, тем более, что немногие доживали до возраста более 30 лет. Главным здесь было стремление не походить на животных.

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными. В европейской семье идеалом является моногамия, в семьях многих восточных обществ естественной нормой представляется полигамия. В европейских обществах супружеская неверность рассматривается как что-то отрицательное. В восточных обществах может вообще отсутствовать понятие супружеской неверности, особенно для мужчин. Например, в Японии муж имеет право отправиться в конце трудовой недели в ресторан с гейшами, которые затем приводят его домой, и жена благодарит гейш за то, что они занимались ее мужем. Ясно, что в России такая норма неуместна.

Семья как социальный институт обладает обоими признаками, которые мы выделили раньше. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская.

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно сожительствуют как минимум три поколения – дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности. Так как мужчина должен быть уверен, что все созданное им имущество и богатство перейдут именно к его детям, то женщина в таких семьях теряет свою свободу, она попадает под контроль: не должна, например, одна выходить из дома; за ней должны приглядывать, если муж надолго уезжает из дома, например, в военный поход, если он феодальный рыцарь. Чтобы была гарантия, что его дети – это его дети.

Если продвигаться в глубь времен, то мы обнаруживаем в примитивных обществах так называемую матриархальную семью, когда родство ведется по женской линии, а не по мужской, потому что браки кратковременны, половые связи достаточно свободны и точно можно определить только мать ребенка. Здесь мужчина своим трудом обеспечивает не женщину, родившую ему детей, но своих сестер и их детей. И только с ростом богатства, создаваемым мужчиной, постепенно меняется форма семьи и совершается переход от матриархата к патриархату.

Супружеская семья становится распространенной в ХХ веке. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи. Более старшее поколение тоже, как правило, живет отдельно и самостоятельно. Те и другие в то же время могут оказывать друг другу помощь как экономическую, так и моральную.

3. Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации.

В литературе по социологии понятия “социальный институт” и “социальная организация” либо отождествляются, либо противопоставляются, особенно когда социальная организация приравнивается к производственной организации или к трудовым коллективам. Мы будем исходить из того, что социальная организация есть особый вид социального института или может входить в социальный институт как его составная часть.

Итак, будем отличать социальный институт от социальной организации. Сначала мы укажем их общие признаки. Социальная организация, как и социальный институт, всегда создается сознательно, на основе какого-либо документа, распоряжения, установления, приказа. То есть в основе социальной организации тоже лежит слово.

Поэтому социальную организацию можно определить как объединение людей для определенной совместной сознательной деятельности.

Социальная организация также обладает двумя признаками, общими для социального института. Она создается, во-первых, для удовлетворения определенной потребности. И во-вторых, всегда выступает в качестве системы. В этом смысле она тоже есть надындивидуальное образование, некая человеческая машина, работающая по собственным законам.

Чем отличается социальная организация от социального института? Социальный институт ориентирован на удовлетворение определенных социальных потребностей. Эти потребности удовлетворяются через достижение конкретных целей, которые могут меняться, хотя сама потребность остается той же самой.

Например, потребность в сохранении здоровья граждан удовлетворяется таким социальным институтом, как система здравоохранения – совокупность различных учреждений, в том числе соответствующих министерств, систем поликлиник, больниц, а также идеологическое воздействие на население, скажем, призывы “мыть руки перед едой”, “пить только кипяченую воду”, “практиковать безопасный секс” и т.д.

Но для того, чтобы обеспечить воздействие на население перечисленными лозунгами, оказывается необходимым наладить производство соответствующих листовок и распространить их в трудовых коллективах, в общественном транспорте, разложить их в почтовые ящики в подъездах и т.д. А для производства этих листовок создается особый коллектив с со своим руководством, с исполнителями, с технологией и т.п. И этот коллектив, или социальная группа, будет называться социальной организацией.

Или, например, есть социальная потребность в обеспечении населения обувью. Эта потребность реализуется через производство определенного вида обуви, скажем, модными стали ботинки с квадратным носком. И для производства именно таких ботинок создается предприятие, или прежнее предприятие переоборудуется, его работники переучиваются на новую технологию. Данное предприятие, то есть определенный коллектив, производящий именно данный продукт, будет социальной организацией.

Но продуктом может быть необязательно что-то материальное. Скажем, нужно обеспечить продвижение Петрова в президенты в таком-то году. Под эту конкретную цель создается партия или движение, которое после выборной кампании может прекратить свое существование или перестроиться на другую конкретную цель. Вот эта партия тоже будет социальной организацией.

Итак, отличие социальной организации от социального института состоит в том, что речь идет не вообще об удовлетворении определенной социальной потребности, но об удовлетворении социальной потребности определенным, конкретным способом. Теперь можно дать определение социальной организации.

Социальная организация есть социальная группа, создаваемая для достижения конкретного результата в определенной области человеческой деятельности.

Поэтому, например, банковская система данного общества будет социальным институтом, а конкретный банк по обслуживанию сельских предпринимателей определенного региона будет социальной организацией.

Эта нацеленность социальной организации на определенную конкретную цель и достижение конкретного результата приводят к высокой степени формализации функций и способов деятельности. В них правила и нормы охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Специальные распоряжения предписывают ролевые действия каждого индивида независимо от его личностных свойств. Здесь тоже индивиды не принадлежат самим себе.

Социальная организация включает в себя следующие элементы.

Структура, которую можно определить как совокупность взаимосвязанных ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации. В этих взаимоотношениях можно выделить в качестве важнейших отношения власти и подчинения.

Цели, ради достижения которых осуществляется вся деятельность организации. Среди целей можно различать цели-задания, которые определяются вышестоящей организацией или изменившимися общественными потребностями. Например, предприятиям цели определяются министерством или диктуются рынком. Далее различаются цели-ориентации. Это цели, которые ставят перед собой сами члены данной организации, например, продвижение в карьере или материальное обогащение.

Цели-ориентации могут соответствовать целям-заданиям, тогда организация работает наиболее эффективно. Но могут и расходиться, тогда организация начинает выполнять цели-задания чисто формально, сама же работает вхолостую.

Наконец, можно различать цели-системы. Это – стремление самой организации как целого к самосохранению и саморасширению. Эти цели тоже могут совпадать или не совпадать с целями-заданиями. Может быть, с точки зрения общественного интереса нужно данную организацию распустить и заменить ее другой организацией или преобразовать ее в организацию с другими целями и другим назначением. Но это привело бы к тому, что многие отделы организации стали бы ненужными, какие-то работники, а может быть, и все ее члены должны быть уволены. И вот тогда организация начинает сопротивляться, создает видимость своей необходимости, начинает влиять на вышестоящую организацию, интриговать против тех, кто пытается ее распустить или перепрофилировать.

Кроме перечисленных целей перед организацией могут ставиться (или она сама себе может ставить) промежуточные цели, которые служат средством для достижения конечных целей: например, укрепление дисциплины, создание системы морального и материального стимулирования работников, борьба за лучшие помещения, за более высокие ставки, за расширение штатов.

Следующим элементом организации являются ее члены – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать соответствующими знаниями, навыками, психологическими свойствами, опытом и т.д. Все эти качества должны позволять индивиду занимать определенную позицию в структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Следующий элемент – технология. Это совокупность методов достижения целей, ради которых создана данная организация

Также особым элементом считается внешнее окружение организации. Чтобы нормально функционировать, организации должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: другими организациями, вышестоящими или смежными, например, поставщиками, покупателями готовой продукции, правоохранительными организациями, пожарной инспекцией, политическими организациями и т.д.

В структуре организации имеется в качестве особого звена управление. Управление осуществляет планирование действий и предвидение; организацию человеческих и материальных ресурсов; выдачу распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координацию действий работников и контроль за их поведением в соответствии с существующими правилами и нормами и т.д.

По-видимому, невозможно точно перечислить функции управления в современных сверхсложных социальных организациях. Управление в настоящее время все чаще становится близким к искусству и высокой науке, где необходимость соответствующих знаний должна сочетаться со способностью чисто интуитивно находить единственно правильное решение.

В современной социологии разрабатывается понятие бюрократии, которое отражает важные особенности современного учения об управлении социальной организацией.

Бюрократия – это организация, состоящая из индивидов, должности и функции которых образуют иерархию и различаются формальными правилами и обязанностями.

Учение о бюрократии разработано немецким социологом Максом Вебером. Он выдвигает следующие важные ее черты:

  •  индивиды действуют в рамках безличных иерархических отношений и соотносятся друг с другом лишь в соответствии своим должностям и постам;
  •  продвижение по службе осуществляется по реальным заслугам или по старшинству на основе четких формальных критериев, независимо от суждений начальника;
  •  индивиды нанимаются и работают на основе контракта.

Эти черты характеризуют бюрократию как некий идеальный тип, как то, что должно быть. Важным условием этого является соответствие знаний и способностей конкретного работника его должности. Но реально вполне возможно расхождение между должностью и знаниями. Например, нижестоящий работник более образован или имеет большие знание в этой области, чем его начальник. И тогда приказы сверху могут не выполняться или выполняться формально, вся организация перестанет работать как слаженный механизм.

Замечено также, что принцип строго иерархического построения организации более или менее применим при решении простых целей. Если же организация призвана решать сложные и неопределенные задачи, которые требуют и творческого подхода, то иерархический принцип построения оказывается неприменимым. Это означает, что веберовская модель бюрократии не является универсальной.

О формальной и неформальной организации. До сих пор мы рассматривали, как работает и как построена формальная организация. И здесь существенна предельная четкость и постоянство в распределении между работниками функций, которые можно четко расписать, перечислить и проконтролировать.

В то же время проблемы, которые должна решать организация, могут меняться или усложняться, принимать непредсказуемый вид. Тут справедливыми являются афоризмы древнегреческого философа Гераклита: “Все течет”, “нельзя дважды войти в одну реку”. В этих условиях постоянство и четкость в распределении функций становятся тормозом в успешной работе самой организации. Например, необходимо срочно решать внезапно возникшую проблему, от которой зависит исход конечного результата деятельности организации. Согласно инструкции, необходимо доложить о проблеме непосредственному начальнику, который передаст вопрос для решения выше, и там решение будут согласовывать с советом директоров компании. На это может уйти несколько дней, а решать нужно в ближайшие часы.

И вот здесь могут сработать так называемые неформальные отношения. Работник, оказывается, достаточно близко знаком с секретаршей высокого начальника, или этот работник и начальник вместе учились в свое время в колледже и сохранили дружеские отношения. Эти неформальные связи могут быть использованы для быстрого решения возникшей проблемы в обход официальной процедуры.

Или в рабочей бригаде, кроме отношений, которые определяются последовательностью трудовых операций, существуют просто человеческие отношения. Эти отношения могут сработать таким образом, что бригада, формально выполняя указания начальства, в то же время где-то в курилке решит не спешить, а подождать противоположного приказа. Так часто бывает в армии, когда начинают делать вид, что стремятся изо всех сил выполнить приказ, но находят всякие причины фактически его не выполнять. Вся эта совокупность отношений между членами организации как личностями называется неформальными отношениями или неформальной организацией.

Неформальная организация существует как бы параллельно формальной, у нее есть свои лидеры, необязательно совпадающие с лидерами по должности. В идеальном случае эти лидеры совпадают, а усилия неформальной организации должны служить лучшей работе организации формальной. Но может быть и наоборот, когда неформальная организация ставит перед собой цели, не совпадающие с целями формальной организации. В таком случае социальную организацию начинает лихорадить. Она перестает справляться с проблемами.

На современных предприятиях стараются учитывать действие неформальных отношений; эти отношения стремятся выяснить, например, определить реального лидера в коллективе, который в то же время может служить интересам организации. И стремятся именно этого человека по возможности ставить во главе коллектива.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39640. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ VDI 12.64 MB
  3 представлен гипервизор VMware ESXi который распределяет все ресурсы физического сервера на нужды виртуальных машин а точнее на нужды их гостевых операционных систем.3 – Сравнение стандартной платформы и платформы с гипервизором В виртуальную машину устанавливается стандартный набор драйверов производства VMware который встроен в ESXi. После этого ВМ будет совместима с любым сервером на котором установлен VMware ESXi. Наиболее популярные решения: Microsoft AppV Citrix XenApp VMware ThinApp.
39641. Технологический процесс изготовления крышки дифференциала грузовой лебедки крана МКРС300 914.5 KB
  С постоянным развитием машиностроения возрастает спрос на продукцию, выпускаемую заводом ОАО «Балткран», в том числе и грузовой лебедки, в которую входит дифференциал, а в месте с этим возрастают требования качества и безопасности изделия.
39642. РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ РОБОТОМ 2.7 MB
  Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, информатика
39643. Преобразователь звуковой частоты 251 KB
  Мастер производственного участка обеспечивает работника нужным инвентарем и обеспечивает безопасные условия труда. Из этого следует что все ресурсы потребляются в производстве тремя способами: пропорционально произведенной продукции – сырье энергия заработная плата при сдельной системе оплаты труда и т.; равномерно в течение времени – амортизационные отчисления заработная плата при повременной системе оплаты труда и т.; ситуационно например по мере износа оборудования – материалы и заработная плата ремонтного персонала при...
39644. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ 425.42 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 €œИзучение и исследование свойств самолета как объекта управления в продольном движении€. Цель работы Целью работы является изучение и исследование свойств самолета как объекта управления в продольном движении методом математического моделирования а также изучение характера возмущенного движения самолета на управляющие и возмущающие воздействия. Экспериментальное исследование свойств самолета в продольном движении. Исходным материалом для подготовки к лабораторной работе являются значения коэффициентов...
39646. Разработка системы моделирования движения «свободного самолета», с целью внедрения в учебный процесс программы, созданной на основе полученных результатов 6.79 MB
  Методика определения передаточных функций самолета 24 1. Техническое задание на разработку системы моделирования движения свободного самолета 26 2. Построение переходных процессов модели полного продольного движения самолета по приращению управляющих воздействий а так же по приращению импульсных управляющих воздействий. Построение переходных процессов модели короткопериодического движения самолета по приращению управляющих воздействий 36 2.
39648. Анализ деятельности Воложинского РАЙПО 93.71 KB
  16 Характеристика плана производства и реализации продукции на предприятии18 Характеристика плана по труду и заработной плате.23 Планирование себестоимости продукции. Для хранения товаров и продукции имеются 7 складов общей площадью 7133 м. Предметом деятельности являются: организация оптовой и розничной торговли общественного питания; закупка у граждан в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья изделий и продукции личных подсобных хозяйств...