79117

Вероучение анабаптистов

Доклад

Религиоведение и мифология

Они считали что получали личные откровения от Самого Бога и в свете их необходимо толковать Писание. Или только Писание или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае каждый человек мог толковать Писание. Писание ставилось в зависимость от внутреннего состояния человека.

Русский

2015-02-10

14.49 KB

0 чел.

В Германии анабаптизм – разнородое явление. От призыва к установлению Царства Божия мечом, до отрицания военной силы.

1520 г. Цвиккау, на границе с Богемией.

Первыми анабаптистами в Германии считают трех цвиккауских пророков: Н. Шторк, Т. Марк и Келлер. У них не было своей вероучительной системы, своего догматического учения. Они считали, что получали личные откровения от Самого Бога, и в свете их необходимо толковать Писание.

В сотериологии — придерживались учения Лютера об оправдании верой, но от последователей требовали не только веры, но и добрых дел, которые свидетельствовали о наличии этой веры. Поскольку интеллектуальное усвоение истин веры для детей невозможно, и они не могли показать дел – то детей допускать к крещению нет никакой нужды. А т.к. все население Европы было крещено во младенчестве, то они заявляли, что всех надо перекрещивать. «Анабаптизо» - перекрещивать. Своеобразна была эсхатология этих пророков. Они учили о скором конце света, об истреблении нечестивых (католиков и лютеран) и торжестве царства Христова на земле. Отрицали власть, военную службу, присягу, требовали социального равенства.

Впоследствии к ним примкнул профессор теологии Виттенбергского университета Андреас Карлштадт. Находясь под влиянием проповеди Шторка, Марка и Келлера, что Бог непосредственно обращается к человеку и говорит с его сердцем, он забросил науку и стал бегать по рынку и спрашивать торговок – о чем Господь их спрашивает, что Господь открыл их сердцу.

В 1525 г. под влияние пророков попал Т. Мюнцер, соратник Лютера. К этому времени он уже разорвал отношение с Лютером. По его мнению, крещение младенцев есть корень всех бед в христианстве, но все-таки он удержал этот худой обычай и допускал их крещение младенцев при условии присутствия восприемников. Он полагал возможным установление Царства Божия на земле посредством вооруженной борьбы.

В 1524 г. в Германии началось вооруженное восстание за установление Царства Божия на земле. — Первые ростки коммунистического движения. В ходе востания погибло 100 тыс. человек. Мюнцер был арестован и казнен, и с тех пор название анабаптистов стало синонимом мятежников, доморощенных мистиков, опасных для общества. После подавления восстания немецкие анабаптисты терпели преследования со стороны и лютеран, и римо-католиков. Спасаясь от преследований, анабаптисты рассеялись по всей Европе (бежали и в Англию и в Россию), но главным образом селялись в Голландии.

Мельхиор Хофман — один из видных деятелей нидерландского анабаптизма. Он придерживался докетической христологии, учил о том, что Христос принес свою плоть с неба. Тело, несвободное от греха, не может быть чистой жертвой. Учил, что Страсбург – это Новый Иерусалим, а он сам – пророк Илия.

В 1533 г. он был посажен в тюрьму. После этого лидером голландских анабаптистов стал Ян Маттис. Он также разделял взгляды о близком конце мира, и из числа своих ближайших подвижников он избрал 12 апостолов, которых по двое отправил в ближайшие государства. Двое из них, Иоанн Бокельсон (Иоанн Лейденский) и Герта фон Клостер в 1534 добрались до немецкого города Мюнстера, их проповедь там имела успех, и вскоре власть в городе перешла к анабаптистам.

К этому времени туда подоспел и Ян Маттис, который объявил Мюнстер апокалиптическим Иерусалимом, все жители которого должны были перекреститься и стать анабаптистами. Кто не подчинялся, изгонялся из города, их имущество конфисковывалось. Были введены общие трапезы, деньги отменены. Город жил по указам Яна Маттиса. Мюнстер был осажден войсками изгнанного католического епископа. Во время одной вылазки за город Маттис был убит. Иоанн Лейденский, к которому перешла власть, объявил город Горой Сион, себя – царем Давидом, ввел в городе полигамию (многоженство), начались оргии, которые длились целый год. Иоанн правил очень жестоко.

В 1535 город был взят штурмом. После этого за анабаптистами окончательно закрепилась репутация религиозных мечтателей и опасных утопистов, революционеров.

Вероучение анабаптистов 

Придерживались разных мнений. Или только Писание, или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае, каждый человек мог толковать Писание. Это был принцип, который впервые появился в среде религиозной реформации. Писание ставилось в зависимость от внутреннего состояния человека.

В вопросе о спасении анабаптисты придерживались учения об оправдании верой. Церковь они рассматривали как общину святых, непорочных, безгрешных людей. Только община имеет право прощать грехи, а также может наделять священством (доктрина всеобщего священства).