79127

Баптистское учение о Боге

Доклад

Религиоведение и мифология

Затем эта испорченная преступлением Адама греховная природа перешла на потомство Адама за исключением Иисуса Христа. Отсюда следует что заслуга заместительной жертвы Христа вменяется нам через нравственное соединение со Христом.природа избавляется во Христе через смерть Христа но во всех остальных людях она остается. Также представления баптистов о вменении греха Адама всем а также вменение праведности Христа – противоречивы даже в рамках сектантской доктрины.

Русский

2015-02-10

27.46 KB

0 чел.

Баптистское учение о Боге

Согласно учению баптистов, чк способен лишь к нравственному единению с Творцом, через уподобление Его благости, любви, милосердию – путем исполнения евангельских заповедей.

Исходя из такого представления о призвании чка цель бапт.изучения вопроса о природе Бога – в установлении некоей системы Бож.ценностей, в соответствии с крой необходимо строить свою жизнь, сверять мысли и поступки ,чтобы избежать духовного разлада и достигнуть жизни вечной. Т.е.это некая сумма теоретич.знаний о Боге, в соответствии с крой надо строить свою жизнь и достигнуть Царства Небесного. Следование заповедям Христовым.

Христология баптистов

Они говорят несторианской формулировкой – что «Бог обитает в человеке как в храме». Но если упростить эту формулировку, то получится, что Бог по своей сущности пребывает в человеке, по их понятиям. Но тогда получается, что если Бог по сущности пребывает вообще всюду, и в язычниках, и в аду, т.к.если допустить, что не везде, то мы тем самым Его ограничим. М.ли тварь быть приобщена тогда к Нему? Из баптистского учения сделать четкий вывод по этому вопросу не представляется возможным. Т.е.получается, что Бог чужд и недоступен твари, о Котором м.судить только на осн.текстов Св.Писания. Догматика превращается в отвлеченную схему.

Учения о таинствах в баптизме

Таинства, будучи лишенными фций передачи энергий, благодати, превращаются в простой ритуал и аллегорию. ...К крещению приступают уже «безгрешные». Задают вопрос – спасен ли ты? Если нет утвердительного ответа, то до крещения не допускают. Крещение у них – это «завершение» спасения, а не начало его. Такой взгляд отличается от православного, согласно крому нетварная энергия сообщается тленной твари, обоживая ее. В баптизме для этого нет необходимости, т.к.оправдание уже совершилось, кары Божии устранены. Согласно правосл.учению, цель познания Бога – чтобы войти в совершенное единение с Ним, достичь обожения всего существа, или же, по словам ап.Петра 2Петр.1,4 – стать причастниками Божеств.естества. Чтобы тварь стала богом по благодати. В этом – высший смысл богословия. Т.к.баптисты отвергают такую возможность, то необходимо на примерах из текста Писания показать это различие сущности и энергий Бога. Имеется два ряда взаимоисключ.текстов о познании Бога. В одних текстах говорится, что Бог недоступен, непостижим, неприступен. Ин.1,18. В других – что Бог реально доступен чку - 2Петра1,4. Что тварь м.реально видеть нетварный свет - Пс.103,2. И в этом свете Бог являлся Моисею на Синае, свидетелями были апостолы на Фаворе. Так, описание преображения Христова – лицо просияло как солнце (Мф.). У Лк.9,32 – что это было славой Божией. Т.образом, верующие могут созерцать нетварный свет Христов. Т.е.надо выбирать одно из двух – или надо понимать все Писание символически, или же говорить о реальном постижении Божества.

 Представление баптистов о спасении

Представление баптистов о грехопадении

По мнению практически всех баптистов суть греха прародителей – добровольное нарушение нравственного закона в раю, что навлекло на них гнев Божий. Т.е.они акцентируют свое внимание на гневе Божием (в то время как католики, например – на оскорблении Богу). Гнев Божий был вызван не тем, что они нанесли оскорбление Богу, а тем, что он обусловлен святостью Божией. Грех противоестественен для Бога. Любое нарушение заповеди делает это нетерпимым для Бога. Грех также полностью исказил природу Адама, и с момента грехопадения чк думает не так, как угодно Богу, т.к.в нем живет закон греха. Своими делами чк не может заслужить спасение, не может исправить последствия своего преступления. Также другое важное следствие – такой чк пребывает всегда во вражде с Богом. Затем эта испорченная преступлением Адама греховная природа перешла на потомство Адама, за исключением Иисуса Христа. Наряду с наследованием поврежденной природы всем людям вменяется личная вина Адама, ответственность Адама за совершенный грех. Причем эта ответственность передается не по наследству, а вменяется непосредственно каждому человеку. Т.к. в Адаме в момент греха пребывали все люди. Рим.5,12-19. За вмененный грех все люди наказываются физич.смертью. Христос, т.к.был непорочно зачат и рожден от Девы, то ему не была вменена вина за Адамов грех, и он не наследовал испорченной грехом природы. Но воплотившись, Христос нравственно отождествил Себя с нами, и Ему были вменены наши грехи. Т.е.Христос как бы поставил Себя на наше место. Как же чк м.избавиться от наследственного и вмененного греха? От вмененного – по аналогии с тем, как этот грех перешел на нас. Павел Рим.5,18 – «Как преступлением одного всем осуждение, так правдою Одного всем оправдание». Баптисты говорят здесь – мы пребывали в Адаме по природе, поэтому всем нам вменяется грех. Мы не были во Христе в момент Его распятия, но если уверуем в Него, то окажемся в Нем, как когда-то пребывали в Адаме, и нам вменится Его святость, праведность, и мы не будем осуждены Богом. Баптисты полагают, что в Библии имеются свидетельства о возможности такого вменения одному чку заслуг другого. Гал.2,19 – «я сораспялся Христу». Отсюда следует, что заслуга заместительной жертвы Христа вменяется нам через нравственное соединение со Христом. От наследственного греха, т.е.от порчи человеч.естества – человеч.природа избавляется во Христе через смерть Христа, но во всех остальных людях она остается. Окончательно же поврежденная природа будет исцелена в будущей жизни. Т.е.по этому вопросу баптисты близки к православным.

 Разбор баптистского представления о грехе

Православное богословие во взгляде на грех Адама исходит из наличия свободной воли. Грех коренится в свободе, и грех является личным. Следовательно, ответственность за совершенный грех не может переходить на др.чка и вменяться др.лицу. Нам передается только природа, испорченная грехом. Т.к.чк – это не только природа, а и личность, пребывающая в личном отношении к Богу, то Бог положил предел этому греху – смерть. Поэтому мы наследуем не вину, а смертность природы. Также представления баптистов о вменении греха Адама всем, а также вменение праведности Христа – противоречивы даже в рамках сектантской доктрины. Они основаны на том, что все люди по природе, а не по вере пребывали в Адаме в момент греха. Т.е.доктрина вменения греха  Адама строится на онтологическом базисе. Во Христе же в момент распятия люди реально не пребывали – говорят баптисты, - но через веру могут пребывать в Нем так же реально, как пребывали в Адаме в момент греха. Если допустить, что мы через веру нравственно соединяемся со Христом, то надо выбрать одно из трех: или это будет ипостасное соединение со Христом, или соединение по сущности, или по благодати. Первое для них неприемлемо, как и второе. А третье – невозможно, т.к.они не принимают православного учения о благодати Божией. Т.образом, единство со Христом на онтологич.основе невозможно.

Представление баптистов об искуплении

Они придерживаются крайне юридич.взгляда в сотериологии. Суть спасения от гнева Божия видят только в Его умилостивлении по отнош.к Адаму. Избавление от гнева Божия возможно лишь посредством выкупа. Удовлетворение гневу Божию не мог принести сам чк, т.к.полноценное удовлетворение за грехи м.быть – только наказание в аду. Т.к.никто из людей не мог принести заместительную жертву, т.к.все д.сами нести наказания за свои грехи, то Бог предал мучениям Своего Сына, чтобы Он искупил грех всех людей.

Искупительное значение воскресения и вознесения Христова с точки зрения баптистов

Оно в некрых моментах совпадает с православным. Однако их доктрина имеет и свои особенности. Так, они считают, что искупление человечва произошло т.в тот момент, когда Христос произнес слово «совершилось», а вся жизнь Христа никакого сотериологич.значения не имеет. ...После искупительной смерти ХС вознесся на небо, где ходатайствует пред Отцем о прощении грехов верующими баптистами, крые они совершили после обращения в баптизм. Поэтому сектанты так убеждены в своем спасении – т.е.хотя они и совершили грехи после обращения, но имеют на небе ходатая за свои согрешения.

Баптистские представления об оправдании

Оправдание представляет собой судебный процесс, где Бог выступает Судьей тех, кто уверовал во Христа и признал его Жертву. Верующие изымаются из-под юрисдикции Страшного Суда и считаются членами Царства Небесного. «Верующий грешник м.быть спокоен, во Христе он имеет оправдание». Оправдание совершается мгновенно, и меняет отношение Бога к чку. До этого чк был грешником, обладал тленной, испорченной природой, был объектом гнева Божия. После оправдания он также обладает тленной природой, благодать тоже не имеет к нему доступа, но он уже не является объектом гнева Божия, т.е.перемена происходит в Боге. Т.образом, оправдание – это юридич.акт вменения грешнику заслуг и святости Христа, в ходе крого чк объявляется святым, и этот акт не имеет никакого отношения к падшей природе.

Условия оправдания – личная вера во Христа, края вменяется в праведность. Баптисты подчеркивают, что оправдание совершается безвозмездно, даром, по благодати, без заслуг чка – ни посты, ни молитвы, ни почитание святых, ни почитание заповедей и никакие добрые дела не содействуют спасению и не м.быть условием спасения. Ссылаются на ряд текстов Писания – о невозможности спасения и оправдания делами. Рим.4,5 – не делающему, но верующему …вера вменяется в праведность. Гал.2,16 – делами закона не оправдается … Рим.3,28 – оправдывается верою независимо от дел закона. Добрые дела, по мнению баптистов, являются т.результатом, плодом веры ожившего в грехах чка. Т.е.здесь у баптистов скрыто противоречие в том, что дела необязательны для спасения, но они обязательно являются плодом веры. Т.е.по делам судят о наличии веры у чка. Т.е.следствие получается выше, чем причина.

Разбор баптистского учения об искуплении

Юридич.теория баптистов противоречит евангельскому духу, т.к.Бож.свобода любви оказывается подчинения Бож.правосудию, крое требует удовлетворения любой ценой. Справедливость получается, детерминирует Самого Бога. В рез-те Бог Отец – это грозный судья, крый удовлетворяет свой гнев только кровью Своего Сына на Кресте. Но если дело Христа сводилось т.к удовлетворению гнева Божия, то непонятно, почему кровь сына не была приятна Отцу, крый не захотел принять Исаака, сына Авраама. Между православным подходом и баптистским – противоположности. Мы рассматриваем искупление в понятиях жизни и смерти, они – в понятиях вины и прощения, т.е.юридич.понятиях.

Критический разбор

Верующему м.вмениться искупительные заслуги Христа т.при наличии у него личной спасающей веры во Христа как личного Спасителя. Спасающая вера во Христа как лич.спасителя не сводится к вере в бытие Божие, в Св.Троицу, а она заключается в доверии к бапт.учению о том, что ХС предстал на суде пред Богом, и место кающегося грешника заместил Собою и понес причитающееся ему наказание, а также уверенность в том, что посредством этой веры чку прощены грехи. При наличии такой веры грешник м.быть убежден, что его грехи прощены, он получил оправдание и получил свойства Христа. Они ссылаются на ряд текстов – 1Ин.1,9 – если исповедуем грехи наша, то Он… простит нам грехи и очистит нас от всякой неправды. Деян.10,43 – О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.26,18 – Веруяй в Меня получили прощение грехов и жребий со священными. Центральный текст – Еф.2,8 – ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, но Божий дар, чтобы никто не хвалился. Т.образом, спасение совершается Самим Богом без к-либо усилий и добрых дел со стороны самого чка, а чку остается лишь принять этот дар, при наличии спасающей веры. То, что в православии совершается самой Церковью, в бапт.переносится на спасающую веру. Объективных свидетельств, кроме Писания, крые подтверждали бы их учение, у них нет. И им остается лишь верить в эту схему. В правосл.Церкви свидетельством истинности учения о спасении является наличие святых, которые являются объективным доказательством истинности вероучения.

Все бапт.тексты можно условно разделить на три группы.

1) Где речь идет якобы о прощении грехов посредством личной веры.

1Ин.1,19, Деян.10,43, Деян.26,18. Но здесь речь идет только об условиях прощения грехов, а не о самом акте прощения грехов. Напр., «если мы исповедуем грехи наша», т.е.условие – если исповедуем, но не говорится о самом акте отпущения грехов. В Писании наряду с условиями прощения грехов есть указание на то, Кто их отпускает: оно совершается Духом Святым через апостолов, имеющих на то особые полномочия (Ин.10,21-23), которые передали их епископам (Тит.1,9)

2) где речь идет о спасении верой. Осн.текст - Еф.2,8. Если отвлечься от ближ.контекста и принять во внимание учение бапт.о природе благодати, то это будет бапт.т.зрения. Но чтобы постичь подлинный смысл, следует стих 8 рассмотреть в контексте стихов 1-7. Что нас мертвых по преступлениям Бог оживотворил, воскресил со Христом и посадил на небесах, чтобы в грядущих веках явить богатство Своей благодати. Что верующие будут восседать со Христом – Ин.18,24 – чтобы там, где Я, и они будут со мною. И в ст.8 Павел показывает, как посредством благодати чк будет возведен к такому состоянию, крое уравнивает его со Христом – только благодатью через веру это может произойти.

3) где речь идет об оправдании верой. Большинство ссылок баптистов взяты из Римл. - 1,17, 3,20, 3,28, 4,5, наконец, Гал.2,16 – ибо делами закона не оправдывается никакая плоть. Баптисты под оправданием делами закона подразумевают правосл.учение о добрых делах как условии спасения, и утверждают, что правосл.учение здесь якобы тождественно католич.учению о дополн.удовлетворении, где требуется дополнительное удовлетворение для избавления от мук чистилища. Однако это не так. И тексты, на крые ссылаются сектанты, затрагивают вопрос о значении ветхозаветного закона в подготовке людей к пришествию Мессии. Павел в своих посланиях пытался показать, что соблюдение Моисеева закона в Н.Завете не обязательно для всех христиан, и его проповедь вызвала возмущение среди христиан из иудеев. И чтобы положить конец этим спорам, он показывает, что ВЗ законодательством никто не м.оправдаться перед Богом, т.к.бессилие закона – в нас самих, а не в законе. И цель ВЗ закона – в подготовке людей к пришествию Мессии, крый бы уврачевал греховную болезнь. Отсюда понятно, что т.к.все под грехом, то никто не оправдается делами ВЗ закона. И смысл оправдывающей веры – не т.признание Христа личным спасителем (Мф.7,21 – не всякий, говорящий Мне Господи…).

Вера во Христа предполагает духовный процесс, крый происходит в покаянии, в нашей духовной жизни. 2Кор.5,17. … ВЗ закон не оправдывает, но лишь в таинстве крещения чк становится членом Церкви и получает доступ к благодати Св.Духа, края его освящает.

4) Мы веруем во Христа, слушаем слово Его и имеем жизнь вечную и не будем судимы (Ин. 3:16,3 18; 5:24; 6:47; 1 Ин. 5:10-12 и др.)

“Жизнь вечная” есть блаженное состояние человека, освобожденного от греха и следствий его (осуждения, богоотчуждения, бедствий) и пребывающего в общении с Богом — Источником жизни (Ин. 5:26;4 14:6;5 1 Ин. 5:206). Этот переход от смерти (духовной) к жизни (духовной) начинается со времени крещения, в котором человек умирает для греха, воскресает для обновленной (святой) жизни (Рим 6 гл.) и делается причастником вечной жизни, имеющей открыться в веке грядущем во всей полноте. Уверовавший и омытый от грехов в крещении исключается из числа подлежавших вечной погибели и вносится в число спасаемых. Сектанты думают, что навсегда; но это не так: только до тех пор, пока вновь не согрешит. Грех снова делает согрешившего сыном погибели, и еще более повинным, чем прежде (Лук. 12:47;7 Евр. 10:26-298). Не “слушающий” и “верующий” имеет жизнь вечную, но “исполняющий Его волю” (Мт. 7:21;9 Лук. 6:48-49;10 Ин. 8:51;11 Иак. 1:22-2312 и др.). “Человек не тотчас, как услышит Божие слово,” — учит преподобный Макарий Египетский, — “делается уже достойным благой части... Если бы слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и блудники вошли бы в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь (Мт. 7:1413).

Сим то негладким путем и надобно шествовать и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь”14 “Неужели скажешь,” — пишет святой Иоанн Златоуст, — “достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: “не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное” (Мт. 7:2115). Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению... Необходима еще добрая жизнь и благо поведение.”16 “На суд (κρίσιν — осуждение)17 не приходит” (Ин. 5:2418), “верующий в Него не судится” (Ин. 3:18,19 ου κρίνεται, слав. “не будет осужден”), т.е. верующий не подвергнется осуждению, обвинению (за неверие), так как уверовал, а суду (решению своей участи) подлежит. На суд (всеобщий) явятся все: “творившие добро и делавшие зло” (Ин. 5:28-29;20 1 Пет. 4:17-18;21 Евр. 9:27;22 Мт. 25:32-46;23 Рим 14:10-12;24 2 Кор. 5:1025). “Что значит — верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится,” — замечает блаженный Феофилакт. — “Ибо таких и Павел не называет искренно верующими (Тит. 1:1626). Не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что уверовал. “А неверующий уже осужден” (Ин. 3:18). Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение. Ибо быть вне света — одно только это — величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела.”27

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу – в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу – важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...
31729. Суспільна роль вчителя, його значення в перебудові суспільства 28.5 KB
  Діяльність педагога – вид соціально культурної діяльності спрямованої на передачу накопичених людством культури і досвіду від старших поколінь молодшим створення умов для їх всебічного гармонійного розвитку та підготовку до виконання певних соціальних ролей у суспільстві. Основою педагогічної діяльності є спільна діяльність людей у процесі якої кожен суб’єкт засвоює загальнолюдський досвід історично сформовані суспільні педагогічні комунікативні моральні та інші цінності знання і способи дій; формує себе як особистість. Метою...
31730. Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя 27.5 KB
  Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя Які ж особистісні якості необхідні для успішної педагогічної діяльності Ще Я. Перша така особливість – це педагогічні здібності тобто наявність внутрішнього натхнення до цієї діяльності. За відсутності цієї чутливості він неспроможний досягти в цій діяльності значних успіхів. Здібності до педагогічної діяльності можна виявити шляхом визначення темпів опанування педагогом професійних педагогічних знань глибини оволодіння основними прийомами та способами педагогічної діяльності.
31731. Педагогічні здібності вчителя та їх розвиток 28.5 KB
  Педагогічні здібності - це індивідуальні стійкі властивості особистості, що складаються в специфічної чутливості до об'єкта, засобів, умов педагогічної праці і створенню продуктивних моделей формування шуканих якостей в особистості воспитуемого.
31732. Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами 30 KB
  Психологічні передумови взаємин вчителя з учнями та колегами Професіональне педагогічне спілкування комунікативна взаємодія педагога з учнями батьками колегами спрямована на встановлення сприятливого психологічного клімату психологічну оптимізацію діяльності і стосунків. Непрофесіональне педагогічне спілкування навпаки породжує страх невпевненість спричинює зниження працездатності порушення динаміки мовлення і внаслідок цього появу стереотипних висловлювань у школярів оскільки у них зменшується бажання думати і діяти самостійно....
31733. CASE-технологии 62.5 KB
  02 CSEтехнологии 1. Основные понятия и классификация CSEтехнологий Потребность контролировать процесс разработки ИС прогнозировать и гарантировать стоимость разработки сроки и качество результатов привела в конце 70х гг. Термин CSE означает Computer ided System Softwre Engineering. Под CSE средством понимается программное средство поддерживающее процессы жизненного цикла ИС включая анализ требований к системе проектирование прикладного ПО и баз данных генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества...
31734. CASE-средства, практическое внедрение CASE-средств 150.5 KB
  Технология внедрения CSEсредств Процесс внедрения CSEсредств включает следующие этапы: определение потребностей в CSEсредствах; оценка и выбор CSEсредств; выполнение пилотного проекта; практическое внедрение CSEсредств. Несмотря на все потенциальные возможности CSEсредств существует множество примеров их неудачного внедрения в результате чего эти средства становятся полочным ПО shelfwre. В связи с этим необходимо отметить следующее: CSEсредства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя...
31735. CASE-средства, реализующие структурный подход 277.5 KB
  В состав этого семейства продуктов входят: llFusion Process Modeler ранее носивший название BPwin средство моделирования бизнеспроцессов; llFusion ERwin Dt Modeler ранее называвшийся ERwin средство моделирования данных являющееся самым популярным в мире в этой категории продуктов; llFusion Dt Model Vlidtor бывший ERwin Exminer средство проверки корректности моделей данных и их соответствия правилам нормализации; llFusion Model Mnger бывший ModelMrt серверный продукт обеспечивающий коллективную работу пользователей ERwin и...