79129

Историко-богословское обоснование баптистами своего учения о Церкви

Доклад

Религиоведение и мифология

О которой Церкви святой и незлобивой голубице замечает святой Епифаний еп. Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа но единственная она голубица Моя чистая Моя 6:89 с двукратным повторением Моя и Моя. Апостолы также учили об одной только Церкви...

Русский

2015-02-10

39.56 KB

0 чел.

Историко-богословское обоснование баптистами своего учения о Церкви

Баптисты выдвинули теорию о многовековом отступлении от ап.веры в историч.Церкви. Это отступление якобы началось сразу же после смерти апостолов. Св.Климент Рим., Поликарп Смирн., Игнатий Антиох. – по некрым моментам христ.учения якобы уклонились от учения апостолов, особенно по вопросу о священству и управлении Церковью.

Учение о церк.иерархии у мужей апостольских баптисты рассматривают как возвышение епископата и поставление его вместо Бога. Игнатий, посл.к Магнезийцам – «епископы стоят на месте Бога». В дальнейшем, считают бапт., это еще больше развивалось и не находит обоснования в Св.Писании.  Чтобы скрыть от верующих смысл Евангелия, Библия постепенно отнималась у верующих, а на ее место ставились творения отцов и соборов. Реформаторы предприняли попытки возродить ап.традицию, но ошиблись в крещении младенцев и не введении строгой церк.дисциплины, и верующие у них попали в новое рабство, теперь уже от реформаторов.

И следующий этап восстановления церкви – якобы создание бапт.общин – выс.нравственность, строгая церкв.дисциплина, якобы восстановление ап.преемства. Т.образом, б.учение об истории Церкви построено с явн.искажениями историч.фактов, чтобы показать, что Ц.отошла от истины, а б.избавили христианство от папизма, очистили его и воссоздали Церковь.

Этот взгляд разделяется большинством б. Однако среди них существуют небольшие группы, крые считают , что Ц.отпала только после 4го Всел.собора, т.е.они признают Халкид.собор.

Б.допускают саму мысль, что полнота Ц.может отпасть от истины. И эта доктрина в корне искажает свид-во Писания о Церкви – столп и утвержд.истины – 1 Тим.3,15; противоречит словам Христа – созижду Ц.Мою, и врата адовы не одолеют ее - Мф.16,18, и в ней до скончания века пребудет Дух Святой.

Факт наличия в Ц.безнравственных людей – не говорит еще об отпадении от истины и о необходимости отделения от Ц.

Также полная святость – возможна т.в будущей жизни, а до того времени в Ц.будут и грешники, и достойные верующие. Христос говорит об этом, сравнивая Ц.с полем, где есть плевелы  Мф.13,24-42, с неводом, где есть большие и малые рыбы Мф.13, 43-50, с девами, к крых есть или нет масла, с работниками с разным числом талантов Мф.25,1-33. Павел - 1 Кор.12,26 – есть слабейшие.

Трагедия б.в том – что святость Ц.определяется у них святостью ее членов (т.е.получается, что благодаря тварным энергиям самого чка). Мы говорим – Ц.свята, потому что сообщает своим членам благодать, и они посредством ее м.достигать богоподобия.

Церковь — едина.

 В кн. Песр. Песр. (6:8-93) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь. “О которой (Церкви, святой и незлобивой голубице),” — замечает святой Епифаний, еп. Кипрский († 403 г.), — “Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица Моя, чистая Моя (6:8-9), — с двукратным повторением Моя и Моя. Я создам Церковь Мою” (Мт. 16:18). Церковь Свою Господь уподоблял одному стаду, в которое Он хочет привести всех людей (Ин. 10:164), одному полю (Мт. 13:24,5 386), одному неводу (Мт. 13:477). Апостолы также учили об одной только Церкви: “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Еф. 5:25; ср. Деян. 20:288). “Которая (Церковь) есть Тело Его” (Еф. 1:22-23). “Он есть глава тела Церкви” (Кол. 1:18). “Мы, многие, составляем одно тело во Христе” (Рим 12:5). “И вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор. 12:27; 1 Кор. 12:139). Единство Церкви отнюдь не допускает никакого разделения или разномыслия в вере, церковном управлении и богослужении (Рим 15:5-6;10 1 Кор. 1:10:13;11 Еф. 4:4-612). Отдельные Церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, подобно Церквам: Коринфской (1 Кор. 1:213), Галатийским (Гал. 1:214), Фессалоникийской (1 Фес. 1:115) суть Церкви, так называемые поместные, части единой вселенской Церкви Христовой. “Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу — Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается, видимо, одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах и таинствах” (Катех. Чл

Церковь Христова — святая. Церковь называется святою потому, что Совершитель нашего искупления и Глава ее есть Святой Господь Иисус Христос и Устроитель спасения верующих — Святой Дух, от Которых освящающая сила Божия изливается на все Тело (Церковь).

Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, “чтобы представить ее (Церковь) Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы была свята и непорочна” (Еф. 5:24-2716). “Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою” (Кол. 1:22). “Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам” (Тит. 2:14; ср. Еф. 4:11-13;17 1 Тим. 1:1518). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. “В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные” (2 Тим. 2. 20). В Церкви, как в теле, есть члены “благообразные” и “менее благородные,” — “менее совершенные,” “слабейшие” (1 Кор. 12:22-2419).

Опровержения

Сектанты говорят:

1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мт. 18:2020).

В стих. 19-2021 (Мт. 18) Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. стих 1722), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин. 14:23;23 1 Ин. 3:23-24;24 4:18-2125). Ослушники Церкви (ст. 17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть

Церковь (Мт. 12:3026). “Собравшиеся во имя кого-либо,” — учит святой Василий Великий, — “без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф. 4:1-427) и Господь (Ин. 14:2328). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: “что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю” (Лук. 6:46; ср. Мт. 25:11-12;29 Деян. 19:13-1630 ).31 “Господь заповедал (Мт. 18:1932) сперва единодушие,” — пишет святой Киприан Карфагенский, — “указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом (1 Ин. 4:1633) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией.”34

2) Сектанты в свое оправдание за отпадение от прав. Церкви и образование общин указывают на 1 Кор. 3:10.35

Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: “ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:1136). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный — “Божие строение” (1 Кор. 3:9;37 ср. Еф. 2:21-

По слову апостола, мы устрояем сами “дом духовный” (1 Пет. 2:538), почему и отпали от православной Церкви.

Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под образом здания. В основании здания положен живой камень — Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин. 6:35,39 5140), а отдельные христиане — живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом (“приступая к Нему”), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (ср. 1 Пет. 5:1-541) должны “сами” нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, “одно стадо” (Ин. 10:1642), один духовный дом, проникнутый одним духом, одной верой и одной надеждой (Еф. 4:3-643). Слово “сами” (1 Петр. 2:544) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли.

Под духовными жертвами (1 Пет. 2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (ср. Пс 49:14;45 50:18-19;46 Евр. 13:15-16;47 2 Тим. 4:648 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим 12:1;49 2 Тим. 4:650), почему в переносном смысле называются (христиане) “священством святым.” Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви

1) Церковь должна быть святая, без пятна и порока, а православная Церковь “пятнистая,” (!) так как в ней есть грешники (Еф. 5:25-2751).

Слова: “чтобы представить ее,” “дабы она была свята и непорочна,” указывают, что апостол говорит здесь не о действительном состоянии Церкви, а о той цели, к осуществлению которой она предназначена, пользуясь богодарованными средствами. Церковь земная, хотя никогда не состояла из одних непорочных, праведных людей, именуется святой, так как имеет основание своей святости в Главе своей и Духе Святом, а не в своих членах. Так в Церкви Коринфской были и порочные члены, но апостол ее называет “Церковью Божиею”, а членов ее — “призванными святыми”, “святыми” (1 Кор. 1:2;52 2 Κор. 1:153 и др.). Имеющиеся в апостольских посланиях увещания к праведной жизни, предостережения и обличения за различные нравственные пороки свидетельствуют, что в апостольск. время члены Церкви не все были “совершенны” (ср. От гл. 2-3).

3) Мы, от Бога рожденные, не грешим (1 Ин. 3:954).

“Рожденный от Бога,” по учению апостола, есть “верующий, что Иисус есть Христос” (1 Ин. 5:155), “любящий Бога и ближнего” (4:7), “делающий правду” (2:29). “Рожденный от Бога,” имея “семя Его,” хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему (5:18;56 ср. Иак. 4:7;57 Еф. 4:2758), почему и “не делает греха,” и “не может грешить” (1 Ин. 3:9;59 ср. 3:660). “Семя Его,” происходящее от Бога и сообщенное верующему Иисусом Христом через Святого Духа (в таинствах крещения и миропомазания), есть благодатное начало духовной жизни, которое служит источником постепенного и постоянного развития его до степени нравственного совершенства при участии и содействии самого человека (“очищает себя” — 1 Ин. 3:3;61 “хранит себя” — 5:18)62. Христиане, в которых пребывает пребывает божественное семя вечной жизни, действительно обладают условиями для невозможности грешить; хотя, несомненно, грех еще склоняет их к греховным поступкам, но он уже не господствует (ср. Рим 6:11-2263). Все направление жизни верующего — против греха, так как он сделался “рабом праведности,” — “рабом Богу” (Рим 6:18-22). Он хочет только “праведности” и “святости,” хотя еще не всецело умертвил в себе противодействующую ему и возбуждающую ко греху похоть. Но исповедание грехов, приобщение Крови Христовой (1 Ин. 1:964), самоочищение и освящение силою Духа Святого составляют верный путь к указанной апостолом конечной цели — нравственной невозможности грешить.65

“Семенем,” — объясняет блаженный Феофилакт, — “называет Духа, Которого мы получаем через крещение и Который, пребывая в нас делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.”66

Но достигли ли сектанты такой степени нравственного обновления, что могут о себе сказать: “мы не грешим”? Их вражда к пастырям православной Церкви, их горделивое превозношение мнимыми достоинствами, кощунство и хуления показывают, что они “пребывают в смерти” (1 Ин. 3:14-1567), “во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (2:11).

3 Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее.

4 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

5 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.

6 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого.

7 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода.

8 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

9 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

10 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

11 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

12 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

13 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас.

14 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским.

15 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

16 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

17 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

18 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

19 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение.

20 Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

22 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

24 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

25 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

26 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

27 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;

28 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

29 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

30 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

31 Творения. Часть 5. 1901 г., стр, 270 — 271. Ответ на вопрос 225.

32 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного.

33 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

34 Творения, Часть II. 1891 г., стр. 186 — 188. Книга о единстве Церкви.

35 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

36 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

37 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

38 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

39 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

40 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

41 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

42 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

43 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

44 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

45 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои.

46 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

47 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

48 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

49 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.

50 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

51 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

52 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас

53 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии.

54 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

55 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

56 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

57 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

58 и не давайте места диаволу.

59 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

60 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

61 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

62 В Священном Писании “семя” (σπερμα) в переносном смысле иногда (Мт. 13:1-9; 18-23; Лук. 7:4-15) обозначает слово Божие. “Этим и пользуются,” — пишет Сагарда Η. проф., — “некоторые экзегеты для изъяснения слова “семя” (σπερμα) в смысле слова Божия и в рассматриваемом месте. Но весь ход речи исключает такое сопоставление в данном случае; тем более, что слово Божие, или благовестие, по Священном Писанию (Иак. 1:18; 1Пет1:23; 1Кор 4:15), представляется только средством рождения, носителем божествен.” (σπερμα, но не самым σπερμα. Здесь σπερμα) и должно быть взято в связи с “рожденный от Бога,” и рождающим является Сам Бог. Посему эти слова апост. должны быть сопоставлены с Ин. 1:13. Они указывают на процесс рождения от Бога некоторым образом аналогичным процессу человеческого рождения: семя есть то, что имеет в себе жизненную силу, божественный принцип, зерно божественной жизни; из него происходит и развивается в меру совершенства духовный человек.” Первое собор. посл святого апостола Иоанна Богослова. Педагогико-экзегет. исследов. 1903 г., стр. 501 — 502.

63 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем… Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.

64 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

65 Ibid., стр. 503-504.

66 Толкования на Собор. Посл. 1906 г., стр. 131.

67 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.