79154

Сущность и происхождение учения теософов

Доклад

Религиоведение и мифология

Своим возникновением совеременное движение теософов обязано Елене Петровне Блаватской прим №1. Естественно что с этих пор индуизм и буддизм стали приобретать всё большее значение в системе теософов и антихристианские настроения Елены Блаватской сменились открытой враждебностью к евангельской вере. Секта теософов разделяется на несколько организаций некоторые из которых стали независимыми от Мадрасского центра.

Русский

2015-02-10

35.48 KB

1 чел.

Сущность и происхождение учения теософов

Греческое слово «теософия» буквально означает «мудрость Бога» или «божественная мудрость». Впервые слово «теософия» было употреблено, повидимому, в третьем веке Аммонием Сакхом, философом, учеником которого был Плотин. Плотин, основатель неоплатонического направления в философии, верил в достижение единства с бесконечностью с помощью размышления. Теософия представляет собой странное сочетание различных учений - в том числе буддизма, индуизма, спиритуализма и гностицизма. Несмотря на то, что теософы прибегают к христианской терминологии, чтобы приспособить мистические восточные представления к культуре западных стран, их учение не имеет решительно ничего общего ни с одной из аксиом библейской веры.Своим возникновением совеременное движение теософов обязано Елене Петровне Блаватской, ( прим №1.) родившейся в 1831 году в Екатеринославе.

С ранних лет Елена увлекалась магией и оккультными «науками». Мать Блаватской умерла, когда ей было 12 лет; в 1848 году Елена вышла замуж за 48-летнего царского генерала. Уже через три месяца после свадьбы она бросила своего пожилого мужа.

Проведя некоторое время в доме своего деда, Блаватская отправилась путешествовать. Путешествие затянулось на долгие годы: Елена побывала в Индии, Тибете, Париже, Лондоне, на Кубе, в Мексике, Соединённых Штатах и Канаде (1848-1873). Изучая культуру этих стран, она интересовалась главным образом мистическими проблемами, и через некоторое время стала известна, как женщина-медиум (спирит). Около десяти лет Блаватская «вещала» под руководством другого спирита по имени Джон Кинг. Во время своих путешествий она жила с несколькими мужчинами, и от одного из них имела сына.

В 1873 году Елена Блаватская обосновалась в Соединённых Штатах, где продолжала давать спиритические сеансы. В штате Вермонт ей удалось повлиять на полковника Олкотта,который впоследствии оставил свою семью и жил с Блаватской. После ряда «откровений», явленных ей неким существом, которое она называла «мастер Серапис», Блаватская, совместно с полковником Олкоттом, основала в 1875 году Теософское общество. Штаб-квартира Блаватской в Нью-Йорке стала известна под названием Ламазери. Большинство последователей новой секты были привлечены литературными сочинениями Блаватской, среди которых особенно выделяется двухтомный труд «Тайная доктрина».

В 1879 году Блаватская переехала в Индию; вместе с ней и штаб-квартира её организации переместилась в Мадрас. Естественно, что с этих пор индуизм и буддизм стали приобретать всё большее значение в системе теософов, и антихристианские настроения Елены Блаватской сменились открытой враждебностью к евангельской вере. В последние годы жизни Блаватская вернулась в Европу и основала Эзотерическую школу теософии в Лондоне.

Американским отделением секты руководил полковник Олкотт, а Блаватская стояла во главе «Эзотерических школ» в Англии и Индии вплоть до своей смерти в 1891 году. После этого руководство американским отделением взял на себя Уильям Джадж, а в Индии и в Англии делами секты стала управлять Анни Безант (1847-1933). Анни Безант, оставившая своего мужа, чтобы всецело посвятить себя теософии, стала второй по значению фигурой (после Блаватской) в теософской системе авторитетов. Плодовитая писательница, госпожа Безант играла значительную роль в литературной и политической жизни Индии.

В 1925 году Анни Безант объявила, что её приёмный сын Кришнамурти есть перевоплощённый Мессия. Сам Кришнамурти, однако, в 1931 году в штаб-квартире американского отделения секты (Кротэна, Калифорния) официально отказался от всяких притязаний такого рода. С 1933 года, после смерти Анни Безант, Теософским обществом стал руководить Джордж С. Эрондэйл; в 1945 году директором Эзотерической школы стал К. Джинараджадаса. Секта теософов разделяется на несколько организаций, некоторые из которых стали независимыми от Мадрасского центра. Трудно точно определить численность теософов на сегодняшний день во всём мире (некоторые называют цифру 35 тысяч), но очевидно, что секта теряет популярность.

Теософия - учение целиком и полностью эклектическое. В попытках обосновать своё учение теософы обращаются к различным религиозным системам, наиболее значительные из которых - индуизм и гностицизм. К явно гностическим элементам в системе теософов можно отнести пренебрежение ко всему материальному и взгляд на Вселенную, как на сочетание различных «эманации Бога». Теософы считают, что всё существующее подразделяется на семь уровней - физический, астральный, ментальный и т.д. - вплоть до божественного уровня.

Теософы придерживаются эволюционистского взгляда на природу человека и вселенной. Основной принцип их мировоззрения заключается в том, что каждая индивидуальность и всё человечество в целом постепенно прогрессируют, переходя из одного «уровня» в другой и приближаясь к слиянию с Абсолютом. Процесс этот состоит из бесчисленного количества различных циклов и перевоплощений, а поэтому займёт очень много времени.

В соответствии со спиритическими «откровениями» госпожи Блаватской, мировоззрение теософов, вкратце, сводится к следующему. Ныне живущее человечество является третьей «коренной расой». Первой коренной расой были лемуры, первые люди, возникшие в результате эволюционного процесса. Лемуры жили много миллионов лет тому назад.

Второй «коренной расой» были атланты, населявшие, по мнению теософов, огромный континент 800 тысяч лет назад. Теософы составили карты Атлантиды, якобы, уменьшавшейся в размерах и поглощавшейся океаном до тех пор, пока 15 500 лет назад миллионы атлантов не погибли вместе со своим островом в результате гигантской катастрофы.

После исчезновения атлантов землю заселили представители третьей «коренной расы», арии. Каждая «коренная раса» подразделяется на несколько «субрас»; например, ныне живущие люди представляют собой пятую «субрасу» «коренной расы» ариев.

В момент зарождения каждой следующей «субрасы» дух Верховного Учителя Мира или Христа входит в тело посвящённого ученика и способствует духовному развитию человечества. Таким образом «субрасы» постепенно прогрессируют в процессе духовной («спиритуальной») эволюции. Каждое следующее воплощение Христа, или Верховного Учителя открывает в себе всё больше божественной сущности. Пять «Христов» - родоначальников «субрас» арийской коренной расы - следующие: Будда (Индия), Гермес (Египет), Зороастр (Персия), Орфей (Греция) и Иисус (теософы утверждают, что Христос «вошёл» в Иисуса в момент Его крещения). Теософы ожидают близкого пришествия шестого Христа, так как верят, что наша пятая «субраса» (интеллектуальный человек) должна вскоре смениться шестой субрасой (духовный человек). Откровение «следующего Христа» превзойдёт всё то, что дал людям Иисус.

Целью каждого теософа является прогресс личности, то есть постепенный переход от одного уровня существования к другому. Третий «ментальный» уровень, по представлению теософов, является обителью ангелов («дивов»), то есть, в каком-то смысле, соответствует небесам в других религиозных системах. Так как каждая личность несёт в себе какую-то часть Бога, судьба всех людей состоит в постепенном достижении слияния с Богом в результате трансмиграции - эволюционного процесса, состоящего из множества перевоплощений.

В ходе этого процесса нравственный долг личности (карма) должен быть постепенно исполнен, «выработан». Те, кто занимаются йогой, «вырабатывают карму» быстрее других. Техника йоги включает в себя особые позы, контроль дыхания и медитацию (самосозерцание). Таким образом теософы следуют индуистскому учению о спасении личности посредством медитации, мистических переживаний, накопления опыта и усилий другого рода. Каждая личность должна «выработать», использовать свою карму в течение земной жизни, а также в течение жизни между воплощениями. Грех или «нравственный долг кармы» очищается в период между воплощениями, в камалоке - своеобразном «чистилище» теософов. Камалока представляет собой некий «временный ад», в котором личность подвергается различного рода испытаниям и пыткам, призванным усовершенствовать её для нового перевоплощения.

У теософов нет представления о прощении грехов. Каждая личность трудится ради своего собственного спасения. Теософы резко отрицают библейское учение о искупительной жертве Христа, милости и благодати Божьей. Сама мысль о том, что Иисус Христос умер, чтобы искупить грехи людей, отвратительна теософам. Они считают, что это представление лишает людей уважения к себе.

Каждая личность имеет «естественное тело», состоящее из четырёх частей (физического тела, эфирного двойника, астрального тела и ментального тела), а также формирующееся в процессе эволюции «духовное тело», состоящее из трёх частей. Эволюционный процесс трансмиграции перемещает личность всё дальше от материального уровня и всё ближе к уровню духовному. Поэтому каждая личность есть потенциальный «Христос». Единственное отличие Иисуса от других людей заключалось в том, что Он продвинулся дальше всех в процессе эволюции. Отрицая воскресение Иисуса (У Христа во плоти, теософы заменяют идею воскресения бесконечным рядом перевоплощений.

Что же является авторитетом для теософов, источником, в котором они черпают свои познания о человеческих расах и о процессе духовной эволюции? Один из таких авторитетных источников - священные книги индуистов или, как их называют теософы, Священные книги Востока. Теософы считают, что священные тексты всех других религий берут своё начало в индуизме; естественно, что книги индуистов вызывают больше внимания и уважения со стороны теософов, нежели Библия. Но правильно истолковать Священные книги Востока может только гуру (духовный учитель), обладающий истинным знанием.

Кроме того, авторитетным источником для теософов являются «откровения» высокодуховных существ, которых они называют Махатмами (мастерами, начинателями и адептами). Махатмы •- это «божественные люди», находящиеся в состоянии нирваны, но пребывающие на земле (где-то в Тибете) для того, чтобы помочь духовному развитию человечества. Махатмы владеют мыслями и поступками некоторых людей. Госпожа Влаватская, например, была «одержима» по меньшей мере тремя Махатмами: Сераписом, Мориа и Кут Хуми, На этом основании Блаватская претендовала на некую «вдохновенность» своих сочинений. Она отвергала всё, что противоречило её «откровениям». Только она одна обладала ключом к правильному истолкованию «Вед» и других священных текстов индуистов.

Бог теософов не обладает ни разумом, ни чувствами, ни волей - у него вообще нет личных атрибутов. Эта гностическая религия учит, что существует лишь причина (безличная), более низкая по своей природе, чем следствие (личность). В глазах теософов все религии, в сущности, одинаковы, так как всё существующее есть часть Бога (эманация Бога). По их мнению, молитва Кришне или Будде ничем не отличается от молитвы Богу-Отцу или Христу; как правило, теософы считают молитву чем-то совершенно несущественным. Они выше молитвы, так как несут божество в самих себе.

Согласно учению теософов, ангелы, подобно людям, не были созданы Богом: они появились в результате эволюции миров, более древних, чем Земля.

Опенка учения теософов с библейских позиций

(1) Блаватская и Безант претендовали на особый авторитет и вдохновенность своего учения. Теософы отвергают Библию, но почитают сочинения этих женщин. Однако, авторитет их ни на чём не основан, так как не подкреплён ни одним существенным свидетельством.( прим №2.)

Писание же подтвердилось множеством чудес, исполнением множества пророчеств, историческими и археологическими фактами, жизнью и воскресением Иисуса Христа. Чтобы стать последователем Блаватской, человек должен отвергнуть учение Христа.

(2) Безличный бог теософов недостаточен для объяснения разнообразия человеческих индивидуальностей и сложности строения вселенной.

(3) Теософия не даёт надежды на искупление грехов. Это учение предлагает лишь бесконечный ряд перевоплощений, перемежающийся пытками камалоки. Доктрина об использовании, «выработке» кармы извращает представление о природе греха. Бог теософов - не святой и не любящий Боп Бесконечно личностный Бог Библии не имеет ничего общего с представлениями теософов. В Библии нам открывается Бог, дарующий путь спасения, уверенность и надежду воскресения и славы, а не путь страдания, перевоплощений и «выработки» очищения. Но до тех пор, пока теософы верят в свою правоту, они не способны принять жертвенный дар Христа.

(4) Теософы отрицают, что Иисус есть Христос (1 Иоанна 2:22). Они учат, что Иисус из Назарета (с момента Его крещения) был «одержим» Верховным Учителем Мира. Теософы не понимают, что имя Христос относится к Личности Мессии Ветхого Завета, а не к некоему божественному духу, которым одержимы определённые люди.

(5) Теософы не способны решить проблему зла, так как считают, что всё существующее (в том числе и зло) есть эманация «бога». Таким образом, бог теософов сам является злом.

(6) Теософы не способны насладиться личным общением с Богом, так как их бог безличен. Общение с Богом они подменили попыткой достичь мистического переживания слияния со вселенной. Последователи этого учения полны гордыни, так как исповедуют спасение собственными усилиями, посредством эзотерического познания.

О чём следует помнить при встрече с теософом

(1) Прежде чем вникать в сочинения госпожи Блаватской, следует сравнить её жизнь с жизнью Иисуса Христа. Елена Блаватская была нетерпеливой женщиной с раздражительным характером. Она бросила своего первого мужа и жила с разными мужчинами. Её нравственные понятия и манера выражаться были весьма далеки от праведности. В своих сочинениях Блаватская неоднократно прибегала к плагиату. Все её заботы были сосредоточены на самой себе.

(2) Возможно что, махатмы или духи, владевшие Блаватской, на самом деле были демонами. Их «откровения» противоречат основным библейским аксиомам - божественности Иисуса Христа, жертвенного искупления Им грехов человеческих и воскресения из мёртвых.

(3) Будучи по существу и в теории совершенно антихристианским учением, теософия пропагандируется мошенническими методами, с превратным использованием христианской терминологии.

Теософское общество (самоназвание — Теософическое обществоангл. Theosophical Society от theosophy — теософия) — международная общественная организацияДевиз Общества: Satyat Nasti Paro Dharmah  («Нет религии выше истины»)

История создания

Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем (William Quan Judge).

Известен показательный факт. При регистрации Теософского общества в Сент-Луисе в 1880 году в американском суде судья А. Александер засвидетельствовал:

«Проситель не представляет собой религиозное общество <…> Следует отметить, что в ст. 2 Устава этого Общества слово „религия“ употребляется во множественном числе. Преподавание религиозных учений есть образовательно-просветительская деятельность, а не религиозная. „Способствовать изучению религий“ в некотором смысле означает содействовать изучению истории человечества. Попутно отмечу, что у Общества нет религиозного символа веры или особого культа».

С 1882 года штаб-квартира Общества находится в АдьяреИндия.

Три цели Теософского Общества, закрепленные в его уставе

  1.  Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
  2.  Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
  3.  Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.

— Сведения о Теософическом обществе. // Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола».

Судьба общества после смерти Е. П. Блаватской

Памятная марка, выпущенная в Индии в 1975 году и посвященная 100-летию основания Теософского Общества

После смерти Блаватской её продолжателями стали Олкотт, а также британская социальная активистка А. Безант (Annie Wood Besant) и Джадж. В 1895 году последний, вследствие конфликта с двумя первыми, отделился и самостоятельно возглавил «Американскую секцию» Общества.

Организация, возглавлявшаяся Олкоттом и Безант продолжает базироваться в Индии и известна как The Theosophical Society — Adyar; секция же, возглавлявшаяся Джаджем, ныне известна просто как The Theosophical Society, но для ясности часто добавляютinternational headquarters, Pasadena, California (адрес штаб-квартиры в ПасадинеКалифорния).

Третья структура, известная как The United Lodge of Theosophists (ULT), отделилась от второй в 1909 году.

Президенты Теософского общества

Полковник Г. С. Олькотт стал первым президентом Теософского общества и возглавлял его с 1875 по 1907 годы.

Анни Безант руководила обществом с 1907 по 1933 гг.

Джордж С. Арундейл — с 1934 по 1945 гг.

Чуруппумулладж Джинараджадаса (англ. Curuppumullage Jinarajadasa) — с 1946 по 1953 гг.

Нилаканта Шри-Рам — с 1953 по 1973 гг.

Джон Коутс — с 1973 по 1979 гг.

Радха Бернье — с 1980 по 2013 гг.

Тим Бойд с 2014 г.

Из истории теософского движения в России

Самая первая попытка основания теософского общества в России была не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном городе Смоленске 30 июня 1907 года. В том же году смоленские теософы стали выпускать журнал "Теософская жизнь", который издавался до 1909 г., а в 1910 г. выходил под названием "Жизнь духа" [9] [10][11].

В 1908 году в России существовало девять теософских кружков: четыре в Петербурге, два — в Варшаве, по одному — в Смоленске, Киеве и Калуге20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России.

В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету «Калужский курьер».

Калужское теософское общество вело большую издательскую деятельность через издательство «Лотос» и издательства МосквыСанкт-ПетербургаРиги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт1909), имело огромный авторитет среди теософов России. Его председатель Е. Ф. Писарева была избрана вице-президентом теософского общества России. В 1918 году местные власти распустили Калужское теософское общество, а в 1922 году Е. Ф. Писарева уехала в Италию.

Возродилось Калужское теософское общество в 1922 году. Его возглавил молодой инженер Валентин Митрофанович Лалетин.

Деятельность Калужского теософского общества прекратилась 13 ноября 1929 года в связи с арестом шестнадцати его членов. Кроме этого арестовано было четверо москвичей — всего 20 участников теософского движения.

23 февраля 1930 года Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило к трем годам лишения свободы восемь человек и на три года ссылки в Северный край девять человек. Трое москвичей были оправданы и из-под стражи освобождены.

В настоящее время все осужденные реабилитированы[12][аффилированный источник? 813 дней].

Интересно

  1.  В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2850. Видеосистема компьютера 54.5 KB
  Видеосистема компьютера Видеосистема компьютера включает в себя ряд аппаратных и программных средств, позволяющих получать на экране терминала изображения. К аппаратным средствам относятся монитор и видеоадаптер. К программным средствам относятся ср...
2851. Работа в графическом режиме видеоадаптера в ОС MS-DOS 131 KB
  Работа в графическом режиме видеоадаптера в ОС MS-DOS Функции для работы в графическом режиме определены в стандартном заголовочном файле graphics.h. Так же, как и в текстовом режиме, графические функции оперируют с окнами. При запуске программы исх...
2852. Обработка системных ошибок 65.5 KB
  Обработка системных ошибок В стандартной библиотеке stdlib.h объявлена переменная errno типа int, которая содержит код системной ошибки, значение переменной устанавливается ОС после выполнения каждой системной операции. В стандартной библиотеке errn...
2853. Исчезающие меню и всплывающие окна 24.5 KB
  Исчезающие меню и всплывающие окна Меню представляет собой список строковых опций (пунктов меню), выводимых на экран и предлагаемых пользователю для выбора. При использовании меню по пунктам меню перемещается курсор-подсветка, показывающий пользоват...
2854. Потоковый ввод-вывод 91.5 KB
  Потоковый ввод-вывод Поток – это программный канал для обмена данными между приложением и ОС или другим приложением. При взаимодействии приложения с ОС потоки как правило используются для работы с устройствами и представляют собой абстрактный у...
2855. Первісне суспільство і початок цивілізації на території України 73 KB
  Первісне суспільство і початок цивілізації на території України. Зміст  Вступ. Предмет курсу. Первісний лад на території України. Перші державні утворення на Україні. Східні слов’яни в IV–ІХ ст.. Походження, основні етапи ...
2856. Зародження Української державності. Київська Русь 90.5 KB
  Зародження Української державності. Київська Русь. Зміст  Київська Русь, її місце в історії людства. Історичне значення та причина розпаду Київської Русі. Галицько-Волинське князівство як форма української державності. Київська Р...
2857. Литовсько-польська доба української історії. Виникнення українського козацтва 93 KB
  Литовсько-польська доба української історії. Виникнення українського козацтва. (XIV–XVIІ ст.) Зміст Українські землі в складі Великого князівства Литовського. Україна під владою Речі Посполитої. Виникнення українського козацтв...
2858. Козацько-гетьманська держава (1648 – кінець ХVІІI ст.) 161 KB
  Козацько-гетьманська держава (1648 – кінець ХVІІI ст.) Зміст  Національно-визвольна війна українського народу та її наслідки. Громадянська війна та поділ України на два гетьманства. Наступ царизму на українську державність у ро...