79155

Происхождение Вселенной

Доклад

Религиоведение и мифология

Так краеугольным камнем ее теософии является фраза: Все ведущее к единству есть добро; все ведущее к разъединению есть зло. Всегда ли разъединение есть зло А как быть тогда с разотождествлением добра и злаЧеткое разделение этих категорий и выбор между ними главный принцип зороастрийской религии. С точки зрения зороастризма смешение добра и зла есть искажение божественной истины и любое учение пропагандирующее смешение этих понятий объявляется еретическим подобно тому как манихейское учение искажающее сущность зороастризма и...

Русский

2015-02-10

18.16 KB

0 чел.

Происхождение Вселенной

Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому всё стало. В смысле Универсального Принципа, Абсолют означает абстракцию. Поэтому термин Абсолютность более применим к тому, что не имеет ни атрибутов, ни ограничений, и не может иметь таковых.

Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова или же — вечная мысль, отпечатанная на субстанции или духо-материи в вечности. Мысль, которая становится активной в начале каждого нового цикла жизни.

Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, ментальный, астральный и материальный.

Человек

Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.

О добре и зле

«Тайная доктрина» Е. П. Блаватской представляет собой своеобразный синтез науки, религии и философии, со свойственной ему подменой понятий добра и зла и смешением их. Так, краеугольным камнем ее теософии является фраза: «Все, ведущее к единству есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло». На первый взгляд, это умозаключение не таит в себе какой-то ловушки, однако в развитии этой идеи мы здесь обнаруживаем, что ее автор претендует на то. что «плод его ума» - «Тайная доктрина» - является «сущностью всех религий: индусов, Зороастра, халдеев, египтян, буддизма, ислама, иудаизма и христианства, как бы представляет их синтез». Е.П. Блаватская считает, что все разрозненные философские и религиозные течения объединяют «оккультные воззрения». Она ловко комбинирует отдельные фрагменты из разных религиозных и философских систем, незаметно меняя при этом первоначальный смысл. В этом легко убедиться, когда начинаешь читать ее произведения. При этом возникает множество вопросов. Всегда ли разъединение есть зло? А как быть тогда с разотождествлением добра и зла?
Четкое разделение этих категорий и выбор между ними - главный принцип зороастрийской религии. С этих позиций мы и будем оценивать оккультное наследие Елены Петровны Блаватской.
Смешивая понятия света и тьмы, она пишет: «Тьма излучает свет, и свет роняет одинокий луч в воды, в глубину лона матери. Луч пронизывает девственное яйцо, луч пробуждает трепет в вечном яйце и зароняет зародыш, не-вечный, который сгущается в мировое яйцо» [1, т. 1, ч. 1, с. 106].
«Одинокий луч» здесь - это «Божественная мысль, или разум, оплодотворяющий хаос», а «мировое яйцо» предстает как первичная форма всего проявленного. И в зороастризме, и в христианстве природа света и природа тьмы различны и диаметрально противоположны друг другу, а все еретические системы и учения как раз и грешат смешением понятий добра и зла. Подобными фразами пронизаны и все работы Блаватской. О подмене понятий свидетельствуют и следующие умозаключения Елены Петровны.

«Естества тьмы есть Абсолютный Свет».

«В положениях восточного оккультизма Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть субъек¬тивный и абсолютный Свет; тогда как последний. во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майя» [там же, с. 106].
«Свет создан из Тьмы».

«Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Библии и Книге Иова он назван «Сыном Бога», яркой звездой раннего утра, Люцифером. Первый архангел, рожденный из бездны Хаоса, был преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы и должен был быть принесен в жертву Новой Догме» [там же, с. 112].
«Пространство Света, Сын Пространства Тьмы».

С точки зрения зороастризма - смешение добра и зла есть искажение божественной истины, и любое учение, пропагандирующее смешение этих понятий, объявляется еретическим, подобно тому, как манихейское учение, искажающее сущность зороастризма, и учение гностицизма, искажающее христианство, объявлялись в свое время зловреднейшими еретическими лжеучениями.
Образ Бога у Е. П. Блаватской ассоциируется с образом Змея:

«Дух Бога, носящийся над Хаосом, изображался каждым народом в образе Огненного Змея, выдыхающего огонь и свет на предвечные воды до тех пор, пока он не приведет космическую материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму змия, закусившего свой хвост - что символизирует не только вечность и бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в пределах Вселенной из этого огненного тумана. Вселенная также как и Земля и Человек, подобно змею периодически сбрасывает старую кожу, чтобы облечься в новую после известного периода отдыха» Там же, с. 160].

По мнению Е. П. Блаватской, в образе Змея воплощается как добро (мудрость), так и зло (вкушение запретного плода). Ведь Змей был «великой эмблемой тайны в Мистериях, был нерасторжимо связан с Древом жизни, которое растет корнями в небеса и ветвями упирается в землю». В сокровенных учениях, пишет она, «семиглавый дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы, ...был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимым и непознаваемым, семь глав которого были семью логосами, отражениями единого и первопроявленного Света - Вселенского Логоса» [там же, с. 126], а «семь сфер посмертного восхождения... превыше всех сфер, где и пребывает, как великий, не имеющий формы Змий Абсолютной Мудрости или само Божество» [там же, с. 135]. Она не сомневается в том, что «...божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добро, так и зло» [там же, с. 136]. В зороастризме образ змея, трехглавый Ажидахак, однозначно был воплощением мирового зла, созданным Ангроманью «на погибель праведности и мира», который должен быть повержен богатырем Керсаспой в последней решающей битве Добра и Зла. В христианстве подобный миф связан с образом Святого Георгия-Победоносца, убивающего змия.
Рассуждая о природе Бога, Е. П. Блаватская приходит к такому выводу:
«Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Беско¬нечный, а затем отделить Его от Зла. И так как в мире гораздо больше Зла, нежели Добра, то отсюда логически следует, что, или Бог должен вмещать Зло, или быть прямой причиной его, или же отказаться от своих притязаний на Абсолютность» [там же, с. 138].

Она пишет о том, что древние философы определяли зло как «подоснову» Бога или Добра:
«Зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе: это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе; но есть лишь Тень Света, без которого Свет не существовал бы, даже в наших представлениях. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли» [там же, с. 139].
Умозаключения Е. П. Блаватской двойственны. С одной стороны, она пишет, что «Дьявол есть лжец и отец лжи», т.е. «воплощенная ложь», а с другой, утверждает, что Дьявол был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов. Получается, что «Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная Ложь». Видимо, для нее эти понятия тождественные. По ее мнению, «в человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу на жизнь» между двумя проявленными началами в Пространстве и Времени, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте» [там же, с. 142]. Она считает, что добро и зло не могут существовать одно без другого и видит умственную эволюцию в том, что «когда Духовное претворяется в материальное или физическое, Материальность восходит в Духовность», при этом Бог и Дьявол - это Дух и Материя, которая представляет собой «последовательность наших собственных со¬стояний сознания», Дух же есть «представление психической интуиции» [там же, с. 300].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8395. История изучаемого региона (Китай) 111 KB
  История изучаемого региона (Китай) Введение Огромный интерес российских граждан к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам вполне объясним. Особенно значителен этот интерес у дальневосточников, чьи земли гра...
8396. Местоимения китайского языка 30 KB
  Местоимения китайского языка Личные местоимения Единственное число 1-е лицо [w] я 2-е лицо ты ? [n?n] Вы Вам(не имеет множественного числа) 3-е лицо он она оно, он, она (для неодушевленных предметов) Множественное чи...
8397. Мировые экономические отношения 142.5 KB
  Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений - это различия в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами). С одной стороны, это ведет к международному разделению труда. С другой сторо...
8398. Чайное чувство. Особенности выращивания и разновидности чая в Китае 380 KB
  Чайное чувство. Содержание: Введение. Часть. От земли к небу. Растение чай. Виды китайского чая. Чай и вода. О пользе чая. Атмосфера чая: природа, образы и творения рук человеческих. Приготовление чая. Технич...
8399. История литературы Китая 121.41 KB
  История литературы Китая Литература Китая и вэнь Литературное творчество осмыслялось в Китае в рамках архаико-религиозных воззрений на вэнь и натурфилософских представлений, вэнь - это словесный узор. Исходная семантика вэнь - пиктограмма, и...
8400. Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны 45 KB
  Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны Завоевание Индией независимости. Развитие Индии и Пакистана. После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти, стараясь у...
8401. Турция, Китай, Индия, Япония 40 KB
  Турция, Китай, Индия, Япония В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления об...
8402. Китай в ХХ веке 55 KB
  Китай в ХХ веке. Версальский мирный договор 1919г., санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал волну возмущения в Китае, надеявшимся стать союзником для держав Антанты в 1-й мировой войне. 4 мая 1919г....
8403. Периодизация истории и культуры Древнего Китая 196.5 KB
  Периодизация истории и культуры Древнего Китая Древнейший период - V - III тыс. до н.э. Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI - XI вв. до н.э.), I китайское государство Периоды Чжоу и Чжаньго XI...