79155

Происхождение Вселенной

Доклад

Религиоведение и мифология

Так краеугольным камнем ее теософии является фраза: Все ведущее к единству есть добро; все ведущее к разъединению есть зло. Всегда ли разъединение есть зло А как быть тогда с разотождествлением добра и злаЧеткое разделение этих категорий и выбор между ними главный принцип зороастрийской религии. С точки зрения зороастризма смешение добра и зла есть искажение божественной истины и любое учение пропагандирующее смешение этих понятий объявляется еретическим подобно тому как манихейское учение искажающее сущность зороастризма и...

Русский

2015-02-10

18.16 KB

0 чел.

Происхождение Вселенной

Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому всё стало. В смысле Универсального Принципа, Абсолют означает абстракцию. Поэтому термин Абсолютность более применим к тому, что не имеет ни атрибутов, ни ограничений, и не может иметь таковых.

Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова или же — вечная мысль, отпечатанная на субстанции или духо-материи в вечности. Мысль, которая становится активной в начале каждого нового цикла жизни.

Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, ментальный, астральный и материальный.

Человек

Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.

О добре и зле

«Тайная доктрина» Е. П. Блаватской представляет собой своеобразный синтез науки, религии и философии, со свойственной ему подменой понятий добра и зла и смешением их. Так, краеугольным камнем ее теософии является фраза: «Все, ведущее к единству есть добро; все, ведущее к разъединению, есть зло». На первый взгляд, это умозаключение не таит в себе какой-то ловушки, однако в развитии этой идеи мы здесь обнаруживаем, что ее автор претендует на то. что «плод его ума» - «Тайная доктрина» - является «сущностью всех религий: индусов, Зороастра, халдеев, египтян, буддизма, ислама, иудаизма и христианства, как бы представляет их синтез». Е.П. Блаватская считает, что все разрозненные философские и религиозные течения объединяют «оккультные воззрения». Она ловко комбинирует отдельные фрагменты из разных религиозных и философских систем, незаметно меняя при этом первоначальный смысл. В этом легко убедиться, когда начинаешь читать ее произведения. При этом возникает множество вопросов. Всегда ли разъединение есть зло? А как быть тогда с разотождествлением добра и зла?
Четкое разделение этих категорий и выбор между ними - главный принцип зороастрийской религии. С этих позиций мы и будем оценивать оккультное наследие Елены Петровны Блаватской.
Смешивая понятия света и тьмы, она пишет: «Тьма излучает свет, и свет роняет одинокий луч в воды, в глубину лона матери. Луч пронизывает девственное яйцо, луч пробуждает трепет в вечном яйце и зароняет зародыш, не-вечный, который сгущается в мировое яйцо» [1, т. 1, ч. 1, с. 106].
«Одинокий луч» здесь - это «Божественная мысль, или разум, оплодотворяющий хаос», а «мировое яйцо» предстает как первичная форма всего проявленного. И в зороастризме, и в христианстве природа света и природа тьмы различны и диаметрально противоположны друг другу, а все еретические системы и учения как раз и грешат смешением понятий добра и зла. Подобными фразами пронизаны и все работы Блаватской. О подмене понятий свидетельствуют и следующие умозаключения Елены Петровны.

«Естества тьмы есть Абсолютный Свет».

«В положениях восточного оккультизма Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой последний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть субъек¬тивный и абсолютный Свет; тогда как последний. во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майя» [там же, с. 106].
«Свет создан из Тьмы».

«Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою», тогда как в Библии и Книге Иова он назван «Сыном Бога», яркой звездой раннего утра, Люцифером. Первый архангел, рожденный из бездны Хаоса, был преображен церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы и должен был быть принесен в жертву Новой Догме» [там же, с. 112].
«Пространство Света, Сын Пространства Тьмы».

С точки зрения зороастризма - смешение добра и зла есть искажение божественной истины, и любое учение, пропагандирующее смешение этих понятий, объявляется еретическим, подобно тому, как манихейское учение, искажающее сущность зороастризма, и учение гностицизма, искажающее христианство, объявлялись в свое время зловреднейшими еретическими лжеучениями.
Образ Бога у Е. П. Блаватской ассоциируется с образом Змея:

«Дух Бога, носящийся над Хаосом, изображался каждым народом в образе Огненного Змея, выдыхающего огонь и свет на предвечные воды до тех пор, пока он не приведет космическую материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму змия, закусившего свой хвост - что символизирует не только вечность и бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в пределах Вселенной из этого огненного тумана. Вселенная также как и Земля и Человек, подобно змею периодически сбрасывает старую кожу, чтобы облечься в новую после известного периода отдыха» Там же, с. 160].

По мнению Е. П. Блаватской, в образе Змея воплощается как добро (мудрость), так и зло (вкушение запретного плода). Ведь Змей был «великой эмблемой тайны в Мистериях, был нерасторжимо связан с Древом жизни, которое растет корнями в небеса и ветвями упирается в землю». В сокровенных учениях, пишет она, «семиглавый дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы, ...был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимым и непознаваемым, семь глав которого были семью логосами, отражениями единого и первопроявленного Света - Вселенского Логоса» [там же, с. 126], а «семь сфер посмертного восхождения... превыше всех сфер, где и пребывает, как великий, не имеющий формы Змий Абсолютной Мудрости или само Божество» [там же, с. 135]. Она не сомневается в том, что «...божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добро, так и зло» [там же, с. 136]. В зороастризме образ змея, трехглавый Ажидахак, однозначно был воплощением мирового зла, созданным Ангроманью «на погибель праведности и мира», который должен быть повержен богатырем Керсаспой в последней решающей битве Добра и Зла. В христианстве подобный миф связан с образом Святого Георгия-Победоносца, убивающего змия.
Рассуждая о природе Бога, Е. П. Блаватская приходит к такому выводу:
«Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Беско¬нечный, а затем отделить Его от Зла. И так как в мире гораздо больше Зла, нежели Добра, то отсюда логически следует, что, или Бог должен вмещать Зло, или быть прямой причиной его, или же отказаться от своих притязаний на Абсолютность» [там же, с. 138].

Она пишет о том, что древние философы определяли зло как «подоснову» Бога или Добра:
«Зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе: это есть реакция, сопротивление и противоположение - зло для одних, добро для других. Зло не существует само по себе; но есть лишь Тень Света, без которого Свет не существовал бы, даже в наших представлениях. Если бы Зло исчезло, то и Добро исчезло бы с ним с Земли» [там же, с. 139].
Умозаключения Е. П. Блаватской двойственны. С одной стороны, она пишет, что «Дьявол есть лжец и отец лжи», т.е. «воплощенная ложь», а с другой, утверждает, что Дьявол был Сыном Бога и самым прекрасным из Его Архангелов. Получается, что «Отец и Сын есть гигантская, олицетворенная и вечная Ложь». Видимо, для нее эти понятия тождественные. По ее мнению, «в человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу на жизнь» между двумя проявленными началами в Пространстве и Времени, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте» [там же, с. 142]. Она считает, что добро и зло не могут существовать одно без другого и видит умственную эволюцию в том, что «когда Духовное претворяется в материальное или физическое, Материальность восходит в Духовность», при этом Бог и Дьявол - это Дух и Материя, которая представляет собой «последовательность наших собственных со¬стояний сознания», Дух же есть «представление психической интуиции» [там же, с. 300].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20340. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ 50 KB
  Социальноисторические условия и предпосылки возникновения философии. Необходимым условием возникновения философии выступает рост производительных сил общва техники трудовых умений и знаний. Из истории вы должны знать какие причины видят в основании греческого чуда которое в частности привело к возникновению философии.
20341. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ, ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ЦЕННОСТЬ 44 KB
  СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ ЕЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Наука в это время в целом входит в лоно философии. Одни социальноэкономические условия способствовали появлению философии и науки – атмосфера демократии возможность существования теоретического абстрактного знания.
20342. ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛЮРАЛИЗМА ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ 38 KB
  ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ. Для многих это признак слабости философии. В философии сегодня наиболее полно представлена самобытность человека.
20343. СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА, ФОМЫ АКВИНСКОГО, Г. ГЕГЕЛЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 52 KB
  Но размышляя он приходит к выводу что известный тезис христианства о творении мира из ничто ничего нужно понимать так: есть некое Ничто существующее независимо от Бога. Но Бердяев считал что в таком случае никак нельзя обосновать свободу какая это свобода если все в мире подконтрольно Богу и все грехи мира падают на Бога. Но лишает христианского Бога роли господина всего существующего что для большинства христиан абсолютно неприемлемо. мы в силу общественной привычки и обучения часто без особых доказательств не говоря уже о...
20344. СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. СОФИСТИКА, СКЕПТИЦИЗМ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ОТ БЕРКЛИ К КАНТУ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОСНОВЫ КРИТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 63.5 KB
  Си – философское направление обостренно воспринимающее проблему тему ограниченности человеческого опыта знания откуда для него объективно вытекает что сознание человека творит мир. Для крайнего последовательного СИ это означает не только познавательно гносеологически творит мир т. человек своим сознанием делает то что мы называем считаем материальным миром. В античности склонялись либо к простому релятивизму у каждого свои взгляды на мир либо к благоразумию критика философских взглядов одновременно не отвергала а наоборот...
20345. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 37 KB
  Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...
20346. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА 49.5 KB
  ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.
20347. СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ 33.5 KB
  СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.
20348. ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ 43 KB
  ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. Общее понимание движения в новом материализме. Специфику понимания движения в новом материализме можно дать как результат синтез итог диалектической спирали в области истории философии.