79158

Историко-филологическое определение термина секта

Доклад

Религиоведение и мифология

Историко-филологическое определение термина секта Существует два мнения о происхождении термина секта: sequor secutus sum sequī следовать за кем-либо в чем-либо; seco secui sectum secre срезать стричь отсекать разделять расщеплять. Слово секта в словарях буквально значит или учение доктрина. Первоначально термин секта никакого оценочного значения в себе не содержал и оскорбляющего значения не нес. Слово секта в классической латыни 1й век использовалось для обозначения образа мыслей образа знаний типа поведения; в...

Русский

2015-02-10

24.74 KB

0 чел.

Б.2: Историко-филологическое определение термина секта Существует два мнения о происхождении термина секта: 1) sequor (secutus sum, sequī - следовать за кем-либо в чем-либо); 2) seco (secui, sectum, secare - срезать, стричь, отсекать, разделять, расщеплять). Более соответствует действительности первое. Слово «секта» в словарях буквально значит или учение, доктрина. Второй вариант рассматривается как один из возможных. Первоначально термин секта никакого оценочного значения в себе не содержал и оскорбляющего значения не нес. Слово секта в классической латыни (1-й век) использовалось для обозначения образа мыслей, образа знаний, типа поведения; в узко специальном значении

2

– могло использоваться для наименования политической партии, философской школы и т.д. Например, школу стоиков, киников и т.д. (в современном контексте, например, любую фракцию Гос. Думы). В таком этимологически нейтральном смысле слово секта используют и христианские писатели В IV в. блж. Иероним Стридонский предпринял попытку воцерковить этот термин, придать ему более определенное значение. При переводе Библии на латинский язык он во всех случаях, где используется греческий термин «ересь», использует латинское слово «секта», т.е. слово секта по блж. Иерониму используется в том же значении, что и слово ересь. Например – «представитель назорейской ереси» (auctorem seditionis sectae Nazarenorum) – (Деян. 24, 5), защитительная речь ап. Павла перед Феликсом. Анонимный памятник «Де секте» (VII-VIII век) дает описание всех ересей и также использует термин в этом же значении. Однако термин ересь в контексте Библии имеет очень расплывчатое значение и даже в контексте Нового Завета может изображать или религиозное направление, или использоваться в значании современного слова «ересь» (например, о ереси саддукеев или фарисеев, или в послании ап. Павла или ап. Петра). Ап. Петр, предупреждая христиан, говорил, что «и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2, 1). Аналогичный текст – (Гал. 5, 20). Здесь слово ересь употребляется в классическом академическом значении ереси. На западе было два термина – и секта, и хересис – примерно до раскола на католичество и протестантизм, но это не прижилось, и Средневековье все же утверждает на западе слово ересь (на учение, которое расходится с догматическим учением Церкви), раскольников именовали схизматиками, а слово секта не получила в западном богословии такого широкого развития. Такая ситуация продолжалась до разделения на западе, с этого момента слово секта получает конфессиональную окраску, потому что после раздела появились две взаимоисключающие экклезиологии (система оценок – что есть церковь и что ей не является). Итак, все же на первом плане находится не социологическое, а вероучительное значение: группа лиц, исповедующих неправую веру (а не то, что они вредят обществу).