79161

Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

Доклад

Религиоведение и мифология

В частности в учебном пособии для студентов МГУ Социология религий автор Гараджа приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов отказаться от классического подхода понимания религий по вероучению не видеть в сектах только побочную информацию недостойную внимания. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов но в то же время они оказали влияние на светскую науку Трельч пионер светской социологии религий. 1 Сектами именуют...

Русский

2015-02-10

14.66 KB

3 чел.

Б.5: Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трѐльчем, Нибором. В частности, в учебном пособии для студентов МГУ («Социология  религий», автор - Гараджа) приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности.

Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям:

1) отношение к миру;

2) форма членства в организации;

3) организационная структура. Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е. статус церкви может получить та религиозная организация, которая не противопоставляет себя миру).

«Церковь должна отказываться (или идти на компромисс), от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается резкое расхождение между церковными и культурными ценностями. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т. е. здесь мы видим развернутое суждение Трѐльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – кто отрицает). Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к. здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.е. исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме. «Элементы правового экстремизма». Сейчас под светскими ценностями подразумевают и однополые браки, и инклюзивное богословие (которое признает и обращение к Богу в мужском и жеском роде).

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трѐльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет.

Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

Для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится).

 Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.

1) Членство в церкви наследственное

2) Не требуется буквального исполнения заповедей

3) Признает светские ценности (компромисс с миром)

4) Активно участвует в политической и прочей светской жизни.

Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то:

1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, т.е.способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация может называться церковью,

2) если она не приемлет светские институты – это секта. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов, но в то же время они оказали влияние на светскую науку (Трельч – пионер светской социологии религий).

Современное понимание слова секта в протестантизме Вобрало в себя самые различные точки зрения.

1) Сектами именуют группы, которые отделились от традиционных мировых религий.

2) любое неорганизованное религиозное движение, которое имеет свою идеологию.

3) группы, которые отделились от мировых религий;

4) сектами считают антитринитарные и христологические ереси, т.е.организации, которые исповедуют такие учения.

Здесь существуют два крайних взгляда – как различение сект от церквей по догматическим признакам, так и подход Трельча (социологические признаки). Определение сект в светском религиоведении и в светской социологии религий


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...
8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...
8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...
8103. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей 28.09 KB
  Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репро...
8104. Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания 26.28 KB
  Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личнос...