79161

Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

Доклад

Религиоведение и мифология

В частности в учебном пособии для студентов МГУ Социология религий автор Гараджа приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов отказаться от классического подхода понимания религий по вероучению не видеть в сектах только побочную информацию недостойную внимания. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов но в то же время они оказали влияние на светскую науку Трельч пионер светской социологии религий. 1 Сектами именуют...

Русский

2015-02-10

14.66 KB

3 чел.

Б.5: Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трѐльчем, Нибором. В частности, в учебном пособии для студентов МГУ («Социология  религий», автор - Гараджа) приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности.

Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям:

1) отношение к миру;

2) форма членства в организации;

3) организационная структура. Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е. статус церкви может получить та религиозная организация, которая не противопоставляет себя миру).

«Церковь должна отказываться (или идти на компромисс), от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается резкое расхождение между церковными и культурными ценностями. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т. е. здесь мы видим развернутое суждение Трѐльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – кто отрицает). Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к. здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.е. исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме. «Элементы правового экстремизма». Сейчас под светскими ценностями подразумевают и однополые браки, и инклюзивное богословие (которое признает и обращение к Богу в мужском и жеском роде).

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трѐльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет.

Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

Для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится).

 Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.

1) Членство в церкви наследственное

2) Не требуется буквального исполнения заповедей

3) Признает светские ценности (компромисс с миром)

4) Активно участвует в политической и прочей светской жизни.

Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то:

1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, т.е.способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация может называться церковью,

2) если она не приемлет светские институты – это секта. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов, но в то же время они оказали влияние на светскую науку (Трельч – пионер светской социологии религий).

Современное понимание слова секта в протестантизме Вобрало в себя самые различные точки зрения.

1) Сектами именуют группы, которые отделились от традиционных мировых религий.

2) любое неорганизованное религиозное движение, которое имеет свою идеологию.

3) группы, которые отделились от мировых религий;

4) сектами считают антитринитарные и христологические ереси, т.е.организации, которые исповедуют такие учения.

Здесь существуют два крайних взгляда – как различение сект от церквей по догматическим признакам, так и подход Трельча (социологические признаки). Определение сект в светском религиоведении и в светской социологии религий


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19403. Разложение сигнала в ряд Фурье 11.69 KB
  Разложение сигнала в ряд Фурье. Любой переодический сигнал может быть разложен в ряд Фурье т.е представлен в виде постоянной составляющей и бесконечно большого числа синусоидальных и косинусоидальных состовляющих с частотами катными основной частоте сигнала и соотв
19404. Спектр сигнала 11.19 KB
  Спектр сигнала . называют графическое изображение коэффициентов ряда Фурье для конкретного сигнала. 1. Периодическая последовательность прямоугольных импульсов содержит бесконечно большое число гармоник кратных частоте следования импульса. 2. Чем меньше длительн
19405. Спектральная плотность сигнала 10.68 KB
  Спектральная плотность сигнала . Рассмотрим малый интервал частот образующий окресность некоторого выбранного значения частоты в приделах этого интервала будет находиться множество отдельных пар спектрально составляющих частот которые отличаются сколь угодно можно...
19406. Превращение непрерывного сигнала в цифровой 10.9 KB
  Превращение непрерывного сигнала в цифровой. Для сигнала будет справедлива теорема Котельникова которая гласит что произвольный сигнал спектр которого не содержит частот выше чем Fверх может быть полностью восстановлена если известны отчетные значения этого сигнала
19407. Классификация электрических цепей 11.25 KB
  Классификация электрических цепей Электрической цепью называют совокупность устройств и объектов предназначенных для распределения взаимного преобразования и передачи электрической и других видов энергии и информации. Свое назначение цепь выполняет при наличии в
19408. Цепь с емкостью 67.87 KB
  Цепь с емкостью Ток в цепи конденсатора пропорционален скорости изменения напряжение и измеряется синусоидально опережая по фазе напряжения на угол 900 При нарастании напряжения цепь работает в режиме потребления при уменьшении в режиме генератора. Средняя мощнос
19409. Четырехполюсники 11.15 KB
  Четырехполюсники. При анализе электрических цепей очень часто бывает удобным выделить фрагмент цепи имеющий две пары зажимов. Поскольку электрические электронные цепи очень часто связаны с передачей энергии или обработкой и преобразованием информации одну пару заж...
19410. Свободные колебания в идеальном контуре 12.38 KB
  Свободные колебания в идеальном контуре. Свободные колебания в идеальном контуре характеризуются следующими свойствами. Эквивалентная схема. Свободные колебания в реальном и идеальном контурах имеющих одинаковые L и С весьма незначительно отличаются по частоте и с...
19411. Генезис науки. Основные этапы развития науки 32 KB
  Генезис науки. Основные этапы развития науки. Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения: 1Наука была всегда начиная с момента зарождения человеческого общества так как научная любознательность органично присуща человеку; 2Наука возникла в Дре...