79161

Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

Доклад

Религиоведение и мифология

В частности в учебном пособии для студентов МГУ Социология религий автор Гараджа приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов отказаться от классического подхода понимания религий по вероучению не видеть в сектах только побочную информацию недостойную внимания. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов но в то же время они оказали влияние на светскую науку Трельч пионер светской социологии религий. 1 Сектами именуют...

Русский

2015-02-10

14.66 KB

3 чел.

Б.5: Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трѐльчем, Нибором. В частности, в учебном пособии для студентов МГУ («Социология  религий», автор - Гараджа) приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности.

Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям:

1) отношение к миру;

2) форма членства в организации;

3) организационная структура. Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е. статус церкви может получить та религиозная организация, которая не противопоставляет себя миру).

«Церковь должна отказываться (или идти на компромисс), от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается резкое расхождение между церковными и культурными ценностями. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т. е. здесь мы видим развернутое суждение Трѐльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – кто отрицает). Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к. здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.е. исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме. «Элементы правового экстремизма». Сейчас под светскими ценностями подразумевают и однополые браки, и инклюзивное богословие (которое признает и обращение к Богу в мужском и жеском роде).

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трѐльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет.

Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

Для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится).

 Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.

1) Членство в церкви наследственное

2) Не требуется буквального исполнения заповедей

3) Признает светские ценности (компромисс с миром)

4) Активно участвует в политической и прочей светской жизни.

Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то:

1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, т.е.способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация может называться церковью,

2) если она не приемлет светские институты – это секта. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов, но в то же время они оказали влияние на светскую науку (Трельч – пионер светской социологии религий).

Современное понимание слова секта в протестантизме Вобрало в себя самые различные точки зрения.

1) Сектами именуют группы, которые отделились от традиционных мировых религий.

2) любое неорганизованное религиозное движение, которое имеет свою идеологию.

3) группы, которые отделились от мировых религий;

4) сектами считают антитринитарные и христологические ереси, т.е.организации, которые исповедуют такие учения.

Здесь существуют два крайних взгляда – как различение сект от церквей по догматическим признакам, так и подход Трельча (социологические признаки). Определение сект в светском религиоведении и в светской социологии религий


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26877. Желудочки головного мозга 5 KB
  Желудочки головного мозга. К желудочкам головного мозга относятся: Боковые желудочки ventriculi laterales telencephalon; Боковые желудочки головного мозга лат. ventriculi laterales полости в головном мозге содержащие ликвор наиболее крупные в желудочковой системе головного мозга. Третий желудочек ventriculus tertius diencephalon; Третий желудочек мозга ventriculus tertiusнаходится между зрительными буграми имеет кольцевидную форму так как в него прорастает промежуточная масса зрительных бугровmassa intermedia thalami.
26878. Оболочки и сосуды головного и спинного мозга 4.04 KB
  Оболочки и сосуды головного и спинного мозга Головной и спинной мозг окружен тремя мозговыми оболочками meninges. В области большого затылочного отверстия оболочки головного мозга переходят в оболочки спинного мозга. 4 показаны оболочки головного мозга. Твердая оболочка спинного мозга отделена от внутренней поверхности позвоночного канала от надкостницы позвоночного канала надоболочечным эпидуральным пространством.
26879. Общие закономерности строения и ветвления спинномозговых нервов 5.94 KB
  Спинномозговые нервы от спинного мозга отходят метамерно в соответствии с делением костной основы и подразделяются на шейные грудные поясничные крестцовые и хвостовые. Черепномозговые нервы отходят от продолговатого с XII по V пару и среднего мозга IV и III пары. Черепномозговые нервы отходят преимущественно одним корнем соответствующим дорсальному или вентральному корешку спинномозгового нерва. Строение Спинномозговые или спинальные нервы 31 пара берут начало в спинном мозге и выходят из него между соседними позвонками почти по...
26880. Грудные спинномозговые нервы. Плечевое сплетение 3.12 KB
  Грудные спинномозговые нервы. Основные нервы Дорсальный нерв лопатки тп. dorsalisscapulae Надлопаточный нерв п. suprascapularrs Подлопаточные нервы шї.
26881. Поясничные спинномозговые нервы. Поясничное сплетение 3.08 KB
  Только первые 2 4 поясничных нерва имеют белые соединительные ветви но все получаютсерые соединительные ветви и делятся на дорсальные и Вентральные ветви. Дорсальные ветви идут в разгибатели йоясницы и отдают латеральные кожные ветви в ягодичные краниальные нервы nn. Вентральные ветви образуют поясничное сплетение т plexuslumbales соединяющееся с крестцовым сплетением Подвздошноподчревный нерв п. genitofemoral і s 16 начинается от L III II и IV и отдает ветви в малую поясничную квадратную поясничную и брюшные мышцы и идет по...
26882. Крестцовые спинномозговые нервы. Крестцовое сплетение 2.6 KB
  Крестцовые спинномозговые нервы эти нервы делятся на передние и задние ветви при этом передние ветви выходят на тазовую поверхность крестца в полость таза задние на дорсальную его поверхность. Задние ветви в свою очередь делятся на внутренние и наружные. Внутренние ветви иннервируют нижние сегменты глубоких мышц спины и оканчиваются кожными ветвями в области крестца ближе к средней линии. Наружные ветви I III крестцовых спинномозговых нервов направляются книзу и имеют название средних кожных нервов ягодиц пп.
26883. Седалищный нерв 5.99 KB
  Седалищный нерв Седалищный нерв п. Он и ннервирует всю конечность за исключением некоторых ягодичных мышц сгибателей тазобедренного сустава и разгибателей коленного сустава. Проходит позади тазобедренного сустава и делится на большеберцовый и малоберцовый нервы идущие в области бедра вместе по медиальной поверхности двуглавой мышцы бедра почти до коленного сустава. Малоберцовый нерв п.
26884. Морфофункциональная характеристика черепно-мозговых нервов 4.77 KB
  морфофункциональная характеристика черепномозговых нервов Каждый отдел головного мозга человека исторически связан с конкретными дистантными анализаторами хеморецепторами фоторецепторами тактильными или слуховыми системами анализа внешней и внутренней среды организма. Как правило рецепторы расположены на некотором расстоянии от мозга и соединены с ним посредством нервов. Черепные нервы устаревшее название черепномозговые нервы двенадцать пар нервов выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры...
26885. V-я и VI 1-я пары черепно-мозговых нервов. Общая характеристика, ветвление 2.98 KB
  Двенадцать пар черепномозговых нервов принято делить на 3 чувствительных I пара обонятельный U пара зрительный и VIII пара преддверноулитковый 5 двигательных III пара глазодвигательный IV пара блоковый VI пара отводящий XI пара добавочный и XII пара подъязычный и 4 смешанных V пара тройничный VII пара лицевой IX пара языкоглоточный и X пара блуждающий; в состав последних входят чувствительные двигательные и вегетативные волокна. 5 пара тройничный нервn.