79161

Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

Доклад

Религиоведение и мифология

В частности в учебном пособии для студентов МГУ Социология религий автор Гараджа приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов отказаться от классического подхода понимания религий по вероучению не видеть в сектах только побочную информацию недостойную внимания. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов но в то же время они оказали влияние на светскую науку Трельч – пионер светской социологии религий. 1 Сектами именуют...

Русский

2015-02-10

14.66 KB

2 чел.

Б.5: Светский подход к сектантству (М.Вебер, Э.Трѐльч, Р.Нибур)

В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трѐльчем, Нибором. В частности, в учебном пособии для студентов МГУ («Социология  религий», автор - Гараджа) приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности.

Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям:

1) отношение к миру;

2) форма членства в организации;

3) организационная структура. Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е. статус церкви может получить та религиозная организация, которая не противопоставляет себя миру).

«Церковь должна отказываться (или идти на компромисс), от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается резкое расхождение между церковными и культурными ценностями. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т. е. здесь мы видим развернутое суждение Трѐльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – кто отрицает). Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к. здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.е. исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме. «Элементы правового экстремизма». Сейчас под светскими ценностями подразумевают и однополые браки, и инклюзивное богословие (которое признает и обращение к Богу в мужском и жеском роде).

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трѐльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет.

Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

Для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится).

 Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.

1) Членство в церкви наследственное

2) Не требуется буквального исполнения заповедей

3) Признает светские ценности (компромисс с миром)

4) Активно участвует в политической и прочей светской жизни.

Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то:

1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, т.е.способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация может называться церковью,

2) если она не приемлет светские институты – это секта. Воззрение Трѐльча вызвали возмущение у протестантских богословов, но в то же время они оказали влияние на светскую науку (Трельч – пионер светской социологии религий).

Современное понимание слова секта в протестантизме Вобрало в себя самые различные точки зрения.

1) Сектами именуют группы, которые отделились от традиционных мировых религий.

2) любое неорганизованное религиозное движение, которое имеет свою идеологию.

3) группы, которые отделились от мировых религий;

4) сектами считают антитринитарные и христологические ереси, т.е.организации, которые исповедуют такие учения.

Здесь существуют два крайних взгляда – как различение сект от церквей по догматическим признакам, так и подход Трельча (социологические признаки). Определение сект в светском религиоведении и в светской социологии религий


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7825. Возникновение христианства 66.5 KB
  Возникновение христианства Период по 14 век включительно. Со 2-3 века по 14 век. Христианство возникает на окраине Римской Империи. Возникает как еретическое движение в иудаизме. Иуда (перевод прославленный) - четвертый сын библейского Иакова...
7826. Философия Фейербаха 58.5 KB
  Философия Фейербаха Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828). Мысли о смерти и бессмертии. Основные выводы...
7827. Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.) 43 KB
  Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.). Первоисточники. Философские воззрения представлены в Ведах (санскритское веда - буквально знание) и Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам. Махабхарата - древнеиндийский эп...
7828. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры 35.5 KB
  Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.). Книга песен (Ши цзин) - сборник древнейшей народной поэзии. Книга истории (Шу цзин) - сборник официальных документов, описывает некоторые исторические собы...
7829. Философия истории. Культура и цивилизация 76.5 KB
  Философия истории. Культура и цивилизация. Термин Философия истории впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философскому рассмотрению подлежат многие явления: Философия права, ...
7830. Философия личности. Значение слова личность 46 KB
  Философия личности Значение слова личность Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии). В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона, что означало маску актера ...
7831. Антропология или философия человека 59.5 KB
  Антропология или философия человека Антропология - учение о человеке. Философская антропология - философское учение о человеке или философия человека. Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого...
7832. Философия психоанализа. Фрейдизм и Неофрейдизм 49.5 KB
  Философия психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский доктор. Толкование сновидений (1900). Работы Фрейда изменили облик психологии в 20 столетии. В советское время работы Фрейда не издавались. Они считались несерьезными и несовмести...
7833. Экзистенциализм (экзистенциональная философия) 51.5 KB
  Экзистенциализм (экзистенциональная философия) Серен Кьеркегор (1813-1855) Страх и трепет, чувство страха Карл Ясперс (1883-1969) Истоки истории и ее цель, Мартин Хайдеггер (1889-1976) Бытие и время, индивидуальное простраство-время, Ж-П. Сарт...