79162

История и идеология антикультового подхода к сектантству (понятийно-терминологический аппарат, представление о природе сектантства

Доклад

Религиоведение и мифология

Раз человека вовлекли в секту путем манипуляции его сознания то его можно депрограммировать и вывести из этого состояния. Ливтон считал что люди под влиянием физического насилия способны подвергаться перемене сознания промывание мозгов но впоследствии он переменил свое мнение и стал говорить что это происходит под влиянием психологического воздействия. методы промывания мозгов смена сознания. Сейчас депрограммирование устроено другим образом – никого не крадут а предлагают встретиться с консультантом который пытается убедить пациента...

Русский

2015-02-10

29.61 KB

0 чел.

История и идеология антикультового подхода к сектантству (понятийно-терминологический аппарат, представление о природе сектантства (Р. Лифтон, М. Сингер, Э. Шейн, С. Хассен)

Наряду с понятием секта в протестантской литературе используется еще понятие «культ».

Культ – происходит от лат. cultus, т.е. почитать, поклоняться кому-либо.

Мощное сектантское движение в 60-70е гг. на Западе породило несколько антикультовых организаций – как конфессиональных, так и общественных. Деятельность этих организаций оценивается неоднозначно.

Многих родитей и просто нормальных людей стало беспокоить, почему люди уходят в секты. Возникли специальные организации, противостоящие «культам». С одной стороны, они вернули многих к религиозной жизни, но с другой – некоторые организации использовали практику депрограммирования. К этим организациям относятся отрицательно и настороженно. Что такое депрограммирование? Депрограмматоры придерживаются мнения, что люди присоединяются к сектам, потому что им промывают мозги, т.е. сектанты их программируют, или изменяют сознание. Такое убеждение послужило началу практики депрограммирования в 70-80-е гг. Раз человека вовлекли в секту путем манипуляции его сознания, то его можно депрограммировать и вывести из этого состояния.

Терминология депрограмматоров: термин «промывание мозгов» — был впервые введен в 1951 американским журналистом Эдвардом Хантером. Он впервые поставил перед собой задачу объяснить поведение некрых американских солдат во время корейской войны (пленные военнослужащие, главным образом летчики). Этот термин он перевел с китайского, где люди подвергались подобной операции. Эти пленные американцы признали свои военные преступления и отказались от принятой присяги.

Американский психолог Роберт Ливтон возглавил комиссию по расследованию этих случаев (профессиональный разведчик). Он разработал эту теорию, которая легла в основу сектантской теории. Ливтон считал, что люди под влиянием физического насилия способны подвергаться перемене сознания (промывание мозгов), но впоследствии он переменил свое мнение и стал говорить, что это происходит под влиянием психологического воздействия. Но об этом писал не только Ливтон. Франкл, о пребывании в немецких нацистских концлагерях – противоположного мнения. «Нельзя сказать, что сделает концлагерь с человеком: превратится ли он в лагерника или же останется нормальным человеком. Нельзя сказать, что человек подчиняется принудительно давлению окружающих условий». Правда, он признает, что таких людей было немного. Но тем не менее, все зависит от самого человека. Что происходило тогда? Американская молодежь разочаровалась в идеалах зап.общества, и она стала искать смысла жизни в другом – кто стал наркоманом… другие подались в религиозные организации, самые разные. В результате этого в Америке за год-два расцвели самые разнообразные секты. И естественно, возник вопрос – какова же причина этого? Большинство исследователей стали склоняться к тому, что сектанты использовали какие-то запретные приемы обработки психики человека, чтобы удержать их в сектах, т.е. методы промывания мозгов, смена сознания. Попадая в секту, человеку уже трудно оттуда выбраться. Человек выступает как жертва, и ответственность с него снимается, он был вовлечен обманным путем, и к нему применялись методы промывания мозгов. Ему привили систему новых взглядов.

Депрограммирование Как противодействие сектам родилось общественное движение депрограмматоров. В чем же заключается этот метод? Практика депрограммирования в том, что на человека оказывается физико-психологическое и эмоциональное воздействие (промывание мозгов в обратную сторону). Сектанта выкрадывали и просто заставляли соответствующим методом отречься от прежних убеждений, полученных в сектах. Применяется насилие до тех пор, пока человек не отказывается от своих взглядов. После такой обработки люди либо ломались, либо соглашались и отказывались, либо притворялись, но были и упорные. В настоящее время депрограммирование в США над лицами старше 18 лет запрещено.

За 8 дней работы депрограмматоры получали 80 тыс. долл. не считая расходов. Каков коэффициент полезного действия? Научных данных нет, но, к примеру, по данным одного общественного фонда из 62 попыток принудительного депрограммирования свыше трети – около 40 оказались неудачными; правда, около 25% неудачно депрограммированных сами впоследствии ушли из сект, но около 15% после удачного депрограммирования снова вернулись в секту.

Сейчас депрограммирование устроено другим образом – никого не крадут, а предлагают встретиться с консультантом, который пытается убедить пациента, что у него произошла смена сознания (с помощью негативной информации о сектах и риторики), причем человек остается свободен.

 На рубеже 90-х годов на западе появился еще один метод – «подход стратегического взаимодействия». Пионером новой концепции является Стив Хассен (амер.). Книга «Освобождение от психологического насилия». Идеология: Хассен полагает, что религиозную группу нельзя считать культом только потому, что ей присущи неортодоксальные понятия (идея Трѐльча – предложил отказаться от догматич.определения секты) и в качве критерия он предложил рассматривать подобные организации по отношению к общественным организациям, т.е. к тем нормам, которые признаются большей частью общества.

Он предлагает делить их на две категории:

1) доброкачественные организации;

2) культы.

«Доброкачественные организации» (ортодоксальные) отличает от сект, по его мнению, способность идти на уступки общества (конформизм). Культы же проповедуют свою исключительность и считают другие организации духовно мертвыми (никто не спасется, только они). Деструктивные культы прибегают к тому, чтобы подавить свободную волю человека, чтобы поставить его в зависимость от секты и от лидера секты.

Признаками деструктивного культа является: 

1) авторитарное лидерство;

2) обман;

3) контроль сознания.

 Хассен полагает, что в наше время существует четыре типа культов:

1) религиозные культы;

2) политические культы;

3) культы социальной терапии, «медицинские» (аутотрениноговые культы массовой терапии);

4) коммерческие культы.

Объединяет эти структуры технология промывания мозгов, методы контроля сознания. Хассен отмечает, что методы контроля сознания сами по себе не являются ни добром, ни злом. Подобно множеству видов знаний, контроль сознания сам по себе нейтрален. Но если применение методов контроля сознания лишает человека свободы выбора, то он считает его вредным, но в то же время есть ситуации, которые предоставляют человеку свободно распоряжаться своим выбором (использование гипноза во время операции, когда нельзя использовать наркоз). Когда культ стремится подчинить его сознание и заменить его свободное «я» культовым, это уже плохо.

Контроль сознания, по Хассену, подрывается, когда человек может действовать самостоятельно. Таким образом, методика контроля сознания может быть положительной или отрицательной в зависимости от цели ее использования. С точки зрения Хассена такая ситуация оправдана. Хассен добавляет, что любая общественная организация может пользоваться методом деструктивизации сознания. Контроль сознания вообще применяется в психотерапии, рекламе (по Хассену, Герболаф — секта), избирательной кампании, где используются методы манипулирования сознанием, желаниями, поведением (промывание мозгов). В образовательных системах, где внимание акцентируется на чувствах страха и вины (основано на чувстве конформизма и конкуренции – т.к. это самое лучшее в мире, что у него есть, и он должен уметь «впарить» это любому человеку). Также учащийся не обучается критическому мышлению, а от него требуют повиновения.

Контроль сознания применяется в медицинских заведениях (психиатрические, психологические заведения), когда подрывается способность человека критически мыслить. Нет же промывания мозгов, как считает Хассен – в военных учебных заведениях, на юридических факультетах (где люди проходят суровую подготовку) и в семинариях.

Практика вывода людей из сект по методу Хассена: цель – вернуть человека в общество полноценным, — как он говорил, социологизированным индивидом — в том состоянии, в каком человек находился до попадания в секту.

Как он решает эту задачу? Здесь нужно определить факторы уязвимости человека, почему он попал в секту – страх за свое будущее (вечное мучение), за своих близких, за свое здоровье? Секты предлагают решения этих проблем и тем завлекают человека к себе. Когда выявлены эти фобии, человеку предлагается лекарство, как их преодолеть. Он предлагает сделать самого сектанта участником команды (туда входят близкие, родственники, друзья), которая разбирается в деятельности секты, и таким образом он уже не участвует в секте, а изучает эту секту (т.е. он разбирает учение этой секты). И в глазах общества, и в собственных глазах никакого кризиса у него не происходит. Положительные моменты – выявление фобий у человека, его страхов и его вины. Недостатки: здесь человеку не предлагают новой системы ценностей. Да, его освободят от зависимости, но Хассен уходит от этого вопроса и дистанцируется от религиозных решений этой проблемы, а считает себя скорее общественным деятелем.

Главная задача – вернуть человека в общество нормальным и полезным для общества. Сам Хассен когда-то был мунитом, но был депрограммирован.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2514. Исследование свойств плоскостного полупроводникового триода (транзистора) 609 KB
  Изучить устройство и принцип действия полупроводникового триода, Снять вольт − амперные характеристики триода; Вычислить коэффициенты усиления триода по току, напряжению и мощности.
2515. Определение волны световой волны при помощи дифракции от щели 386 KB
  Рассмотрим прохождение волны через узкую прямоугольную щель. Согласно принципу Гюйгенса каждая точка фронта волны, достигающей щели, является источником вторичных волн, распространяющихся во все стороны. Поверхность, огибающая эти волны и представляющая фронт прошедшей через щель волны.
2516. Изучение колебательного контура 277.81 KB
  Колебательные процессы широко распространены в природе и технике. Примером колебаний различных физических величин являются колебания маятников, струн, мембран телефонов, звук, свет, а также переменный электрический ток, представляющий собой электрические колебания.
2517. Определение скорости звука в воздухе методом стоячей волны (или методом резонанса) 183.89 KB
  Любая частица среды, выведенная из положения равновесия, под действием упругих сил стремится возвратиться в первоначальное положение и совершает колебания. Вместе с ней начинают колебаться и соседние с ней частицы, затем следующие и т.д. Такое распространение колебательного процесса в среде называется волной.
2518. Определение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника 307 KB
  Большинство косвенных методов измерения ускорения силы тяжести g основано на использовании известной формулы для: периода Т колебаний физического маятника. Измерение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника.
2519. Способы определение удельного заряда электрона методом магнетрона 48.15 KB
  В пределах точности эксперимента электрон – стабильная частица. Характер движения и траектория заряженной частицы зависят не от ее заряда или массы в отдельности. Измеряя скорости и траектории частиц, движущихся в электрических и магнитных полях, можно определить величину и знак удельного заряда.
2520. Изучение абсолютно упругого удара шаров 270.56 KB
  Изучение способов определения скорости тел до и после удара на основе законов сохранения, обоснование в процессе выполнения третьего закона Ньютона при упругом ударе тел.
2521. Определение концентрации носителей заряда и подвижности в полупроводниках различного типа 208.6 KB
  Измерили концентрацию носителей заряда и подвижности в полупроводниках различного типа. Установка для измерения концентрации и подвижности носителей заряда.
2522. Определение момента инерции Волочка 49.45 KB
  Изучение динамики сложного движения, сочетающего вращательное движение тела его поступательным перемещением, и определение его момента инерции.