79163

Православный подход к сектантству (понятийно-терминологический аппарат, представление о природе сектантства)

Доклад

Религиоведение и мифология

в нашем богословии появляется слово секта. Все эти движения с этого времени стали именовать сектами. Они оба сходятся в одном – слово секта было заимствовано в значении ереси.

Русский

2015-02-10

26.9 KB

0 чел.

Православный подход к сектантству (понятийно-терминологический аппарат, представление о природе сектантства)

Церковь знала всегда только два подхода: что есть Церковь и что ею не является.

В русском богословии все заблуждения, которые возникали на протяжении веков: движение стригольников, жидовствующих, позже идеи Башкина, Косого, Лютера – рассматривались как ересь.

Затем, когда появились хлысты (сер. XVII в), их тоже стали именовать еретиками. Первое постановление Свящ. Синода по хлыстам – их называли богопротивной ересью (дата появления в России – 1640-е гг),

но в конце XVII в. в нашем богословии появляется слово «секта». Все эти движения с этого времени стали именовать сектами. Согласно одному мнению, это слово было занесено к нам из Германии. Есть другое мнение проф. прот. Буткевича. Он считает, что это слово было заимствовано южнорусскими богословами, обучавшимися в католических семинариях, из католического богословия и перенесено в нашу терминологию. Они оба сходятся в одном – слово секта было заимствовано в значении ереси.

Более распространенным мнением в нашем богословии XIX в.: секта — это общество людей разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом. Тогда считалось, что между сектой и вероисповеданием никакой разницы нет. Секта есть вероисповедание, которому следует незначительное число лиц, которое с точки зрения большинства считается ложным и вредным, а разницу между сектой и ересью видели в том, что ересь обозначала не только совокупность лиц, но и содержание самого раскола.

Другим весьма важным фактором для изучения сектантства стало учреждение в нач. XX в. (1912 г.) кафедр сектоведения в духовных заведениях РПЦ. До этого самостоятельных кафедр сектоведения не было. В результате исследований стало ясно, что термин секта является новоязом в русском богословии. Этого термина нет в переводах на русский язык, в творениях восточных отцов, его нет в определениях вселенских соборов, в русском переводе Библии, в катехизисе митр. Филарета.

Кроме того, слово секта было неопределенным, его можно было распространить как на раскольников, так и на еретиков. Есть ли разница, как мы назовем старообрядцев – раскольниками или еретиками? В зависимости от того, как мы определяем эту организацию, и строится наша методология. Если раскол, то нужно вести с ними речь о природе Церкви – что есть Церковь, каковы ее свойства. Если же мы определяем какую-то организацию как ересь, то мы должны вести с ней полемику касательно конкретных заблуждений. Иеговисты отрицают учение о Троице – следовательно, на первый план выходит вопрос полемики о Божестве, т.е. говорить с ними о природе Церкви нет никакого смысла, мы не поймем друг друга, потому что для иеговиста главное то, что Бог един, Он в одном Лице, моноипостасен, а Иисус Христос как бы «самый выдающийся человек» из всех когда-либо живших на земле и будущих. Да, они могут назвать Его Единородным Сыном Божиим и т.д., но Он не Бог. Т.о. полемика с иеговизмом сводится ктому, что Бог есть Троица, а Иисус Христос истинный Бог. Полемика с иеговистами также связана со спором о смысле спасения, потому что если Христос не Бог, в чем же тогда и какова цель спасения. Если мы иеговистов обозначим как культ, который мешает людям жить (промывают им мозги, преследуют финансовую выгоду и т.д.), то полемика соответственно должна вестись с ними в этом направлении.

Необходимо людям показывать, что их вовлекли в обман. Критерии сектантства В нач. XX в появился целый ряд работ, в которых авторы пытались дать определение сектантству, обозначить критерии сектантства.

Критерии сектантства (в этой литературе):

1) догматические (секта – это организация, которая отступила от догматич. учения);

2) духовно-нравственные (секта – это организация, которая отделилась от Церкви по духовно-нравств.причинам); 3) социологический (секта – это организация, края исповедует веру, которая не может быть названа верой народа).

И вот в рамках работы шестого отдела Предсобороного присутствия (ок. 1905г.), который занимался сектантством, миссией внутренней и внешней, а также инославием, был разработан проект отлучения за следование определенным взглядам, которые объявлялись ересью (перечень идей – 10 пунктов). Т.е. был установлен ряд критериев, что есть секта, а что ей не является. Эти критерии были догматические. Когда началась дискуссия по предложенному проекту, т.е. по проекту анафематизмов сектантов, некрые члены предсоборного присутствия пожелали, чтобы в эти определения были включены и названия сект (баптисты, адвентисты, скопцы, духоборы, малеванцы, иоанниты и их ответвления), но большинство членов это положение не поддержали. Были анафематствованы именно идеи, которые расходятся с апостольской верой, а не организации (организации могут меняться, но идеи нет, они могут лишь видоизменяться и переходить в другие организации). Разработкой этих текстов занимался Проф Ивановский (КазДА). Развитию сектоведения в богословской науке помешала I Мировая война, затем революция и годы лихолетия, и все наше последующее богословие на протяжении 70 лет сов.власти жило тем, что было наработано и сделано в дореволюционном богословии. ...Таким вот образом складывалось понимание, что же есть секта в нашем богословии до нач. 90-х годов. Секты т.о. понимались как современные ереси, не осужденные Вселенскими соборами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7990. Обоснование мероприятий повышения окупаемости пассажирских перевозок с оптимизацией существующей маршрутной сети, структуры парка автобусов в городе Речице 2.93 MB
  Городской транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако элементарное отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять системой городского транспорта в ее нынешнем структурном виде и содержать ее.
7991. Разработка программного обеспечения модуля управления и отладки комплекса КИИБ 637 KB
  Комплекс успешно применяется в испытательной лаборатории «Безопасность и ЭМС технических средств» в течение пяти последних лет. Имеется положительный опыт испытаний устройств и систем на базе микроконтроллеров Microchip, Atmel
7992. Перспективы формирования регионального международного финансового центра в Москве 462.5 KB
  Формирование регионального международного финансового центра в Москве. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции. Международные финансовые центры в мировой экономике...
7993. Диагностика психологической готовности к школе 126.5 KB
  Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
7994. Теория механизмов и основы теории машин-автоматов 378 KB
  Введение Механика машин представляет собой науку, состоящую из двух дисциплин. Первая носит название теория механизмов, а вторая носит название теория машин. В теории механизмов изучают свойства отдельных типовых механизмов, применяемых в самых...
7995. Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива 31.5 KB
  Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива В педагогической литературе коллектив - объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна с...
7996. Формы коллективного воспитания школьников 22.5 KB
  Формы коллективного воспитания школьников КТД (коллективные творческие дела). Технологию его проведения разработал Ленинградский учёный, доктор педагогических наук Игорь Петрович Иванов. Характеристика КТД: Включает в себя 4 основных этапа...
7997. Методы воспитания школьников 29 KB
  Методы воспитания школьников Метод - способ достижения какой-либо цели. Методы воспитания - конкретные пути влияния на сознания, чувства, поведение для решения педагогически задач в совместной деятельности с воспитателями и педагогами. При...