79166

Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма

Доклад

Логика и философия

Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.

Русский

2015-02-10

16.66 KB

3 чел.

Вопрос №9. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

Сциентистский дискурс философии техники

Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, - писал американский философ и историк Э. Лейтон. Ремесленники были заменены новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной. Итак, техника стала научной.

Наиболее ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.

Суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине ХХ века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Исторические этапы развития техники

  1.  Зарождение технических приспособлений или прототехника. Включает доисторическую эпоху первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетие до н.э.). Применяются примитивные технические приспособления, необходимые для бытовых нужд. Человек не понимал значения орудия труда и ограничивался использованием случайных инструментов.
  2.  Ремесленное становление технических приспособлений (3т.до н.э.- XVI-XVIIвв., техника классической науки). Появляется технология изготовления приспособлений. Особенностью дела ремесленников является то, что техническая деятельность осуществляется на основе традиционных знаний и практических навыков поколений. Темпы технического развития ускоряются, но наступает момент, когда они не могут удовлетворять растущие потребности человечества.
  3.  Машинная техника (XVI-XVIIвв. - сер. ХХв.). В основу машинной техники заложена инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности, ориентирующаяся на теоретическое и прикладное естествознание. Человек остается основной силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машинную сила природы. Человек работает на 2 уровнях: как инженер (проектировщик и конструктор) и рабочий (исполнитель технических функций).
  4.  Информационная техника (автоматизированные системы управления и информационно-технические системы). С сер.ХХв. по сей день. Взаимозаменяемость человека и машины, человек работает на 3 уровнях (инженер, создатель и пользователь ПО, техник-технолог, контролирующий технический процесс производства). На информационном этапе техника становится органом человеческого мозга, овеществленной силой знания и непосредственной производительной силой общества. Возрастает вовлеченность техники в экономический оборот, усиливается компьютеризация. Участие и роль человека в производственном процессе минимизируется, что влечет к: узкой специализации и одностороннему интеллектуальному развитию; превращению профессионала в раба технического устройства; расширению безработицы, т.е. социальному напряжению.

Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере (система знаний о технике). Техника создается в результате реализации технических научных теорий.

Специфические черты технознания

  1.  Практическая направленность
  2.  Эмпирическое знание преобладает над теоретическим
  3.  Специфично по форме своего функционирования. С одной стороны оно функционирует в логических формах человеческого мышления, с другой – формой его функционирования является техника и технология, объективная форма технознания как овеществленная сила знания.
  4.  Терминологическая строгость и специфические методы фиксации.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67183. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦНС 137 KB
  Командные двигательные центры расположены в стволе мозга и моторных областях коры которые связаны с локальными моторными аппаратами нисходящими путями. Так например нейроны моторной коры вызывающие сгибание руки контактируют посредством своих аксонов с управляющими именно...
67184. Лексика с точки зрения происхождения 119 KB
  Кальки лексические семантические фразеологические Причины заимствования внешние и внутренние Пути заимствования устный и письменный; непосредственно и через язык-посредник Внутренние заимствования Освоение заимствований Экзотизмы и варваризмы Отношение к заимствованиям...
67185. СИМЕТРИЧНІ КРИПТОПЕРЕТВОРЕННЯ ШИФРУВАНННЯ 177.37 KB
  Симетричне криптографічне перетворення у вигляді блокового симетричного шифру БСШ знайшло широке застосування на практиці. БСШ будуються на основі використання декількох симетричних криптографічних перетворень елементарних шифрів більшість яких розглянуто вище в підрозділі...
67186. Оформлення таблиць 720.5 KB
  Таблиці чудово справляються з тим для чого вони насправді призначені представленням табличних даних. Структура таблиці Перш ніж переходити до CSS давайте розглянемо ключові структурні елементи таблиць які знадобляться для гарного оформлення...
67187. ПОЛІТИЧНІ РЕЖИМИ 93.5 KB
  Політичний режим являє собою комплекс взаємодіючих компонентів здійснення політичної влади. Носієм зв`язків та відносин, тобто показником того, як, в якій політичній парадигмі працює влада, є компоненти та їх взаємодія, атрибутивні, характерні властивості того чи іншого політичного режиму.
67188. Рефлекс - стереотипная приспособительная реакция 111.5 KB
  Рефлексы и сегодня принято объяснять как проявление отражательной деятельности центральной нервной системы на различные раздражения. Сеченов объяснял это так: Чистые рефлексы или отражённые движения всего лучше наблюдать на обезглавленных животных и преимущественно на лягушке...
67189. Синонимия. Понятие синонимии. Типы синонимов 63.5 KB
  Синонимы могут отличаться друг от друга либо оттенками значений либо стилистической окраской либо сочетаемостью либо совокупностью этих признаков. Синонимы обозначают одно и то же понятие но указывают на разные признаки понятия т. Синонимы образуют синонимические пары и ряды.
67190. Словообразование. Понятие о словообразовании 184.5 KB
  Термин словообразование используется в двух значениях: образование слов называемых производными обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации словосложения конверсии и других формальных средств; раздел языкознания изучающий все аспекты создания строения...
67191. ЧУГУНЫ 32.5 KB
  Излом их светлый поэтому такие чугуны называются белыми. Белые чугуны используются главным образом как передельные чугуны. Доэвтектический белый чугун содержащий 22 29С используется для получения ковкого чугуна эвтектический белый чугун легкоплавкий...