79166

Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма

Доклад

Логика и философия

Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.

Русский

2015-02-10

16.66 KB

3 чел.

Вопрос №9. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

Сциентистский дискурс философии техники

Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, - писал американский философ и историк Э. Лейтон. Ремесленники были заменены новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной. Итак, техника стала научной.

Наиболее ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.

Суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине ХХ века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Исторические этапы развития техники

  1.  Зарождение технических приспособлений или прототехника. Включает доисторическую эпоху первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетие до н.э.). Применяются примитивные технические приспособления, необходимые для бытовых нужд. Человек не понимал значения орудия труда и ограничивался использованием случайных инструментов.
  2.  Ремесленное становление технических приспособлений (3т.до н.э.- XVI-XVIIвв., техника классической науки). Появляется технология изготовления приспособлений. Особенностью дела ремесленников является то, что техническая деятельность осуществляется на основе традиционных знаний и практических навыков поколений. Темпы технического развития ускоряются, но наступает момент, когда они не могут удовлетворять растущие потребности человечества.
  3.  Машинная техника (XVI-XVIIвв. - сер. ХХв.). В основу машинной техники заложена инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности, ориентирующаяся на теоретическое и прикладное естествознание. Человек остается основной силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машинную сила природы. Человек работает на 2 уровнях: как инженер (проектировщик и конструктор) и рабочий (исполнитель технических функций).
  4.  Информационная техника (автоматизированные системы управления и информационно-технические системы). С сер.ХХв. по сей день. Взаимозаменяемость человека и машины, человек работает на 3 уровнях (инженер, создатель и пользователь ПО, техник-технолог, контролирующий технический процесс производства). На информационном этапе техника становится органом человеческого мозга, овеществленной силой знания и непосредственной производительной силой общества. Возрастает вовлеченность техники в экономический оборот, усиливается компьютеризация. Участие и роль человека в производственном процессе минимизируется, что влечет к: узкой специализации и одностороннему интеллектуальному развитию; превращению профессионала в раба технического устройства; расширению безработицы, т.е. социальному напряжению.

Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере (система знаний о технике). Техника создается в результате реализации технических научных теорий.

Специфические черты технознания

  1.  Практическая направленность
  2.  Эмпирическое знание преобладает над теоретическим
  3.  Специфично по форме своего функционирования. С одной стороны оно функционирует в логических формах человеческого мышления, с другой – формой его функционирования является техника и технология, объективная форма технознания как овеществленная сила знания.
  4.  Терминологическая строгость и специфические методы фиксации.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52524. Елементи методики роботи вихователя з колективом класу. Ділова гра 105.5 KB
  МЕТА: Озброєння вихователів школи навичками відбору та використання оптимальних форм та методів роботи з колективом класу; Вдосконалення організаторських здібностей. Обладнання: схеми на яких показані взаємовідношення командира лідера із членами колективу при індивідуальній груповій колективній формах роботи. Завдання: Визначте яка форма роботи зображена на схемі.
52525. Година спілкування 9 клас. Україна – наш спільний дім 512.5 KB
  Ознайомити учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України вивчення основних засад демократичного та суспільного ладу України її досягнень за останні роки. Узагальнити і систематизувати знання дітей про державні символи нашої Вітчизни: герб прапор гімн Основний Закон України Конституцію. 1 Удосконалювати вміння добирати прикметники до іменника Україна утворювати множину іменників – назв мешканців міст України. Вдосконалювати в учнів навички виразного читання поезій про державні прапор...
52526. Природа - нам як рідний дім 45 KB
  Привітання: Усміхнемось сонечку: Здрастуй золоте Усміхнемось квітоньці: Хай вона росте Усміхнемось дощику: Лийся мов з відра Гостям усміхнемося: Зичим їм добра Вихователь. Андрію бажаю тобі Вихователь. Вихователь.
52527. Подорож країною динозаврів. Трикутники 323.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння учнями основних понять трикутника та його елементів вчити застосовувати їх при розвязуванні задач. Питання можуть бути такими: Що називається трикутником Назвати елементи трикутника; Означити види трикутника за сторонами; і т. Учні дають усні відповіді на питання: Що називається висотою трикутника Де знаходиться точка перетину висот у трикутнику Скільки висот у трикутнику Особливості висот трикутника. Що є точкою перетину медіан трикутника Скільки медіа у...
52528. Discover Britain 6.3 MB
  I want to draw your attention to the blackboard where the quotation from John Clarke is written: “He that travels far knows much”. I think these words can be the motor of our lesson. Let’s try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What is your opinion?
52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.