79166

Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма

Доклад

Логика и философия

Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.

Русский

2015-02-10

16.66 KB

3 чел.

Вопрос №9. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

Сциентистский дискурс философии техники

Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, - писал американский философ и историк Э. Лейтон. Ремесленники были заменены новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной. Итак, техника стала научной.

Наиболее ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.

Суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине ХХ века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Исторические этапы развития техники

  1.  Зарождение технических приспособлений или прототехника. Включает доисторическую эпоху первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетие до н.э.). Применяются примитивные технические приспособления, необходимые для бытовых нужд. Человек не понимал значения орудия труда и ограничивался использованием случайных инструментов.
  2.  Ремесленное становление технических приспособлений (3т.до н.э.- XVI-XVIIвв., техника классической науки). Появляется технология изготовления приспособлений. Особенностью дела ремесленников является то, что техническая деятельность осуществляется на основе традиционных знаний и практических навыков поколений. Темпы технического развития ускоряются, но наступает момент, когда они не могут удовлетворять растущие потребности человечества.
  3.  Машинная техника (XVI-XVIIвв. - сер. ХХв.). В основу машинной техники заложена инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности, ориентирующаяся на теоретическое и прикладное естествознание. Человек остается основной силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машинную сила природы. Человек работает на 2 уровнях: как инженер (проектировщик и конструктор) и рабочий (исполнитель технических функций).
  4.  Информационная техника (автоматизированные системы управления и информационно-технические системы). С сер.ХХв. по сей день. Взаимозаменяемость человека и машины, человек работает на 3 уровнях (инженер, создатель и пользователь ПО, техник-технолог, контролирующий технический процесс производства). На информационном этапе техника становится органом человеческого мозга, овеществленной силой знания и непосредственной производительной силой общества. Возрастает вовлеченность техники в экономический оборот, усиливается компьютеризация. Участие и роль человека в производственном процессе минимизируется, что влечет к: узкой специализации и одностороннему интеллектуальному развитию; превращению профессионала в раба технического устройства; расширению безработицы, т.е. социальному напряжению.

Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере (система знаний о технике). Техника создается в результате реализации технических научных теорий.

Специфические черты технознания

  1.  Практическая направленность
  2.  Эмпирическое знание преобладает над теоретическим
  3.  Специфично по форме своего функционирования. С одной стороны оно функционирует в логических формах человеческого мышления, с другой – формой его функционирования является техника и технология, объективная форма технознания как овеществленная сила знания.
  4.  Терминологическая строгость и специфические методы фиксации.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

125. Основы гражданской обороны. Структура и место в обществе 186 KB
  Концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону.
126. Основные понятия системного анализа и его критерии 540.5 KB
  Системный анализ - наука, занимающаяся проблемой принятия решения в условиях анализа большого количества информации различной природы. Из определения следует, что целью применения системного анализа к конкретной проблеме является повышение степени обоснованности принимаемого решения, расширение множества вариантов, среди которых производится выбор, с одновременным указанием способов отбрасывания заведомо уступающим другим.
127. Системи керування Базами Даних 61 KB
  Microsoft SQL Server — комерційна система керування базами даних, що розповсюджується корпорацією Microsoft. Мова, що використовується для запитів — Transact-SQL, створена спільно Microsoft та Sybase. Transact-SQL є реалізацією стандарту ANSI/ISO щодо структурованої мови запитів (SQL) із розширеннями. Використовується як для невеликих і середніх за розміром баз даних, так і для великих баз даних масштабу підприємства. Багато років вдало конкурує з іншими системами керування базами даних.
128. Свой сайт самостоятельно SQL. 10 минут на урок. 51.75 MB
  Данная книга поможет вам в кратчайшие сроки освоить SQL — самый популярный язык баз данных. Начиная с простых запросов на выборку данных, автор урок за уроком рассматривает все более сложные темы, такие как использование операций объединения, подзапросы, хранимые процедуры, индексы, триггеры и ограничения. На изучение материала каждого урока вам потребуется не более 10 минут. Благодаря этой книге вы быстро научитесь самостоятельно составлять запросы к базам данных на языке SQL без чьей-либо помощи.
129. Организация труда на предприятии по изготовлению алюминия 94.93 KB
  Расчет производственной программы электролизного цеха. Расчет эффективного фонда времени одного рабочего на год. Расчет амортизационных отчислений на содержание зданий и сооружений. Составление плановой калькуляции себестоимости одной тонны алюминия.
130. Обучение математическому моделированию как основному методу решения текстовых задач в курсе алгебры основной школы 517 KB
  Психолого-педагогические основы обучения решению текстовых задач в курсе алгебры основной школы. Математическое моделирование – один из основных методов решения текстовых задач в основной школе. Методика обучения решению текстовых задач на основе моделирования задачной ситуации.
131. Обеспечение общих условий электробезопасности на участке настройки (регулировки) лабораторного стенда блока тригонометрических преобразований 97.41 KB
  В общем комплексе мероприятий, связанных с созданием современной электронной и радиоэлектронной аппаратуры, технология микросхем, сборки и монтажа аппаратуры занимает особое место. При осуществлении технологических процессов требуется энергоемкое оборудованье с высоким питающий напряжением электрического тока.
132. Демонстрационные опыты с оптики в средней школе с использованием призмы 350.5 KB
  В данной работе исследована проблема постановки опытов по геометрической оптике с использованием призмы в средней школе. Выбраны наиболее наглядные и интересные опыты по оптике с использованием оборудования, которое может быть приобретено любой школой или изготовлено самостоятельно.
133. Проблема совершенствования мотивации персонала организации ООО Хоум кредит энд финанс банк 555 KB
  Общая характеристика деятельности ООО Хоум кредит энд финанс банк (источник-Устав Банка). Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала ООО Хоум Кредит энд Финанс Банк.