79166

Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма

Доклад

Логика и философия

Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.

Русский

2015-02-10

16.66 KB

3 чел.

Вопрос №9. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

Сциентистский дискурс философии техники

Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, - писал американский философ и историк Э. Лейтон. Ремесленники были заменены новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной. Итак, техника стала научной.

Наиболее ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.

Суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине ХХ века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Исторические этапы развития техники

  1.  Зарождение технических приспособлений или прототехника. Включает доисторическую эпоху первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетие до н.э.). Применяются примитивные технические приспособления, необходимые для бытовых нужд. Человек не понимал значения орудия труда и ограничивался использованием случайных инструментов.
  2.  Ремесленное становление технических приспособлений (3т.до н.э.- XVI-XVIIвв., техника классической науки). Появляется технология изготовления приспособлений. Особенностью дела ремесленников является то, что техническая деятельность осуществляется на основе традиционных знаний и практических навыков поколений. Темпы технического развития ускоряются, но наступает момент, когда они не могут удовлетворять растущие потребности человечества.
  3.  Машинная техника (XVI-XVIIвв. - сер. ХХв.). В основу машинной техники заложена инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности, ориентирующаяся на теоретическое и прикладное естествознание. Человек остается основной силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машинную сила природы. Человек работает на 2 уровнях: как инженер (проектировщик и конструктор) и рабочий (исполнитель технических функций).
  4.  Информационная техника (автоматизированные системы управления и информационно-технические системы). С сер.ХХв. по сей день. Взаимозаменяемость человека и машины, человек работает на 3 уровнях (инженер, создатель и пользователь ПО, техник-технолог, контролирующий технический процесс производства). На информационном этапе техника становится органом человеческого мозга, овеществленной силой знания и непосредственной производительной силой общества. Возрастает вовлеченность техники в экономический оборот, усиливается компьютеризация. Участие и роль человека в производственном процессе минимизируется, что влечет к: узкой специализации и одностороннему интеллектуальному развитию; превращению профессионала в раба технического устройства; расширению безработицы, т.е. социальному напряжению.

Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере (система знаний о технике). Техника создается в результате реализации технических научных теорий.

Специфические черты технознания

  1.  Практическая направленность
  2.  Эмпирическое знание преобладает над теоретическим
  3.  Специфично по форме своего функционирования. С одной стороны оно функционирует в логических формах человеческого мышления, с другой – формой его функционирования является техника и технология, объективная форма технознания как овеществленная сила знания.
  4.  Терминологическая строгость и специфические методы фиксации.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17083. Метод Крилова побудови власного багаточлена матриці 66 KB
  Лабораторна робота №18 Тема. Метод Крилова побудови власного багаточлена матриці. Мета. Навчитися знаходити власний багаточлен матриці методом Крилова. Устаткування: лист формату А4 ручка програмне забезпечення Borland C Хід роботи Правила техніки безпеки ...
17084. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова 57.5 KB
  Лабораторна робота №19 Тема. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова. Мета: навчитися знаходити власні числа і вектори матриці по методу Крилова. Устаткування: лист формату А4 ручка С . Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичн
17085. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 78 KB
  Лабораторна робота №2122 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом ітерацій складання алгоритму. Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4 ПК С Х...
17086. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом Зейделя 64.5 KB
  Лабораторна робота №23 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом Зейделя Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом Зейделя с заданою точністю; скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хід роботи Правила те...
17087. Метод Рунге-Кутта вирішення задачі Коші. Складання програми 156 KB
  Лабораторна робота №27 Тема. Метод РунгеКутта вирішення задачі Коші. Складання програми. Мета. Навчитися вирішувати задачу Коші методом РунгеКутта; скласти програму. Устаткування: папір формату А4 ПК програмне забезпечення Borland С. Хід роботи Вирішити задачу
17088. Екстраполяційний метод Адамса розв’язання задачі Коші 36.5 KB
  Лабораторна робота №28 Тема. Екстраполяційний метод Адамса розвязання задачі Коші. Мета. Навчитися знаходити розвязок диференційного рівняння екстраполяційним методом Адамса. Устаткування: папір формату А4 ручка калькулятор ПЗ С . Хід роботи Правила
17089. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом 24.5 KB
  Лабороторна робота № 20 Тема. Знаходження коренів нелінійного рівняння ітераційним методом. Мета: навчитися вирішувати нелінійні рівняння методом ітерацій скласти програму. Обладнання: ПК програмне забезпечення С бумага формат А4 ручка. Хід роботи Пр
17090. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 104.5 KB
  Лабораторна робота №21 Тема. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом ітерацій складання алгоритму. Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4 ПК С Хі
17091. Метод Ейлера вирішення задачі Коші 152 KB
  Лабораторна робота №25 Тема. Метод Ейлера вирішення задачі Коші. Мета. Навчитися будувати розвязок задачі Коші по методу Ейлера. Скласти програму. Устаткування: папір формату А4 програмне забезпечення Borland С ПК Хід роботи Індивідуальне завдання. Вико...