79166

Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма

Доклад

Логика и философия

Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.

Русский

2015-02-10

16.66 KB

3 чел.

Вопрос №9. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма.

Сциентистский дискурс философии техники

Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, - писал американский философ и историк Э. Лейтон. Ремесленники были заменены новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной. Итак, техника стала научной.

Наиболее ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. математиком и инженером Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии.

Суть научного метода в технике состоит в следующем: "Если привести неодушевленные тела в такое положение, такие обстоятельства, чтобы их действие, сообразное с законами природы, соответствовало нашим целям, то их можно заставить совершать работу для одушевленных существ и вместо этих последних". Когда эту задачу начали выполнять сознательно, и возникла новейшая научная техника.

Процесс сциентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине ХХ века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Естественно, что эти системно-интегративные тенденции находят свое отражение в сфере инженерного образования.

Исторические этапы развития техники

  1.  Зарождение технических приспособлений или прототехника. Включает доисторическую эпоху первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетие до н.э.). Применяются примитивные технические приспособления, необходимые для бытовых нужд. Человек не понимал значения орудия труда и ограничивался использованием случайных инструментов.
  2.  Ремесленное становление технических приспособлений (3т.до н.э.- XVI-XVIIвв., техника классической науки). Появляется технология изготовления приспособлений. Особенностью дела ремесленников является то, что техническая деятельность осуществляется на основе традиционных знаний и практических навыков поколений. Темпы технического развития ускоряются, но наступает момент, когда они не могут удовлетворять растущие потребности человечества.
  3.  Машинная техника (XVI-XVIIвв. - сер. ХХв.). В основу машинной техники заложена инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности, ориентирующаяся на теоретическое и прикладное естествознание. Человек остается основной силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машинную сила природы. Человек работает на 2 уровнях: как инженер (проектировщик и конструктор) и рабочий (исполнитель технических функций).
  4.  Информационная техника (автоматизированные системы управления и информационно-технические системы). С сер.ХХв. по сей день. Взаимозаменяемость человека и машины, человек работает на 3 уровнях (инженер, создатель и пользователь ПО, техник-технолог, контролирующий технический процесс производства). На информационном этапе техника становится органом человеческого мозга, овеществленной силой знания и непосредственной производительной силой общества. Возрастает вовлеченность техники в экономический оборот, усиливается компьютеризация. Участие и роль человека в производственном процессе минимизируется, что влечет к: узкой специализации и одностороннему интеллектуальному развитию; превращению профессионала в раба технического устройства; расширению безработицы, т.е. социальному напряжению.

Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере (система знаний о технике). Техника создается в результате реализации технических научных теорий.

Специфические черты технознания

  1.  Практическая направленность
  2.  Эмпирическое знание преобладает над теоретическим
  3.  Специфично по форме своего функционирования. С одной стороны оно функционирует в логических формах человеческого мышления, с другой – формой его функционирования является техника и технология, объективная форма технознания как овеществленная сила знания.
  4.  Терминологическая строгость и специфические методы фиксации.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46922. Subordinate clauses of primary nominal positions 37 KB
  Subordinte cluses of primry nominl positions. Cluses of primry nominl positions The subject cluse. The predictive cluse. The object cluse.
46923. Балканская война (1912-1913) 37 KB
  Слабость Османской империи проявлявшаяся в аннексии АвстроВенгрией Боснии и Герцеговины захвате Италией Триполитании и Киренаики нацосв движения в Македонии Албании и на о. Балканский союз направлен и против АвстроВенгрии освободительные задачи. АвстроВенгрия и Германия заинтересованности в сохранении Османской империи которая все в большей степени подпадала под германское влияние негативно. Россия поддержала образование Балканского союза Англии и Франции двойственным боязнью усиления позиций России на Ближнем Востоке...
46924. События в Сараево 28 июня 1914 37 KB
  5 июля во время встречи германского и австрийского императоров в Потсдаме кайзер одобрил план расправы с Сербией т. Пуанкаре в Петербург 20 июля было принято окончательное решение о том что в случае чрезвычайных обстоятельств Россия поддержит Сербию и в свою очередь будет поддержана Францией. В день отъезда Пуанкаре из России 23 июля 1914 австрийский посол барон Гизль вручил сербскому премьеру Пашичу ноту носившую характер ультиматума Принятие австрийских требований означало бы отказ Сербии от политической самостоятельности. Однако 25...
46926. Языковая норма 37 KB
  Различают нормы письменные и устные. Письменные языковые нормы это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Устные нормы:грамматические лексические и орфоэпические. Грамматические нормы это правила использования форм разных частей речи а также правила построения предложения.
46929. Инновационные проекты в управлении стоимостью предприятия 37.38 KB
  Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий включающих: зарождение сопровождающееся выполнением необходимого объема научноисследовательских и опытноконструкторских работ разработкой и созданием опытной партии новшества; рост промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок; зрелость стадия серийного или массового производства и увеличение объема...
46930. The simple sentence. The semantic classification of simple sentence 37.5 KB
  The simple sentence s ny sentence in generl is orgnised s system of functionexpressing positions the content of the functions being the reflection of situtionl event. The nomintive prts of the simple sentence ech occupying notionl position in it re subject predicte object dverbil ttribute prentheticl enclosure ddressing enclosure; specil seminotionl position is occupied by n interjectionl enclosure. The ultimte nd highest object of this integrl modifiction is the sentence s whole nd through the sentence the reflection of the...