79170

Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции

Доклад

Логика и философия

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Научная революция может осуществляться: как революция связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм...

Русский

2015-02-10

36 KB

15 чел.

Научная и техническая революция: общее и особенное.

Социокультурные аспекты технической революции.

 

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания.

Техническая революция связана с коренным, качественным изменением, происходящим в системе производительных сил, захватывающим все компоненты, все стороны технологических отношений и характеризуется тем, что техника вступает в новый этап своего развития.

Наука, по мере своего развития, сталкивается с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки.

Научная революция может осуществляться:

- как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (переход от механической к электродинамической картине мира) или

- как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки (история квантово-релятивистской физики).

Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. В ранний период человеческой цивилизации развитие техники, так же как и развитие науки было вплетено в религиозно-мифологическое мировосприятие и не отделялось от практической деятельности.

Понятие техника означает:

- совокупность технических устройств, артефактов (от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования);

- совокупность технических знаний (от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний).

В истории и философии науки выделяют четыре научных революции:

Первая (XVI в) – сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая (кон. XVIII в - первая пол. XIX в) – способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и др. областях знания формируются специфические картины реальности.

Третья (кон. XIX в – сер. XX в) – связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходят перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Четвертая (совр. время) - новые радикальные изменения в основаниях науки - рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов…).

Выделяют четыре этапа развития техники:

Техника в эпоху древних цивилизаций применяется преимущественно в целях бытовых нужд. Орудия труда не изобретались, человек не понимал их значения и ограничивался использованием случайных предметов. Арсенал технических – скромен, набор операций – прост. Темпы развития техники – самые длительные, только с появлением цивилизаций в Месопотамии, Индии, Египте складывается новый этап развития техники. Техника рассматривается как не имеющая никакого теоретического фундамента, была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

В период от древних цивилизаций до 16-17 вв. технические приспособления отличаются от первобытных, но остаются приспособлениями. Появляется технология изготовления приспособлений. Орудие труда выступает простым дополнением к человеку. Техническая деятельность осуществляется на основе  традиционных знаний и практических навыков поколений. В эпоху Возрождения технознание начинает опираться на науку. С этим связан переход от ремесленничества к машинной технике

С 16-17 в до сер. 20в. Общество стало сознавать факт машинной эпохи вместе с завершением эпохи накопления первоначального капитала. В основе машинной деятельности лежит инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности. Человек является основной движущей силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы.

С сер 20 в. техника вступает в новый этап своего развития – информатизационная техника (автоматизированные системы управления, информационно-технические системы). Социокультурные аспекты данной технической революции заключаются в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации позволяет человеку посвятить себя более содержательному творческому труду, освобождаясь от исполнения механических, технических функций. В то же время участие и роль человека в технологическом процессе минимизируются. Что влечет за собой узкую специализацию и одностороннее развитие, расширение безработицы, зависимость человека от техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50289. Изучение построения и функционирования схем асинхронных и синхронных счетчиков. Сравнительный анализ асинхронных и синхронных счетчиков 90.5 KB
  Цель работы: изучение построения и функционирования схем асинхронных и синхронных счетчиков. По диаграммам работы сравниваются задержки установки состояния счетчиков. Реверсивный счетчик проектируется для работы в кристалле Cyclone EP1C6T144C8. Порядок выполнения работы.
50290. Условная энтропия и взаимная информация 185.5 KB
  По формуле полной вероятности имеем: Следовательно По теореме умножения Следовательно Аналогично Количество информации и избыточность Количество информации при наблюдении случайной величины с распределением вероятностей задается формулой Шеннона: Единицей измерения количества информации является бит который представляет собой количество информации получаемое при наблюдении случайной величины имеющей два равновероятных значения. При равномерном распределении количество информации задается формулой Хартли:...
50291. Получение основных навыков проектирования схем в редакторе пакета Quartus. Изучение функционирования простейшего КЦУ 81.5 KB
  Сохранить и откомпилировать полученный файл. Путь к компилятору: Processing – Start Compilation, или соответствующий значок верхнего меню редактора. Если компилятор указывает на ошибки, обратиться к преподавателю или лаборанту.
50292. Исследование работы демультиплексора 85.5 KB
  Открыть редактор временных диаграмм. Построить диаграммы работы устройства, следуя записанным рекомендациям. Выводы записывать в файл временных диаграмм списком. Для получения списка выводов шины кликнуть на знак + возле ее обозначения. Продемонстрировать временные диаграммы преподавателю.
50293. Технические средства автоматики и управления. Методические указания 3.41 MB
  Цель работы: изучение назначения устройства характеристик микропроцессорного прибора ДИСК 250М получение основных навыков работы с прибором. ДИСК 250М объединяет в одном исполнении всё функциональное разнообразие многочисленных исполнений прибора ДИСК 250.
50296. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ФИЛЬТРОВ 631 KB
  Электрические фильтры широко применяются в измерительной и вычислительной технике в системах телеметрии и автоматического регулирования используются для устранения помех и наводок в электрических цепях и для коррекции амплитудночастотных характеристик АЧХ четырехполюсников. Фильтры классифицируются на четыре основных типа: 1. LCфильтры обладают рядом достоинств таких как высокая стабильность низкий уровень собственных шумов а также возможность создания фильтров с различными частотными характеристиками.
50297. ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 123.5 KB
  Ее можно подключить либо командой Панели инструментов меню Вид либо кнопкой Рисование на стандартной панели инструментов. Для размещения в рабочей книге графических объектов можно применить команду Рисунок из меню Вставка. Команда Объект меню Вставка позволяет производить обмен данными между приложениями. Команда Вставить меню Правка позволяет разместить созданный рисунок скопированный в буфер обмена для заполнения предварительно отмеченного ряда данных.