79170

Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции

Доклад

Логика и философия

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Научная революция может осуществляться: как революция связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм...

Русский

2015-02-10

36 KB

22 чел.

Научная и техническая революция: общее и особенное.

Социокультурные аспекты технической революции.

 

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания.

Техническая революция связана с коренным, качественным изменением, происходящим в системе производительных сил, захватывающим все компоненты, все стороны технологических отношений и характеризуется тем, что техника вступает в новый этап своего развития.

Наука, по мере своего развития, сталкивается с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки.

Научная революция может осуществляться:

- как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (переход от механической к электродинамической картине мира) или

- как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки (история квантово-релятивистской физики).

Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. В ранний период человеческой цивилизации развитие техники, так же как и развитие науки было вплетено в религиозно-мифологическое мировосприятие и не отделялось от практической деятельности.

Понятие техника означает:

- совокупность технических устройств, артефактов (от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования);

- совокупность технических знаний (от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний).

В истории и философии науки выделяют четыре научных революции:

Первая (XVI в) – сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая (кон. XVIII в - первая пол. XIX в) – способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и др. областях знания формируются специфические картины реальности.

Третья (кон. XIX в – сер. XX в) – связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходят перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Четвертая (совр. время) - новые радикальные изменения в основаниях науки - рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов…).

Выделяют четыре этапа развития техники:

Техника в эпоху древних цивилизаций применяется преимущественно в целях бытовых нужд. Орудия труда не изобретались, человек не понимал их значения и ограничивался использованием случайных предметов. Арсенал технических – скромен, набор операций – прост. Темпы развития техники – самые длительные, только с появлением цивилизаций в Месопотамии, Индии, Египте складывается новый этап развития техники. Техника рассматривается как не имеющая никакого теоретического фундамента, была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

В период от древних цивилизаций до 16-17 вв. технические приспособления отличаются от первобытных, но остаются приспособлениями. Появляется технология изготовления приспособлений. Орудие труда выступает простым дополнением к человеку. Техническая деятельность осуществляется на основе  традиционных знаний и практических навыков поколений. В эпоху Возрождения технознание начинает опираться на науку. С этим связан переход от ремесленничества к машинной технике

С 16-17 в до сер. 20в. Общество стало сознавать факт машинной эпохи вместе с завершением эпохи накопления первоначального капитала. В основе машинной деятельности лежит инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности. Человек является основной движущей силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы.

С сер 20 в. техника вступает в новый этап своего развития – информатизационная техника (автоматизированные системы управления, информационно-технические системы). Социокультурные аспекты данной технической революции заключаются в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации позволяет человеку посвятить себя более содержательному творческому труду, освобождаясь от исполнения механических, технических функций. В то же время участие и роль человека в технологическом процессе минимизируются. Что влечет за собой узкую специализацию и одностороннее развитие, расширение безработицы, зависимость человека от техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50327. Определение кинематических характеристик по стробоскопическим фотографиям 246.5 KB
  Ошибкой измерения называется разность: Погрешность ∆Xэто количественная мера неизвестной экспериментатору ошибки ∂x.Отсчета и округления Относительная погрешность измерения: или б Погрешность прямых измерений nго количества наблюдений случайное отклонение результата iго измерения от среднего. средняя квадратичная погрешность отдельного наблюдения. Если то это наблюдение промах средняя квадратная погрешность всей серии n ...
50328. Повышение технического и организационного уровня производительности 190 KB
  Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь чёткую систему внутрифирменного планирования, которая формирует не только рациональную производственную структуру предприятия и его организационно
50329. Процесс выявления ошибок в практике учёта и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в коммерческой организации 104.31 KB
  Проанализировать нормативную и теоретическую базу по теме исследования; Рассмотреть особенности учёта с дебиторами и кредиторами в коммерческих организациях; Выявить ошибки, которые могут возникать при ведении учёта расчётов с дебиторами и кредиторами; Разработать рекомендации способствующие совершенствованию учёта и контроля расчётов с дебиторами и кредиторами.
50331. Цветоводство. Сведения о цветочных растениях 23.05 MB
  Книга «Цветоводство» написана с целью оказать посильную помощь производственникам, работающим по зеленому строительству. Учитывая широкие пределы темы, автор главное свое внимание сосредоточил на вопросах техники выращивания цветочных растений, на вопросах их ассортимента и в значительно меньшей степени коснулся общих вопросов цветоводства, так как их разрешение читатель может найти в богатой растениеводческой литературе, и русской и переводной, выпущенной за последние годы Сельхозгизом. В книге получил свое отражение и заграничный опыт культуры цветов, который частично может быть использован в цветоводстве СССР. Основной материал книги ориентирован на климатические условия средней полосы СССР.