79170

Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции

Доклад

Логика и философия

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Научная революция может осуществляться: как революция связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм...

Русский

2015-02-10

36 KB

22 чел.

Научная и техническая революция: общее и особенное.

Социокультурные аспекты технической революции.

 

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания.

Техническая революция связана с коренным, качественным изменением, происходящим в системе производительных сил, захватывающим все компоненты, все стороны технологических отношений и характеризуется тем, что техника вступает в новый этап своего развития.

Наука, по мере своего развития, сталкивается с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки.

Научная революция может осуществляться:

- как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (переход от механической к электродинамической картине мира) или

- как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки (история квантово-релятивистской физики).

Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. В ранний период человеческой цивилизации развитие техники, так же как и развитие науки было вплетено в религиозно-мифологическое мировосприятие и не отделялось от практической деятельности.

Понятие техника означает:

- совокупность технических устройств, артефактов (от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования);

- совокупность технических знаний (от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний).

В истории и философии науки выделяют четыре научных революции:

Первая (XVI в) – сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая (кон. XVIII в - первая пол. XIX в) – способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и др. областях знания формируются специфические картины реальности.

Третья (кон. XIX в – сер. XX в) – связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходят перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Четвертая (совр. время) - новые радикальные изменения в основаниях науки - рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов…).

Выделяют четыре этапа развития техники:

Техника в эпоху древних цивилизаций применяется преимущественно в целях бытовых нужд. Орудия труда не изобретались, человек не понимал их значения и ограничивался использованием случайных предметов. Арсенал технических – скромен, набор операций – прост. Темпы развития техники – самые длительные, только с появлением цивилизаций в Месопотамии, Индии, Египте складывается новый этап развития техники. Техника рассматривается как не имеющая никакого теоретического фундамента, была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

В период от древних цивилизаций до 16-17 вв. технические приспособления отличаются от первобытных, но остаются приспособлениями. Появляется технология изготовления приспособлений. Орудие труда выступает простым дополнением к человеку. Техническая деятельность осуществляется на основе  традиционных знаний и практических навыков поколений. В эпоху Возрождения технознание начинает опираться на науку. С этим связан переход от ремесленничества к машинной технике

С 16-17 в до сер. 20в. Общество стало сознавать факт машинной эпохи вместе с завершением эпохи накопления первоначального капитала. В основе машинной деятельности лежит инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности. Человек является основной движущей силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы.

С сер 20 в. техника вступает в новый этап своего развития – информатизационная техника (автоматизированные системы управления, информационно-технические системы). Социокультурные аспекты данной технической революции заключаются в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации позволяет человеку посвятить себя более содержательному творческому труду, освобождаясь от исполнения механических, технических функций. В то же время участие и роль человека в технологическом процессе минимизируются. Что влечет за собой узкую специализацию и одностороннее развитие, расширение безработицы, зависимость человека от техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57839. Системи лінійних рівнянь з двома змінними 428 KB
  Мета уроку: Формування вмінь розв’язувати системи лінійних рівнянь з двома змінними графічним способом; розвивати графічні навички, увагу, уміння порівнювати, аналізувати, робити висновки; виховувати відповідальність...
57840. Тіла обертання 92.5 KB
  Мета: сформувати поняття тіла обертання; навчитися визначати основні елементи даних геометричних фігур розвивати інтерес до предмету шляхом використання сучасних інформаційних технологій...
57841. АТМОСФЕРНИЙ ТИСК 127 KB
  Сформувати знання учнів про атмосферний тиск причини його зміни та прилади яким вимірюється атмосферний тиск; формувати вміння визначати зміну тиску з висотою простежувати звязок між тиском та станом погоди географічною широтою та поясами атмосферного тиску...
57842. Тоталітаризм 29 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з поняттям тоталітаризм з основними ознаками та різновидами тоталітаризму схарактеризувати особливості тоталітарних режимів співвідносити події та явища теми; розвивати вміння учнів аналізувати та порівнювати матеріал...
57843. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння 174.5 KB
  Сприяти знайомству учнів з поняттям квадратного рівняння та його елементів неповних квадратних рівнянь та організувати діяльність з розробки алгоритму їх розвязування. Добрий день Я дуже рада вітати вас на тренінгу Неповні...
57844. Тригонометричні функції 493.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати знання учнів про тригонометричні функції; Розвивати вміння використовувати властивості тригонометричних функцій для розвязання вправ творчу активність розширювати кругозір учнів...
57845. Трикутник 4.09 MB
  Мета уроку: Навчальні: узагальнити та систематизувати знання про трикутник, його властивості, організувати діяльність учнів по застосуванню знань, при розв’язанні задач на застосування елементів трикутника; ознак рівності трикутників.
57846. Рівнобедрений трикутник. Властивість рівнобедреного трикутника 567.5 KB
  По закінченні прошу вас відповісти на запитання. Осмислення нових знань умінь Виконаємо декілька задач на розуміння означення рівнобедреного трикутника...
57847. Таємниці трикутника 475 KB
  Задачі проекту: розширити знання учнів з геометрії про трикутник та його властивості; ознаки подібності трикутників, Формулювати висновки на підставі проведених досліджень і роботи з інформацією...