79170

Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции

Доклад

Логика и философия

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Научная революция может осуществляться: как революция связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм...

Русский

2015-02-10

36 KB

45 чел.

Научная и техническая революция: общее и особенное.

Социокультурные аспекты технической революции.

 

Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки.

Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания.

Техническая революция связана с коренным, качественным изменением, происходящим в системе производительных сил, захватывающим все компоненты, все стороны технологических отношений и характеризуется тем, что техника вступает в новый этап своего развития.

Наука, по мере своего развития, сталкивается с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки.

Научная революция может осуществляться:

- как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (переход от механической к электродинамической картине мира) или

- как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки (история квантово-релятивистской физики).

Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. В ранний период человеческой цивилизации развитие техники, так же как и развитие науки было вплетено в религиозно-мифологическое мировосприятие и не отделялось от практической деятельности.

Понятие техника означает:

- совокупность технических устройств, артефактов (от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования);

- совокупность технических знаний (от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний).

В истории и философии науки выделяют четыре научных революции:

Первая (XVI в) – сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая (кон. XVIII в - первая пол. XIX в) – способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и др. областях знания формируются специфические картины реальности.

Третья (кон. XIX в – сер. XX в) – связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходят перемены в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Четвертая (совр. время) - новые радикальные изменения в основаниях науки - рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов…).

Выделяют четыре этапа развития техники:

Техника в эпоху древних цивилизаций применяется преимущественно в целях бытовых нужд. Орудия труда не изобретались, человек не понимал их значения и ограничивался использованием случайных предметов. Арсенал технических – скромен, набор операций – прост. Темпы развития техники – самые длительные, только с появлением цивилизаций в Месопотамии, Индии, Египте складывается новый этап развития техники. Техника рассматривается как не имеющая никакого теоретического фундамента, была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

В период от древних цивилизаций до 16-17 вв. технические приспособления отличаются от первобытных, но остаются приспособлениями. Появляется технология изготовления приспособлений. Орудие труда выступает простым дополнением к человеку. Техническая деятельность осуществляется на основе  традиционных знаний и практических навыков поколений. В эпоху Возрождения технознание начинает опираться на науку. С этим связан переход от ремесленничества к машинной технике

С 16-17 в до сер. 20в. Общество стало сознавать факт машинной эпохи вместе с завершением эпохи накопления первоначального капитала. В основе машинной деятельности лежит инженерная деятельность, как наиболее развитая форма технической деятельности. Человек является основной движущей силой технического процесса в машинной технике, движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы.

С сер 20 в. техника вступает в новый этап своего развития – информатизационная техника (автоматизированные системы управления, информационно-технические системы). Социокультурные аспекты данной технической революции заключаются в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации позволяет человеку посвятить себя более содержательному творческому труду, освобождаясь от исполнения механических, технических функций. В то же время участие и роль человека в технологическом процессе минимизируются. Что влечет за собой узкую специализацию и одностороннее развитие, расширение безработицы, зависимость человека от техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42138. Лаборатоные работы в пакете EViews 463.5 KB
  Появится окно группы в котором можно создавать и работать с рядами рис. Создание просмотр и редактирование ряда данных Ряды данных можно создавать двумя способами. Создание пустого ряда в группе. В этом случае для создания ряда необходимо в открытой группе щелчком мыши активировать в самой верхней строке obs первую пустую ячейку и ввести название ряда затем нажать Enter и OK рис.
42139. Создание HTML-страницы для ввода данных 31.5 KB
  Теория В целом для создания HTMLкода чаще всего используются следующие теги: Теги начала и окончания HTMLстраницы html html Теги начала и окончания заголовка HTMLстраницы hed hed Теги начала и окончания названия HTMLстраницы title title Тег для установки кодировки HTMLстраницы met httpequiv= ContentType content= text html; chrset=windows1251 Теги начала и окончания основного тела HTMLстраницы body body Теги начала и окончания абзаца параграфа в теле HTMLстраницы p p Тег пропуска строки br Теги начала и...
42140. ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ 444 KB
  Очень часто происходит ситуация когда анализ данных проводимый между этапом сбора данных и собственно эконометрическим моделированием позволяет сократить количество лишней работы связанной с фактическим выбором модели и анализом технической информации во время моделирования. Предварительный анализ данных можно условно разделить на три этапа: графический анализ данных; фильтрация очистка рядов данных; анализ выборочных характеристик рассматриваемых рядов. Эконометрическое исследование проводится как минимум для двух рядов...
42142. Задачі лінійної оптимізації в системі Maple 213 KB
  Задачі оптимізації в Maple розв’язуються за допомогою вбудованих функцій minimize та maximize, що входять до пакету Simplex.Класична задача лінійного програмування записується у такому форматі:minimize (цільова функція, {обмеження}, NONNEGATIVE).Останній параметр вказує на невід’ємність змінних, що входять до математичної моделі задачі. Для геометричної інтерпретації задачі оптимізації необхідно підключити пакет plots і задати систему лінійних нерівностей задачі, використовуючи процедуру inequal.
42143. ПАРНАЯ РЕГРЕССИЯ 338.5 KB
  модель вида yi = 0 1 xi i где yi значение зависимой переменной для наблюдения i xi значение независимой переменной для наблюдения i 0 и 1 коэффициенты регрессии εi значение случайной ошибки для наблюдения i n число наблюдений. Оценки коэффициентов парной линейной регрессии и определяются методом наименьших квадратов МНК. Оценки коэффициентов уравнения регрессии полученные МНК могут обладать следующими свойствами: несмещенность состоятельность эффективность. Содержание МНК свойств оценок полученных...
42144. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ МЕТОДОМ КОМПЕНСАЦИИ 51 KB
  Для существования стационарного тока в цепи необходим какой-нибудь источник энергии электродвижущей силы ЭДС который способен поддерживать электрическое поле. В источнике ЭДС перемещение носителей заряда производится с помощью запасенной энергии. Рассмотрим замкнутую цепь состоящую из источника ЭДС и нагрузки внешней цепи. Таким образом ЭДС это физическая величина численно равная работе сторонних сил по перемещению единичного положительного заряда по замкнутой цепи.
42145. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МОСТА УИТСТОНА 81 KB
  Сопротивления R1 R2 R0 Rх называются плечами моста Rх  измеряемое неизвестное R0 известное R1 R2 регулировочные сопротивления. Сопротивления плеч моста измеряют и подбирают таким образом чтобы ток гальванометра был равен нулю. Для однородного проводника сопротивления отдельных его участков относятся как их длины.