79171

Междисциплинарные аспекты развития технознания. Роль техники в формализации и математизации научного знания, гуманитарные приложения технических наук

Доклад

Логика и философия

Роль техники в формализации и математизации научного знания гуманитарные приложения технических наук Технознание целостная система знаний о технике технологии и техносфере. В связи с возрастанием сложности проектируемых технических систем появлением новых прикладных дисциплин выработкой системных принципов исследования особое значение приобретает деятельность направленная на организацию и руководство такими видами деятельности как с одной стороны проектирование компонентов конструирование отладка разработка технологии а с другой...

Русский

2015-02-10

35.5 KB

11 чел.

Междисциплинарные аспекты развития технознания. Роль техники в формализации и математизации научного знания, гуманитарные приложения технических наук

(Технознание – целостная система знаний о технике, технологии и техносфере).

Технические науки, которые формировались прежде всего в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач, в середине ХХ века образовали особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией. Появились узкие специалисты, которые знают "все ни о чем" и так называемые универсалисты, напротив, знают "ничего обо всем". Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты.

В связи с возрастанием сложности проектируемых технических систем, появлением новых прикладных дисциплин, выработкой системных принципов исследования особое значение приобретает деятельность, направленная на организацию и руководство такими видами деятельности как, с одной стороны, проектирование компонентов, конструирование, отладка, разработка технологии, а с другой - радиоэлектроника, химическая технология, инженерная экономика, разработка средств общения человека и машины и т.п., а также направленная на стыковку и интеграцию частей проектируемой системы в единое целое.

Можно выделить три основных направления в современной инженерной деятельности:

1) инженеры-производственники, выполняющие функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации;

2) инженеры-исследователи-разработчики, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки;

3) инженеры-системотехники, задача которых - организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование. Подготовка такого инженера-организатора и универсалиста требует самой широкой системной и методологической направленности и междисциплинарности. Для такого рода инженеров особенно важно междисциплинарное и общегуманитарное образование, в котором ведущую роль могла бы сыграть философия науки и техники.

Появление множества научных и технических дисциплин стало результатом специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией (абсолютизация роли науки). Этот процесс также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания искусственных, технических систем, сооружений, устройств и т.п.

Научное знание позволяет инженеру:

1) предвидеть наступление соответствующих событий, совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и

2) изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность человеку и обществу в целом.

Таким образом, процесс развития техники является стимулирующим фактором в процессе развития научного знания. Для проведения логических исследований собранных фактов при обосновании научного знания используются такие методы, как математизация и формализация.

Математизация – создание математической модели – абстрактной системы, состоящей из набора математических объектов (преобразование Якобиана). Выделяют два типа математических моделей:

- модели описания: не предполагают каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью, носит характер единичного факта;

- модели объяснения: структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.

Формализация представляет собой совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логических особенностей. Одним из способов формализации является аксиоматический метод, суть которого метода сводится к выделению неких исходных понятий теории, определения которых являются аксиомами и логических средств, которые используются в процессе развертывания теории.

Обычные содержательно-интуитивные рассуждения заменены в формализованной теории выводом (из некоторых выражений, принятых за исходные) по явно установленным и четко фиксированным правилам. Для их осуществления нет необходимости принимать во внимание, значение или смысл выражений теории. Формализованная теория может рассматриваться как система материальных объектов определенного рода (символов), с которыми можно обращаться, как с конкретными физическими объектами.

Формализация позволяет производить операции со знаками и символами вместо операций с мыслями о предметах.

Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. В жизни современного общества инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний, повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край всей экономики и современной культуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовит целую армию инженеров различного профиля для самых разных областей народного хозяйства. Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45693. Разговорная речь в СМИ 27.5 KB
  Просторечие РР Публицистический стиль РР находится между просторечием и публицистическим стилем Особенности РР. Терминологический аппарат разработанный для книжной речи не подходит для изучения РР. Ее природа отлична от письменной книжной речи поэтому ее выводят из классификации стилей речи. Используется много слов которые вообще не имеют словоформ Междометноглагольные формы бряк шмяк туту Высказывания выражающие оценку Так себе не ахти ничего Словареакции релятивы Ерунда Подумать только Какое там Ну и что...
45695. Средства выражения личностного начала в журналистском тексте 35 KB
  Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.
45698. Речевые особенности художественно-публицистических жанров 24.5 KB
  Художественно-публицистические: Очерк сюжетный описательный Фельетон Памфлет Принцип: Образность документальность. Художественный образ образ единичного конкретного чувственно воспринимаемого объекта. Образ создается с помощью предметной лексики. Образ = Изобразительность Выразительность.
45699. Речевые особенности модульных текстов. Приемы выражения комического в СМИ 52 KB
  Записано со слов Фещенко. Надеюсь этого хватит на экзамене Модульный формат слово изображение в наружной транзитной печатной рекламе рекламной полиграфии. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических стилистических грамматических словообразовательных и фразеологических. В речи используются две группы иронических слов и выражений: 1.