79175

Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура

Доклад

Логика и философия

Культурологический дискурс техники. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология основные понятия фил техники. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники.

Русский

2015-02-10

33 KB

10 чел.

19. Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура.

В последнее время наша цив рассматривается как  технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники.Техника и технология --- основные понятия фил техники. Техника  в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования ор среды, выступающие как предметы труда, и создание др средств производства и предметов для удовлет разл потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.  мы будем рассматривать 1. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники.  В доиндустриальном общ техника выступает как искусное ремесло, являются достоянием узкого круга лиц, не получают высокой общ оценки. Технические инструменты просто расшир мощность естеств органов чел, увеличив физич мощь.В Новое время общ начинает функционировать на машинной основе. Техника отделяется от чел, который при этом вынужден нах рядом с ней. Чел становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она его. Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и совершенствует навыки, а изобретает, использует научные навыки. Формируется инженерное мышление, рациональное, выраженное в общедоступной форме, имеет тенденции к стандартизации и формализации, опирается не только на экс базу, но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и распространению на все сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и превращения техники в технологию чел выступает творцом и организатором, контролером, на первом плане не его физ, а интеллект. усилия.

Интерес к исслед. тех как к фил проблеме  Арист. эпоха Возрождения, бэкон и картезиан традицией. Фил в лице просветителей в технике и тех прогрессе решающее средство разрешения соц противоречий и достижение всеобщего благополучия. преувеличение - к технологическому детерминизму (технологический эвдемонизм--- , считающ, что прогресс в технике и технологии автоматически устранит соц противоречия и антагонизмы Технологический алармизм --- только негативные последствия развития техники, усиление соц противоречий, рост насилия над личностью, дегуманиз общ жизни), и технократической идеологии. Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон.

В 20в всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере и перспективе развития техники.  Хайдеггер - техника противостоит чел, через нее он отказывается от своего сущ, это неподлинное сущ человека.  Шпенглер --- техника есть смерть культуры.

Концепции исторического развития техники. Маркс. выделяет ступени : ручные орудия, ремесленно-мануфактурное производство, машинная техника, автоматизированные системы. Чел перекладывает труд на машину.

Льюис Мамфорд: 3 технических эпохи. Эотехническая (1000-1759гг), технологию воды и дерева. Палеотехническая (18-первая пол 20 вв) угля и железа, Неотехническая -- электричество и сплавы. Основа периодизации – вид энергии и вещество, кот занимает центр место в создании машин.

Сунягин: древнейшая техника отражает присваивающий способ отношений (охота, собир), земл техника и машинное производство - наиболе сильное влияние на жизнь людей. Технич артефакты реализ 2 функции: 1) изменение вещественного, энергетического или информ состояния предмета труда; 2) изменение совокупности произ операций, приемов и навыков, необх для реализ технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс в обл техники изменяет предметную область произ деятельности чел, вместе с тем он трансформирует структуру произ и трудовой активности.Техника выступает посредницей между чел и природой, она стала важным звеном во вз чел со средой. Как констр, так и деструктивное действие тех на природу зависит от обеих функций и соц систем, в которых они реализ.

Проблемы техники. 1. Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий техн бытия.

2. Взаимоотношение техники  и науки. техника раньше понималась как прикладная наука, в основном прикл естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. Пока в основном у нас учат естественно-научному подходу, а не искусственно-техническому.

3. Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий.  Подходы оценки. 1) натуралистический: чел недостает своих органов по сравнению с жив, вынужден компенсировать разв техники. 2) волевой: реализует посредством развития артефактов своб волю к власти на всех уровнях как инд, нац, классовый и гос. Техника не может быть нейтральной в политич смысле. 3) естественно-научный: техника есть прикладная наука.4) рациональный: тех-- сознательно регулируемая деятельность чел, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

4. Проблема техноэтики. три позиции. 1) Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. 2) Техноэтика долга. Моральные максимы. 3) Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41982. Носоглотка, особенности строения, связь с евстахиевой трубой 15.17 KB
  Засасываемый носом воздух поднимается в носоглотку. Ее купол расположен между висками примерно на уровне корня носа. Стенка носоглотки состоит из расходящихся во все стороны мелких пучков мышечных волокон.
41986. ДОСЛІДЖЕННЯ СХЕМ ГЕНЕРАТОРІВ ЕЛЕКТРИЧНИХ СИГНАЛІВ (ПРЯМОКУТНИХ ІМПУЛЬСІВ) 215 KB
  Мультивібратор автоколивальний генератор прямокутних імпульсів. Тривалість імпульсів Порядок проведения экспериментов Результаты всех измерений и осциллограммы занести в соответствующий раздел Результаты экспериментов. б Вимірити амплітуду длительность і період следования імпульсів.
41988. ДОСЛІДЖЕННЯ СХЕМ ГЕНЕРАТОРІВ ГАРМОНІЙНИХ КОЛИВАНЬ І ПИЛКОПОДІБНОЇ НАПРУГИ 207.5 KB
  На рис.14.2 показано схема генератора синусоїдальних коливань на БТ з цепочкой R-параллель. Цепочка R-параллель являє собою коло R – C (три звена), обеспечивающая фазовый сдвиг 180о на рабочей частоте (цепь позитивного зворотного зв'язку). Резистори R1 и R2 создают необходимое смещение. Частота генерації примерно равна
41990. ИССЛЕДОВАНИЕ СХЕМ НА ОПЕРАЦИОННЫХ УСИЛИТЕЛЯХ 170 KB
  Интегратор на ОУ Недостатком этой схемы является дрейф выходного напряжения обусловленный напряжением смещения и входными токами ОУ. Выходное напряжение этой схемы при подаче на нее скачка входного напряжения амплитудной Uвх изменяется в соответствии с выражением: Uвых = Uвх[1 – exp ]. На начальном интервале переходного процесса при t R2С изменение выходного напряжения Uвых будет достаточно близко к линейному и скорость его изменения может быть вычислена из выражения: . Суммирование постоянного и переменного напряжения.