79175

Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура

Доклад

Логика и философия

Культурологический дискурс техники. Это связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология основные понятия фил техники. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники.

Русский

2015-02-10

33 KB

16 чел.

19. Культурологический дискурс техники. Техноидиллия и технический алармизм в современной культуре. Традиционная и проектная культура.

В последнее время наша цив рассматривается как  технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники.Техника и технология --- основные понятия фил техники. Техника  в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования ор среды, выступающие как предметы труда, и создание др средств производства и предметов для удовлет разл потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.  мы будем рассматривать 1. История становления современного чел связана с историей развития и услож техники.  В доиндустриальном общ техника выступает как искусное ремесло, являются достоянием узкого круга лиц, не получают высокой общ оценки. Технические инструменты просто расшир мощность естеств органов чел, увеличив физич мощь.В Новое время общ начинает функционировать на машинной основе. Техника отделяется от чел, который при этом вынужден нах рядом с ней. Чел становится придатком машины, дополняет ее возможности, а не она его. Место мастера занимает инженер, не просто передает знания и совершенствует навыки, а изобретает, использует научные навыки. Формируется инженерное мышление, рациональное, выраженное в общедоступной форме, имеет тенденции к стандартизации и формализации, опирается не только на экс базу, но и на теорию. Имеет тенденции к универсализации и распространению на все сферы жизни. На третьем этапе в результате комплексной автоматизации и превращения техники в технологию чел выступает творцом и организатором, контролером, на первом плане не его физ, а интеллект. усилия.

Интерес к исслед. тех как к фил проблеме  Арист. эпоха Возрождения, бэкон и картезиан традицией. Фил в лице просветителей в технике и тех прогрессе решающее средство разрешения соц противоречий и достижение всеобщего благополучия. преувеличение - к технологическому детерминизму (технологический эвдемонизм--- , считающ, что прогресс в технике и технологии автоматически устранит соц противоречия и антагонизмы Технологический алармизм --- только негативные последствия развития техники, усиление соц противоречий, рост насилия над личностью, дегуманиз общ жизни), и технократической идеологии. Пионером технократической идеологии стал Сен-Симон.

В 20в всплеск внимания к проблеме техники. Вопрос о генезисе, сущности, характере и перспективе развития техники.  Хайдеггер - техника противостоит чел, через нее он отказывается от своего сущ, это неподлинное сущ человека.  Шпенглер --- техника есть смерть культуры.

Концепции исторического развития техники. Маркс. выделяет ступени : ручные орудия, ремесленно-мануфактурное производство, машинная техника, автоматизированные системы. Чел перекладывает труд на машину.

Льюис Мамфорд: 3 технических эпохи. Эотехническая (1000-1759гг), технологию воды и дерева. Палеотехническая (18-первая пол 20 вв) угля и железа, Неотехническая -- электричество и сплавы. Основа периодизации – вид энергии и вещество, кот занимает центр место в создании машин.

Сунягин: древнейшая техника отражает присваивающий способ отношений (охота, собир), земл техника и машинное производство - наиболе сильное влияние на жизнь людей. Технич артефакты реализ 2 функции: 1) изменение вещественного, энергетического или информ состояния предмета труда; 2) изменение совокупности произ операций, приемов и навыков, необх для реализ технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс в обл техники изменяет предметную область произ деятельности чел, вместе с тем он трансформирует структуру произ и трудовой активности.Техника выступает посредницей между чел и природой, она стала важным звеном во вз чел со средой. Как констр, так и деструктивное действие тех на природу зависит от обеих функций и соц систем, в которых они реализ.

Проблемы техники. 1. Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий техн бытия.

2. Взаимоотношение техники  и науки. техника раньше понималась как прикладная наука, в основном прикл естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. Пока в основном у нас учат естественно-научному подходу, а не искусственно-техническому.

3. Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий.  Подходы оценки. 1) натуралистический: чел недостает своих органов по сравнению с жив, вынужден компенсировать разв техники. 2) волевой: реализует посредством развития артефактов своб волю к власти на всех уровнях как инд, нац, классовый и гос. Техника не может быть нейтральной в политич смысле. 3) естественно-научный: техника есть прикладная наука.4) рациональный: тех-- сознательно регулируемая деятельность чел, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

4. Проблема техноэтики. три позиции. 1) Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. 2) Техноэтика долга. Моральные максимы. 3) Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30608. Характеристика творчества в работах Пришвина 38.5 KB
  Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.
30609. Бытие, самопознание, творчество 26.81 KB
  категория обозначающая реальность существующую объективно вне и независимо от сознания человека. Эта трансформация выражавшая новый тип отношения человека к природе обусловленного развитием науки техники и материального производства подготовила концепции Б. u которых природа рассматривается вне отношения к ней человека как некоторый механизм действующий сам но себе. созданное деятельностью человека.
30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн растительный мир скульптура животные живопись и поэзия чел. Но круче всех музыка она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 19641982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...
30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...
30616. Понятие творчества в философии С.Н.Булгакова («Свет невечерний») 37.5 KB
  ТВОРЧЕСТВО Главное: Бог творец. И творчество его возможность заложено богом. От них можно либо уйти в ленность либо их испытывать постоянно либо прийти к смирению перед богом и все творчество сделать религиозным. Чел существо двуполое и творчество тоже двуполое Оно есть скрещение двух начал гениальности и талантливости.