79176

Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники

Доклад

Логика и философия

В работе Общая и сравнительная география 1845 рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью т. Человек – мера всех вещей Протагор При этом человека который с антропологической точки зрения находится в центре мира следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Однако...

Русский

2015-02-10

16.94 KB

3 чел.

Вопрос №20. Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники.  

Э.Капп (1808-1896) свой путь в философии начал гегельянцем, а затем перешел на позицию левогегельянцев. В работе «Общая и сравнительная география» (1845) рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В ходе данного взаимодействия человек научился так реагировать и отвечать на вызовы последней, чтобы в конечном итоге быть в состоянии преодолевать свою зависимость от первозданной природы.

Философским основанием работы «Основания философии техники» является антропологический материализм Л.Фейрбаха. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия, который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью, т.е. истинным предназначением всех свершения. «Человек – мера всех вещей» (Протагор) При этом человека, который с антропологической точки зрения находится в центре мира, следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Человек отличается от животных тем, что является творческим (самотворческим) существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек творит самого себя.

Процесс человеческого творчества с точки зрения Каппа оказывается перенесением своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира во внешний. Однако, поскольку внутренний  мир человека сводится Каппом к человеческому телу, то внешний мир, или человеческая составляющая, представляет собой продолжение человеческого тела и механическое подражание его различным органам. Именно так  Капп приходит к формированию своего принципа органопроекции, согласно которому «»… все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ни чем иным, как проекциями органов». Данная идея была высказана Аристотелем и Галеном, а в средние века Ибн Хальдуном.

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им. Особое место занимает рука, которая имеет тройное значение: является природным орудием, служит образцом для механических орудий и играет главную роль при изготовлении этих вещественных подражаний. Молот является подражанием «руки до локтя со сжатой в кулак кистью», «искривленный палец становится мотыгой, собранная в горсть рука – чашей; в мече, в копье, в руле, в лопате, в граблях, в плуге, в трезубце можно проследить без большого труда различные направления руки, кисти и пальцев…».

В дальнейшем из первых ручных орудий труда и на их основе появляются более сложные технические устройства. Однако с развитием ручных орудий происходит уменьшение участия руки, сила руки заменяется силой природы.

Органопроекция характеризуется признаками:

  1.  По своей природе является процессом непрерывного, по большей части бессознательного самообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осознания.
  2.  Носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованием строго предопределена.
  3.  Реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (человеческими органами и всем человеческим телом в целом) и орудиями искусственными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. Поэтому неудивительно, что Капп стоял, по сути дела, на позициях «орудийно-деятельностной» теории антропогенеза.

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) в книге «Происхождение технологии» (1890) предпринимает «попытку создать историю общей технологии и праксеологии», т.е. задается целью написать историю «философии действия», поскольку полагал, что «философия знания имела своих историков», а «история философии действия» еще не написана.

Праксеология - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности.  

Эспинас стоял на позициях органопроекции. Однако, в отличие от Каппа, считал, что техника на определенном и довольно раннем историческом этапе своего развития имела религиозное происхождение. С точки зрения Эспинаса следует различать три «стадии проекции и объективации»: органическую, психологическую и социологическую (религиозные верования и религиозную практику).

В праксеологии и общей технологии речь должна идти только о прикладных искусствах. Устанавливая различие между праксеологией и общей технологией, Эспинас отмечает, что слово «практика» охватывает в своем значении все коллективные проявления воли, как самопроизвольные, так и обдуманные. Поэтому производимый от него термин праксе-ология используется для обозначения науки, изучающей «общую совокупность фактов этого порядка». Праксеология – наука «о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ». В отличие от нее общая технология провозглашается Эспинасом наукой лишь «о совокупности правил искусств и техники».

«Индивидуальное практическое сознание не имеет закона в самом себе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...
13107. 1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы 57 KB
  1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы. Жалпы білім беретін және кәсіби мектеп реформасының егізгі бағыттары 1984. Білім берудің жаңа сипаты мен түрлері дамуы. Жаңашыл мұғалімдердің ғылымитеориялық және әдістемелік ізденісі. Жалпы білім б...
13108. Коменскийдің Ян Амос педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж) 102.5 KB
  Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1592-1670жж. Я.А.Коменскийдің қысқаша ғұмырнамалық деректері. Я.А.Коменскийдің көзқарасының қалыптастыруы. Табиғатқа сәйкес тәрбиелеу қағидасы туралы. Жас кезеңдері. Мектеп жүйесі және оқытудың маз...
13109. А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру 230.5 KB
  СУЛТАНОВА НУРГУЛЬ КАМИЛЬЕВНА А.Құнанбаев Ш.Құдайбердиев М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқутәрбие үрдісіне ендіру 13.00.01 Жалпы педагогика педагогика және білім тарихы этнопедагогика Педагогика ғылымдарының кандидаты...
13110. Макаренконың А.С. өмірі мен педагогикалық қызметі 73.5 KB
  А.С.Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі. Аса көрнекті кеңес педагогі А.С.Макаренко Белополье қаласы бұрынғы Харьков губерниясы темір жол шеберханасының майлау цехының шебері жанұясында дүниеге келді. Кременчук қаласындағы қалалық училищені және пед...
13111. Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы 45.5 KB
  Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы. 18451904 Абай Құнанбаев – қазақ халқының ұлы классик ақыны ағартушы демократы ұлтымыздың рухани мақтанышы. Абай өз ауылында арабша хат танығаннан кейін он жасында Семей қаласындағы Ахмет Ризаның медресесінде 3 жыл оқиды.
13112. Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы 53 KB
  Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1790-1866 Дистервегтің педагогикалық қызметі мен ғұмырнамалық деректері. Немістің ғұлама педагогі Адольф Дистервег ХІХ ғасырдың орта кезіндегі герман буржуазиялықдемократиялық педагогикасының көрн
13113. Сыныптан тыс жұмыс «Алтын қақпа» интеллектуалдық ойыны 44 KB
  Сыныптан тыс жұмыс Алтын қақпа интеллектуалдық ойыны Сабақтың мақсаты: Оқушылардың қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен алған білімдерін ел тарихы салтдәстүрлерін қаншалықты білетіндіктерін тексеру. Дамытушылық мақсаты: Оқушылардың ойөрісін тіл байлығын дамы...
13114. БАЛАБАҚШАЛАРДА ҰЛТТЫҚ ОЙЫНДАРДЫ ПАЙДАЛАНУ 101.5 KB
  БАЛАБАҚШАЛАРДА ҰЛТТЫҚ ОЙЫНДАРДЫ ПАЙДАЛАНУ І. Кіріспе Балалар фольклорын дамытушы негізгі бір сала – ойын. ІІ. Негізгі бөлім 1. Ойын – балалардың ойлау қабілетін арттыратын іс әрекет. 2. Ұлттық мұраның бай қазынасы – халықтық ұлттық ойындар. ІІІ. Қорытынды. ...