79176

Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники

Доклад

Логика и философия

В работе Общая и сравнительная география 1845 рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью т. Человек мера всех вещей Протагор При этом человека который с антропологической точки зрения находится в центре мира следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Однако...

Русский

2015-02-10

16.94 KB

4 чел.

Вопрос №20. Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники.  

Э.Капп (1808-1896) свой путь в философии начал гегельянцем, а затем перешел на позицию левогегельянцев. В работе «Общая и сравнительная география» (1845) рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В ходе данного взаимодействия человек научился так реагировать и отвечать на вызовы последней, чтобы в конечном итоге быть в состоянии преодолевать свою зависимость от первозданной природы.

Философским основанием работы «Основания философии техники» является антропологический материализм Л.Фейрбаха. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия, который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью, т.е. истинным предназначением всех свершения. «Человек – мера всех вещей» (Протагор) При этом человека, который с антропологической точки зрения находится в центре мира, следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Человек отличается от животных тем, что является творческим (самотворческим) существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек творит самого себя.

Процесс человеческого творчества с точки зрения Каппа оказывается перенесением своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира во внешний. Однако, поскольку внутренний  мир человека сводится Каппом к человеческому телу, то внешний мир, или человеческая составляющая, представляет собой продолжение человеческого тела и механическое подражание его различным органам. Именно так  Капп приходит к формированию своего принципа органопроекции, согласно которому «»… все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ни чем иным, как проекциями органов». Данная идея была высказана Аристотелем и Галеном, а в средние века Ибн Хальдуном.

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им. Особое место занимает рука, которая имеет тройное значение: является природным орудием, служит образцом для механических орудий и играет главную роль при изготовлении этих вещественных подражаний. Молот является подражанием «руки до локтя со сжатой в кулак кистью», «искривленный палец становится мотыгой, собранная в горсть рука – чашей; в мече, в копье, в руле, в лопате, в граблях, в плуге, в трезубце можно проследить без большого труда различные направления руки, кисти и пальцев…».

В дальнейшем из первых ручных орудий труда и на их основе появляются более сложные технические устройства. Однако с развитием ручных орудий происходит уменьшение участия руки, сила руки заменяется силой природы.

Органопроекция характеризуется признаками:

  1.  По своей природе является процессом непрерывного, по большей части бессознательного самообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осознания.
  2.  Носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованием строго предопределена.
  3.  Реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (человеческими органами и всем человеческим телом в целом) и орудиями искусственными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. Поэтому неудивительно, что Капп стоял, по сути дела, на позициях «орудийно-деятельностной» теории антропогенеза.

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) в книге «Происхождение технологии» (1890) предпринимает «попытку создать историю общей технологии и праксеологии», т.е. задается целью написать историю «философии действия», поскольку полагал, что «философия знания имела своих историков», а «история философии действия» еще не написана.

Праксеология - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности.  

Эспинас стоял на позициях органопроекции. Однако, в отличие от Каппа, считал, что техника на определенном и довольно раннем историческом этапе своего развития имела религиозное происхождение. С точки зрения Эспинаса следует различать три «стадии проекции и объективации»: органическую, психологическую и социологическую (религиозные верования и религиозную практику).

В праксеологии и общей технологии речь должна идти только о прикладных искусствах. Устанавливая различие между праксеологией и общей технологией, Эспинас отмечает, что слово «практика» охватывает в своем значении все коллективные проявления воли, как самопроизвольные, так и обдуманные. Поэтому производимый от него термин праксе-ология используется для обозначения науки, изучающей «общую совокупность фактов этого порядка». Праксеология – наука «о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ». В отличие от нее общая технология провозглашается Эспинасом наукой лишь «о совокупности правил искусств и техники».

«Индивидуальное практическое сознание не имеет закона в самом себе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37070. Ценности и ценностные ориентации (Ценности жизни) 28 KB
  Рокича Ценности и ценностные ориентации Дать определение слов счастье успех цель и установить логическую связь между этими словами. Команды должны нарисовать важные по убывающей ценности Пирамиду счастья Дети: Крепкая семья преданные друзья любовь и уважение окружающих любимое дело и цель в жизни и кончено же успех.мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цельуспехсчастье.И только третий будет понастоящему счастливым: он видит большую красивую цель ради которой работает и живет.
37071. Гимн профессии! Классный час 57.5 KB
  Маяковский 1й слайд из презентации Л. Слово Бухр возникло в Германии 2й слайд Основоположник бухучета Лука Пачоли Корейко УБРАТЬ 3й слайд Л. 4й слайд Бухгалтерия это наука дающая мир душе сохраняющая богатства и продвигающая к счастью Пьер Пурр французский бухгалтер 1676 г. 5й слайд Вы бывали в бухгалтерии.
37072. Знакомство с детьми. Классный час 13.96 KB
  1 урок Например 1 апреля День смеха День дурака 1 апреля с давних времен считается праздником розыгрышей. По традиции этот день называют Днем дурака ведь в дурацкой ситуации может оказаться в этот день любой из нас.д 2 апреля День детской книги.
37073. Безопасность дорожного движения 76.5 KB
  Конкурсы викторины праздники по ПДД для школьников 2008 г. Праздник в школе: сценарии конкурсы викторины 2009 г. 1 конкурс Вопросы Вы видите 3 квадрата в которых находится буквы обозначающая область знаний из которой будут заданы вопросы командам. Подсчитывание баллов за 1 конкурс.
37075. ценарий проведения праздника Последний звонок в 11-м классе 50.5 KB
  По старой доброй традиции вот уже многие годы звуки “Школьного вальса†звучат на праздниках подобных нашему во всех школах нашей большой страны волнуя души и сердца учителей родителей и друзей тех кто собирается покидать стены родной школы. Будем надеяться что наша школа станет для сегодняшних одиннадцатиклассников своеобразным символом нежности и чистоты детства. Любовные Истории Школа Школьный двор и смех подружек Самый чистый самый звонкий И бегут по теплым лужам Босоногие девчонки И уже других качают Наши школьные качели...
37076. ПОЗНАЙ СЕБЯ (классный час для учащихся начальных классов) 47.15 KB
  На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества: Я большой Я сильный. Таким образом начинают осознаваться и оцениваться практические умения поступки моральные качества. Задачи: обучать учащихся умению увидеть и оценить свои возможности и способности; обучать умению объективно оценивать себя и своих друзей: свои личностные качества особенности поступков и действий их мотивы и цели. ЕСТЬ это те умения навыки качества которыми вы располагаете уже сегодня.
37077. Права на уединенность, на выражение собственного мнения, на свободу в принятии решений 41.5 KB
  Конвенция ООН о правах ребенка статьи 1216 закон Республики Беларусь О правах ребенка статья 10. Получивший одобрение перечень зачитывается а затем соотносится с текстом закона Республики Беларусь О правах ребенка статья 10 и Конвенции ООН о правах ребенка статьи 12 16. Надо ли вмешиваться в переписку ребенка Чем нарушается право на уединенность в нашей стране Плохими жилищными условиями правовой неграмотностью родителей. Конвенция ООН о правах ребенка статьи 12 15 Статья 12 1.