79176

Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники

Доклад

Логика и философия

В работе Общая и сравнительная география 1845 рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью т. Человек – мера всех вещей Протагор При этом человека который с антропологической точки зрения находится в центре мира следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Однако...

Русский

2015-02-10

16.94 KB

3 чел.

Вопрос №20. Антропологический дискурс техники и технознания. Теория органопроекций. Орудийная и праксеологическая концепции техники.  

Э.Капп (1808-1896) свой путь в философии начал гегельянцем, а затем перешел на позицию левогегельянцев. В работе «Общая и сравнительная география» (1845) рассматривает историю как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды. В ходе данного взаимодействия человек научился так реагировать и отвечать на вызовы последней, чтобы в конечном итоге быть в состоянии преодолевать свою зависимость от первозданной природы.

Философским основанием работы «Основания философии техники» является антропологический материализм Л.Фейрбаха. В своей философской концепции техники Капп исходит из антропологического критерия, который провозглашает человека фактическим центром мироздания и объявляет его исходным пунктом и конечной целью, т.е. истинным предназначением всех свершения. «Человек – мера всех вещей» (Протагор) При этом человека, который с антропологической точки зрения находится в центре мира, следует брать и понимать как неразрывное единство тела и сознания. Человек отличается от животных тем, что является творческим (самотворческим) существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек творит самого себя.

Процесс человеческого творчества с точки зрения Каппа оказывается перенесением своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира во внешний. Однако, поскольку внутренний  мир человека сводится Каппом к человеческому телу, то внешний мир, или человеческая составляющая, представляет собой продолжение человеческого тела и механическое подражание его различным органам. Именно так  Капп приходит к формированию своего принципа органопроекции, согласно которому «»… все средства культуры, будут ли они грубо материальной или самой тонкой конструкции, являются ни чем иным, как проекциями органов». Данная идея была высказана Аристотелем и Галеном, а в средние века Ибн Хальдуном.

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им. Особое место занимает рука, которая имеет тройное значение: является природным орудием, служит образцом для механических орудий и играет главную роль при изготовлении этих вещественных подражаний. Молот является подражанием «руки до локтя со сжатой в кулак кистью», «искривленный палец становится мотыгой, собранная в горсть рука – чашей; в мече, в копье, в руле, в лопате, в граблях, в плуге, в трезубце можно проследить без большого труда различные направления руки, кисти и пальцев…».

В дальнейшем из первых ручных орудий труда и на их основе появляются более сложные технические устройства. Однако с развитием ручных орудий происходит уменьшение участия руки, сила руки заменяется силой природы.

Органопроекция характеризуется признаками:

  1.  По своей природе является процессом непрерывного, по большей части бессознательного самообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осознания.
  2.  Носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованием строго предопределена.
  3.  Реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (человеческими органами и всем человеческим телом в целом) и орудиями искусственными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. Поэтому неудивительно, что Капп стоял, по сути дела, на позициях «орудийно-деятельностной» теории антропогенеза.

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) в книге «Происхождение технологии» (1890) предпринимает «попытку создать историю общей технологии и праксеологии», т.е. задается целью написать историю «философии действия», поскольку полагал, что «философия знания имела своих историков», а «история философии действия» еще не написана.

Праксеология - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности.  

Эспинас стоял на позициях органопроекции. Однако, в отличие от Каппа, считал, что техника на определенном и довольно раннем историческом этапе своего развития имела религиозное происхождение. С точки зрения Эспинаса следует различать три «стадии проекции и объективации»: органическую, психологическую и социологическую (религиозные верования и религиозную практику).

В праксеологии и общей технологии речь должна идти только о прикладных искусствах. Устанавливая различие между праксеологией и общей технологией, Эспинас отмечает, что слово «практика» охватывает в своем значении все коллективные проявления воли, как самопроизвольные, так и обдуманные. Поэтому производимый от него термин праксе-ология используется для обозначения науки, изучающей «общую совокупность фактов этого порядка». Праксеология – наука «о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ». В отличие от нее общая технология провозглашается Эспинасом наукой лишь «о совокупности правил искусств и техники».

«Индивидуальное практическое сознание не имеет закона в самом себе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40475. Волшебная сказка: Проблематика, главные конфликты и группы героев 20.5 KB
  Сказочный герой – тип в буквальном смысле слова Новиков. Сказочный герой символичен а не психологичен. 7 основных функций: герой отправитель даритель помощник вредитель ложный герой искомый персонаж Волшебная сказка – только такое произведение которое подчиняется семиперсонажной схеме.
40476. Время и пространство волшебных сказок 23 KB
  Время и пространство волшебных сказок. Время Время важно не только для точных наук есть и психологическая сторона времени. Мы знаем: время растяжимо Но всё зависит от того Какого рода содержимым Вы заполняете его. Время в литературе может растягиваться и сжиматься прошло 30 лет.
40477. Генезис волшебной сказки 22 KB
  Источники: самые различные мифологические представления в которых главную роль играл обряд инициации. Обряд инициации дал сюжет сказкам. Обряд инициации – обряд посвящение обозначающий переход ребёнка во взрослую жизнь. Обряд инициации Обряд посвящения во взрослую жизнь т.
40478. Декабристы и фольклор 22.5 KB
  Декабристы и фольклор. Исторические условия в которых формировались взгляды декабристов на фольклорное творчество: война 1812 года – усилила проблему крепостного права. Причины обращения к фольклору оставались политическими. Но декабристы не находят в фольклоре подтверждения своей догадки = весь фольклор который они имели на тот момент – ненастоящий фольклор.