79180

Этический аспект развития техники и технознания. Нравственное измерение научной деятельности и технического проектирования, проблема свободы и ответственности

Доклад

Логика и философия

Этический аспект развития техники и технознания. Вместе с тем прогресс науки и техники дает людям не только блага а многие открытия несут угрозу существованию человечества и всей жизни на Земле. 2 уровня восприятия техники: Позитивный.

Русский

2015-02-10

15.99 KB

9 чел.

Философия техники. Вопрос № 24

Этический аспект развития техники и технознания. Нравственное измерение научной деятельности и технического проектирования, проблема свободы и ответственности.

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Наука и порождаемые ею новые технологи оказывают все более глубокое и многообразное воздействие на жизнь человека и общества. Вместе с тем прогресс науки и техники дает людям не только блага, а многие открытия несут угрозу существованию человечества и всей жизни на Земле.

2 уровня восприятия техники:

  1.  Позитивный. Техника как совокупность артефактов, машин, механизмов, способствующих всеобщему прогрессу и расцвету жизнедеятельности человека: обеспечивает рост производительности труда; позволяет совершать переворот в областях жизнедеятельности, связанных с продлением жизни человека; техника облегчила быт людей; с помощью техники человек осуществляет взаимодействие с природой для ее спасения.
  2.  Негативный. Характеризует технику как разрушительную и антисоциальную силу: благодаря фактору техники произошли изменения климата на Земле, разрушение озонового слоя, агроизменения почвы, нарушен экобаланс планеты; техногенные катастрофы, вымирающие животные; применение военной техники, включая орудия химического вооружения; усугубление социальных проблем – безработица, новое психическое заболевание технофобия, узкая специализация.

Нравственность характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам, так что безнравственным будет назван тот человек или тот поступок, который отклоняется именно от данных, принятых в этом обществе норм.

Свобода исследований – одна из значимых ценностей современной цивилизации. В советское время развитие многих перспективных областей исследований тормозилось и даже запрещалось по идеологическим соображениям. В Конституции России содержится норма, гарантирующая свободу научного поиска, которая имеет в нашей стране высокую степень законодательной защищенности. Ограничение этой свободы в каждом случае должно не только специально обосновываться, но и вводиться законодательным путем.

Результаты и приложения фундаментальных исследования часто непредсказуемы, тем не менее они быстро находят применение, и вполне вероятно, будут иметь негативные стороны. Хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия открытия, они знают, что «знание - сила» и должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет людям то или иное открытие. Широкое признание получает «принцип предосторожности», в соответствии с которым, если предлагается использование новой технологии, но возникают разумные сомнения в ее безопасности, бремя доказательства ее безопасности ложится на того, кто предлагает ее ввести. На практике достаточно будет показать, что риск пренебрежимо мал по сравнению с предполагаемыми положительными эффектами новой технологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56111. Словограй. Логопедичне свято для молодших школярів 51 KB
  У змаганнях беруть участь 2 команди: Букварик і Читайлик.Про які букви ці загадочки В цім будиночку живе Весела як ведмедик буква З нею поруч Вінні-Пух Це її найкращий друг. Упізнали букву Е Нам знайома буква ця Ніби планка на стовпцях.
56112. Счастливый случай Математическая игра в 8 классе 89 KB
  Цель: формировать умение мыслить логически быстро принимать решения правильно и четко выражать свои мысли; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать ответственность самостоятельность коллективизм.
56114. Інтерактивна дошка SMART Board на уроках математики 1.07 MB
  До таких форм можна віднести поперше мережеве навчання подруге навчання самостійне на основі якогонебудь комплекту навчально-методичних матеріалів УМК. Активізувати увагу учнів можна вже на етапі написання теми уроку.
56119. «Сміхові» вправи в системі здоров’язберігаючих технологій 69.5 KB
  Сміх йде від здоровя. Тому діти і сміються таким тотальним сміхом. Одним з малорозвинених напрямків здоровязберігаючих технологій є напрямок вправ зі сміхом.