79182

Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Очень часто говоря о новациях имеют в виду обнаружение новых явлений как сенсационных так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Можно говорить например об изменении исследовательских программ включая сюда создание новых методов и средств исследования и об изменении программ коллекторских т. о постановке новых вопросов об открытии или выделении новых явлений о появлении новых способов систематизации знания.

Русский

2015-02-10

33 KB

11 чел.

  1.   Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении.

Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Новации – трудно обозримый по своему разнообразию объект исследования. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, как сенсационных, так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов.

Можно попытаться разбить все новации на несколько групп в зависимости от того, с изменением каких наукообразующих программ они связаны.

Можно говорить, например, об изменении исследовательских программ, включая сюда создание новых методов и средств исследования, и об изменении программ коллекторских, т.е. о постановке новых вопросов, об открытии или выделении новых явлений, о появлении новых способов систематизации знания. Также надо иметь в виду основную массу новаций, которая, образно выражаясь, образуют повседневность науки. Это те новации, которые осуществляются в рамках существующих программ, ничего в них не меняя по существу, это повседневное накопление знаний. Из таких повседневных актов и складывается развитие науки, включая и изменение научных программ.

Рассмотрим два типа новаций, один из которых связан с развитием исследовательских, а другой - коллекторских программ. Первый - это появление новых методов, второй - открытие новых миров, новых объектов исследования. Оба типа новаций могут приводить к существенным сдвигам в развитии науки и воспринимаются в этом случае как революции. Факты свидетельствуют, что эти новации тесно связаны друг с другом, что иллюстрирует и связь исследовательских и коллекторских программ (например, появление микроскопа в биологии, оптического телескопа и радиотелескопа в астрономии).

Выделение границ изучаемой области или, иными словами, задание объекта исследования – достаточно существенный наукообразующий параметр. Перед исследователем в силу тех или иных обстоятельств может открываться новая область изучаемого им объекта, приводя к возникновению новой дисциплины. Новой является сама область познания.

Часто сталкиваются с явлением относительности новаций. Они относительны к последующему развитию науки. Например, говорят, что Колумб открыл Америку, но так ли это? Он искал западный путь в Индию, был уверен, что таковой существует, и умер в сознании, что открыл то, что искал. Открытие Америки – это уже последующая интерпретация его деятельности. Новации часто осознаются задним числом, осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом истоки современных идей.

Также новации можно разделить на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные. Первые возникают как результат целенаправленных акций, вторые - только побочным образом. Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению. Предложенное деление можно значительно уточнить, если противопоставить друг другу незнание и неведение. Незнанием является то, что может быть выражено в виде вопроса или эквивалентного утверждения типа: "Я не знаю того-то". В случае с незнанием всегда можно поставить вполне конкретный вопрос или сформулировать задачу выяснения того, чего мы не знаем. В отличие от незнания неведение не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений типа: "Я не знаю того-то". Это "что-то" мы не можем в данном случае заменить какими-то конкретными характеристиками. Ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо представляем, что именно нам надо искать, что исследовать, и это позволяет найти соответствующий метод, т.е. построить исследовательскую программу. В случае поиска неизвестного (неведения) такого особого метода вообще быть не может, ибо нет никаких оснований для его спецификации. Невозможен целенаправленный поиск неизвестных или, точнее, неведомых явлений. Мы должны просто продолжать делать то, что делали до сих пор, ибо неведение открывается только побочным образом. Например, после открытия Австралии вполне правомерно было поставить вопрос о животных, которые ее населяют, об образе их жизни, способах размножения и т.д. Это составляло сферу незнания. Но невозможно было поставить вопрос о том, в течение какого времени кенгуру носит в сумке своего детеныша, ибо никто еще не знал о существовании сумчатых. Это было в сфере неведения.

Соотношение технического изобретения и научного открытия можно проследить в противопоставлении понятий «открытие» и «обнаружении». Галле не открыл, а обнаружил планету Нептун. Но наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла радиоактивность и многое другое. Открытия часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска. Открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований.

Таким образом, научное открытие – это непреднамеренная новация, нахождение ранее неизвестного (неведения). А техническое изобретение в свою очередь – преднамеренная новация, поиск незнания посредством имеющихся научных методов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7503. Философия эпохи возрождения 43 KB
  Философия эпохи возрождения Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусс...
7504. Критический утопический социализм 24.5 KB
  Критический утопический социализм. Появляется как реакция на разочарование в результатах Французской буржуазной революции. Представители этого направления критикуют современный им буржуазный строй и предлагают свои проекты преобраз...
7505. Основные идеи эпохи Просвещения 32 KB
  Основные идеи эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридичес...
7506. Экология: конспект лекций 843.5 KB
  Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу Экология. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание п...
7507. Учет и регулирование потребления электрической энергии 112.61 KB
  Учет и регулирование потребления электрической энергии. Бытовое энергосбережение В жилищном хозяйстве потребляется около 30% тепловой энергии, которая получается от сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива. Поэтому, экономия топлива ...
7508. Экономия электроэнергии в электроснабжающих установках 60.8 KB
  Экономия электроэнергии в электроснабжающих установках Электроснабжение сельских потребителей осуществляют в основном от сетей государственных электросистем. К сельским потребителям электрическую энергию подают по линиям напряжением 6, 10, 20, 35 кВ...
7509. Экономия электроэнергии в осветительных и электронагревательных установках 76.71 KB
  Экономия электроэнергии в осветительных и электронагревательных установках На освещение в сельском хозяйстве затрачивают 10...15% всей потребляемой электроэнергии, то есть более 15 млрд. кВт·ч в год. Наряду с другими устройствами электрическое освещ...
7510. Экономия электрической энергии при эксплуатации оборудования 121.34 KB
  Экономия электрической энергии при эксплуатации оборудования В сельском хозяйстве действует огромный парк электродвигателей, насчитывающий 12 млн. единиц общей мощностью 50...60 млн. кВт. Практически все стационарные рабочие сельскохозяйственные маш...
7511. Нетрадиционные способы получения и применения энергии 113.67 KB
  Нетрадиционные способы получения и применения энергии Главным фактором роста энергопроизводства является рост численности населения и прогресс качества жизни общества, который тесно связан с потреблением энергии на душу населения. Сейчас на каждого ...