79182

Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Очень часто говоря о новациях имеют в виду обнаружение новых явлений как сенсационных так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Можно говорить например об изменении исследовательских программ включая сюда создание новых методов и средств исследования и об изменении программ коллекторских т. о постановке новых вопросов об открытии или выделении новых явлений о появлении новых способов систематизации знания.

Русский

2015-02-10

33 KB

24 чел.

  1.   Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении.

Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Новации – трудно обозримый по своему разнообразию объект исследования. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, как сенсационных, так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов.

Можно попытаться разбить все новации на несколько групп в зависимости от того, с изменением каких наукообразующих программ они связаны.

Можно говорить, например, об изменении исследовательских программ, включая сюда создание новых методов и средств исследования, и об изменении программ коллекторских, т.е. о постановке новых вопросов, об открытии или выделении новых явлений, о появлении новых способов систематизации знания. Также надо иметь в виду основную массу новаций, которая, образно выражаясь, образуют повседневность науки. Это те новации, которые осуществляются в рамках существующих программ, ничего в них не меняя по существу, это повседневное накопление знаний. Из таких повседневных актов и складывается развитие науки, включая и изменение научных программ.

Рассмотрим два типа новаций, один из которых связан с развитием исследовательских, а другой - коллекторских программ. Первый - это появление новых методов, второй - открытие новых миров, новых объектов исследования. Оба типа новаций могут приводить к существенным сдвигам в развитии науки и воспринимаются в этом случае как революции. Факты свидетельствуют, что эти новации тесно связаны друг с другом, что иллюстрирует и связь исследовательских и коллекторских программ (например, появление микроскопа в биологии, оптического телескопа и радиотелескопа в астрономии).

Выделение границ изучаемой области или, иными словами, задание объекта исследования – достаточно существенный наукообразующий параметр. Перед исследователем в силу тех или иных обстоятельств может открываться новая область изучаемого им объекта, приводя к возникновению новой дисциплины. Новой является сама область познания.

Часто сталкиваются с явлением относительности новаций. Они относительны к последующему развитию науки. Например, говорят, что Колумб открыл Америку, но так ли это? Он искал западный путь в Индию, был уверен, что таковой существует, и умер в сознании, что открыл то, что искал. Открытие Америки – это уже последующая интерпретация его деятельности. Новации часто осознаются задним числом, осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом истоки современных идей.

Также новации можно разделить на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные. Первые возникают как результат целенаправленных акций, вторые - только побочным образом. Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению. Предложенное деление можно значительно уточнить, если противопоставить друг другу незнание и неведение. Незнанием является то, что может быть выражено в виде вопроса или эквивалентного утверждения типа: "Я не знаю того-то". В случае с незнанием всегда можно поставить вполне конкретный вопрос или сформулировать задачу выяснения того, чего мы не знаем. В отличие от незнания неведение не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений типа: "Я не знаю того-то". Это "что-то" мы не можем в данном случае заменить какими-то конкретными характеристиками. Ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо представляем, что именно нам надо искать, что исследовать, и это позволяет найти соответствующий метод, т.е. построить исследовательскую программу. В случае поиска неизвестного (неведения) такого особого метода вообще быть не может, ибо нет никаких оснований для его спецификации. Невозможен целенаправленный поиск неизвестных или, точнее, неведомых явлений. Мы должны просто продолжать делать то, что делали до сих пор, ибо неведение открывается только побочным образом. Например, после открытия Австралии вполне правомерно было поставить вопрос о животных, которые ее населяют, об образе их жизни, способах размножения и т.д. Это составляло сферу незнания. Но невозможно было поставить вопрос о том, в течение какого времени кенгуру носит в сумке своего детеныша, ибо никто еще не знал о существовании сумчатых. Это было в сфере неведения.

Соотношение технического изобретения и научного открытия можно проследить в противопоставлении понятий «открытие» и «обнаружении». Галле не открыл, а обнаружил планету Нептун. Но наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла радиоактивность и многое другое. Открытия часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска. Открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований.

Таким образом, научное открытие – это непреднамеренная новация, нахождение ранее неизвестного (неведения). А техническое изобретение в свою очередь – преднамеренная новация, поиск незнания посредством имеющихся научных методов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70418. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ НАВАЧЛЬНОГО ЗАКЛАДУ 303.5 KB
  Основними проблемами функціонування навчального закладу за результатами самоекспертизи є: Недостатня мотивація учнів незацікавленість учнів навчанням. Зниження соціальної активності учнів. Зниження базового рівня вихованості значної кількості учнів.
70420. Модель технологии образования педагогов в школе 436.5 KB
  Личностно-ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется через следующие принципы. Реализация данного принципа предусматривает: изучение профессиональных проблем интересов потребностей педагогов их классификацию и определение наиболее распространенных...
70421. СИСТЕМНИЙ ПІДХІД ДО ОРГАНІЗАЦІЇ МЕТОДИЧНОЇ РОБОТИ У ВНЗ І-ІІ РІВНЯ АКРЕДИТАЦІЇ 441 KB
  У роботі розкрита стратегічна система методичної роботи в ВНЗ ІІІ рівнів акредитації представлені основні складові методичної роботи при системному підході в її організації в межах конкретного навального закладу Методична розробка рекомендована для роботи керівникам методичних кабінетів...
70423. Буржуазное (капиталистическое) государство 33.5 KB
  Этот тип государства оказался самым жизнестойким способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов. Государство здесь не вмешивается в экономику. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических...
70424. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие 454.5 KB
  Дипломная работа является заключительным и обязательным этапом подготовки студента в Уральском гуманитарном институте. Процедура подготовки и защиты дипломной работы организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения...
70425. ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ КАК РУКОВОДСТВО К НРАВСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХРИСТИАНИНА 981 KB
  Согласно учению Святой Православной Церкви, нравственное совершенствование христианина – необходимая и важная задача, от которой зависит наше спасение. Как говорит святитель Григорий Богослов: «Душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке.