79182

Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении

Доклад

Логика и философия

Очень часто говоря о новациях имеют в виду обнаружение новых явлений как сенсационных так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Можно говорить например об изменении исследовательских программ включая сюда создание новых методов и средств исследования и об изменении программ коллекторских т. о постановке новых вопросов об открытии или выделении новых явлений о появлении новых способов систематизации знания.

Русский

2015-02-10

33 KB

9 чел.

  1.   Философские аспекты технических инноваций. Техническое изобретение и научное открытие в их соотношении.

Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений. Новации – трудно обозримый по своему разнообразию объект исследования. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, как сенсационных, так и достаточно рядовых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов.

Можно попытаться разбить все новации на несколько групп в зависимости от того, с изменением каких наукообразующих программ они связаны.

Можно говорить, например, об изменении исследовательских программ, включая сюда создание новых методов и средств исследования, и об изменении программ коллекторских, т.е. о постановке новых вопросов, об открытии или выделении новых явлений, о появлении новых способов систематизации знания. Также надо иметь в виду основную массу новаций, которая, образно выражаясь, образуют повседневность науки. Это те новации, которые осуществляются в рамках существующих программ, ничего в них не меняя по существу, это повседневное накопление знаний. Из таких повседневных актов и складывается развитие науки, включая и изменение научных программ.

Рассмотрим два типа новаций, один из которых связан с развитием исследовательских, а другой - коллекторских программ. Первый - это появление новых методов, второй - открытие новых миров, новых объектов исследования. Оба типа новаций могут приводить к существенным сдвигам в развитии науки и воспринимаются в этом случае как революции. Факты свидетельствуют, что эти новации тесно связаны друг с другом, что иллюстрирует и связь исследовательских и коллекторских программ (например, появление микроскопа в биологии, оптического телескопа и радиотелескопа в астрономии).

Выделение границ изучаемой области или, иными словами, задание объекта исследования – достаточно существенный наукообразующий параметр. Перед исследователем в силу тех или иных обстоятельств может открываться новая область изучаемого им объекта, приводя к возникновению новой дисциплины. Новой является сама область познания.

Часто сталкиваются с явлением относительности новаций. Они относительны к последующему развитию науки. Например, говорят, что Колумб открыл Америку, но так ли это? Он искал западный путь в Индию, был уверен, что таковой существует, и умер в сознании, что открыл то, что искал. Открытие Америки – это уже последующая интерпретация его деятельности. Новации часто осознаются задним числом, осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом истоки современных идей.

Также новации можно разделить на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные. Первые возникают как результат целенаправленных акций, вторые - только побочным образом. Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению. Предложенное деление можно значительно уточнить, если противопоставить друг другу незнание и неведение. Незнанием является то, что может быть выражено в виде вопроса или эквивалентного утверждения типа: "Я не знаю того-то". В случае с незнанием всегда можно поставить вполне конкретный вопрос или сформулировать задачу выяснения того, чего мы не знаем. В отличие от незнания неведение не может быть зафиксировано в форме конкретных утверждений типа: "Я не знаю того-то". Это "что-то" мы не можем в данном случае заменить какими-то конкретными характеристиками. Ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо представляем, что именно нам надо искать, что исследовать, и это позволяет найти соответствующий метод, т.е. построить исследовательскую программу. В случае поиска неизвестного (неведения) такого особого метода вообще быть не может, ибо нет никаких оснований для его спецификации. Невозможен целенаправленный поиск неизвестных или, точнее, неведомых явлений. Мы должны просто продолжать делать то, что делали до сих пор, ибо неведение открывается только побочным образом. Например, после открытия Австралии вполне правомерно было поставить вопрос о животных, которые ее населяют, об образе их жизни, способах размножения и т.д. Это составляло сферу незнания. Но невозможно было поставить вопрос о том, в течение какого времени кенгуру носит в сумке своего детеныша, ибо никто еще не знал о существовании сумчатых. Это было в сфере неведения.

Соотношение технического изобретения и научного открытия можно проследить в противопоставлении понятий «открытие» и «обнаружении». Галле не открыл, а обнаружил планету Нептун. Но наука открыла сумчатых животных, открыла явление электризации трением, открыла радиоактивность и многое другое. Открытия часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска. Открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований.

Таким образом, научное открытие – это непреднамеренная новация, нахождение ранее неизвестного (неведения). А техническое изобретение в свою очередь – преднамеренная новация, поиск незнания посредством имеющихся научных методов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59011. Жанр танка в ліриці Ісікава Такубоку 103 KB
  За деякими японськими джерелами днем народження Такубоку вважається 20 лютого 1886 року дата реєстрації його народження. Ісікава прізвище поета Такубоку літературний псевдонім. Такубоку був першим і єдиним хлопчиком у родині.
59012. Життя людини - найвища цінність 61 KB
  Сухомлинського його твори; збагачувати активний словник учнів розвивати вміння формувати ціннісні судження про гармонійне життя; виховувати бажання глибше ознайомитися з біографією Великого Кобзаря Ліни Костенко Матері Терези Леонардо да Вінчі...
59013. Цікаві завдання та різноманітні інтелектуальні ігри. Задачі. Залізна логіка 129.5 KB
  Гарненька історія промовив інспектор Варніке вислухавши фрау Пепприх у якої тільки що вкрали двох відгодованих до свята гусей. У вашому поясненні парубче дещо не відповідає дійсності сказав інспектор Варніке. Чому інспектор Варніке запідозрив молодика у співучасті в крадіжці...
59014. Здоровя - мудрих гонорар 63.5 KB
  Учителям пропонується пройти стежиною здоровя. Маршрут стежки здоровя Перша зупинка Канони здоровя знайомство з основними заповідями Салернського кодексу здоровя медичного трактату XIV століття.
59015. Знакова система - символічна основа народного орнаменту 47.5 KB
  Завдання до уроку Розробка нескладної композиції орнаменту з використанням символів за власним вибором для оздоблення: керамічної тарілки чи глечика; декоративної серветки; святкового рушничка; килима; козацького поясу; бойової сокири; кіраси; ножен козацької шаблі.
59016. Казки українських письменників 39.5 KB
  Раніше ми вже з вами читали та переказували народні казки. Які казки називаються народними Відповідь учнів. Отже тема нашого уроку казки українських письменників.
59017. Казки Шарля Перро 34.5 KB
  Казкові перегони Кожний учень отримує квитокпазл за допомогою яких клас учнів ділиться на три команди: Попелюшка Кіт у чоботях Червона шапочка Завдання: кожна команда має скласти з пазлів малюночок і правильно вказати назву казки.
59018. Карта півкуль. Океани. Материки 51 KB
  Мета: сформувати уявлення про види географічних карт; сформувати поняття океан море материк навчити користуватися картою півкуль показувати на карті океани та материки Обладнання: глобус карта півкуль фізична карта України демонстраційні картки з назвами материків та океанів...
59019. Керівникові клубу інтелектуалів 159 KB
  Мета: ознайомити учнів з вимогами до запитання в грі Що Де Коли та планом побудови запитань; учити самостійно складати запитання розвивати вміння знаходити звичайне в незвичайному.