79190

Техническая и научная рациональность в их соотношении. Типология рациональных обобщений в технознании, историческая эволюция и современные тенденции

Доклад

Логика и философия

Техническая и научная рациональность в их соотношении. Эффективность лишь самый общий признак рациональных действий и если сводить рациональность лишь к нему то можно впасть в ошибку слишком широкого определения. Рациональность это свойство выбора между альтернативами поведения человека: осмысление им окружающей действительности и последующие действия могут в большей или меньшей степени ей соответствовать. Рациональность категория мышления отражающая следование при достижении цели обусловленным эффективностью методологических нормам...

Русский

2015-02-10

54 KB

13 чел.

5. Техническая и научная рациональность в их соотношении. Типология рациональных обобщений в технознании, историческая эволюция и современные тенденции.

Четкая формулировка понятий, понимание их сущности - одна из самых старых проблем философии. Она обретает особую специфичность в применении к терминам "научная и техническая рациональности".

Рациональный - разумный, отправляющийся от разума, доступный его пониманию. Это соответствие рассудочным, установленным разумом правилам. Рассудок – это тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Разум - мышление в той форме, которая адекватно и в чистом виде осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу. Можно сказать, что рассудок требует от мышления соблюдения неких правил, разум же обеспечивает их установку.

Наиболее рациональными есть те наборы требований к мышлению, которые в наибольшей степени способствуют приближению его к бытию. Более общий критерий истины, который постоянно обновлялся бы в зависимости от объема знаний человека и имел твердую привязку к окружающей действительности это - практика. Именно практика, в конечном итоге, развеивает все миражи и лженауки.

Рациональными действиями можно считать такие действия, такой образ мысли, которые лучше других способствуют практической деятельности. Если мы говорим "эффективность", то мы должны указать, во-первых - цель действий, показатель которых сравнивается, во-вторых - ни в коем случае не исключать логическую непротиворечивость, целостность, доказуемость, историчность и другие качества мышления из понимания рационального. Подобное выхолащивание приведет к позитивистскому пониманию рациональности, исключит из нее все, что не соответствует экспериментальной проверке. Эффективность - лишь самый общий признак рациональных действий, и если сводить рациональность лишь к нему, то можно впасть в ошибку слишком широкого определения. Логическая непротиворечивость будет ее конкретными выражением, проявляющимся при достижении той или иной цели. Рациональность - это свойство выбора между альтернативами поведения человека: осмысление им окружающей действительности и последующие действия могут в большей или меньшей степени ей соответствовать.

Обобщая описание роли эффективности и практики в рациональности, получим следующую формулировку. Рациональность - категория мышления, отражающая следование при достижении цели обусловленным эффективностью методологических нормам, как-то: логическая непротиворечивость, эмпирическая доказуемость, целостность и т.д. Рациональность равно применима как к техническим изделиям, так и к техническим знаниям.

Техническая рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий.

Опять-таки, установки могут быть самыми различными. Эффективность - лишь общая дефиниция тех действий, которые должен предпринимать инженер на пути к своей цели, но их содержание может быть самым разнообразным.

Наука и техника не одно и то же. Наука производит знания об объективной действительности и аспектах разума, а техника - орудия труда и предметы потребления. Учтя это различие, и аналогичным образом применяя критерий эффективности к определению науки, получим формулировку научной рациональности. Научная рациональность - категория философии науки, отражающая соблюдение при достижении истины обусловленных эффективностью методологических установок - критериев доказательности, обоснованности - по созданию и использованию гипотез, методов и картин мира.

Задача технической рациональности - разумное создание и использование техники, исходящая от разума разработка технических изделий, общая рационализация технологий. Предмет научной рациональности: подбор и требование таких методологических установок, которые приближают человеческое мышление к бытию.

Соответственно различаются методологические установки, которым должен следовать человек, желающий рационально заниматься наукой или техникой. Требования, предъявляемые технической рациональностью: технологичность решения, скорость его принятия и относительная простота исполнения. Но техника ограничена в своих целях на каждом этапе своего развития.

Постижение истины выдвигает значительно более жесткие требования - научное знание стремится к тождеству бытия и мышления.

Научное знание тоже не лишено недостатков: когда возникает необходимость не столько в истине, сколько в методике расчета, наука вполне может выдать инженеру полуфабрикат. История науки показывает, что в любой момент своего развития она не обладает абсолютной истиной, к которой бесконечно стремится - проявляется диалектика абсолютной и относительной истины - но она так же говорит, что доля истинных положений в науке растет.

Техническое знание не обладает такой целостностью. Целостность присутствует и в техническом знании. Можно сделать механизм и считать его идеальным не в силу безукоризненной конструкции, а в силу достаточного исполнения функций. Можно начертить схему, снять измерения, которые не будут абсолютно достоверными, но дадут необходимые результаты. Гипотеза может исполнять временные функции абсолютной истины, но никогда не станет тем последним доводом, каковым являлась технология применения пушек прусского короля. Потому научное знание, в конечном итоге, не приемлет пятипроцентной погрешности обычных инженерных расчетов, которая проистекает из необходимости быстрого получения результатов, и его точность, не абсолютная как таковая, абсолютизирована по сравнению с техническим знанием.

В то же время у ученого в процессе поиска истины значительно меньше финансовых и организационных ограничений и требований. Единственное требование, которое необходимо, безусловно, выполнять - непротиворечивость выдвигаемых гипотез объективной реальности и друг другу. Когда ученый совершает несомненное открытие, предвещающее переворот в науке и тем опровергающее многие другие теории - независимыми наблюдателями это приветствуется: его коллеги теперь могут еще на шаг приблизиться к абсолютной истине.

Одновременно в технике революционное открытие воспринимается инженерами только тогда, когда есть реальная возможность его воплощения. Достаточно вспомнить попытки создания компьютера в 19-м веке - тогда это было крайне непопулярное занятие. А спроектированные тогда модели сейчас построены и исправно действуют.

Нельзя, разумеется, отрицать саму научную рациональность. Ученый заинтересован в быстрейшем и простейшем способе познания истины не меньше чем инженер в более эффективном техническом решении. Выявление всех аспектов нового явления, его генезиса, казуальных связей откроет ученому новые горизонты, однако причины эффектов редко беспокоят инженера. Противоречия между ученым и инженером, возникающие на этой почве, препятствуют монотонной, однообразной деятельности, как одного, так и для другого.

И наоборот, инженер может столкнуться с проблемой, решение которой не интересно ученому. Эта проблема не несет в себе никаких новых вопросов, это просто комбинация уже решенных задач. Все эти противоречия не могут заслонить их громадного сходства.

Где та грань, за которой техническая рациональность перерастает в научную? Там где перед инженером встает задача, неподдающаяся имеющимся алгоритмам решения.

Чтобы более эффективно решать технические проблемы необходимо больше знать о законах объективной действительности. Качественно новая задача означает, что в техническом процессе используется еще некоторое количество закономерностей, которые теперь влияют на конструкцию технического изделия. И в систему уравнений необходимо добавить несколько новых.

Современный инженер обычно действует на стыке эмпирических, определенных опытным путем, зависимостей, и рациональных, выведенных на основе четких знаний законов. Удаление в одну из крайностей губительно для него. Поэтому мерой, отделяющей инженера от ученого, техническую рациональность от научной, есть появление при решении технической задачи такое количество технических вопросов, которое требует качественно нового уровня знаний. При решении таких задач инженер вынужден заимствовать методы работы ученого. Инженер так же становиться ученым, когда значительно расширяются временные рамки, и у него есть почти неограниченный период времени доводить конечный продукт до совершенства. Тогда количественные показатели отступают на второй план, а вперед выдвигается чисто качественная задача. То же самое будет происходить, если целиком убрать или чрезвычайно обострить другие сдерживающие факторы - финансовые, ресурсные, человеческие. Инженер, при наличии стимула, будет так изменять характеристики производства и продукта, что неизбежно столкнется с задачами, потребующими от него теоретических исследований.

Но имеет место и обратное превращение. Действительно, теория, выдвижение гипотез и конструкция понятий лишь посредством многих других умопостроений и экономических закономерностей связаны с технической рациональностью. А любой научный эксперимент прежде всего подчинен научной рациональности - он направлен на разъяснение сущности феноменов и явлений безотносительно к их техническому использованию.

Еще одним стимулом, заставляющим ученого использовать техническую рациональность, являются деньги. Аналогичное действие оказывает нехватка времени. Описанные изменения в поведении инженера демонстрируют взаимосвязь технической и научной рациональностей, переход их друг в друга. Это происходит в зависимости от условий: если инженер освобождается от каких-либо ограничений в доведении до совершенства своего изделия, ему необходимо лучшего его понимать, и он постепенно становится ученым, следовательно, научная рациональность становится приоритетной в его работе. Но и ученый, ограниченный во времени или финансово, вынужден решать технические проблемы и считаться с технической рациональностью в своих рассуждениях.

Но могут ли стать тождественны между собой техническая и научная рациональности? Да. Для этого необходимо поставить техническую цель, которая будет сейчас казаться почти недостижимой и поставить жесткие временные рамки: скажем, от техники 19-го века требовать выхода в космос. В результате для создания новой машины необходимо будет делать открытия, но поскольку инженерных решений, воплощающих найденные формулы в конкретных конструкциях, все равно нет, придется доводить изделие до совершенства, бороться за каждый грамм веса.

В наше время подобные явления наблюдаются часто: мы живем в эпоху почти непрерывной НТР. Вычислительная техника подняла обычные механизмы на тот уровень совершенства, который ранее был для них недостижим. Сейчас темп жизни настолько высок, что различия между технической и научной рациональностью порою трудно различить. Наблюдается быстрый круговорот технических разработок, когда инженер делает заказ ученому на решение возникшей проблемы, а получив ответ в общей форме, в виде нескольких абстрактных формул, воплощает его в технических конструкциях - и когда методики действий инженера и ученого силою обстоятельств воплощаются в одном человеке, знание истоков этой ситуации необходимо ему для принятия рациональных инженерных решений.

Одну и ту же формулу, например Бернулли, применяют ученый и инженер. Только применяют по-разному: один думает над ее усовершенствованием, а другой использует ее в каждодневной практике. Разумеется, из разницы в применении вытекают его особенности: инженер будет использовать множество коэффициентов и формула примет вид, наиболее удобный для технических расчетов. Ученый ее изменит ее вид и поместит в систему уравнений, описывающих сходные процессы.

Какая рациональность используется в большей части заводских проектных бюро и кружков качества? Естественно, техническая - цель заводских конструкторов совершенствование техники, получение продукции и экономия ресурсов, а не открытие новых законов природы. Но разве новые машины, новые станки, корабли и мосты проектируют интеллектуальные посредственности?

Период античности был временем становления науки и техники, но даже отдаленно не наблюдалось их влияния друг на друга. 18-й и 19-й века уже демонстрируют нам впечатляющие образцы рационального мышления. Многочисленные усовершенствования паровой машины, создание ружей, заражаемых с казенной части, даже мощные прядильные машины - все эти изобретения были сделаны на некоем фундаменте. Его корни следует искать в Новом Времени. Именно тогда окончательно оформилось их единство и противоречие. Каждая из них выкристаллизовывалась в проявлениях своих методов, в десятках конкретных прецедентов, в понимании картины мира. Одновременно с их противоречием углублялась взаимосвязь форм рациональности, вырабатывались приёмы перехода от одной формы к другой. Все это было невозможно без изменения миропонимания, без изменения основ философии.

Рассмотрим то направление в ней, что наиболее отождествляется с практической деятельностью. Индукция - метод, разработанный Ф. Беконом, первый в череде проявлений этого противоречия. Эмпирическая индукция формирует наши знания путем отбрасывания или исключения неверных ответов. Потому каждый наш шаг, каждое умозаключение необходимо проверять десятками экспериментов или наблюдений.

Эмпиризм, как содержание методологических посылок в действиях ученого, можно считать рациональным только на периферии науки. Для инженера эмпиризм становится рациональным когда отсутствует теоретическое описание используемых им процессов. Когда нет никакой другой возможности проверить наши догадки, кроме как тотальной постановкой экспериментов по каждому поводу. Соответственно для ученого эмпиризм рационален при исследовании вновь открытого явления. Для инженера не подкрепленная теорией рационализация оправдана только тогда, когда не нужны многочисленные эксперименты. Потому противоречия технической и научной рациональностей, проявившиеся уже в сочинениях Ф. Бекона, нашли свое отражение и в дальнейшем развитии гносеологии и онтологии Нового времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...