79202

Клевета. Состав и виды. Отличие от ложного доноса

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С объективной стороны клевета определяется как распространение заведомо ложных сведений порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Имеются в виду измышления заведомо ложные сведения подрывающие положительную оценку окружающими общественным мнением личности и его деятельности как не соответствующих этическим правовым профессиональным критериям. Обязательный элемент понятия клеветы распространение заведомо ложных сведений компрометирующих человека в устной или письменной форме в том числе в официальном...

Русский

2015-02-10

34.68 KB

9 чел.

 15 Клевета. Состав и виды. Отличие от ложного доноса.

Клевета (ст. 129 УК РФ). С объективной стороны клевета определяется как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Имеются в виду измышления (заведомо ложные сведения), подрывающие положительную оценку окружающими, общественным мнением личности и его деятельности как не соответствующих этическим, правовым, профессиональным критериям. Обязательный элемент понятия клеветы - распространение заведомо ложных сведений, компрометирующих человека, в устной или письменной форме (в том числе, в официальном документе, например приказе, ответе на запрос и т.д.).

Субъективная сторона рассматриваемого деяния предполагает прямой умысел: осознание заведомой ложности распространяемых сведений и желание их распространять. В то же время не требуется, чтобы распространитель был обязательно и автором клеветнических измышлений.

Какова должна быть правовая оценка заведомо ложных сведений, которые с точки зрения прав, предоставленных члену общества не должны бы его позорить, но в силу традиционной позиции общественного мнения наносят ущерб репутации. Например, заведомо ложное утверждение о том, что лицо принадлежит к сексуальным меньшинствам. Представляется, что впредь до изменения позиции общественного мнения в таких случаях налицо клевета в уголовно-правовом смысле. Заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство, подрывающие репутацию лица, могут содержаться в доносе, показаниях, других фальсифицированных доказательствах. В этих случаях ответственность наступает не по ст. 129 УК РФ, а за соответствующие преступления против правосудия. Это и понятно, так как в этих случаях умысел виновного направлен на

привлечение заведомо невиновного гражданина к уголовной ответственности. Как преступление против правосудия квалифицируется и клевета в отношении лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, лица, производящего предварительное расследование, и т.д., если ложные утверждения относятся к служебной деятельности этих лиц. Соответствующая норма выделена из общего состава клеветы по признаку специального потерпевшего, так как честь, достоинство, репутация служителей правосудия требуют максимальной защиты. Согласно ч. 2 ст. 129 УК РФ наказание за клевету усиливается, если использованы такие способы распространения, которые направлены на сообщение заведомо ложных утверждений возможно большему числу других лиц. Речь идет о публичных выступлениях (собрание, митинг, общественное место и т.д.), публичной демонстрации произведения, содержащего клевету (выставление, оглашение, исполнение в общественном месте), а равно о распространении клеветы через средства массовой информации, т.е. через периодическую печать, передачи ТВ и радио, фильмы, аудиозаписи, электронную почту и т.д. Выделен также такой квалифицирующий признак клеветы, как соединение ее с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении (ч. 3 ст. 129 УК РФ).

Клевету надо отличать от диффамации, т.е. распространение сведений, подрывающих репутацию лица, но соответствующих действительности. Наше законодательство не предусматривает диффамацию в качестве самостоятельного состава преступления. Но она

может явиться способом совершения таких преступлений, как вымогательство, доведение до самоубийства, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.д. Цели, мотивы, последствия клеветы не влияют на квалификацию деяния, но значимы для индивидуализации наказания. Их установление необходимо и для решения вопроса о наличии или отсутствии в конкретном случае совокупности преступлений.

new


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.
81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.
81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...