79294

Теории мотивации трудовой деятельности

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Различают первичные и вторичные потребности. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Маслоу существует пять основных типов потребностей: физиологические потребности уровень 1; потребность в безопасности уровень 2; социальные потребности уровень 3; потребность в уважении и самоутверждении уровень 4; потребность в самовыражении уровень 5. Маслоу Эти потребности образуют иерархическую структуру которая определяет поведение человека причем потребности высшего уровня не мотивируют человека пока хотя бы частично не...

Русский

2015-02-10

43.01 KB

0 чел.

31. Теории мотивации трудовой деятельности

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

  1. содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
  2. процессуальные теории (Врум и др.);
  3. теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

         Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:  

  1. физиологические потребности (уровень 1);
  2. потребность в безопасности (уровень 2);
  3. социальные потребности (уровень 3);
  4. потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
  5. потребность в самовыражении (уровень 5).

Рис. 17. Теория потребностей А. Маслоу

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

  1. потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
  2. поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
  3. после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены. 

Рис. 18. Теория МакКлелланда

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  1. потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
  2. наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  3. для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
  4. для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Рис. 19. Теория Ф. Герцберга

Процессуальные теории мотивации.

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рисунке 19. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Каждый «блок ожиданий» в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника.

К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.

Рис. 20. Теория ожидания

Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему  справедливости.

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

Рис. 21. Теория модели Портера-Лоулери

Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

Основные характеристики работника типа X:

  1. от природы ленив, не хочет работать;
  2. не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;
  3. не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики работника типа Y:

  1. существует естественная потребность в работе;
  2. стремится к ответственности;
  3. творческая личность.

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69782. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ УП «УКС МИНГОРИСПОЛКОМА» 221.78 KB
  Цель исследования: определить и проанализировать формы и системы оплаты труда выявить направления их совершенствования на предприятии. Задачи исследования: изучить экономическое содержание оплаты труда на предприятии; провести анализ форм и систем оплаты труда в УП УКС Мингорисполкома...
69783. Принципы подготовки газетных изданий к печати 103.45 KB
  Так как внешний вид стиль красота газеты зависит от того как вы создадите макет: поместите колонки вставите рисунки выберете шрифт для текста насколько сделаете его красочным и многое другое. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения пригодных...
69785. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростка в информационно-игровой деятельности 226.31 KB
  Актуальность этого вопроса заключается в том что в последнее время стало популярным ругать во всем компьютеры и видеоигры СМИ массово транслируют как очередной подросток в американской школе убил своих одноклассников якобы изза того что он увлекался видеоиграми.
69786. Основные эволюционные алгоритмы 169.92 KB
  В общем виде эволюционный алгоритм – это оптимизационный метод, базирующийся на эволюции популяции “особей”. Каждая особь характеризуется приспособленностью – многомерной функцией ее генов. Задача оптимизации состоит в максимизации функции приспособленности.
69788. Разработка комплекса технических, эксплуатационных и наладочных мероприятий для устранения неисправностей 728.04 KB
  За сравнительно короткий срок станки с электронными системами программного управления ЭСПУ зарекомендовали себя как эффективное автоматизированное оборудование позволяющее достигнуть высоких технических и экономических показателей решить ряд важных социальных задач.
69789. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 158 KB
  Концепция управления персоналом система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности содержания целей задач критериев принципов и методов управления персоналом а также организационно практических подходов к формированию механизма ее реализации...