79306

Теория потребления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Потребительское поведение и полезность блага. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность это субъективное понятие которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара. Предельная полезность это добавочная полезность или удовлетворение извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.

Русский

2015-02-10

38.81 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 4 тема. 02.03.2013

Теория потребления

  1. Потребительское поведение и полезность блага.
  2. Вкусы предпочтения и выбор потребителя
  3. Кривые “безразличия” и бюджетные ограничения.

1. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей с учётом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Потребительское поведение основывается на следующих предпосылках:

  1. оно имеет индивидуальный характер
  2.  потребитель ведёт себя рационально, то есть предпочитает большее количество товара меньшему количеству при данной цене, качественные товары более предпочтительны, чем некачественные и т.д.
  3.  потребитель иногда подвержен влиянию следующих эффектов
  4.  эффект подражания - когда покупки делаются потому, что их купили другие люди
  5.  эффект сноба - когда покупки делаются потому, что их НЕ купили другие люди
  6.  эффект демонстрации исключительности (эффект Т. Веблена) - когда покупают бесполезные дорогие товары для того, чтобы выделиться, показать богатство, продемонстрировать свою исключительность и т.п.
  7. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность - это субъективное понятие, которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара.

Предельная полезность - это добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Закон убывания предельной полезности: за относительно короткий отрезок времени полезность каждой последующей единицы потребляемого товара будет падать. это связано с насыщением потребности в этом продукте. именно полезность определяет ту цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.

В экономической теории есть 2 теории полезности:

  1.  Кардиналистская
  2.  Ординалистская

Кардиналистская. Карл Менгер. Эта теория утверждает, что полезность можно измерить. То есть потребитель в состоянии чётко ответить на вопрос, какую именно полезность он извлечёт от потребления той или иной единицы конкретного товара. Кардиналисты предлагают единицу измерения полезность - ютиль.

Таблица Менгера

Римскими цифрами обозначаются блага. Всего 10 благ.

Первое благо - это хлеб.

Десятое благо - корм для попугая.

Арабские цифры - полезность каждой последующей единицы данного блага.

Первая единица - 10 ютилей, вторая - 9.

На полезность влияют 2 фактора:

  1. интенсивность потребности

запас данного блага у потребителя

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

7

6

5

4

3

2

1

6

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

4

3

2

1

3

2

1

2

1

1

2. Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом:

  1.  рациональное поведение потребителя, и действует закон убывающей предельной полезности

Единицы продукта

Предельная полезность (ютили)

Совокупная полезность(ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвёртая

0

18

Пятая

-5

13

Для того, чтобы посчитать предельную полезность от второй единицы продукта, нужно от совокупной полезности второй единицы продукта отнять совокупную полезность от первой единицы продукта. Чтобы посчитать совокупную полезность от второй единицы продукта нужно сложить предельные полезности от первой и от второй единиц продукта.

  1.  предпочтения - потребитель имеет отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, т.е. покупатели знают, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить
  2.  бюджетное сдерживание (бюджетное ограничение) - денежный доход потребителя имеет ограниченную величину
  3.  цены - на все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Речь идёт об экономических благах, и на их производство затрачиваются ресурсы.

Таким образом можно выделить 2 основных фактора, которые влияют на потребительский выбор:

  1.  Полезность, на которую влияют вкусы, предпочтения, различные эффекты (эффект подражания)
  2.  Цены и личный бюджет.

Бюджетное ограничение - это та сумма денег, которую потребитель планирует потратить на покупку данного набора товаров.

Равновесие потребителя - это такое его состояние (положение), когда ничто не побуждает к изменению структуры своих покупок (т.е. количества определённых товаров и услуг).

При осуществлении своего выбора потребитель оценивает величину предельных полезностей покупаемых благ на единицу затрат.

MUAPA=MUBPB

Предельная полезность и выбор потребителя

Продукт А: цена=1 долл.

Продукт А: цена=1 долл.

продукт В: цена=2 долл.

продукт В: цена=2 долл.

Единицы продукта

MU (ютили)

MU на 1 долл.

MU (ютили)

MU на 1 долл.

Первая

10

10

24

12

Вторая

8

8

20

10

Третья

7

7

18

10

Четвёртая

6

6

16

8

Пятая

5

5

12

6

Шестая

4

4

6

3

Седьмая

3

3

4

2

Бюджетное ограничение составляет 10$.

В первую очередь потребитель покупает 1 единицу продукта B. Далее он может купить либо ещё одну единицу товара B, либо 1 единицу товара А. Например, он выбрал товар А. Дальше он выберет ещё 2 единицы товара B. Потом - вторую единицу товара А. И наконец, четвёртую единицу товара В. Всё, потратили 10$.

Рациональный потребитель купит 2 единицы товара А и 4 единицы товара В.

MUAPA>MUBPB - потребителю полезней купить товар А, значит ему нужно увеличить покупку товара А и уменьшить покупку товара В.

Предельная норма замещения (MRS) - это мера, которая показывает максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и т.д. В конечном итоге предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен и предельных полезностей взаимнозамещаемых товаров.

MUAPA=MUBPB => MRS = PAPB=MUAMUB

3. Ординалистская теория полезности утверждает, что полезность измерить нельзя. Потребитель может только оценить насколько один товар является для него предпочтительней другого. Для анализа выбора потребителя в ординалистской теории используются кривые “безразличия”. Такая кривая показывает различные комбинации двух товаров. При этом каждая комбинация обладает одинаковой полезностью для потребителя.

Отличаются уровнем полезности.

3 более высокого уровня полезности, чем 1

Свойства кривых безразличия:

  1.  имеют отрицательный наклон, т.к. они характеризуют соотношение равноценных и взаимнозамещаемых товаров.
  2.  наклон кривых безразличия в различных точках неодинаков. Эта кривая выпуклая к началу координат. Это говорит о том, что по мере движения вниз по кривой предельная норма замещения (MRS) убывает, и это объясняется законом убывания предельной полезности (готовность потребителя к замещению товара Y товаром X уменьшается по мере движения вниз по кривой). При движении из точки J в точку K равна 3, из К в L - 2 и т.д.
  3.  кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, и любая другая кривая безразличия может быть построена в соответствии только с каким-то другим уровнем потребления.

Бюджетное ограничение. Графически бюджетное ограничение изображается в виде бюджетной линии, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Линия 1. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 2. Бюджетное ограничение составляет 12$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 3. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 2$. Цена на молоко 2$.

Бюджетная линия сдвигается в том случае, если:

  1. меняются цены на соответствующие товары
  2. меняется бюджетное ограничение

В этом случае следует ограничивать  номинальный и реальный доход потребителя.

Номинальный доход - это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учётом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести.

Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях:

  1. при растущих номинальных доходах и неизменных ценах
  2. при неизменных номинальных доходах и снижающихся ценах

Выбор потребителя иллюстрируется совмещением на одном графике кривых безразличия и бюджетного ограничения.

Равновесие потребителя характеризует точка А. Тут бюджетное ограничение является касательной к кривой безразличия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20784. Показатели вариации 930.28 KB
  Различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется вариацией признака. Средняя величина это абстрактная обобщающая характеристика признака изучаемой совокупности но она не показывает строения совокупности которое весьма существенно для ее познания. Средняя величина не дает представления о том как отдельные значения изучаемого признака группируются вокруг средней сосредоточены ли они вблизи или значительно отклоняются от нее. В некоторых случаях отдельные значения признака близко...
20785. Физико-химические процессы протекающие в воде 1 контура и основы водного режима реакторов ВВЭР 166 KB
  б уметь: показать влияние примесей в воде 1 контура на скорость коррозии конструкционных материалах; обосновать ведение калийаммиачного водного режима 1 контура при борном регулировании. Задание на самостоятельную подготовку: самостоятельно проработать вопросы классификации коррозионных процессов показатели коррозионной стойкости коррозии стали в паре. Введение ВХР АС должен обеспечивать работу основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования без повреждений и снижения экономичности и при...
20786. Системы реагентного хозяйства и «чистого» конденсата 361 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение состав принцип действия и основы эксплуатации систем боросодержащей воды и борного концентрата; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации узла реагентов реакторного отделения ТВ20; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации системы чистого конденсата дистиллята. Назначение состав принцип действия и основы...
20787. Организация ВХР 1 контура 486 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение ведения ВХР 1 контура; назначение средств обеспечения ВХР 1 контура; нормы качества теплоносителя 1 контура при работе энергоблока на энергетическом уровне мощности; нормы качества подпиточной воды воды подаваемой на уплотнения ГЦН и растворов хим.реагентов; ограничения по эксплуатации РУ при отклонении нормируемых показателей; характерные причины отклонения ВХР 1 контура и методы их устранения; диагностические...
20788. Вводная лекция по дисциплине «Водный режим контуров АЭС» 117.5 KB
  Основные понятия физики и химии воды. Виды и показатели качества воды. Выводы по лекции.
20789. Подготовка воды для заполнения и подпитки контуров 302 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: технологию предварительной очистки природных вод; основные методы опреснения и обессоливания воды; использование очистки воды методом дистилляции на АЭС; принципы ионного обмена между смолами и водными растворами; основные показатели качества ионитов; основные методы очистки воды от растворенных газов применяемых на АЭС;...
20790. Работа с приложением Ansys 3.4 MB
  Цель работы – Придумать и реализовать 2 проекта при помощи приложения Ansys, предоставить развернутое описание своих действий в помощь те, кто будет заниматься этим в дальнейшем, основываясь на достигнутых мною результатах. В этой работе мы рассмотрим общие сведения об Ansys и его возможностях, а так же пронаблюдаем процесс создания модели, задания различных данных и работы с получившимися результатами на примере двух несложных проектов.
20791. Проект мероприятий по совершенствованию системы сбыта предприятия (на примере ООО «НАРМИ», г. Александровск) 849 KB
  В результате анализа основных технико-экономических показателей деятельности ресторана «НАРМИ» в прогнозном периоде по сравнению с отчетным была выявлена экономическая эффективность внедрения как всего комплекса предложенных мероприятий, так и отдельных направлений.
20792. Юридичні особи в міжнародному праві 159 KB
  Обґрунтування критеріїв визначення статусу юридичних осіб, порядку їх утворення, основних закономірностей функціонування в різних країнах світу, висвітлення проблем національності юридичних осіб; показати їхню важливість та одночасно принципи формування у сучасному світі.