79306

Теория потребления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Потребительское поведение и полезность блага. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность это субъективное понятие которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара. Предельная полезность это добавочная полезность или удовлетворение извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.

Русский

2015-02-10

38.81 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 4 тема. 02.03.2013

Теория потребления

  1. Потребительское поведение и полезность блага.
  2. Вкусы предпочтения и выбор потребителя
  3. Кривые “безразличия” и бюджетные ограничения.

1. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей с учётом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Потребительское поведение основывается на следующих предпосылках:

  1. оно имеет индивидуальный характер
  2.  потребитель ведёт себя рационально, то есть предпочитает большее количество товара меньшему количеству при данной цене, качественные товары более предпочтительны, чем некачественные и т.д.
  3.  потребитель иногда подвержен влиянию следующих эффектов
  4.  эффект подражания - когда покупки делаются потому, что их купили другие люди
  5.  эффект сноба - когда покупки делаются потому, что их НЕ купили другие люди
  6.  эффект демонстрации исключительности (эффект Т. Веблена) - когда покупают бесполезные дорогие товары для того, чтобы выделиться, показать богатство, продемонстрировать свою исключительность и т.п.
  7. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность - это субъективное понятие, которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара.

Предельная полезность - это добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Закон убывания предельной полезности: за относительно короткий отрезок времени полезность каждой последующей единицы потребляемого товара будет падать. это связано с насыщением потребности в этом продукте. именно полезность определяет ту цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.

В экономической теории есть 2 теории полезности:

  1.  Кардиналистская
  2.  Ординалистская

Кардиналистская. Карл Менгер. Эта теория утверждает, что полезность можно измерить. То есть потребитель в состоянии чётко ответить на вопрос, какую именно полезность он извлечёт от потребления той или иной единицы конкретного товара. Кардиналисты предлагают единицу измерения полезность - ютиль.

Таблица Менгера

Римскими цифрами обозначаются блага. Всего 10 благ.

Первое благо - это хлеб.

Десятое благо - корм для попугая.

Арабские цифры - полезность каждой последующей единицы данного блага.

Первая единица - 10 ютилей, вторая - 9.

На полезность влияют 2 фактора:

  1. интенсивность потребности

запас данного блага у потребителя

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

7

6

5

4

3

2

1

6

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

4

3

2

1

3

2

1

2

1

1

2. Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом:

  1.  рациональное поведение потребителя, и действует закон убывающей предельной полезности

Единицы продукта

Предельная полезность (ютили)

Совокупная полезность(ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвёртая

0

18

Пятая

-5

13

Для того, чтобы посчитать предельную полезность от второй единицы продукта, нужно от совокупной полезности второй единицы продукта отнять совокупную полезность от первой единицы продукта. Чтобы посчитать совокупную полезность от второй единицы продукта нужно сложить предельные полезности от первой и от второй единиц продукта.

  1.  предпочтения - потребитель имеет отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, т.е. покупатели знают, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить
  2.  бюджетное сдерживание (бюджетное ограничение) - денежный доход потребителя имеет ограниченную величину
  3.  цены - на все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Речь идёт об экономических благах, и на их производство затрачиваются ресурсы.

Таким образом можно выделить 2 основных фактора, которые влияют на потребительский выбор:

  1.  Полезность, на которую влияют вкусы, предпочтения, различные эффекты (эффект подражания)
  2.  Цены и личный бюджет.

Бюджетное ограничение - это та сумма денег, которую потребитель планирует потратить на покупку данного набора товаров.

Равновесие потребителя - это такое его состояние (положение), когда ничто не побуждает к изменению структуры своих покупок (т.е. количества определённых товаров и услуг).

При осуществлении своего выбора потребитель оценивает величину предельных полезностей покупаемых благ на единицу затрат.

MUAPA=MUBPB

Предельная полезность и выбор потребителя

Продукт А: цена=1 долл.

Продукт А: цена=1 долл.

продукт В: цена=2 долл.

продукт В: цена=2 долл.

Единицы продукта

MU (ютили)

MU на 1 долл.

MU (ютили)

MU на 1 долл.

Первая

10

10

24

12

Вторая

8

8

20

10

Третья

7

7

18

10

Четвёртая

6

6

16

8

Пятая

5

5

12

6

Шестая

4

4

6

3

Седьмая

3

3

4

2

Бюджетное ограничение составляет 10$.

В первую очередь потребитель покупает 1 единицу продукта B. Далее он может купить либо ещё одну единицу товара B, либо 1 единицу товара А. Например, он выбрал товар А. Дальше он выберет ещё 2 единицы товара B. Потом - вторую единицу товара А. И наконец, четвёртую единицу товара В. Всё, потратили 10$.

Рациональный потребитель купит 2 единицы товара А и 4 единицы товара В.

MUAPA>MUBPB - потребителю полезней купить товар А, значит ему нужно увеличить покупку товара А и уменьшить покупку товара В.

Предельная норма замещения (MRS) - это мера, которая показывает максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и т.д. В конечном итоге предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен и предельных полезностей взаимнозамещаемых товаров.

MUAPA=MUBPB => MRS = PAPB=MUAMUB

3. Ординалистская теория полезности утверждает, что полезность измерить нельзя. Потребитель может только оценить насколько один товар является для него предпочтительней другого. Для анализа выбора потребителя в ординалистской теории используются кривые “безразличия”. Такая кривая показывает различные комбинации двух товаров. При этом каждая комбинация обладает одинаковой полезностью для потребителя.

Отличаются уровнем полезности.

3 более высокого уровня полезности, чем 1

Свойства кривых безразличия:

  1.  имеют отрицательный наклон, т.к. они характеризуют соотношение равноценных и взаимнозамещаемых товаров.
  2.  наклон кривых безразличия в различных точках неодинаков. Эта кривая выпуклая к началу координат. Это говорит о том, что по мере движения вниз по кривой предельная норма замещения (MRS) убывает, и это объясняется законом убывания предельной полезности (готовность потребителя к замещению товара Y товаром X уменьшается по мере движения вниз по кривой). При движении из точки J в точку K равна 3, из К в L - 2 и т.д.
  3.  кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, и любая другая кривая безразличия может быть построена в соответствии только с каким-то другим уровнем потребления.

Бюджетное ограничение. Графически бюджетное ограничение изображается в виде бюджетной линии, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Линия 1. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 2. Бюджетное ограничение составляет 12$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 3. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 2$. Цена на молоко 2$.

Бюджетная линия сдвигается в том случае, если:

  1. меняются цены на соответствующие товары
  2. меняется бюджетное ограничение

В этом случае следует ограничивать  номинальный и реальный доход потребителя.

Номинальный доход - это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учётом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести.

Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях:

  1. при растущих номинальных доходах и неизменных ценах
  2. при неизменных номинальных доходах и снижающихся ценах

Выбор потребителя иллюстрируется совмещением на одном графике кривых безразличия и бюджетного ограничения.

Равновесие потребителя характеризует точка А. Тут бюджетное ограничение является касательной к кривой безразличия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14999. Абай жолы романындағы тарихи шындық эволюциясы 57.5 KB
  УДК 63.3 АБАЙ ЖОЛЫ РОМАНЫНДАҒЫ ТАРИХИ ШЫНДЫҚ ЭВОЛЮЦИЯСЫ Н.Қ.Сманова Б.Д.Тажикова Керімбай атындағы №12 орта мектептреусрстық орталығы Тараз қ. Абай эпопеясы творчестваның Тылсым сырына өмір мен өлеңнің өза...
15000. Абай Құнанбаевтың Евгений Онегиннен аудармасы 75 KB
  Абайдың романы Онегин мен Әбдірахман бейнелерінің ұқсастықтары екеуінің ұқсамайтын тұстарынан әлдеқайда басым. Тек Онегиннің ішінің қалтарысы көптеу. Эпистолярлық романда Татьянаның Шығыс әулетіне туыстас қасиеті басым. €œДосың ақпын €œтағдыр араз€ бәрін €
15001. Абай шығармаларындағы нәзирагөйлік дәстүрдің зерттелу жайы 71 KB
  УДК 828.215.121.22 АБАЙ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ НАЗИРАГӨЙЛІК ДӘСТҮРДІҢ ЗЕРТТЕЛУ ЖАЙЫ Зкирова Бағылан 10 бсынып оқушысы Ы.Алтынсарин атындағы дарынды балаларға арналған облыстық мамандандырылған қазақ гимназияинтернаты Павлодар қаласы Әлемдік әдебиеттердің ө
15002. Абайдың әдеби ортасы және ақындық мектебі 320.5 KB
  Әр қаламгерді оның әдеби ортасынан жеке-дара алып қарау, тану біржақты болмақ. Ақын, немесе жазушы өз ортасында өсіп, содан сусындап, шыңдалып қана қоймай
15003. Абайша сүйіп, Абайша күйіп жүрміз бе 135 KB
  АБАЙША СҮЙІП АБАЙША КҮЙІП ЖҮРМІЗ БЕ Атады таң батады күн толады ай. Ауысады күнде саба толағай. Бірі барда бірі болмай жоқты аңсап Неге пенде болды сонша қомағай Нәпсі сол ғой ныспы адам болғасын Тәркі өмір талқы тартыс додадай. Ақын ақын болмас еді а
15004. Азаттық жырының ақтаңгері (Дулат Бабатайұлы шығармашылығы) 50.5 KB
  Серікзат Дүйсенғазин Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің доценті филология ғылымдарының кандидаты АЗАТТЫҚ ЖЫРЫНЫҢ АҚТАҢГЕРІ Дулат Бабатайұлы шығармашылығындағы дәстүр мен жаңашылдық хақында Қазақтың ұлттық Ренессансының басы Аб...
15005. Айқап журналындағы оқу-тәрбие мәселелері 43 KB
  Айқап журналындағы оқутәрбие туралы ойларды зерделеу. XX ғасырдың бас кезінде яғни 1911 жылдың қаңтарынан бастап 1915 жылдың қыркүйек айына дейін Тройцкі қаласындағы Энергия баспахансында қазақ тілінде үзбей шығып тұрған Айқап журналы халқымыздың әлеуметтік с...
15006. Айналайын, Атажұртым 450 KB
  Қазақстан – ежелгі ел бірақ әлемнің қазіргі картасынан ол таяуда ғана яғни 1991 жылы орын алды. Біздің Отанымыз – егеменді тәуелсіз Қазақ мемлекеті. Жүз жиырмадан аса ұлт өкілдері тұратын осынау қасиетті мекенде асқақтаған Алатаулы өлкеде кеңшілігі керемет дархан даста...
15007. Ақиқаттан адасудың азабы 49 KB
  Ақиқаттан адасудың азабы Әнес САРАЙ Қазақстан Республикасы Мемлекеттік сыйлығының лауреаты. Шыңғыс Айтматовтың: €œАдам тұлға ретінде трагедиялық қобалжулар арқылы ашылады€ деп айтқаны бар. Шындығында өмір тану мен адам тану дегеніміз – осы екеуінің траг...