79306

Теория потребления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Потребительское поведение и полезность блага. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность это субъективное понятие которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара. Предельная полезность это добавочная полезность или удовлетворение извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.

Русский

2015-02-10

38.81 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 4 тема. 02.03.2013

Теория потребления

  1. Потребительское поведение и полезность блага.
  2. Вкусы предпочтения и выбор потребителя
  3. Кривые “безразличия” и бюджетные ограничения.

1. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей с учётом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Потребительское поведение основывается на следующих предпосылках:

  1. оно имеет индивидуальный характер
  2.  потребитель ведёт себя рационально, то есть предпочитает большее количество товара меньшему количеству при данной цене, качественные товары более предпочтительны, чем некачественные и т.д.
  3.  потребитель иногда подвержен влиянию следующих эффектов
  4.  эффект подражания - когда покупки делаются потому, что их купили другие люди
  5.  эффект сноба - когда покупки делаются потому, что их НЕ купили другие люди
  6.  эффект демонстрации исключительности (эффект Т. Веблена) - когда покупают бесполезные дорогие товары для того, чтобы выделиться, показать богатство, продемонстрировать свою исключительность и т.п.
  7. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность - это субъективное понятие, которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара.

Предельная полезность - это добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Закон убывания предельной полезности: за относительно короткий отрезок времени полезность каждой последующей единицы потребляемого товара будет падать. это связано с насыщением потребности в этом продукте. именно полезность определяет ту цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.

В экономической теории есть 2 теории полезности:

  1.  Кардиналистская
  2.  Ординалистская

Кардиналистская. Карл Менгер. Эта теория утверждает, что полезность можно измерить. То есть потребитель в состоянии чётко ответить на вопрос, какую именно полезность он извлечёт от потребления той или иной единицы конкретного товара. Кардиналисты предлагают единицу измерения полезность - ютиль.

Таблица Менгера

Римскими цифрами обозначаются блага. Всего 10 благ.

Первое благо - это хлеб.

Десятое благо - корм для попугая.

Арабские цифры - полезность каждой последующей единицы данного блага.

Первая единица - 10 ютилей, вторая - 9.

На полезность влияют 2 фактора:

  1. интенсивность потребности

запас данного блага у потребителя

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

7

6

5

4

3

2

1

6

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

4

3

2

1

3

2

1

2

1

1

2. Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом:

  1.  рациональное поведение потребителя, и действует закон убывающей предельной полезности

Единицы продукта

Предельная полезность (ютили)

Совокупная полезность(ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвёртая

0

18

Пятая

-5

13

Для того, чтобы посчитать предельную полезность от второй единицы продукта, нужно от совокупной полезности второй единицы продукта отнять совокупную полезность от первой единицы продукта. Чтобы посчитать совокупную полезность от второй единицы продукта нужно сложить предельные полезности от первой и от второй единиц продукта.

  1.  предпочтения - потребитель имеет отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, т.е. покупатели знают, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить
  2.  бюджетное сдерживание (бюджетное ограничение) - денежный доход потребителя имеет ограниченную величину
  3.  цены - на все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Речь идёт об экономических благах, и на их производство затрачиваются ресурсы.

Таким образом можно выделить 2 основных фактора, которые влияют на потребительский выбор:

  1.  Полезность, на которую влияют вкусы, предпочтения, различные эффекты (эффект подражания)
  2.  Цены и личный бюджет.

Бюджетное ограничение - это та сумма денег, которую потребитель планирует потратить на покупку данного набора товаров.

Равновесие потребителя - это такое его состояние (положение), когда ничто не побуждает к изменению структуры своих покупок (т.е. количества определённых товаров и услуг).

При осуществлении своего выбора потребитель оценивает величину предельных полезностей покупаемых благ на единицу затрат.

MUAPA=MUBPB

Предельная полезность и выбор потребителя

Продукт А: цена=1 долл.

Продукт А: цена=1 долл.

продукт В: цена=2 долл.

продукт В: цена=2 долл.

Единицы продукта

MU (ютили)

MU на 1 долл.

MU (ютили)

MU на 1 долл.

Первая

10

10

24

12

Вторая

8

8

20

10

Третья

7

7

18

10

Четвёртая

6

6

16

8

Пятая

5

5

12

6

Шестая

4

4

6

3

Седьмая

3

3

4

2

Бюджетное ограничение составляет 10$.

В первую очередь потребитель покупает 1 единицу продукта B. Далее он может купить либо ещё одну единицу товара B, либо 1 единицу товара А. Например, он выбрал товар А. Дальше он выберет ещё 2 единицы товара B. Потом - вторую единицу товара А. И наконец, четвёртую единицу товара В. Всё, потратили 10$.

Рациональный потребитель купит 2 единицы товара А и 4 единицы товара В.

MUAPA>MUBPB - потребителю полезней купить товар А, значит ему нужно увеличить покупку товара А и уменьшить покупку товара В.

Предельная норма замещения (MRS) - это мера, которая показывает максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и т.д. В конечном итоге предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен и предельных полезностей взаимнозамещаемых товаров.

MUAPA=MUBPB => MRS = PAPB=MUAMUB

3. Ординалистская теория полезности утверждает, что полезность измерить нельзя. Потребитель может только оценить насколько один товар является для него предпочтительней другого. Для анализа выбора потребителя в ординалистской теории используются кривые “безразличия”. Такая кривая показывает различные комбинации двух товаров. При этом каждая комбинация обладает одинаковой полезностью для потребителя.

Отличаются уровнем полезности.

3 более высокого уровня полезности, чем 1

Свойства кривых безразличия:

  1.  имеют отрицательный наклон, т.к. они характеризуют соотношение равноценных и взаимнозамещаемых товаров.
  2.  наклон кривых безразличия в различных точках неодинаков. Эта кривая выпуклая к началу координат. Это говорит о том, что по мере движения вниз по кривой предельная норма замещения (MRS) убывает, и это объясняется законом убывания предельной полезности (готовность потребителя к замещению товара Y товаром X уменьшается по мере движения вниз по кривой). При движении из точки J в точку K равна 3, из К в L - 2 и т.д.
  3.  кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, и любая другая кривая безразличия может быть построена в соответствии только с каким-то другим уровнем потребления.

Бюджетное ограничение. Графически бюджетное ограничение изображается в виде бюджетной линии, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Линия 1. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 2. Бюджетное ограничение составляет 12$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 3. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 2$. Цена на молоко 2$.

Бюджетная линия сдвигается в том случае, если:

  1. меняются цены на соответствующие товары
  2. меняется бюджетное ограничение

В этом случае следует ограничивать  номинальный и реальный доход потребителя.

Номинальный доход - это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учётом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести.

Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях:

  1. при растущих номинальных доходах и неизменных ценах
  2. при неизменных номинальных доходах и снижающихся ценах

Выбор потребителя иллюстрируется совмещением на одном графике кривых безразличия и бюджетного ограничения.

Равновесие потребителя характеризует точка А. Тут бюджетное ограничение является касательной к кривой безразличия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16085. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах 1.34 MB
  Курс лекций Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах Старцев Я.Ю. Оглавление Об авторе Тема 1. Предмет задачи и структура учебной дисциплины Тема 2. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении
16086. Административная юстиция, теория, история, перспективы 1.58 MB
  Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория история перспективы. М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА ИНФРА М 2001 304 с. ББК 67.401 С77 Сведения об авторе: Старилов Юрий Николаевич доктор юридических наук профессор Воронежского государст
16087. Налоговая полиция, вчера, сегодня, завтра 955 KB
  Вячеслав Солтаганов налоговая полиция вчера сегодня, завтра МОСКВА АНО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ НП ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ДАШКОВ И К Солтаганов В. Ф. Налоговая полиция: вчера сегодня С 60 завтра. М.: АНО Издательский Дом НП Издат...
16088. Налоговые преступления в торговле 950.5 KB
  Соловьев И.Н. Налоговые преступления в торговле. Комментарий к проверкам и уголовным делам. М.: Налоговый вестник 2001 г Налоговые преступления в торговле.Комментарий к проверкам и уголовным делам Вступление ...
16089. Доказывание в досудебных стадиях уголовного процесса России 443.5 KB
  А.Б. СОЛОВЬЕВ ДОКАЗЫВАНИЕ В ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА Научнопрактическое пособие для следователей Издательство Юрлитинформ Москва 2002 г. Соловьев Л.Б. доктор юридических наук профессор Заслуженный юрист Российской Федерации поч...
16090. Права меньшинств 2 MB
  Защита религиозных, этнических и языковых меньшинств относится к числу традиционных проблем международного права. Можно утверждать, что эта проблема возникла вместе со становлением системы европейских государств и формированием самого корпуса международного права, порожденного этой системой в XVI-XVII вв
16091. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы 2.94 MB
  Виктор Сокирко. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы Глас народа Глас Божий Сокирко В.В. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы: Учебное пособие Учебное пособие М.: РосКонсуль
16092. Міліція і населення-партнери 983 KB
  МВС України Університет внутрішніх справ Соболєв В.О Попова Г.В. Болотова В.О. Московець В.І. МІЛІЦІЯ І НАСЕЛЕННЯ ПАРТНЕРИ Методичне забезпечення партнерських взаємовідносин міліції з населенням За загальною редакцією дра юрид. на...
16093. Деятельность экспертно-криминалистических подразделений ОВД при раскрытии и расследовании преступлений 852 KB
  Изложены правовые и организационные основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений в новых условиях. Даны практические рекомендации по участию экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.