79306

Теория потребления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Потребительское поведение и полезность блага. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность это субъективное понятие которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара. Предельная полезность это добавочная полезность или удовлетворение извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.

Русский

2015-02-10

38.81 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 4 тема. 02.03.2013

Теория потребления

  1. Потребительское поведение и полезность блага.
  2. Вкусы предпочтения и выбор потребителя
  3. Кривые “безразличия” и бюджетные ограничения.

1. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей с учётом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Потребительское поведение основывается на следующих предпосылках:

  1. оно имеет индивидуальный характер
  2.  потребитель ведёт себя рационально, то есть предпочитает большее количество товара меньшему количеству при данной цене, качественные товары более предпочтительны, чем некачественные и т.д.
  3.  потребитель иногда подвержен влиянию следующих эффектов
  4.  эффект подражания - когда покупки делаются потому, что их купили другие люди
  5.  эффект сноба - когда покупки делаются потому, что их НЕ купили другие люди
  6.  эффект демонстрации исключительности (эффект Т. Веблена) - когда покупают бесполезные дорогие товары для того, чтобы выделиться, показать богатство, продемонстрировать свою исключительность и т.п.
  7. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность - это субъективное понятие, которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара.

Предельная полезность - это добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Закон убывания предельной полезности: за относительно короткий отрезок времени полезность каждой последующей единицы потребляемого товара будет падать. это связано с насыщением потребности в этом продукте. именно полезность определяет ту цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.

В экономической теории есть 2 теории полезности:

  1.  Кардиналистская
  2.  Ординалистская

Кардиналистская. Карл Менгер. Эта теория утверждает, что полезность можно измерить. То есть потребитель в состоянии чётко ответить на вопрос, какую именно полезность он извлечёт от потребления той или иной единицы конкретного товара. Кардиналисты предлагают единицу измерения полезность - ютиль.

Таблица Менгера

Римскими цифрами обозначаются блага. Всего 10 благ.

Первое благо - это хлеб.

Десятое благо - корм для попугая.

Арабские цифры - полезность каждой последующей единицы данного блага.

Первая единица - 10 ютилей, вторая - 9.

На полезность влияют 2 фактора:

  1. интенсивность потребности

запас данного блага у потребителя

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

7

6

5

4

3

2

1

6

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

4

3

2

1

3

2

1

2

1

1

2. Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом:

  1.  рациональное поведение потребителя, и действует закон убывающей предельной полезности

Единицы продукта

Предельная полезность (ютили)

Совокупная полезность(ютили)

Первая

10

10

Вторая

6

16

Третья

2

18

Четвёртая

0

18

Пятая

-5

13

Для того, чтобы посчитать предельную полезность от второй единицы продукта, нужно от совокупной полезности второй единицы продукта отнять совокупную полезность от первой единицы продукта. Чтобы посчитать совокупную полезность от второй единицы продукта нужно сложить предельные полезности от первой и от второй единиц продукта.

  1.  предпочтения - потребитель имеет отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, т.е. покупатели знают, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить
  2.  бюджетное сдерживание (бюджетное ограничение) - денежный доход потребителя имеет ограниченную величину
  3.  цены - на все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Речь идёт об экономических благах, и на их производство затрачиваются ресурсы.

Таким образом можно выделить 2 основных фактора, которые влияют на потребительский выбор:

  1.  Полезность, на которую влияют вкусы, предпочтения, различные эффекты (эффект подражания)
  2.  Цены и личный бюджет.

Бюджетное ограничение - это та сумма денег, которую потребитель планирует потратить на покупку данного набора товаров.

Равновесие потребителя - это такое его состояние (положение), когда ничто не побуждает к изменению структуры своих покупок (т.е. количества определённых товаров и услуг).

При осуществлении своего выбора потребитель оценивает величину предельных полезностей покупаемых благ на единицу затрат.

MUAPA=MUBPB

Предельная полезность и выбор потребителя

Продукт А: цена=1 долл.

Продукт А: цена=1 долл.

продукт В: цена=2 долл.

продукт В: цена=2 долл.

Единицы продукта

MU (ютили)

MU на 1 долл.

MU (ютили)

MU на 1 долл.

Первая

10

10

24

12

Вторая

8

8

20

10

Третья

7

7

18

10

Четвёртая

6

6

16

8

Пятая

5

5

12

6

Шестая

4

4

6

3

Седьмая

3

3

4

2

Бюджетное ограничение составляет 10$.

В первую очередь потребитель покупает 1 единицу продукта B. Далее он может купить либо ещё одну единицу товара B, либо 1 единицу товара А. Например, он выбрал товар А. Дальше он выберет ещё 2 единицы товара B. Потом - вторую единицу товара А. И наконец, четвёртую единицу товара В. Всё, потратили 10$.

Рациональный потребитель купит 2 единицы товара А и 4 единицы товара В.

MUAPA>MUBPB - потребителю полезней купить товар А, значит ему нужно увеличить покупку товара А и уменьшить покупку товара В.

Предельная норма замещения (MRS) - это мера, которая показывает максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности от потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и т.д. В конечном итоге предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен и предельных полезностей взаимнозамещаемых товаров.

MUAPA=MUBPB => MRS = PAPB=MUAMUB

3. Ординалистская теория полезности утверждает, что полезность измерить нельзя. Потребитель может только оценить насколько один товар является для него предпочтительней другого. Для анализа выбора потребителя в ординалистской теории используются кривые “безразличия”. Такая кривая показывает различные комбинации двух товаров. При этом каждая комбинация обладает одинаковой полезностью для потребителя.

Отличаются уровнем полезности.

3 более высокого уровня полезности, чем 1

Свойства кривых безразличия:

  1.  имеют отрицательный наклон, т.к. они характеризуют соотношение равноценных и взаимнозамещаемых товаров.
  2.  наклон кривых безразличия в различных точках неодинаков. Эта кривая выпуклая к началу координат. Это говорит о том, что по мере движения вниз по кривой предельная норма замещения (MRS) убывает, и это объясняется законом убывания предельной полезности (готовность потребителя к замещению товара Y товаром X уменьшается по мере движения вниз по кривой). При движении из точки J в точку K равна 3, из К в L - 2 и т.д.
  3.  кривые безразличия не пересекаются. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, и любая другая кривая безразличия может быть построена в соответствии только с каким-то другим уровнем потребления.

Бюджетное ограничение. Графически бюджетное ограничение изображается в виде бюджетной линии, которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Линия 1. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 2. Бюджетное ограничение составляет 12$. Цена на хлеб 1$. Цена на молоко 2$.

Линия 3. Бюджетное ограничение составляет 10$. Цена на хлеб 2$. Цена на молоко 2$.

Бюджетная линия сдвигается в том случае, если:

  1. меняются цены на соответствующие товары
  2. меняется бюджетное ограничение

В этом случае следует ограничивать  номинальный и реальный доход потребителя.

Номинальный доход - это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг.

Реальный доход - это сумма денег, измеренная с учётом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести.

Реальный доход и благосостояние будут возрастать в двух случаях:

  1. при растущих номинальных доходах и неизменных ценах
  2. при неизменных номинальных доходах и снижающихся ценах

Выбор потребителя иллюстрируется совмещением на одном графике кривых безразличия и бюджетного ограничения.

Равновесие потребителя характеризует точка А. Тут бюджетное ограничение является касательной к кривой безразличия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48706. Сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения 903.5 KB
  Номер тип: int Тип стрипа тип: int 8луночные и 12луночные Режим измерения тип: chr измерение оптической плотности Единицы измерения тип: chr бел Выходные значения анализатора Объект представляет собой строку байт. Тип тип: byte Преобразованные значения Объект представляет собой данные строкового формата. Тип тип: chr Документы предметной области также представлены в виде классов. Номер тип: int Дата тип: dte ФИО тип: chr Возраст тип: int Учреждение тип: chr Отделение тип: chr Исследовать тип: chr Диагноз...
48707. Генеалогическое древо. Информационная система 3.95 MB
  Прежде чем приступать к разработке информационной системы, необходимо представить себе схему настоящего генеалогического древа. Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева»
48708. Стратегическое планирование на ОАО «МТС» 1.13 MB
  О предприятии ОАО МТС. В курсовой работе в качестве исследуемого предприятия была выбрана компания ОАО МТС в качестве продукта мобильный телефон. ОАО Мобильные ТелеСистемы МТС российская телекоммуникационная компания оператор сотовой связи в форматах GSM и UMTS оказывающая услуги в России странах СНГ и Индии под торговой маркой МТС. Компания МТС образована как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года такими компаниями как ОАО Московская городская телефонная сеть МГТС Deutsсhe Telecom DeTeMobil...
48711. Разработка информационной системы по учету заявлений 1.66 MB
  Типовые бизнеспроцессы требующие автоматизации. Содержание бизнеспроцесса Подготовка докладов выступлений обращений состоит из последовательного выполнения шести действий: Подбор данных и материалов для обобщений докладов выступлений Создание отчета о количестве принятых заявлений определенной судьей Создание отчета в котором отображаются заявления по их типу Создание отчета о количестве сформированных дел Создание отчета о делах по которым уже было вынесено решение Составление плана обобщения доклада...
48712. Электрический расчет основных режимов работы сети 2.08 MB
  Схема выбирается по экономическому расчету, который содержит: расчет наиболее экономичного строительства, расчет передачи энергии как от РЭС, так и от подстанций к друг другу. Из четырех вариантов схем, будет выбрана одна – наиболее экономичная. Для которой будет выполнен, электрический расчет основных режимов работы сети.
48713. Проект железобетонного моста под железную дорогу 713 KB
  Предполагая применение устоев обсыпного типа и учитывая, что отверстие моста составляет 68 м, намечена пятипролетная схема моста с разрезными типовыми балками 516,5 м. Необходимая длина моста между крайними точками устоев