79308

Рынок совершенной конкуренции

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Прибыль фирмы будет максимизироваться при таком объёме производства когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Оптимальным будет считаться такой объём производства когда валовые издержки будут превышать валовой доход на минимальную величину. Фирме следует закрыться в том случае когда ей не удастся покрыть свои переменные издержки. Если предельные издержки меньше предельного дохода то в таких условиях фирме следует увеличивать производство.

Русский

2015-02-10

23.72 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна
ЭТ. 6 тема. 30.03.2013

Рынок совершенной конкуренции

  1. Типы рыночных структур и их особенности. Доход и прибыль фирмы
  2. Экономические решения конкурентной фирмы в коротком периоде.
  3. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
  4. Чистая конкуренция и её эффективность.

1. Рыночная структура - это такая модель рынка, которая характеризуется следующими признаками:

  1.  количество и размеры фирм
  2.  характер продукции - может производиться т.н. однородная продукция, либо дифференцированный продукт
  3.  лёгкость входа и выхода с конкретного рынка - лёгкость входа означает, что фирмы, которые только приступают к экономической деятельности могут это делать на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен на ресурсы, доступа к государственным лицензиям и т.д. Лёгкость выхода означает, что фирмы не сталкиваются с какими-либо трудностями, покидая рынок.
  4.  доступность информации - равный доступ к информации предполагает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и ресурсы
  5.  степень контроля (власти) над ценой - возможность устанавливать цену

Изходя из этих признаков выделяют 4 типа рыночных структур:

  1. совершенная конкуренция
  2. чистая монополия
  3. монополистическая конкуренция
  4. олигополия

Доход и прибыль.

Доход фирмы (валовой доход или валовая выручка) - итог хозяйственной деятельности, отражающий денежный эквивалент, произведённой и реализованной продукции.

TR = P⋅Q

Средний доход - доход, полученный от продажи одной единицы продукции.

AR = TRQ=P

Предельный доход - прирост валового дохода в результате увеличения выпуска на единицу.

MR =ΔTRΔQ

Прибыль - это разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Pr=TR-TC

2. Совершенная конкуренция:

  1. множество мелких предприятий
  2. производится одинаковый продукт
  3. отсутствуют барьеры для вхождения в отрасль и выхода из неё
  4. покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации
  5. ни один производитель не обладает рыночной властью над ценой

Линия спроса для 1 фирмы

Линия спроса для всей отрасли

Оптимизация  объёма производства.

Оптимальным считается такой объём производства, когда фирма либо максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки.

Существуют 2 подхода к определению оптимального объёма производства.

  1.  На основе сопоставления валового дохода и валовых издержек.

Прибыль фирмы будет максимизироваться при таком объёме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

Оптимальным будет считаться такой объём производства, когда валовые издержки будут превышать валовой доход на минимальную величину.

Фирме следует закрыться в том случае, когда ей не удастся покрыть свои переменные издержки.

  1.  Сопоставление предельного дохода и предельных издержек

В данном случае оптимальным считается такой объём производства, который обеспечивает равенство предельного дохода и предельных издержек. Если предельные издержки меньше предельного дохода, то в таких условиях фирме следует увеличивать производство. В обратной ситуации, если предельные издержки будут больше предельного дохода, надо сокращать производство.

MR =MC

Поскольку совершенно конкурентная фирма сталкивается с абсолютно эластичной линией спроса, то у неё предельный доход будет равен цене. Поэтому оптимальный объём производства будет достигаться с соблюдением условия

P = MC

1. максимизация прибыли

*рисунок*

2.

*рисунок*

*рисунок*

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде предприятия, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, стремятся оптимизировать свой размер для того, чтобы достичь минимума долгосрочных средних издержек.

*рисунок*

Q* обеспечивает минимальные средние издержки в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде предприятия могут свободно вступать в отрасль или покидать её. Если в коротком периоде предприятия получали экономическую прибыль (т.е. цена превышала средние издержки),  это будет привлекать новые предприятия в отрасль.

Следовательно, предложение продукции будет увеличиваться до тех пор, пока цена не снизится и не сравняется со средними издержками.

*рисунок*

С другой стороны, наличие убытков приведёт к тому, что фирмы начнут покидать отрасль, и предложение продукции начнёт сокращаться, вызывая рост рыночной цены до тех пор, пока цена не станет равной рыночным издержкам.

P = MC = AC

*рисунок*

В условиях дологосрочного равновесия средние издержки минимальны. Экономическая прибыль равна 0. Предприятия получают только нормальную прибыль.

При таком равновесии у новых фирм нет стимула входить в эту отрасль, а у старых - выходить из неё

Чистая конкуренция и её эффективность.

Можно выделить 2 основных критерия эффективности:

  1. Производственная эффективность. Этот критерий требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим образом, т.е. с минимальными издержками. Этот критерий выполняется только в долгосрочном периоде, когда цена равна минимуму средних издержек P = min AC.
  2. Критерий эффективности распределения ресурсов. Здесь следует сопоставить цену товара и предельные издержки, которые необходимы для производства дополнительной единицы. Цена продукта измеряет степень удовлетворения, которую получает общество от дополнительной единицы товара, а предельные издержки измеряют потерю для общества других товаров в случае использования ресурсов для производства бОльшего количества данного товара. Поэтому если цена превышает предельные издержки, это сигнал того, что общество оценивает дополнительные единицы данного продукта более высоко, чем альтернативные продукты, которые можно произвести из имеющихся ресурсов. Если же предельные издержки больше цены, это значит, что ресурсы используются в производстве данного продукта за счёт альтернативных товаров, которые общество оценивает более высоко, чем дополнительные единицы данного подукта. В условиях совершенной конкуренции объём производства наращивается до того момента, пока цена не сравняется с предельными издержками. Это говорит о том, что ресурсы распределены эффективно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32890. Философия Нового времени в Европе. Дж. Бруно. Декарт. Ф. Бэкон. Гоббс. Д. Локк. Французский атеизм и материализм 49.04 KB
  Ее особенность ориентация главным образом на науку Поэтому на передний план выдвигаются теперь вопросы познания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: 1 Эмпиризм направление в философии считающее основным источником познания чувственный опыт Особая форма сенсуализм выводящий все знания из ощущений Представители Ф.Лейбниц; Основные отличия: 1 Связан с реализмом 2 Признает врожденные идеи как основу истинного познания 3 Категория субстанции одна из основных;...
32891. Классическая немецкая философия. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель 40.14 KB
  Классическая немецкая философия. Немецкая философия конца XVIII первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Философия состоит из 3х частей: 1. Философия природы Превращение абсолютной идеи в предметы и явления природы 3.
32892. Философия Маркса и Энгельса 29.6 KB
  В теории познания Маркс вводит понятия практики основы познания цель познания объект познания.
32893. Русская философия: Киреевский, Хомяков, Герцен, Чернышевский, Леонтьев, Данилевский, Ленин, Флоренский 49.93 KB
  Русская философия: Киреевский Хомяков Герцен Чернышевский Леонтьев Данилевский Ленин Флоренский. Русская философия феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии. Основные направления: Декабристская философия; Философия западников и славянофилов; Философия Чаадаева; Консервативная религиозная и монархическая философия; Философия системы писателей Ф.
32894. Материализм и идеализм. Агностицизм. Материя и движение. Изменение и покой. Определения. Формальная логика. Диалектика и метафизика 46.51 KB
  Материя и движение. Движение Любое изменение вообще начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи неотъемлемое свойство любого материального объекта. Движение в чистом виде существует только в мышлении в реальности же существует только движущиеся материальные объекты.
32895. Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм 44.86 KB
  Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.
32896. Сознание и человек. Гилозоизм, панпсихизм. Редукционизм, физикализм, механицизм 35.52 KB
  Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи. Редукционизм высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей свойственных низшим формам т. Механицизм теория в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея что каждое явление представляет собой результат существования материи находящейся в движении и может быть объяснено на основе законов...
32897. Декарт (1596-1650) 11.6 KB
  Первое правило метода гласит что истинным является все то что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям то есть самоочевидно. Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения на более простые составляющие. Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших то есть элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным. Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания.