79312

Введение в экономическую теорию и общественное производство

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и элементы общественного производства. Экономика это наука о способах использования ограниченных ресурсов общества для производства товаров и услуг и их распределения среди различных групп людей. Можно выделить три уровня производства: процесс труда отдельного индивидуума производство в рамках предприятия микроуровень производство в рамках общества государства страны макроуровень производство в рамках мира Элементы общественного производства: рабочая сила это совокупность определенных физических и духовных способностей...

Русский

2015-02-10

51.78 KB

0 чел.

Введение в экономическую теорию и общественное производство

  1. Предмет, функции и методологии экономической науки.
  2. Сущность и элементы общественного производства. Потребности и их классификация.
  3. Воспроизводство и его фазы. Разделение и кооперация труда.
  4. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Экономическая и социальная эффективность.

1. Экономика - это наука о способах использования ограниченных ресурсов общества для производства товаров и услуг и их распределения среди различных групп людей.

2 аксиомы экономики:

  1. потребности людей безграничны
  2. ресурсы ограничены

Основная задача экономики - согласование ограниченных производственных возможностей и неограниченных потребностей людей. Эта проблема решается в разных экономических системах по-разному в зависимости от типа экономической системы. Например, в плановой экономике ограниченность ресурсов проявляется в дефиците, а в рыночной экономике - в ограниченности финансов предприятия, в ограниченности бюджета потребителя, и проблема согласования решается через механизм цен (ценовой механизм).

Функции экономической теории:

  1.  познавательная
  2.  методологическая - экономическая теория, раскрывая законы и закономерности общих экономических процессов, служит методологическим фундаментом для частных экономических наук (около 30).
  3.  прагматическая - она состоит в разработке конкретных рекомендаций для практической хозяйственной деятельности.

Методологии:

  1.  методы формальной логики (метод индукции, метод дедукции, сравнения, аналогии, анализ, синтез)
  2.  метод научной абстракции - познание главного сущностного в исследуемых явлениях и отвлечение от случайных нетипичных сторон явления
  3.  метод моделирования
  4.  математические методы (дифференциальное исчисление)
  5.  графический метод

Уровни экономической теории:

  1.  микроуровень - часть экономической теории, которая изучает отдельных потребителей, производителей, рынки отдельных товаров и т.д.
  2.  макроуровень (макроэкономика) - экономика рассматривается как единое целое на уровне отдельного государства
  3.  интеруровень (мировая экономика) - изучает экономические взаимодействия между странами, регионами, международными объединениями.

Экономические исследования могут носить позитивный и нормативный характер. Позитивная экономика просто исследует факты экономической жизни. Нормативная экономика пытается определить на сколько справедливо то или иное решение.

2. Материальной основой развития человеческой цивилизации является материальное производство. Производство - это целосообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Можно выделить три уровня производства:

  1. процесс труда отдельного индивидуума
  2. производство в рамках предприятия (микроуровень)
  3. производство в рамках общества, государства, страны (макроуровень)
  4. производство в рамках мира

Элементы общественного производства:

  1.  рабочая сила - это совокупность определенных физических и духовных способностей человека, которые используются в производстве
  2.  труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ
  3.  организация труда - это система мер, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для функционирования живого труда, направленная на более полное использование средств производства
  4.  средства производства - они подразделяются на орудия труда и предметы труда

Орудия труда - средства производства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда с целью преобразования их в готовую продукцию.

Предметы труда - вещественные факторы, на которые воздействуют орудия труда в процессе создания готового продукта (сырье, материал, земля).

  1.  технология - система способов воздействия на предметы труда при их переработке в готовую продукцию
  2.  результат труда (благо) - это средства предназначенные для удовлетворения потребностей

Классификации благ:

  1.  неэкономические и экономические блага

 Неэкономические не являются результатом производственной деятельности людей. Они имеются в неограниченном количестве.

 Экономические блага существуют в ограниченном количестве и отсюда следует проблема ценообразования на эти блага.

  1.  материальные (все, что можно пощупать) и нематериальные блага
  2.  взаимозаменяемые (благо-субституты) и взаимодополняемые (комплементарные).

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом. Существуют прямая и обратная связь между производством и потребностями. С одной стороны потребности стимулируют производство. С другой стороны, создавая конкретные виды благ, производство порождает потребность в них.

Классификация  потребностей:

  1.  абсолютные потребности (перспективные) - все потребности, которые могут существовать на данный момент времени
  2.  действительные потребности - те, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне производства (могут быть удовлетворены в принципе, но не удовлетворяются)
  3.  подлежащие удовлетворению - это те потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства с учетом отклонения от оптимального его состояния
  4.  фактически удовлетворяемые

Вторая классификация - первичные и вторичные потребности

Свойства потребностей:

  1. историчность (потребности отмирают со временем)
  2. безграничность

Закон возвышения потребностей - в процессе развития человечества происходит формирование все новых потребностей и их количество увеличивается.

3. Воспроизводство - процесс производства, протекающий в постоянном повторении, возобновлении, расширении и совершенствовании.

Выделяют 2 типа общественного воспроизводства:

  1.  простое воспроизводство - из года в год (в каждом цикле) возобновляется один и тот же объем производства, при этом неизменными остаются качества и количества используемых ресурсов
  2.  расширенное воспроизводство - объем произведенной продукции возрастает в каждом последующем цикле, это может быть связано с увеличением количества задействованных ресурсов либо с изменением их качества

Фазы общественного воспроизводства:

  1.  исходная фаза воспроизводства - играет определяющую роль
  2.  фаза распределения - результаты производства распределяются по различным субъектам экономики
  3.  обмен
  4.  потребление

Результатом всего общественного воспроизводства является общественный продукт, который представляет собой совокупность всех благ произведенных обществом в течение определенного периода времени.

Разделение и кооперация труда.

Разделение и кооперация труда способствуют росту общественного воспроизводства.

Разделение труда - это обособление отдельных процессов и работ по изготовлению какого-либо блага.

Разделение труда имеет 3 основные формы:

  1.  технологическое разделение труда, которое связано с разделением производства на различные стадии
  2.  функциональное разделение - связано с тем, что работники в процессе производства выполняют разные функции (изменение предметов труда, обслуживание производства, руководство производственной деятельностью, учет и отчетность, охрана предприятия)
  3.  профессионально-квалификационное разделение труда - вызвано различной сложностью работ, что требует от исполнителя различного уровня квалификации и подготовки

Кооперация - организованное и скоординированное в пространстве и времени объединение труда многих работников, участвующих в создании экономических благ.

Разделение и кооперация труда способствуют формированию предприятий, которые являются первичным звеном общественного производства.

Предприятие - это совокупность материально технических и трудовых ресурсов, определенных образом подготовленных для достижения поставленной цели.

Цель предприятия - это хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов собственника имущества предприятия и членов трудового коллектива.

4. Ресурсы - это условия и средства, которые используются в производстве.

Факторы производства - это ресурсы, которые уже вовлечены в процесс производства.

В экономике выделяются 4 типа ресурсов и факторов производства:

  1.  труд (трудовые ресурсы) - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве.
  2.  капитал (капитальные или инвестиционные ресурсы) - все средства, используемые в производстве товаров и услуг, требующие материальных затрат (машины, оборудование и т.д.)
  3.  естественные ресурсы (земля) - пахотные земли, леса, водные ресурсы, места нахождения полезных ископаемых и т.д.
  4.  предпринимательские способности - это способность наиболее эффективно комбинировать вышеуказанные факторы производства.

Каждому фактору соответствует свой вид дохода:

  1. труду ⇒ зарплата как вид дохода,
  2. капиталу ⇒ процент,
  3. земле ⇒ рента - арендная плата за пользование землёй,
  4. предпринимательским способностям ⇒ прибыль.

Проблема выбора в экономике.

Поскольку наши потребности безграничны, а ресурсы ограничены, то мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Это значит, что будет ограничен и выпуск продукции, произведённый обществом. Следовательно, приходится решать (выбирать) какие товары и услуги производить, а от каких следует отказаться.

Проблема выбора предполагает постановку и решение 3 основных вопросов:

  1. Что производить?
  2. Как производить? какую выбрать технологию производства
  3. Для кого производить?

Такой простейшей графической интерпретации проблемы выбора является кривая производственных возможностей.

Она строится для двух товаров. Крайние точки на кривой производственных возможностей показывают максимальные количества товаров, которые будут производиться при полном использовании ресурсов. Например, точка А показывает, что если общество полностью откажется от производства средств производства, то оно может произвести 15 единиц предметов потребления. Все точки показывают различные комбинации средств производства и предметов потребления, когда в производстве задействованы все ресурсы.

Экономический рост (увеличение факторов производства) будет способствовать и росту произведённых товаров и услуг. Следовательно, кривая будет смещаться вправо.

Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон, т.к. увеличивая производство одного товара, общество отказывается от производства другого товара.

Альтернативные или вменённые издержки - это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу.

При движении из точки А в точку С альтернативные издержки производства средств производства равны .

Кривая выпуклая относительно начала координат. Это говорит о том, что по мере движения вдоль кривой альтернативные издержки растут. Это объясняется тем, что одни ресурсы могут использоваться более эффективно для производства средств производства, а другие ресурсы - для производства предметов потребления.

Экономическая и социальная эффективность.

Экономическая эффективность характеризует достижение наибольшего результата при наименьших затратах. Существуют различные показатели экономической эффективности. Например, производительность труда. Производительность труда характеризует выпуск продукции на единицу затрат труда. Например, выпуск продукции на единицу времени.
Рентабельность - максимальная прибыль делить на затраты.

Социальная эффективность характеризует соответствие экономической деятельности социальным целям. Т.е. выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей.

Простейший критерий социальной эффективности был предложен Вельфредо Парето. Парето-эффективность - это такое состояние общества, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение других членов общества.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80055. Не дай скотитися у прірву… 8.97 MB
  Мета: розкрити негативні сторони самостійного життя поза батьківським домом, сприяти формуванню у випускників відповідального ставлення до свого життя, до життя своїх батьків, допомогти учням знайти відповіді на питання: як нам жити, що робити, як вижити в цьому світі?
80056. Проблема под микроскопом 63.5 KB
  Цели и задачи мероприятия: дать представление учащимся о понятии «проблема»; научить детей выделять и оформлять проблему; познакомить учащихся с различными способами решения личностных проблем; развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях...
80057. Забуті народні свята осіннього циклу 72.5 KB
  Мета. Дослідити забуті народні свята осіннього циклу: Дмитра(8 листопада), Святої П’ятниці(10 листопада), Кузьми й Дем’яна(14 листопада); організувати пошукову роботу стосовно відродження втрачених обрядів, звичаїв, традицій українських ярмарків.
80058. ENGLISH HOLIDAYS 719 KB
  Актуальність проекту: прагматична направленість на результат; цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності; дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних сфер навколо рішення однієї проблеми.
80059. Планета на ім’я «Сміття»?.. 69.5 KB
  Мета: привернути увагу учнів побутових відходів; виявити джерела екологічних проблем, як наслідок неадекватних дій людей; продовжити формувати дбайливе відношення до природи; розвивати здібності «мислити глобально, діяти локально».
80060. Бережи здоров’я змолоду 59 KB
  У проекті враховано природні здатності молодшого школяра, вразливість його психіки, допитливість у пізнанні самого себе, схильність до імітації зразків поведінки дорослих, що зумовлює соціальний та особистісний розвиток учня. Важливе місце займає практична діяльність учнів разом з батьками.
80061. Я – учасник технопарку 84.5 KB
  Технопарк - це сукупність різноманітних студій з різних предметів або видів діяльності, які проводяться в певний час на території цього навчального закладу. Мета діяльності: прискорене поширення інноваційного педагогічного досвіду щодо формування життєздатного та конкурентноспроможного випускника.
80062. Рідне слово 66.5 KB
  Капітан. Наш девіз: «Чим важче завдання, Тим дорожче перемога.» Ми зібрались в класі дружно, Щоб позмагатись І про мову нашу рідну Цікаве дізнатись. Дорогенькі суперники, Щиро вас вітаємо Від усього серця свого Успіху бажаємо. Щоб трудились ви сьогодні До сьомого поту І дістали нагороду...
80063. Презентація проекту «Стежками рідного краю» 77.5 KB
  Мета: активізувати і поширити набуті під час екскурсій знання учнів про рідний край; розвивати інтелект та творчу уяву; формувати громадянські, комунікативні, історико-культурні та соціокультурні компетентності. Обладнання: мультимедійний екран, комп’ютер, мольберти, ватмани.