79313

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности Сущность собственности. Субъекты и объекты собственности. Существуют 2 подхода к пониманию собственности: Правовой. Сущностной основой отношений собственности являются отношения присвоения.

Русский

2015-02-10

13.37 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна.

ЭТ. 2 тема. 16.02.2013

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности

  1. Сущность собственности. Её основные типы и формы.
  2. Субъекты и объекты собственности. Экономическая система общества.
  3. Натуральное хозяйство и товарное производство.
  4. Товар и его свойства: потребительная и меновая стоимости.
  5. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

1. Существуют 2 подхода к пониманию собственности:

  1.  Правовой. Когда в центре внимания оказывается совокупность прав на определённые блага или ресурсы. Традиционно в категориях римского права собственность предполагает владение, использование и распоряжение экономическим благом.
  2.  Экономический. Восходит к К. Марксу. Собственность - это исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения экономических благ. Эти отношения проявляются в разном экономическом положении людей в данном обществе.

Сущностной основой отношений собственности являются отношения присвоения. Т.е. это отношения между людьми по поводу способов и форм включения в жизнедеятельность экономических благ в качестве своих.

Функции собственности в экономическом смысле:

  1. Соединение средств производства с рабочей силой, на основе чего развивается производство.
  2. Организация и управление объектом, который принадлежит собственнику.
  3. Распределение собственных благ
  4. Сбережение благ на основе собственности
  5. Стимулирование
  6. Престижность

Типы собственности:

  1.  Частная собственность - отношение присвоения жизненных благ одним лицом, при которых эти блага не принадлежат другим лицам. Частная собственность существует в двух основных формах:
  2.  трудовая частная собственность - основана на основе труда собственника
  3.  нетрудовая частная собственность - складывается в процессе накопления, наследования и т.д.
  4.  Общая собственность - это совместное отношение людей по поводу присвоения экономических благ, которые в силу этого не подлежат владению другими сообществами. Общая собственность может существовать в различных формах:
  5. коллективная
  6. семейная
  7. групповая
  8. государственная
  9. региональная
  10. муниципальная
  11. и т.д.

Главной причиной возникновения отношения собственности считается общественное разделение труда. Оно означает обособление разных видов трудовой деятельности в процессе развития производства.

2. Субъекты собственности - это конкретные лица или их группы, которые вступают между собой в отношение собственности.

Собственность может быть:

  1. моносубъектной
  2. полисубъектной

Объект собственности - это условие и результаты деятельности людей, которые присвоены данным субъектам.

Классификация объектов:

  1.  вещественные объекты
  2. средства производства
  3. предметы потребления
  4.  не вещественные объекты
  5. научные знания
  6. информация
  7. и т.д.

Законодательный подход к классификации объектов:

  1.  недвижимое имущество
  2. земля
  3. дороги
  4. и т.д.
  5.  движимое имущество
  6. оборудование
  7. мебель
  8. инструмент
  9. и т.д.
  10.  объект интеллектуальной собственности
  11. научные труды
  12. рукописи
  13. и т.д.

Экономическая система общества.

Экономическая система общества - это совокупность отношений между всеми субъектами права собственности, которое обеспечиваются одним и тем же государством.

Марксистский подход к классификации экономических систем общества (по классовому признаку):

  1. первобытно-общинное (бесклассовое)
  2. рабовладельческое
  3. рабы
  4. рабовладельцы
  5. феодальная система
  6. крепостные крестьяне
  7. феодалы
  8. капиталистическая
  9. рабочий класс
  10. капиталисты
  11. коммунистическое общество (бесклассовое)

Классификация по П. Самуэльсону:

  1.  традиционная экономика - когда преобладают обычаи, начинает формироваться рынок. Государство активно участвует в формировании рынка.
  2.  чистый капитализм (свободная рыночная экономика) - Европа, XIX век. Поддерживается неприкосновенность частной собственности. Преобладает рынок свободной конкуренции, и поддерживается принцип невмешательства государства в экономику.
  3.  смешанная экономика (смешанная система) - XX век. Частные и государственные сектора представлены в пропорции 4:1. Доминирует рынок несовершенной конкуренции. Монополии, олигополии, монополистическая конкуренция. Осуществляется государственное регулирование экономики.
  4.  командная (административная) экономика - безусловный приоритет государственной собственности. Плановое разделение ресурсов и продуктов труда. Приоритет государственных интересов над частными.

Классификация в рамках нового институционализма (Уолт Ростоу).

Разделяет экономические системы по структуре валового продукта, доле потребления и накопления в национальном доходе, преобладание в той или иной области.

  1.  Традиционное общество - преобладает аграрный сектор. Существуют низкие темпы экономического роста. Нет условий для расширенного воспроизводства.
  2.  Переходное общество - доля накопления в национальном доходе достигает 5%. Возникают предпосылки для расширенного воспроизводства. Растёт доля обрабатывающей промышленности.
  3.  Общество “сдвига” и перехода к индустриальному обществу - когда доля накоплений достигает 10% и существует по меньшей мере 1 отрасль с высокими темпами роста.
  4.  Индустриальное общество - доля накоплений достигает 20% национального дохода, и появляется новый социальный слой - управленцы (менеджеры). При этом достигается постоянное превышение выпуска продукции над ростом населения.
  5.  Общество массового потребления - ведущий сектор экономики здесь - это отрасли, которые производят предметы длительного пользования. Развивается сфера услуг.
  6.  Общество поиска качества жизни - ведущий сектор экономики - сфера услуг. Материальные потребности удовлетворяются на очень высоком уровне.

3. Натуральное хозяйство - это первая историческая форма организации экономической жизнедеятельности людей.

Основные черты:

  1. Отсутствие общественного разделения труда
  2. Присвоение и использование произведённого продукта осуществляется непосредственно самими производителями
  3. Преобладает простое воспроизводство, т.е. когда в каждом цикле воспроизводится один и тот же объём продукта.

Далее исторически возникает товарное производство. Это вторая историческая форма.

Предпосылки возникновения товарного производства:

  1. общественное разделение труда
  2. отделение животноводства от земледелия
  3. отделение ремесла от сельского хозяйства
  4. отделение сферы торговли и выделение социального слоя - торговцев
  5. экономическое обособление, которое впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства. Обособление производителя предполагает:
  6. каждый производитель самостоятелен при принятии экономических решений
  7. возмездный характер обмена

Товарное производство - это такая форма хозяйства, которая характеризуется следующими чертами:

  1. продукты производятся экономически обособленными производителями
  2. каждый производитель специализируется на изготовлении какого-либо продукта
  3. продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена (продажи)
  4. общественные потребности людей удовлетворяются путём купли-продажи продуктов на рынке (продукты становятся товарами)

Товарное производство существовало в 2х формах:

  1.  простое товарное производство - было основано на использовании труда собственника средств производства
  2.  капиталистическое товарное производство - основано на использовании наёмного труда (производитель продукта - наёмный рабочий, собственник средств производства - капиталист)

4. Товар - это продукт, предназначенный для продажи (обмена).

Можно выделить 2 свойства товара:

  1.  полезность (потребительная стоимость) - товар способен удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Чтобы стать товаром, продукт должен производиться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других членов общества. Товар должен иметь общественную потребительную стоимость. Однако, не всякая потребительная стоимость, произведённая для других, является товаром. Для того, чтобы продукт стал товаром, он должен переходить из рук в руки не безвозмездно, а в обмен на какие-то другие потребительные стоимости.
  2.  меновая стоимость - это способность товара в определённых количественных пропорциях обмениваться на другие товары. В основе соотношений товаров лежат затраты труда. Приравнивая товары друг другу, производители фактически приравнивают овеществлённый в них труд. Труд воплощённый в товаре имеет двойственный характер: с одной стороны, труд производителя имеет качественную определённость, тогда говорят, что такой труд является конкретным, с другой стороны, любой труд - это затраты рабочей силы, физиологических и духовных способностей человека, и такой труд без относительно к его конкретной форме называется абстрактным трудом. Абстрактный труд создаёт стоимость товара

5. Если стоимость представляет собой вещественное выражение абстрактного труда, то она должна измеряться количеством этого труда.

Количество труда, определяющее величину стоимости, берётся как общественно необходимое. Общественно необходимые затраты труда - это его затраты при средних условиях производства.

На величину стоимости влияет производительность и интенсивность труда.

Закон стоимости. Производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. На рынке закон стоимости проявляется как закон цен: цена колеблется вокруг стоимости в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Функции закона стоимости в рыночном хозяйстве:

  1. регулирует распределение труда по сферам общественного производства
  2. способствует развитию производства и увеличению производительности общественного труда. При производстве одного и того же продукта индивидуальные затраты каждого производителя различны. Те производители, которые могут снизить свои индивидуальные затраты, например, путём применения более совершенной техники, технологии производства, получат дополнительный доход, продавая свой товар по величине стоимости (т.е. по средним затратам)
  3. приводит к дифференциации товаропроизводителей (улучшает экономическое положение одних, ухудшает у других и приводит к банкротству третьих)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54619. Подорож океанами 1.19 MB
  Варіант оформлення місця проведення: фізична карта світу для тих етапів де потрібно морські пейзажі корабель з паперу на синьому фоні портрети мореплавців емблеми учасникам на морську тематику та інше. Етап Штурманський Проїдьте світовим океаном і визначте координати наступних географічних об’єктів кть об’єктів залежить від кількості учасників наприклад: Маріанський жолоб; о. Врангеля; Етап Історикогеографічний Ф Магеллан Ф. Етап Екологічний...
54620. Внутрішні води Північної Америки 386.5 KB
  Найбільші річки це Міссісіпі разом з найбільшою притокою Міссурі. учитель ділить клас на групи кожній групі своя річка яку необхідно охарактеризувати І група Колумбія відноситься до басейну Тихого океану ІІ група Маккензі Північного Льодовитого океану ІІІ група Міссісіпі Атлантичного океану Проблема забруднення вод Північної Америки.км2 Міссісіпі з Міссурі 6420 3268 Маккензі з р. Річка Міссісіпі Найдовша річкова артерія Північної Америки – Міссісіпі з притокою Міссурі 6420 км площа водозбору якої становить 3300...
54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край – мала Батьківщина †Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише “ передісторія †Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила – Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя
54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...