79313

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности Сущность собственности. Субъекты и объекты собственности. Существуют 2 подхода к пониманию собственности: Правовой. Сущностной основой отношений собственности являются отношения присвоения.

Русский

2015-02-10

13.37 KB

0 чел.

Марченкова Екатерина Евгеньевна.

ЭТ. 2 тема. 16.02.2013

Собственность и исторические формы организации экономической деятельности

  1. Сущность собственности. Её основные типы и формы.
  2. Субъекты и объекты собственности. Экономическая система общества.
  3. Натуральное хозяйство и товарное производство.
  4. Товар и его свойства: потребительная и меновая стоимости.
  5. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

1. Существуют 2 подхода к пониманию собственности:

  1.  Правовой. Когда в центре внимания оказывается совокупность прав на определённые блага или ресурсы. Традиционно в категориях римского права собственность предполагает владение, использование и распоряжение экономическим благом.
  2.  Экономический. Восходит к К. Марксу. Собственность - это исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения экономических благ. Эти отношения проявляются в разном экономическом положении людей в данном обществе.

Сущностной основой отношений собственности являются отношения присвоения. Т.е. это отношения между людьми по поводу способов и форм включения в жизнедеятельность экономических благ в качестве своих.

Функции собственности в экономическом смысле:

  1. Соединение средств производства с рабочей силой, на основе чего развивается производство.
  2. Организация и управление объектом, который принадлежит собственнику.
  3. Распределение собственных благ
  4. Сбережение благ на основе собственности
  5. Стимулирование
  6. Престижность

Типы собственности:

  1.  Частная собственность - отношение присвоения жизненных благ одним лицом, при которых эти блага не принадлежат другим лицам. Частная собственность существует в двух основных формах:
  2.  трудовая частная собственность - основана на основе труда собственника
  3.  нетрудовая частная собственность - складывается в процессе накопления, наследования и т.д.
  4.  Общая собственность - это совместное отношение людей по поводу присвоения экономических благ, которые в силу этого не подлежат владению другими сообществами. Общая собственность может существовать в различных формах:
  5. коллективная
  6. семейная
  7. групповая
  8. государственная
  9. региональная
  10. муниципальная
  11. и т.д.

Главной причиной возникновения отношения собственности считается общественное разделение труда. Оно означает обособление разных видов трудовой деятельности в процессе развития производства.

2. Субъекты собственности - это конкретные лица или их группы, которые вступают между собой в отношение собственности.

Собственность может быть:

  1. моносубъектной
  2. полисубъектной

Объект собственности - это условие и результаты деятельности людей, которые присвоены данным субъектам.

Классификация объектов:

  1.  вещественные объекты
  2. средства производства
  3. предметы потребления
  4.  не вещественные объекты
  5. научные знания
  6. информация
  7. и т.д.

Законодательный подход к классификации объектов:

  1.  недвижимое имущество
  2. земля
  3. дороги
  4. и т.д.
  5.  движимое имущество
  6. оборудование
  7. мебель
  8. инструмент
  9. и т.д.
  10.  объект интеллектуальной собственности
  11. научные труды
  12. рукописи
  13. и т.д.

Экономическая система общества.

Экономическая система общества - это совокупность отношений между всеми субъектами права собственности, которое обеспечиваются одним и тем же государством.

Марксистский подход к классификации экономических систем общества (по классовому признаку):

  1. первобытно-общинное (бесклассовое)
  2. рабовладельческое
  3. рабы
  4. рабовладельцы
  5. феодальная система
  6. крепостные крестьяне
  7. феодалы
  8. капиталистическая
  9. рабочий класс
  10. капиталисты
  11. коммунистическое общество (бесклассовое)

Классификация по П. Самуэльсону:

  1.  традиционная экономика - когда преобладают обычаи, начинает формироваться рынок. Государство активно участвует в формировании рынка.
  2.  чистый капитализм (свободная рыночная экономика) - Европа, XIX век. Поддерживается неприкосновенность частной собственности. Преобладает рынок свободной конкуренции, и поддерживается принцип невмешательства государства в экономику.
  3.  смешанная экономика (смешанная система) - XX век. Частные и государственные сектора представлены в пропорции 4:1. Доминирует рынок несовершенной конкуренции. Монополии, олигополии, монополистическая конкуренция. Осуществляется государственное регулирование экономики.
  4.  командная (административная) экономика - безусловный приоритет государственной собственности. Плановое разделение ресурсов и продуктов труда. Приоритет государственных интересов над частными.

Классификация в рамках нового институционализма (Уолт Ростоу).

Разделяет экономические системы по структуре валового продукта, доле потребления и накопления в национальном доходе, преобладание в той или иной области.

  1.  Традиционное общество - преобладает аграрный сектор. Существуют низкие темпы экономического роста. Нет условий для расширенного воспроизводства.
  2.  Переходное общество - доля накопления в национальном доходе достигает 5%. Возникают предпосылки для расширенного воспроизводства. Растёт доля обрабатывающей промышленности.
  3.  Общество “сдвига” и перехода к индустриальному обществу - когда доля накоплений достигает 10% и существует по меньшей мере 1 отрасль с высокими темпами роста.
  4.  Индустриальное общество - доля накоплений достигает 20% национального дохода, и появляется новый социальный слой - управленцы (менеджеры). При этом достигается постоянное превышение выпуска продукции над ростом населения.
  5.  Общество массового потребления - ведущий сектор экономики здесь - это отрасли, которые производят предметы длительного пользования. Развивается сфера услуг.
  6.  Общество поиска качества жизни - ведущий сектор экономики - сфера услуг. Материальные потребности удовлетворяются на очень высоком уровне.

3. Натуральное хозяйство - это первая историческая форма организации экономической жизнедеятельности людей.

Основные черты:

  1. Отсутствие общественного разделения труда
  2. Присвоение и использование произведённого продукта осуществляется непосредственно самими производителями
  3. Преобладает простое воспроизводство, т.е. когда в каждом цикле воспроизводится один и тот же объём продукта.

Далее исторически возникает товарное производство. Это вторая историческая форма.

Предпосылки возникновения товарного производства:

  1. общественное разделение труда
  2. отделение животноводства от земледелия
  3. отделение ремесла от сельского хозяйства
  4. отделение сферы торговли и выделение социального слоя - торговцев
  5. экономическое обособление, которое впервые проявилось в условиях частной собственности на средства производства. Обособление производителя предполагает:
  6. каждый производитель самостоятелен при принятии экономических решений
  7. возмездный характер обмена

Товарное производство - это такая форма хозяйства, которая характеризуется следующими чертами:

  1. продукты производятся экономически обособленными производителями
  2. каждый производитель специализируется на изготовлении какого-либо продукта
  3. продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена (продажи)
  4. общественные потребности людей удовлетворяются путём купли-продажи продуктов на рынке (продукты становятся товарами)

Товарное производство существовало в 2х формах:

  1.  простое товарное производство - было основано на использовании труда собственника средств производства
  2.  капиталистическое товарное производство - основано на использовании наёмного труда (производитель продукта - наёмный рабочий, собственник средств производства - капиталист)

4. Товар - это продукт, предназначенный для продажи (обмена).

Можно выделить 2 свойства товара:

  1.  полезность (потребительная стоимость) - товар способен удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Чтобы стать товаром, продукт должен производиться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других членов общества. Товар должен иметь общественную потребительную стоимость. Однако, не всякая потребительная стоимость, произведённая для других, является товаром. Для того, чтобы продукт стал товаром, он должен переходить из рук в руки не безвозмездно, а в обмен на какие-то другие потребительные стоимости.
  2.  меновая стоимость - это способность товара в определённых количественных пропорциях обмениваться на другие товары. В основе соотношений товаров лежат затраты труда. Приравнивая товары друг другу, производители фактически приравнивают овеществлённый в них труд. Труд воплощённый в товаре имеет двойственный характер: с одной стороны, труд производителя имеет качественную определённость, тогда говорят, что такой труд является конкретным, с другой стороны, любой труд - это затраты рабочей силы, физиологических и духовных способностей человека, и такой труд без относительно к его конкретной форме называется абстрактным трудом. Абстрактный труд создаёт стоимость товара

5. Если стоимость представляет собой вещественное выражение абстрактного труда, то она должна измеряться количеством этого труда.

Количество труда, определяющее величину стоимости, берётся как общественно необходимое. Общественно необходимые затраты труда - это его затраты при средних условиях производства.

На величину стоимости влияет производительность и интенсивность труда.

Закон стоимости. Производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. На рынке закон стоимости проявляется как закон цен: цена колеблется вокруг стоимости в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Функции закона стоимости в рыночном хозяйстве:

  1. регулирует распределение труда по сферам общественного производства
  2. способствует развитию производства и увеличению производительности общественного труда. При производстве одного и того же продукта индивидуальные затраты каждого производителя различны. Те производители, которые могут снизить свои индивидуальные затраты, например, путём применения более совершенной техники, технологии производства, получат дополнительный доход, продавая свой товар по величине стоимости (т.е. по средним затратам)
  3. приводит к дифференциации товаропроизводителей (улучшает экономическое положение одних, ухудшает у других и приводит к банкротству третьих)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13709. Демократия - это система,при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства 14.18 KB
  Демократия это системапри которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинстваКруглов.Демократия это форма правления которая существует с древнейших времен и означает власть народа то есть власть большинства.Поэтому поли
13710. Когда народ много знает, им трудно управлять 13.82 KB
  Когда народ много знает им трудно управлять Лао Цзы Высшая ценность в обществе постмодернизма быть свободным от политической системы быть индивидуальностью: свободно творить выражать свои мысли иметь отличное от всех мнение.Политическое сознание в годы советской в
13711. The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring? Use examples and details in your answer 2 KB
  The 21st century has begun. What changes do you think this new century will bring Use examples and details in your answer. Man through the ages has undergone many changes from the time when he depicted a herd of mammoths on the walls of his cave to these days when he can create beautiful pictures and even make coffee by use of computer technologies without leaving his favorite chair. The 20th century made huge steps in developing computer technologies and reached many goals that made o...
13712. Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with? Use specific reasons and examples to support your 5.76 KB
  Some people say that advertising encourages us to buy things we really do not need. Others say that advertisements tell us about new products that may improve our lives. Which viewpoint do you agree with Use specific reasons and examples to support your answer. I think that everyone can divide all advertising products and services into useless ones and useful ones. It is like looking through an information desk when you pay attention to those messages that interest you. Take me for examp...
13713. Do you agree or disagree with the following statement? Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer 1.84 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Advertising can tell you a lot about a country. Use specific reasons and examples to support your answer. Every country has its own culture and traditions. There is no doubt that an advertising campaign conducted in Russia will not have the same affect here in the United States. Let us take for example advertisement of food and restaurants. A huge amount of fast food stands suggest their services for breakfast lunch di...
13714. A gift (such as a camera, a soccer ball, or an animal) can contribute to a child’s development. What gift would you give to help a child develop? Why? Use reasons and specific examples to support your choice 2.45 KB
  A gift such as a camera a soccer ball or an animal can contribute to a childs development. What gift would you give to help a child develop Why Use reasons and specific examples to support your choice. People learn and develop throughout their entire lives. I think that in our modern world it is very essential to be familiar with computer technology. So if I had a chance to give a child a gift it would be a computer. I think that computers play an essential role in our lives and ...
13715. Would you prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building? Use specific reasons and details to support your choice 2.25 KB
  Would you prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building Use specific reasons and details to support your choice. If I was asked where I would I prefer to live in a traditional house or in a modern apartment building I think I would hesitate to answer. This question from my point of view is a controversial one. In the following paragraphs I will analyze both these options and present my view. From the one side living in a modern apartment building bri...
13716. If you could study a subject that you have never had the opportunity to study, what would you choose? Explain your choice, using specific reasons and details 1.8 KB
  If you could study a subject that you have never had the opportunity to study what would you choose Explain your choice using specific reasons and details. If I would have the opportunity to study a subject I do not know yet I would choose to study the outer space. I have a Bachelor degree in Management and I like to have the possibilities to work in this field. However I was always interested in the space exploration. I think it is a very interesting and challenging job to w...
13717. Do you agree or disagree with the following statement? Attending a live performance (for example, a play, concert, or sporting event) is more enjoyable than watching the same event on television. Use specific reasons and examples to support your opinion 1.89 KB
  Do you agree or disagree with the following statement Attending a live performance for example a play concert or sporting event is more enjoyable than watching the same event on television. Use specific reasons and examples to support your opinion. The issue whether to attend a live performance or enjoy watching the same event on TV is a controversial one. However in my opinion an intermediate position can be taken. I base my suggestion on the following points. But before I begin I...