79345

Гуморальная регуляция физиологических функций. Физиология желез внутренней секреции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Изучить закономерности гуморальной регуляции механизмы действия гормонов структурно-функциональную организацию эндокринной системы виды и функции гормонов желез внутренней секреции: щитовидной паращитовидных поджелудочной половых вилочковой надпочечников и эпифиза.

Русский

2015-02-11

192.5 KB

4 чел.

15

Стоматологический факультет, 1 курс
Раздел «Физиология эндокринной системы»
Учебно-методическое пособие к занятию

Тема занятия: Гуморальная регуляция физиологических функций. Физиология желез внутренней секреции

Цели занятия: Изучить закономерности гуморальной регуляции, механизмы действия гормонов, структурно-функциональную организацию эндокринной системы, виды и функции гормонов желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидных, поджелудочной, половых, вилочковой, надпочечников и эпифиза. Усвоить принципы саморегуляции эндокринной системы,  связи желез внутренней секреции с нервной системой. Познакомиться с методами исследования желез внутренней секреции.

Медицинское значение: Гуморальная регуляция физиологических функций в челюстно-лицевой области определяет процессы дифференцировки и гистогенеза органов и тканей полости рта у эмбриона, плода и ребенка в первые годы жизни. Функциональный дефицит эндокринной системы приводит к различным отклонениям в процессах формирования и развития зубов, что может проявляться в неправильном порядке прорезывания зубов, изменении структуры дентина, поражении твердых тканей зубов. Сбалансированные гуморальные влияния необходимы для нормального протекания обменных процессов в организме в целом и челюстно-лицевой области. Изменения обмена при эндокринных патологиях часто сопровождается нарушением гомеостаза в тканях ротовой полости, что сопровождается расстройством кровообращения, изменением проницаемости капилляров, появлением сухости во рту и постоянным чувством жажды. В настоящее время накоплен большой клинический и экспериментальный материал о влиянии отдельных гормонов на ткани зуба, слизистую оболочку и костную ткань. Установлено, что гормоны щитовидной железы влияют на процесс обызвествления эмали и дентина. Хроническая недостаточность коры надпочечников сопровождается пигментацией слизистой полости рта; при дисфункции желез нарушаются сроки прорезывания постоянных зубов. При дефиците инсулина появляются сухость во рту, жжение слизистой оболочки, воспалительно-дистрофические изменения в тканях пародонта. Многие исследователи отмечают, что при патологии различных эндокринных желез изменения в тканях челюстно-лицевой области появляются раньше, чем в других областях организма и служат первыми симптомами эндокринных патологий.

Для достижения поставленной цели необходимо:
Повторить:
1. Строение эндокринных желёз из курса анатомии и гистологии.

2. Структурно-функциональную характеристику гормонов.

3. Механизмы регуляции функций организма.

.Изучить литературу:
Основную:

1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000.– Т. 1. – С. 242-276.

2. Физиология человека: Учебник  / Под ред. Г.И. Косицкого. -  М.: Медицина, 1985. – С. 178-208.

3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989. - С. 111-116.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 119-120.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х /томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 223-228. – Т. 2. – С. 128-143, 169-199.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах /. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 2. – С. 384-412.
В результате подготовки к занятию необходимо:
Знать:

1. Характеристику и классификацию физиологически активных веществ. Общие свойства и функции гормонов. Рецепцию физиологически активных веществ. Основные механизмы действия гормонов.

2. Структурно-функциональную организацию эндокринной системы. Регуляцию деятельности эндокринных желез.

3. Гуморальную регуляциюя эндокринных функций. Функциональные связи гипоталамуса и аденогипофиза. Функции гормонов аденогипофиза. Понятие об обратной связи в механизмах гуморальной регуляции.

4. Значение щитовидной железы и тиреоидных гормонов в регуляции обмена, процессов роста и развития организма. Регуляция выделения тироксина.

5. Структурно-функциональную характеристику коры надпочечников. Функции гормонов коркового вещества надпочечников, регуляцию их выделения. Влияние гормонов надпочечников на состояние зубочелюстной системы

6. Структурно-функциональные особенности половых желез, мужских и женских половых гормонов, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Характеристику полового цикла. Особенности эндокринной функции плаценты.

7. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции функций. Роль нейросекретов гипоталамуса и нейрогипофиза.

8. Регуляция выделения и функции гормонов мозгового вещества надпочечников,

9. Роль гормонов эпифиза в регуляции функций организма.

10. Регуляция обмена кальция в организме. Роль кальцитонина, паратирина и кальцитриола в регуляции уровня кальция в крови и минерального обмена в твердых тканях зуба.

11. Характеристику эндокринной функции поджелудочной железы, значение ее гормонов в регуляции обмена углеводов, липидов, белков. Изменения в тканях и органах полости рта, возникающие при гипофункции и гиперфункции поджелудочной железы.

12. Особенности структуры и функции вилочковой железы.

13. Характеристику гормонов диффузной эндокринной системы (тканевых гормонов, регуляторных пептидов), их функции.

14. Методы изучения желез внутренней секреции

Уметь:

1. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.

2. Объяснять принципы прямой и обратной связи в саморегуляции выделения гормонов, принципы регуляции и саморегуляции деятельности эндокринных желез.

3. Описывать влияния желёз внутренней секреции на физическое, умственное и половое развитие, на состояние тканей и органов полости рта.

4. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач, формировании ответов на тестовые  задания. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:

1. Перечислите свойства гормонов

2. Распределите гормоны в схеме «Классификация гормонов» в соответствии с их химической структурой. Укажите эндокринную железу, в которой они вырабатываются.

Гормоны

 

 

  производные                        пептиды                            стероиды                      

  аминокислот                         белки                                                                         

                                                                                                                          

3. Изучите и нарисуйте схему связей эндокринной и нервной систем и укажите на ней одним цветом прямые, другим обратные связи. Добавьте те связи, которые должны быть, но не показаны на схеме.

4. Перечислите методы исследования эндокринных желез

5. Выберите из приведенного списка гормонов те, концентрация которых в крови регулируется по принципу отрицательной обратной связи: тироксин, АКТГ, АДГ, лютеотропный, фолликулостимулирующий, кортизол, соматотропный, инсулин.

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания: см. приложение 1

Для самоконтроля уровня знаний проанализируйте решения ситуационных задач: см. приложение 2

Организация самостоятельной работы на занятии:

1. Входной тест.

2. Практические работы:

Работа 1. Анализ механизмов регуляции секреции гормонов щитовидной железы и надпочечников.

В тетради для протоколов:

а) нарисуйте схемы регуляции деятельности щитовидной железы, надпочечников, отметив наличие положительной или отрицательной связи;

Работа 2. Изучение функций гормонов эндокринных желёз.

Для работы на занятии подготовьте таблицу. Заполните таблицу, указав названия эндокринных желез и названия гормонов.

Таблица 1. Гормоны и их физиологические эффекты

Название железы

Название гормона

Физиологические эффекты

Стимуляция синтеза белка клетками: рост костей (стимуляция энхондрального окостенения), мышц, органов.

Пролиферация роста молочных желез и секреция молока. Поддержание активности желтого тела. Торможение синтеза ФСГ и ЛГ. Стимуляция роста предстательной железы и яичек.

Синтез меланина, распределение гранул пигмента в коже, радужке, сетчатке. Повышение возбудимости скелетных мышц и нервов. Учащение сердцебиений. Страх, беспокойство.

У женщин: стимуляция роста фолликулов, секреции эстрогенов. У мужчин: стимуляция сперматогенеза, стимуляция развития семявыносящих канальцев

У женщин: стимуляция овуляции, образование желтого тела. Стимуляция секреции прогестерона. У мужчин: стимуляция интерстициальных эндокриноцитов яичек

Регуляция образования и секреции глюкокортикоидов коры надпочечников. Мобилизация жира из жировой ткани.

Стимуляция сокращений беременной матки. Сокращение миоэпителиальных клеток ацинусов молочных желез, выделение молока.

Реабсорбция воды в почечных канальцах (антидиуретическое действие). Сосудосуживающее действие (повышение кровяного давления). Участие в процессах памяти

Обеспечение роста, умственного и физического развития. Стимуляция энергетического обмена, синтеза белка и окислительного катаболизма жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток. Повышение чувствительности клеток к катехоламинам. Активация натриевого насоса. Повышение возбудимости ЦНС.

Гипокальциемический фактор: подавление активности остеокластов, стимуляция остеобластов; снижение реабсорбции кальция и фосфатов в почке

Гиперкальциемический фактор: стимулирует поступление кальция и фосфора из костной ткани в кровь, усиливает реабсорбцию кальция в почке и его всасывание в кишечнике.

Снижает уровень глюкозы в крови, стимулирует образование гликогена, активирует утилизацию клетками глюкозы. Стимулирует синтеза белка. Подавляет липолиз и усиливает образования жиров

Стимуляция гликогенолиза и липолиза в печени. Выраженный катаболический эффект.

Стимулирует глюконеогенез, катаболизм мышечных белков, липолиз. Противовоспалительное действие, повышение устойчивости к инфекции.

Увеличение активного транспорта натрия через клеточные мембраны. Повышение реабсорбции натрия и воды в канальцах нефрона: задерживает в организме натрий и хлор и усиливает выведение калия и аммония. Аналогичное влияние на клетки потовых, слюнных и кишечных желез.

Стимуляция гликогенолиза, глюконеогенеза, липолиза, окисления, образования тепла. Учащение, усиление сокращений сердца. Сужение кровеносных сосудов. Расширение бронхов, зрачков. Участие в реакциях стресса. Увеличение вентиляции легких, доставки кислорода к мышцам, сердцу и мозгу

Развитие половых органов, вторичных половых признаков, половое поведение соответственно фенотипу. Обеспечение пролиферативной фазы эпителия слизистой оболочки матки. Анаболическое действие, особенно в периоде полового созревания

Подготовка слизистой оболочки матки к имплантации зародыша. Блокирует действие эстрогенов на матку, обеспечивая сохранение беременности. Торможение секреции пролактина.

Половая дифференцировка эмбриона по мужскому типу. Развитие вторичных половых признаков, мужское половое поведение и агрессивность. Мощное анаболическое действие

Концентрация пигмента в меланофорах. Влияние на репродуктивную функцию: подавление активности гонад. Торможение синтеза кортикотропина. Антиоксидант.

Регуляция моторики желудочно-кишечного тракта, выделения слизи. Серотонинэргические нейроны головного мозга участвуют в регуляции поведения, сна, терморегуляции. Регуляция суточных ритмов активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

3. Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений по теме.

4. Решение ситуационных задач по теме занятия.

Для контроля усвоения материала самостоятельно решите ситуационные задачи:

1. При раздражении эфферентного нерва, иннервирующего эндокринную железу, увеличивались частота сердечных сокращений, артериальное давление, концентрация глюкозы в крови, расширялись бронхи, и уменьшалась моторная активность желудочно-кишечного тракта. Эффекты раздражения снижались при введении фермента. Какой нерв раздражался в эксперименте, какие гормоны могли вызвать указанные эффекты, какой фермент противодействовал действию гормонов?

2. Что произойдет с функцией железы внутренней секреции, если в организм вводить большие дозы гормонов, вырабатываемых этой железой?

3. Как можно определить наличие в крови животного определенного гормона, не используя никаких химических и физических методов (приборов)

4. Как доказать в эксперименте, что эффекты гонадотропных гормонов связаны с их действием на половые железы.

5. У пациента обнаружили гипергликемию, глюкозурию, кетонурию, ожирение печени, повышение распада белка, ацидоз. Какие эндокринные регулирующие связи не действуют в организме?

6. Какие регуляторные взаимодействия включаются при повышении уровня кальция в крови?

7. Длительная достаточно интенсивная физическая нагрузка сопровождается увеличением частоты сердечных сокращений, повышением давления, увеличением глубины и частоты дыхания. Действие каких механизмов регуляции связано с перечисленными эффектами?

8. Впервые основной симптом сахарного диабета – наличие сахара в моче был обнаружен случайно без использования анализов и аппаратуры. Предположите, как это произошло?

9. Аппарат для подводных исследований потерпел аварию, и двое ученых оказались на дне с ограниченными запасами пищи, воды, кислорода и двумя фармакологическими препаратами: первый ускорял расщепление тиреосвязывающего глобулина; второй, наоборот, тормозил этот процесс. Спасательные работы продолжались двое суток, ученые выжили. Какой из препаратов повысил шансы выживания?

10. Какой гормон одновременно вызывает следующие эффекты: стимулирует синтез гликогена в печени и мышцах, интенсивное окисление глюкозы в тканях; уменьшает уровень глюкозы в крови; снижает катаболизм белка?

11. У животного повышен распад гликогена в печени и мышцах, гипергликемия. Какие гормоны могли вызвать такие реакции?

12. У человека обнаружены следующие реакции: расширение зрачков, частота сердечных сокращений и артериальное  давление увеличены, гипергликемия, моторная активность пищеварительного тракта снижена. Какие гормоны могли вызвать эти эффекты?

13. Какой гормон вызывает гипертрофию матки в первой половине менструального цикла, а при беременности способствует росту матки?

14. Какой гормон стимулирует секрецию желёз слизистой оболочки матки во второй половине менструального цикла, способствует имплантации, увеличению молочных желез?

15. У больного обнаружены: тахикардия, экзофтальм (пучеглазие), повышение уровня основного обмена на 40 %. О поражении, какой железы можно думать?

16. У больного в организме дефицит калия, избыток натрия, увеличен объем жидкости и артериальное давление. Гиперфункцию, какой железы можно предположить, какой гормон присутствует в избытке?

17. Для какого гормона характерны следующие эффекты: влияние на рост и процессы адаптации, регуляция формирования иммунокомпетентных органов и дифференцировки иммунокомпетентных клеток.

18. Какой гормон мог вызвать следующие эффекты: стимуляция утилизации глюкозы тканями, образования гликогена из жиров и белков и окислительных процессов в мышцах, снижение активности гиалуронидазы, подавление иммунных реакций, противовоспалительное действие?

Приложение 1.

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:

Общие свойства гормонов. Регуляция эндокринных желёз

1. Гормоны обладают следующими свойствами: выделяются эндокринными железами в кровь, действуют на органы-мишени и _______

*1) являются биологически-активными веществами  *2) действуют дистантно  3) передают сигналы в синапсах  *4) действуют специфически  5) катализируют химические реакции  *6) постоянно образуются

2. Изменение активности железы под влиянием субстрата, концентрацию которого она регулирует, характерно для эндокринной железы ______

1) мозгового слоя надпочечников  *2) поджелудочной железы  *3) паращитовидной железы  4) нейрогипофиза  5) эпифиза

3. Через мембранные рецепторы клеток реализуются эффекты гормонов ______

*1) адреналина  2) тироксина  3) альдостерона  4) тестостерона  *5) инсулина

4. Через рецепторы ядра реализуются эффекты гормонов ______

1) адреналина  *2) тироксина  *3) альдостерона  *4) тестостерона  5) инсулина

5. К белково-пептидным гормонам относят ______

1) альдостерон  *2) паратирин  *3) инсулин  *4) кортикотропин  5) тироксин

6. К стероидным гормонам относят ______

*1) альдостерон  2) паратирин  *3) кортизол  4) кортикотропин  5) тироксин

7. К тиреоидным гормонам относят ______

1) альдостерон  2) адреналин  3) инсулин  4) кортикотропин  *5) тироксин

8. К катехоламинам относят ______

1) альдостерон  *2) адреналин  3) инсулин  4) кортикотропин  5) тироксин

9. Прямая нервная регуляция инкреторной функции имеет место _____

1) в корковом веществе надпочечников  *2) в мозговом веществе надпочечников  *3) в эпифизе  *4) в задней доли гипофиза  *5) в эндокринных клетках гипоталамуса 

10.  Выделение глюкокортикоидов стимулирует гормон _______

1) окситоцин  2) соматотропин  3) пролактин  4) тиреотропин   *5) кортикотропин

11. Кортиколиберин продукцию кортикотропина (АКТГ)  _____

*1) увеличивает  2) уменьшает  3) не изменяет  4) сначала уменьшает, потом увеличивает  5) не изменяет или уменьшает

12. Соматостатин продукцию гипофизом соматотропина (СТГ) ______

1) стимулирует  *2) уменьшает  3) не изменяет  4) тормозит при совместном действии с либерином  5) может и увеличивать, и уменьшать

13. Образование соматомединов в печени стимулирует гормон _____

*1) соматотропин  2) тироксин   3) тиреотропин   4) инсулин    5) кортикотропин

14. Пролактолиберин  продукцию пролактина _____

*1) увеличивает  2) уменьшает  3) не изменяет  4) ночью увеличивает, днем уменьшает  5) может и стимулировать, и подавлять

15. Соматотропин в организме стимулирует ______

*1) транспорт аминокислот  в клетки  2) реабсорбцию натрия в почках  *3) биосинтез белка  *4)  выведение жира из жировых депо  *5) минерализацию костной ткани

16. Секреция альдостерона корой надпочечников повышается  _____

*1) под влиянием ангиотензина  *2) при уменьшении концентрации натрия в крови  3) под влиянием адреналина  *4) при увеличении концентрации калия в крови  *5) под влиянием кортикотропина (АКТГ)

17. При увеличении концентрации кальция в крови усиливается выделение гормона _____

1) тироксина  2) паратгормона  3) вазопрессина  *4) тиреокальцитонина  5) адреналина

18. При блокаде мембранных рецепторов сохранятся эффекты гормонов _____

1) катехоламинов  2) низкомолекулярных пептидов  3) высокомолекулярных пептидов  *4) стероидов  5) гормонов задней доли гипофиза

19. При передаче гормональных сигналов в качестве вторичных посредников участвуют _____

1) цАМФ, цГМФ, соматомедины  2) цГМФ, кальмодуллин  *3) цАМФ, цГМФ, кальций  4) аденилатциклаза, РНКаза, кальций

20. При непосредственном участии аденогипофиза регулируется концентрация в крови ______

1) инсулина  2) паратирина  *3) тироксина  4) серотонина  *5) кортизола

21. Без прямого участия гипофиза регулируется концентрация в крови _____

*1) инсулина  *2) тиреокальцитонина  3) тироксина  4) минералокортикоидов  5) соматотропина

22. Гормоны коры надпочечников по своему химическому строению являются _____

*1) стероидами  2) пептидами  3) аминокислотами  4) белками  5) гликопротеидами

23. В состоянии покоя концентрация гормонов в крови _____

*1) сохраняется на относительно постоянном уровне  2) изменяется спонтанно  *3) может колебаться в соответствии с суточным ритмом

24. Стероидные гормоны _____

1) депонируются в эндокринных клетках в виде гранул  *2) сразу секретируются после синтеза  3) депонируются в виде капельных включений в связанной с белком форме

25. Пептидные и белковые гормоны ______

*1) депонируются в эндокринных клетках в виде гранул  2) сразу секретируются после синтеза  3) депонируются в виде капельных включений в связанной с белком форме

26. Выберите недостающие компоненты для схемы регуляции: гипоталамус___нейрогипофиз___ткань:

1) тропные гормоны, кровь  2) тропные гормоны, аксоны  *3) аксоны, вазопрессин, кровь

27. Выберите недостающие компоненты для схемы регуляции: гипоталамус___аденогипофиз___эндокринные железы___ткань:

1) статины, тропные гормоны, гормоны, кровь  2) либерины, тропные гормоны, гормоны, аксоны  *3) либерины, тропные гормоны, гормоны, кровь  4) либерины, нейрогипофиз, аксоны, гормоны  5) либерины, тропные гормоны, аксоны, гормоны

28. Статины – это ______

1) нейрогормоны гипоталамуса, через кровь активирующие клетки нейрогипофиза  *2) нейрогормоны гипоталамуса, через кровь тормозящие клетки аденогипофиза  3) гормоны аденогипофиза, действующие на периферические эндокринные железы  4) гормоны нейрогипофиза, действующие на периферические эндокринные железы

29. Паракринное действие биологически активных веществ состоит в  передаче информации _____

1) через кровь клеткам, отдаленным от места выработки гормона  *2) на соседние клетки  3) клетке, выделяющей гормон

30. Телекринное действие биологически активных веществ состоит в  передаче информации _____

*1) через кровь клеткам, отдаленным от места выработки гормона  2) на соседние клетки  3) клетке, выделяющей гормон

31. Аутокринное действие биологически активных веществ состоит в  передаче информации _____

1) через кровь клеткам, отдаленным от места выработки гормона  2) на соседние клетки  *3) клетке, выделяющей гормон

32. Гормонобразующие клетки можно обнаружить _____

*1) в железах внутренней секреции  *2) в головном мозге  *3) в пищеварительном тракте  *4) в сердце  5) в скелетных мышцах

33. Клетки  APUD-системы локализуются в _____ и образуют _____

1) головном мозге, гликополисахариды  *2) внутренних органах, биогенные амины  *3) головном мозге, пептиды  *4) внутренних органах, пептиды

34. В схему регуляции вставьте пропущенные термины: либерины вырабатываются в ___ и ___ секрецию ___

1) в нейрогипофизе, стимулируют, эндокринных желез  2) в аденогипофизе, тормозят, эндокринных желез  *3) в гипоталамусе, стимулируют, аденогипофиза  4) в гипоталамусе, тормозят, аденогипофиза

35. Гормоны передней доли гипофиза регулируют выделение гормонов ____

1) поджелудочной железы  *2) половых желез  *3) надпочечников  *4) щитовидной железы  5) паращитовидных желез

36. Образование и выделение альдостерона стимулируют _____

1) антидиуретический гормон  *2) кортикотропин  *3) ангиотензин-2  4) адреналин  5) соматотропин

37. В процессе регуляции при повышении концентрации кортизола в крови принцип отрицательной обратной связи проявляется:

1)  в увеличении секреции кортикотропина  *2) в снижении секреции кортикотропина  3) в повышении секреции кортиколиберина  *4) в подавлении секреции кортиколиберина

38.  При увеличении концентрации глюкозы в крови повышается секреция ____

1) адреналина   2) глюкагона  *3) инсулина   4) альдостерона   5) вазопрессина

39. В эмбриональном периоде в мужском организме андрогены стимулируют _____

*1) формирование гипоталамуса по мужскому типу  *2) формирование наружных половых органов  *3) закладку внутренних половых органов  4) развитие скелетных мышц

40. Эпифиз регулирует половое поведение за счет _____

1) серотонина, стимулирующего через гипоталамус образование половых гормонов  2) серотонина, тормозящего через гипоталамус образование половых гормонов  3) мелатонина, стимулирующего через гипоталамус образование половых гормонов  *4) мелатонина, тормозящего через гипоталамус образование половых гормонов

41. Влияние уровня естественной освещенности на начало полового созревания реализуется через механизм ______

*1) световой сигнал – сетчатка – подавление симпатических влияний на эпифиз – серотонин – либерины гипоталамуса  2) сетчатка – активация симпатических влияний на эпифиз –  мелатонин – торможение гипоталамуса и гипофиза  3) сетчатка – зрительная кора больших полушарий – гипоталамус  4) сетчатка – зрительная кора больших полушарий – гипофиз

42. Высокий уровень естественной освещенности стимулирует раннее начало полового созревания, действуя _____

*1) через эпифиз и образование серотонина  2) через эпифиз и образование мелатонина  3) через гипофиз и образование ФСГ и ЛГ  4) через половые гормоны надпочечников  5) через тимозины вилочковой железы

43. При нарушении регуляторного влияния на гипоталамус и аденогипофиз отрицательной обратной связи уровень тироксина в крови:

1) станет постоянным  2) останется в норме  *3) будет сильно колебаться  *4) может существенно отклониться от нормы

Дополните утверждение:

44.  Специфические регуляторы, которые секретируются эндокринными железами в кровь или лимфу, а затем действуют  на органы-мишени, называют ____(гормоны).

45.  Взаимоотношения нервной и эндокринной системы осуществляются благодаря взаимодействию гипоталамуса и _____(гипофиза).

46.  У лиц женского пола небольшое количество андрогенов вырабатывается в коре надпочечников и ____(яичниках).

47. Взаимодействие нервной и эндокринной системы  осуществляется на уровне гипофиза и ___(гипоталамуса).

Установите соответствие:

48.

Гормоны:

Секретируются железами:

А. Адреналин

Б. Соматотропин (СТГ)

1) мозговым веществом надпочечников

2) поджелудочной  железой

3) паращитовидными

4) передней долей гипофиза

5) щитовидной железой

49.

Выделение гормонов

Увеличивается при активации:

А. Тироксина

Б. Окситоцина

1) глюкорецепторов

2) терморецепторов

3) барорецепторов сосудов почек

4) осморецепторов

5) рецепторов сосков молочной железы

50.

Выделение гормонов

Увеличивается при активации:

А. Антидиуретического ( вазопрессина)

Б.  Ангиотензина

1) глюкорецепторов

2) терморецепторов

3) барорецепторов сосудов почек

4) осморецепторов

5) рецепторов сосков молочной железы

Частная физиология эндокринных желёз

1.  Глюкагон уровень глюкозы в крови _____

*1) увеличивает  2) уменьшает  3) не изменяет  4) сначала уменьшает, потом увеличивает  5) не изменяет или уменьшает

2. Повышение содержания глюкозы в крови вызывают гормоны  _____

1) инсулин  *2) адреналин  3) гистамин  *4) глюкагон  *5) кортизол

3. Паратирин уровень кальция в крови _____

*1) увеличивает  2) уменьшает  3) не изменяет  4) сначала уменьшает, потом увеличивает  5) не изменяет или уменьшает

4. При  снижении концентрации кальция в крови ниже нормы возбудимость ЦНС ___

*1) увеличивается  2) уменьшается  3) не изменяется  4) сначала уменьшается, потом увеличивается  5) не изменяется или уменьшается

5. Повышение содержания кальция в крови вызывают гормоны  _____

*1) паратирин  2) адреналин  3) гистамин  4) кальцитонин  *5) кальцитриол (витамин Д3)

6. Вазопрессин (АДГ) в почках, главным образом, увеличивает реабсорбцию  ____

1) калия  2) глюкозы  *3) воды  4) мочевины  5) аммиака

7. Усиливает выделение калия с мочой гормон _______

1) адреналин  2) тироксин   3) глюкагон   *4) альдостерон    5) кортизол

8. Стимулирует реабсорбцию натрия в почке, в основном, _____

1) адреналин  2) тироксин   3) глюкагон   *4) альдостерон    5) кортизол

9. Сужение сосудов обеспечивают гормоны _____

*1) ангиотензин-2  2) гистамин   3) брадикинин   *4) вазопрессин    5) в малых концентрациях адреналин *6) в больших концентрациях адреналин

10. Для полового созревания и развития женских половых признаков необходимы __

1) андрогены    2) глюкокортикоиды   3) минералокортикоиды 4) прогестерон   *5) эстрогены

11. Требуется ли для формирования пола в эмбриогенезе у зародыша с генотипом «XY» участие половых гормонов?

1) да, эстрогенов матери  2) нет, не требуется  3) да, андрогенов матери  *4) да, собственного тестостерона

12. Требуется ли участие половых гормонов для формирования пола в эмбриогенезе у зародыша с генотипом «XX»?

1) да, эстрогенов матери  *2) нет  3) да, андрогенов матери  4) да, собственного тестостерона

13. В организме лютеинизируюший гормон аденогипофиза стимулирует ______

1) рост и созревание фолликулов  2) сперматогенез  *3) секрецию тестостерона  *4) процесс овуляции  *5) секрецию прогестерона

14. В женском организме рост и созревание фолликулов стимулирует гормон _____

1) лютеинизирующий  2) пролактин  *3) фолликулостимулируюший  4) тестостерон  5) прогестерон

15. При физическом и эмоциональном напряжении в крови повышается уровень гормонов _______

*1) адреналина  2) альдостерона  *3) кортизола  *4) кортикотропина  *5) тироксина

16. Тироксин оказывает влияние на следующие функции организма _____

*1) эмоциональное состояние человека  *2) теплопродукцию  3) обмен кальция и фосфора  *4) усиление обмена энергии  5) правильного ответа нет

17. Подавление иммунных реакций и противовоспалительный эффект  характерен для гормонов _____

1) адреналина, норадреналина  2) минералокортикоидов  3) глюкагона  *4) глюкокортикоидов  5) соматотропина

18. Гликогенолиз усиливают гормоны _____

*1) адреналин  2) эстрогены  3) инсулин  *4) глюкагон  5) паратирин

19. Введение адреналина вызовет реакции _____

*1) повышение артериального давления, расширение зрачков  *2) увеличение частоты сердечных сокращений, снижение моторики кишечника  *3) гипергликемию, переход гликогена в глюкозу  4) сужение зрачков, уменьшение частоты сердечных сокращений  *5) расширение бронхов, усиление теплопродукции

20. Увеличение реабсорбции натрия в почке обеспечивает гормон ______

1) кортизол  2) паратгормон  3) тестостерон  4) интермедин  *5) альдостерон

21. Рост матки во время беременности, гипертрофию слизистой оболочки в первую половину менструального цикла обеспечивают гормоны ______

1) лютеинизирующий  2) фолликулостимулирующий  *3) эстрогены  4) тестостерон  5) гормон роста

22. Трансформацию лимфоцитов в Т-форму обеспечивает железа ______

1) гипофиз  *2) вилочковая  3) щитовидная  4) паращитовидная  5) поджелудочная

23. Гипофункция щитовидной железы (микседема) не сопровождается _____

1) снижением основного обмена  *2) снижением массы тела  3) медлительностью мышления  *4) увеличением частоты сердечных сокращений  5) одутловатостью лица

24. В организме человека катехоламины (адреналин, норадреналин) вызывают ____

*1) торможение сокращений желудка и тонкого кишечника  *2) расширение просвета бронхов  3) сужение зрачков  *4) распад гликогена  5) снижение частоты сердечных сокращений

25. Уровень основного обмена повышает гормон _____

*1) тироксин  2) инсулин  3) прогестерон  4) вазопрессин  5) тимозин

26. Инсулин облегчает транспорт глюкозы в  _____

*1) кардиомиоциты  *2) скелетные мышечные волокна  *3) гепатоциты   4) нейроны  5) энтероциты

27. В период полового созревания продукция мелатонина в женском организме ____

1) увеличивается  *2) уменьшается  3) не изменяется  4) отсутствует

28. Под действием кальцитонина увеличивается _____

1) всасывание катионов кальция в кишечнике  2) выход кальция из костей  *3) выделение катионов кальция с мочой  *4) активность остеобластов

29. Глюкокортикоиды вызывают эффекты _____

1) снижают уровень глюкозы в крови  2) стимулируют реабсорбцию натрия в почках  *3) уменьшают интенсивность воспалительных процессов  *4) подавляют синтез и стимулируют распад белка в мышцах  *5) стимулируют глюконеогенез  *6) увеличивают возбудимость ЦНС

30. Эндокринная функция плаценты в основном определяется секрецией _____

1) АКТГ  *2) хорионического гонадотропина  3) пролактина  4) тироксина  5) эстрогенов

31. Существует ли защита плода от половых гормонов матери, и чем она обеспечивается?

1) не существует  2) существует, непроницаемостью плаценты  *3) существует, синтезируемым плацентой α-фетопротеином  4) существует, клетки плода не имеют к ним рецепторов

32. Пубертантный скачок роста мальчиков обусловлен _____

1) резким повышением уровня гормона роста  2) резким повышением уровня андрогенов  *3) повышением чувствительности костей к гормону роста на фоне действия умеренных концентраций андрогенов  4) взаимодействием гормона роста с высокими концентрациями андрогенов

33. Пубертантный скачок роста девочек обусловлен _____

1) резким повышением уровня гормона роста  2) резким повышением уровня эстрогенов *3) повышением чувствительности костей к гормону роста на фоне действия умеренных концентраций эстрогенов  4) взаимодействием гормона роста с высокими концентрациями эстрогенов

34. Прекращение роста юношей обусловлено _____

1) резким повышением уровня гормона роста  2) резким повышением уровня андрогенов  3) повышением чувствительности костей к гормону роста на фоне действия умеренных концентраций андрогенов  *4) взаимодействием гормона роста с высокими концентрациями андрогенов

35. Прекращение роста девушек обусловлено _____

1) резким повышением уровня гормона роста  2) резким повышением уровня эстрогенов 3) повышением чувствительности костей к гормону роста на фоне действия умеренных концентраций эстрогенов  *4) взаимодействием гормона роста с высокими концентрациями эстрогенов

36. Недостаточный уровень андрогенов у мужчин приводит к _____

1) похудению  2) увеличению площади волосяного покрова  *3) нарушению роста костей  *4) изменению тембра голоса  *5) склонности к гомосексуальности

37. Половое созревание девочек определяется влиянием гормонов _____

*1) ФСГ  *2)ЛГ  3) АКТГ  4) ТТГ  5) СТГ

38. Развитие сперматозоидов обусловлено влиянием _____

1) ЛГ  *2) ФСГ  *3) тестостерона  4) гормона роста  5) инсулина

39. Цикличность изменений в организме женщины определяется _____

*1) регуляторной ролью гипоталамуса  2) влияниями коры больших полушарий  3) влияниями лимбической системы  4) гормонами не регулируется  *5) гормонами яичника

40. Биосинтез и метаболизм половых гормонов происходит _____

*1) в гипофизе *2) в гипоталамусе  *3) в яичниках  *4) в жировых клетках *5) в печени

41. Состояние оргазма характеризуется ____

*1) возбуждением лимбической системы  2) обостренным восприятием посторонних раздражителей  *3) угнетением восприятия посторонних раздражителей  *4) ростом артериального давления  *5) увеличением частоты сердечных сокращений

42. Мозговым веществом надпочечников вырабатываются гормоны _____

1) глюкокортикоиды, минералокортикоиды  *2) адреналин, норадреналин  3) адреналин, андрогены  4) норадреналин, глюкокортикоиды  5) адреналин, норадреналин, альдостерон

43. К гормонам нейрогипофиза относятся _____

1) тиреолиберин, соматостатин  2) вазопрессин, тиреотропный гормон  3) кортикотропин, лютеининзирующий гормон  *4) окситоцин, вазопрессин  5) мелатонин, серотонин

44. К нейрогормонам гипоталамуса относятся _____

1) окситоцин, вазопрессин  2) АКТГ, ЛГ  3) пролактин, тиреотропин  4) серотонин, мелатонин  *5) тиреолиберин, соматостатин

45. Антидиуретический гормон вырабатывается в _____

1) аденогипофизе  *2) гипоталамусе  3) надпочечниках  4) щитовидной железе  5) почках

46. В аденогипофизе образуются _____

*1) гормон роста  *2) АКТГ  3) тиреолиберин  4) окситоцин  5) соматостатин

47. Назовите гормоны плаценты _____

*1) прогестерон  *2) хорионгонадотропин  3) окситоцин  4) андрогены

48. Тиреолиберин продуцируется _____

1) в гипофизе  2) в щитовидной железе  3) в надпочечниках  *4) в гипоталамусе  5) в эпифизе

49. В клетках слизистой полости рта задерживается вода, усиливается митотическая активность, снижается ороговение клеток под влиянием гормона _____

1) прогестерона  2) соматотропина  3) инсулина  *4) эстрадиола  5) тироксина

50. Гипоплазия эмали и нарушение образования дентина наблюдаются при гипофункции в детстве _____

1) вилочковой железы  2) аденогипофиза  3) поджелудочной железы  *4) околощитовидных желез  5) нейрогипофиза

Установите соответствие:

51.

Угнетение функций желёз

Проявляются в полости рта

А. Щитовидной

1) пигментацией слизистых оболочек

2) акромегалией

*3) множественным кариесом с пришеечной локализацией

4) гиперплазией эмали

5) неправильным прикусом

52.

Хроническая недостаточность желёз

Проявляются в полости рта

А. Коркового вещества надпочечников

*1) пигментацией слизистых оболочек

2) акромегалией

3) множественным кариесом с пришеечной локализацией

4) гиперплазией эмали

5) неправильным прикусом

53.

Угнетение функций желёз

Проявляются в полости рта

А. Аденогипофиза

1) пигментацией слизистых оболочек

*2) акромегалией

3) множественным кариесом с пришеечной локализацией

4) гиперплазией эмали

5) неправильным прикусом

54.

Гормоны:

Вызывают эффект:

А. Прогестерон

Б.  Адреналин

Б1) суживает сосуды, тормозит сокращение кишечника, усиливает обмен веществ и энергии, повышает силу и частоту сердечных сокращений

Б2) стимулирует  распад гликогена в печени и увеличивает уровень глюкозы в крови

3) обеспечивает формирование первичных и вторичных половых признаков, стимулирует пролиферацию и рост желез в эндометрии

А4) усиливает секреторную активность клеток эндометрия в матке, стимулирует секрецию молочных желез, обеспечивает имплантацию оплодотворенной яйцеклетки

5) снижает содержание кальция в крови

55.

Гормоны:

Вызывают эффект:

А. Альдостерон

Б. Тироксин

Б1) усиливает обмен веществ и энергии, частоту сердечных сокращений

А2) стимулирует  реабсорбцию натрия в почках

3) регулирует обмен кальция и фосфора

4)  регулирует обмен углеводов, изменяя проницаемость клеточной мембраны для глюкозы, стимулирует синтез белка

5) снижает содержание кальция в крови

56.

Гормоны:

Вызывают эффект:

А. Гистамин

Б. Паратирин

1) усиливает обмен веществ и энергии, силу и частоту сердечных сокращений

2) стимулирует  распад гликогена в печени

А3) расширяет резистивные сосуды

А4) увеличивает проницаемость капилляров

Б5) повышает уровень кальция и фосфора в плазме крови

57.

Гормоны:

Выполняют функции:

А. Кальцитонин

Б. Кортизол

А1) активирует остеобласты и процессы минерализации

2) активирует остеокласты и процессы деминерализации

Б3) усиливает глюконеогенез, повышает уровень глюкозы в крови, оказывает противовоспалительное действие

4) угнетает остеобласты и процессы минерализации

5) понижает сократимость миокарда

58.

Гормоны:

Выполняют функции:

А. Соматотропин

Б. Кальцитриол (витамин Д3)

1) повышает скорость глюконеогенеза

2) понижает уровень глюкозы в крови

3)  понижает уровень кальция в крови

А4) стимулирует синтез белка в клетках

Б5) повышает уровень кальция в крови

59.

Гормоны:

Секретируются железами:

А. Кортикотропин (АКТГ)

Б. Альдостерон

1) передней долей гипофиза

2)  задней долей гипофиза

3) корой надпочечников

4) мозговым веществом надпочечников

5) гипоталамусом

60.

Гормоны:

Секретируются железами:

А. Вазопрессин (АДГ)

Б. Тимозин

1) вилочковой железой (тимусом)

2)  задней долей гипофиза

3) корой надпочечников

4) мозговым веществом надпочечников

5) гипоталамусом

Приложение 2.

Для самоконтроля уровня знаний проанализируйте решения ситуационных задач:

1. В эксперименте почку пересаживали на шею животного, и она продолжала нормально функционировать. После пересадки гипофиза на шею выделение его гормонов прекращалось. Объясните, почему?

Решение: А. Нормальное функционирование почки после пересадки свидетельствует о том, что основной механизм регуляции деятельности почки – гуморальный, а не нервный. Гуморальные стимулы почка получает из крови большого круга кровообращения, как в норме, так и после пересадки. Б. Деятельность аденогипофиза, как известно, также регулируется гуморальным механизмом. В норме либерины и статины, образовавшиеся в нейросекреторных клетках гипоталамуса, поступают к клеткам аденогипофиза с кровью венозных сосудов воротной системы гипофиза. При пересадке гипофиза на шею структурная связь с гипоталамусом нарушается, поэтому стимулы для тропных гормонов не поступают, и они не выделяются.

2. Собаке ввели большое количество физиологического раствора. Повлияет ли это на деятельность гипофиза?

Решение: А. Введение раствора увеличивает объём циркулирующей крови животного, что приводит к активации нескольких механизмов регуляции. В частности, увеличивается активность волюморецепторов предсердий, от которых через блуждающий нерв и восходящие пути сигналы идут в гипоталамус, где тормозится образование антидиуретического гормона и его выделение в нейрогипофизе уменьшается. Этот же эффект вызывают сигналы от барорецепторов, возбужденных высоким давлением. Б. Другой путь связан с воздействием большого объёма на гормональные клетки предсердий, секретирующие натрийуретический фактор, который тормозит реабсорбцию натрия в почке. Этот путь не связан с гипофизом. В. Третий путь регуляции состоит в подавлении активности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, что также приводит к снижению реабсорбции натрия в почке.  Г. Наконец, есть ещё рефлекторное торможение секреции АКТГ в ответ на растяжение предсердий избытком крови. Таким образом, введение большого объёма раствора влияет на деятельность гипофиза.

3. Во сколько раз скорость распространения гуморального воздействия меньше скорости распространения нервного импульса?

Решение: А. Конкретизируем задачу. Возьмем для примера волокно типа Аα, по которому возбуждение распространяется со скоростью 100 м/с. Скорость распространения гуморального стимула будет определяться скоростью движения крови. Например,  в аорте скорость кровотока равна 0,5 м/с. В результате скорость распространения импульсов в 100:0,5 = 200 раз больше скорости гуморального воздействия.

4. Полипептидные гормоны нельзя вводить перорально из-за гидролиза полипептидов в кишечнике. Введение в виде инъекций сопряжено с рядом неудобств.  Предложите безинъекционный способ введения гормона.

Решение: А. Молекулы гормона должны всосаться в кровь. Всасывание происходит наиболее интенсивно в тонком кишечнике, но здесь же идет гидролиз белков. В малой степени к всасыванию способны слизистые полости рта, носа, а также прямой кишки. Значит можно раствор с гормоном ввести в эти полости; Б. Требуется изучить особенности всасывания этих областей и попытаться найти способы усиления всасывания.

5. У здорового щенка, находящегося в обычных условиях, зарегистрирован положительный азотистый баланс. Можно ли его сделать ещё больше, заменив в пище животного большую часть углеводов  белками?

Решение: А. Положительный азотистый баланс имеет место, если количество азота, потребляемого с белками, больше, чем его содержание в моче. У растущего организма в норме азотистый баланс положительный, так как при росте происходит усиленный синтез белка и построение структур организма.  Б. Регулирует синтез белка соматотропин. Его действие реализуется при достаточном количестве аминокислот. При значительном дефиците углеводов в организме и недостаточном количестве глюкозы усилятся процессы глюконеогенеза (под действием кортизола, глюкагона, гормона роста), которые потребуют дезаминирования аминокислот и использования их для синтеза глюкозы. В.  Установлено, что для действия гормона роста необходимы углеводы. Таким образом, замена углеводов в пище на белок не увеличит задержку азота в организме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13930. Трудовое право 41.5 KB
  Цель: Закрепить знания полученные по теме Трудовое право понятия нормативные документы и т.п.. Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях умение пользоваться документами. Формировать коммуникативные навыки общения при
13931. Повторення Я, моя сім’я і друзі 41.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 1 Topic Revision. I my Family and Friends Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Знов у школу. Мета: Ознайомити учнів з завданнями навчання в 11 класі структурою підручника спрямувати на систематичну творчу роботу протягом року. Практикува...
13932. Календарно-обрядові пісні весняного циклу. Веснянка «Весняночка-паняночка» 81 KB
  УРОК № 1 Тема.Календарнообрядові пісні весняного циклу. Веснянка Весняночкапаняночка. Мета:ознайомити учнів з українськими народними піснями та їх видами різновидами й видами календарнообрядових пісень; виховувати повагу до народних звичаїв і традицій естет
13933. Lesson. Ми – одинадцятикласники. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 11-х класів 51.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 2 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 2 Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Ми – одинадцятикласники. Мета: Практикувати учнів у зв’язних монологічних та діалогічних висловлюваннях за темою
13934. Календарно-обрядові пісні літнього циклу. «Пісенька житнього віночка» 96.5 KB
  УРОК № 2 Тема.Календарнообрядові пісні літнього циклу. Пісенька житнього віночка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями літнього циклу; розвивати навички виразного читання аналізу купальських жниварських пісень; виховувати повагу до людської п
13935. Державна служба. Поняття Дисциплінарне провадження 258 KB
  Дисциплінарне провадження - процедура розгляду в Дисциплінарній комісії АПУ фактів неналежного виконання аудитором (аудиторською фірмою) професійних обовязків, та вибір заходів впливу на аудитора (аудиторську фірму) у формі стягнення.
13936. Календарно-обрядові пісні зимового циклу. «Ой хто, хто Миколая любить», «Добрий вечір тобі, пане господарю!», «Щедрик, щедрик, щедрівочка» 60.5 KB
  УРОК № 3 Тема.Календарнообрядові пісні зимового циклу. Ой хто хто Миколая любить Добрий вечір тобі пане господарю Щедрик щедрик щедрівочка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями зимового циклу; розвивати навички виразного читання й ана
13937. Форматування диску 20.06 KB
  Урок №16 Тема: Форматування диску. Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Хід уроку Перевірка домашнього завдання. Усне опитування. Мотивація навчання. Для того щоб записат...
13938. Анализ контрольной работы. Повторение 63 KB
  Тема урока: Анализ контрольной работы. Повторение. Цели урока: закрепить полученные представления: о множестве элементе множества подмножестве пересечении множеств объединении множеств; о высказывании истинности высказывания об отрицании о высказы...