79366

Семейное право

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Права и обязанности родителей и детей. Словарь: Семейное право - система правовых норм регулирующих личные и производные от них имущественные отношения возникающие из брака кровного родства принятия детей в семью на воспитание.

Русский

2015-02-11

110.5 KB

0 чел.

Цель урока: Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока:

Дать понятия "семейное право", "семья", "брак".

Познакомить с источником и принципами семейного права.

Развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Семейное и правовое воспитание.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ

Методы проведения урока:

встреча с работником ЗАГСа,

работа с учебником,

источником,

словарём,

тетрадью,

решение творческих задач.

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Музыкальный центр

Брачный договор

Творческие задачи по теме: "Семейное право"

Презентация урока в виде слайд-шоу

Вальс Мендельсона

Заявление о заключении брака

Организационный момент.

I. Изучение новой темы.

План урока:

1. Что такое семейное право, источники, принципы.

2. Условия и порядок вступления в брак.

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности родителей и детей.

Словарь:

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

ЗАГС - запись актов гражданского состояния

1. Что такое семейное право, источники, принципы.

Семейное право - это ещё одна отрасль права, которую мы будем изучать.

Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.

Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений.

Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3)

Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2)

Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3)

Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995 г.

(смотри определение семейное право в словаре).

На основании определения найдите принципы семейного права?

Принципы семейного права:

Равноправие граждан

Равноправие мужчины и женщины

Единобрачие

Свобода и добровольность заключения брака

Свобода и добровольность расторжения брака

Взаимная забота членов семьи

Защита семьи со стороны государства

Судебная защита прав членов семьи

Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение родительских прав)

Семейное право стоит на защите в первую очередь благополучия и прочности семьи, предусматривает целый комплекс мер по защите самого слабого её звена - ребёнка.

Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

(смотри определение брак в словаре).

На основании определения найдите признаки брака?

Признаки брака:

Союз мужчины и женщины

Свободный союз

Единобрачный союз

Равноправный союз

Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

Каковы условия и порядок вступления в брак? (выступление работника ЗАГСа)

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак

Достижение брачного возраста

Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:

а) не должны состоять в зарегистрированном браке

б) не должны быть близкими родственниками

в) недееспособность, признанное по суду

Условия недействительности брака:

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции

Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

Порядок вступления в брак:

Подача заявления в ЗАГС

Обязательное присутствие жениха и невесты

Подписи в книге актов гражданского состояния

Отметка в паспорте

Выдача свидетельства о браке (на русском и марийском языках)

Образовалась новая семья.

(смотри определение семья в словаре).

Теперь он и она должны решать многие вопросы совместно. Супруги равны между собой, их личные и имущественные права регулируются законом.

Законный режим имущества супругов

Имущество, нажитое до брака

Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования

Предметы индивидуального пользования

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

Договорной режим имущества супругов

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.

(работа с учебником - параграф 17, п.4, стр.108)

Права и обязанности детей:

Жить и воспитываться в семье

На общение с родителями и другими родственниками

На защиту

Выражать своё мнение

На имя, отчество, фамилию

Имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Права и обязанности родителей:

Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

Обеспечить получение детьми основного общего образования

Защита прав и интересов детей

Право на общение с ребёнком

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.

В силу разных жизненных обстоятельств семья может распасться.

Как вы думаете, каковы причины?

Отсутствие общих взглядов

Несходство характеров

Любовь к другому человеку

Супружеская неверность

Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои

Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий

Вмешательство родителей в семейные дела супругов

Основания для лишения родительских прав (ст.69 СМ РФ) (учебник, стр.108)

Жестокое обращение с детьми

Аморальное поведение родителей

Уклонение от воспитания детей

Злоупотребление родительскими правами

Являются хроническими алкоголиками или наркоманами

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга

Отказ от ребёнка

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты.

Алименты - средства на содержание детей, супруги.

1/4 заработка - на 1 ребёнка

1/3 заработка - 2 детей

1/2 заработка - на 3-х и более

Семья - это спасительная гавань в жизненных трудностях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности: родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на земле.

Ведь недаром поётся: "Родительский дом- начало начал, ты в жизни моей надёжный причал:"

II. Закрепление.

1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!":

2. Что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов? Обоснуйте свой выбор.

1) сохранение добрачной фамилии или избрание фамилии одного из супругов в качестве общей;

2) совместное решение вопросов жизни семьи;

3) расторжение брака;

4) дача согласия на усыновление ребёнка другим супругом;

5) распоряжение вещами индивидуального пользования.

3. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объясните, почему.

4. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните.

5. Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната восемь метров, чем не семейный дом?

Готовясь порой к зачётам,

Над книгой или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоём.

Она легко уставала.

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом не шуметь стараясь

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал.

Но кто соседей обманет,

Тот магом, пожалуй, станет.

Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Её называли "лентяйкой"

Его ехидно - "хозяйкой",

Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой:

(Э.Асадов)

6. Как вы понимаете смысл этой притчи? Ответ поясните.

Зимой семья ежей, рассказывается в одной притче, собиралась в своей норке и, пытаясь спастись от холода, сбивалась в кучки. Ежи прижимались друг к другу как можно ближе. Но колючки впивались в соседей - приходилось отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было найти то расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть.

7. Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?"

Как вы объясните Артёму эту норму?

III. Дома: параграф 17,практикум 1-4 на стр.111, эссе на выбор на стр.112.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40584. Структурный подход 30 KB
  Все наиболее распространенные методологии структурного подхода [9111213] базируются на ряде общих принципов [3]. В качестве двух базовых принципов используются следующие: принцип разделяй и властвуй принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач легких для понимания и решения; принцип иерархического упорядочивания принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. Выделение двух базовых принципов не означает...
40585. Проблема сложности больших систем 21.96 KB
  Единственно эффективный подход к решению этой проблемы заключается в построении сложной системы из небольшого количества крупных частей каждая из которых в свою очередь строится из частей меньшего размера и т. по отношению к проектированию сложной программной системы это означает что ее необходимо разделять декомпозировать на небольшие подсистемы каждую из которых можно разрабатывать независимо от других. Это позволяет при разработке подсистемы любого уровня держать в уме информацию только о ней а не обо всех остальных частях системы....
40586. Методология функционального моделирования SADT. Состав и функции моделей SADT 61.84 KB
  Состав и функции моделей SDT. Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг выражающих ограничения которые в свою очередь определяют когда и каким образом функции выполняются и управляются; строгость и точность. отделение организации от функции т. Методология SDT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций а затем для разработки системы которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции.
40587. Методология функционального моделирования SADT. Состав и функции моделей SADT. Типы связей 40.5 KB
  Вендрова Проектирование ПО Ход урока Организационный момент 24 мин: Приветствие оформление документов к занятию Повторение пройденного материала применяемая методика выводы1520 минзанятие 22 п.5 Сообщение темы урока постановка цели и задачи:13 мин: Методология функционального моделирования SDT; Состав и функции моделей SDT. Изложение нового материала применяемая методика: 5060 мин. лекция: Состав функциональной модели Иерархия диаграмм Типы связей между функциями Моделирование потоков данных процессов...
40588. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД 92 KB
  Чтобы профессиональное общение сотрудника ОВД было эффективным и успешным, он обязан разбираться в психологии общения, обладать умением делать выводы на основании фактов и собственных наблюдений.
40589. Создание SADT-диаграмм по произвольным проектам 48 KB
  Организационный момент 23 мин: Приветствие фиксация отсутствующих проверка санитарного состояния аудитории заполнение журнала рапортички проверка подготовленности студентов к занятию. Напоминание правил техники безопасности при работе с ПК; 2. Сообщение темы цели и задач практикума 23 мин: Цели: Приобретение навыков создания SDT моделей по методологии IDEF0. Актуализация опорных знаний и умений студентов 1015 мин: устный опрос занятие 24 п.
40590. Метод моделирования IDEF1 35.48 KB
  Сущность в методологии IDEF1X является независимой от идентификаторов или просто независимой если каждый экземпляр сущности может быть однозначно идентифицирован без определения его отношений с другими сущностями. Сущность называется зависимой от идентификаторов или просто зависимой если однозначная идентификация экземпляра сущности зависит от его отношения к другой сущности рисунок 1. Сущности Каждой сущности присваивается уникальное имя и номер разделяемые косой чертой и помещаемые над блоком. Связь может дополнительно определяться с...
40591. Создание ERD диаграмм методом IDEF I 48.5 KB
  Организационный момент 23 мин: Приветствие фиксация отсутствующих проверка санитарного состояния аудитории заполнение журнала рапортички проверка подготовленности студентов к занятию. Напоминание правил техники безопасности при работе с ПК; 2. Сообщение темы цели и задач практикума 23 мин: Цели: Приобретение навыков создания SDT моделей по методологии IDEF0. Актуализация опорных знаний и умений студентов 1015 мин: устный опрос занятие 27 п.
40592. Сущность объектно-ориентированного подхода 16.76 KB
  Объектноориентированный подход использует объектную декомпозицию при этом статическая структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением моделирующим поведение объекта реального мира. Абстрагирование это выделение существенных характеристик некоторого объекта которые отличают его от всех других видов объектов и таким образом четко определяют его концептуальные границы...