79389

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Наблюдения и опыты подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Среди трудов крупных философов-физиков занимавшихся учением о молекулярном строении вещества особую роль сыграли труды великого русского учёного М. Строение вещества дискретно прерывисто.

Русский

2015-02-11

22.61 KB

31 чел.

Урок №2/40

Тема №20: «История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул.»

1 История атомистических учений.

    Учение о том, что все тела состоят из атомов, возникло в Древней Греции в IV веке до н.э. Основоположником атомистической теории был философ Демокрит. Воззрения Демокрита, естественно, весьма далеки от современных представлений, но они сыграли важную роль в развитии физики. Среди трудов крупных философов-физиков, занимавшихся учением о молекулярном строении вещества, особую роль сыграли труды великого русского учёного М.В.Ломоносова. Им были рассмотрены вопросы вращательного движения молекул и объяснены тепловые явления при этом виде движения. Он отвергал господствовавшее в то время учение о теплороде – некоторой невесомой жидкости, якобы определяющей тепловые свойства тел., и утверждал, что «теплота состоит во внутреннем движении материи».

  Основные представления, высказанные Ломоносовым, были в дальнейшем развиты Л.Больцманом, Р.Клаузисом, Д.Максвеллом, Л.Гей-Люссаком и др. Многочисленные исследования, проведённые этими учёными, позволили сформулировать основные положения молекулярно-кинетической теории. В основе теории лежат 3 важных положения, подтверждённые экспериментально и теоретически.

    - Все тела состоят из мельчайших частиц – атомов, молекул, в состав которых ещё более мелкие элементарные частицы (электроны, протоны, нейтроны). Строение вещества дискретно (прерывисто).

     - Атомы и молекулы вещества всегда находятся в непрерывном хаотическом движении.

    - Между частицами любого вещества существуют силы взаимодействия – притяжения и отталкивания. Природа этих сил электромагнитная.

2 Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное мтроение вещества.

В 1827 г. Английский ботаник Р.Броун (1773-1858 гг.) обнаружил, что частицы твёрдого вещества в жидкой среде совершают непрерывное хаотическое движение.

Тепловое движение взвешенных в жидкости (или газе) частичек получило название броуновского движения. Причиной броуновского движения является непрерывное  хаотическое движение молекул жидкости или газа, которые, беспорядочно ударяясь со всех сторон о взвешенные в жидкости (газе) частички, приводят их в движение.

Диффузией называется явление самопроизвольного проникновения одного вещества в другое. Диффузия в жидкостях происходит медленнее, чем в газах, но быстрее, чем в твёрдых телах, потому что чем плотнее вещество, тем ближе друг к другу расположены в нём молекулы.

3 Масса и размеры молекул.

Размер молекулы О2 = 4∙10-10 м, объём молекулы О2 = 10-20 м3.

Атом – наименьшая частица данного химического элемента.

Молекула – наименьшая устойчивая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами.  

Единичная атомная масса m0 = 1/12m0C = 1,66∙10-27 кг.

Мr – относительная молекулярная масса

Mr = mмол/m0

Ar – относительная атомная масса

Ar = mат/m0

Количество вещества – это отношение числа N молекул (атомов) в данном макроскопическом теле к числу NА атомов в 0,012 кг углерода:

ν = N/NA

Количество вещества выражают в молях.

Моль – количество вещества, содержащего столько же молекул (атомов), сколько содержится молекул (атомов) в 0,012 кг углерода.

Моль любого вещества содержит, по определению, одинаковое число молекул (атомов). Это число называют постоянной Авогадро.

NA = 6,02∙1023 моль-1.

Молярная масса М – масса одного моля вещества:

М = mмолNA

Молярная масса выражается в кг/моль.

М = m/ν

Моль при нормальных условиях занимает объём V0 = 22,4∙10-3 м3.

В 1м3 любого газа при нормальных условиях содержится одинаковое число молекул:

NЛ = NA/V0 = 2,7∙1027 м-3.

NЛ – постоянная Лошмидта.

Задачи

Определить массу одной молекулы воды.

Сколько молекул газа находится в сосуде вместимостью 0,15 м3 при нормальных условиях?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8183. Основные факторы развития личности 38.1 KB
  Основные факторы развития личности Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С то...
8184. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 39.57 KB
  Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печ...
8185. Сущность педагогического процесса 16.44 KB
  Сущность педагогического процесса Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов ...
8186. Виды педагогических систем 20.74 KB
  Виды педагогических систем В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие система (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого ...
8187. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности 38.67 KB
  Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению ...
8188. Развитие христианской педагогической традиции в Византии 26.53 KB
  Развитие христианской педагогической традиции в Византии Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспита...
8189. Развитие русской педагогической мысли в XIX в 44.77 KB
  Развитие русской педагогической мысли в XIX в В XIX в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие пр...
8190. Развитие школы и педагогики в России после октябрьской революции (1917 г.) 35.85 KB
  Развитие школы и педагогики в России после октябрьской революции (1917 г.) Реформирование системы образования в первые годы советской власти История отечественной школы и педагогики советского периода оказалась крайне драматичной и противоречивой. Д...
8191. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 25.93 KB
  Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике В главе о сущности и общих закономерностях воспитания показано, что важнейшим его аспектом является овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические...