79402

Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности

Доклад

Психология и эзотерика

В современной психологии Способности система свойств личности формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности а также овладение знаниями и навыками. По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов.

Русский

2015-02-13

24.98 KB

1 чел.

Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности

Понятие «способности» появилось в трудах древнегреческого философа Платона почти 2500 лет назад.

Основой развития способностей и важнейшим условием является наличие задатков, которые являются врожденными анатомическими и физиологическими особенностями организма человека.

В современной психологии «Способности» - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.

По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают успешное выполнение многих видов деятельности. Специальные способности необходимы для выполнения какого-то одного определенного вида деятельности.

Различают учебные и творческие способности. Учебные позволяют успешно осваивать знания, а творческие - обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.

Существуют потенциальные и актуальные способности. Потенциальными считаются способности, которые в настоящее время не проявились, актуальными - те, которые уже проявились у человека.

С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.

Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.

Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощью. Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.

По уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.

Талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.

Гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

3 подхода:

1.Наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности»: способности - совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

2.Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Различают природные (естественные) способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (тонкость и точность ручных движений, память, речь и др.).

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (муз.способности, математические и др.)

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Способности связаны с врожденными анатомическими особенностями структурами мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42975. Цех ремонта сельхозтехники 103.5 KB
  площадь застройки промышленного здания в пределах внешнего периметра наружных стен. полезная площадь промышленного здания. Лёгкий бетон=1000 кг м3 Расчёт вспомогательных помещений Показатели для расчёта: Количество работающих во всех сменах: А=А1А2=8436=120 А1 мужчины А2 женщины Количество работающих в наиболее многочисленной смене: В=В1В2=4921=70 В1 мужчины В2 женщины Количество служащих: С=15 Вид помещений Показатель Значение Примечание Все вспомогательные помещения Площадь м2 504...
42976. Двухэтажный 4-квартирный жилой дом со стенами из керамических камней 87.5 KB
  Объемнопланировочное решение здания. Конструктивные решения здания. Характеристика района строительства Место расположения будущего здания в городе Рязань. Климатические условия района строительства: среднегодовая температура 38 0С минимальная зафиксированная температура 410С максимальная зафиксированная температура 380С продолжительность периода со среднесуточной температурой  0С составляет 145 суток количество осадков за год 644мм средняя месячная относительная влажность воздуха: наиболее холодного месяца...
42977. Цех по ремонту автотранспорта 61.5 KB
  Введение Исходные данные Характеристики климатического района Характеристика рельефа Характеристики огнестойкости и взрыво-пожаробезопасности Технологическая часть Направленность технологического процесса Технологические зоны Грузоподъемное оборудование Технологические зоны с агрессивными средами Объемно-планировочные решения Параметры проектируемого здания Помещения и перегородки Ворота Окна Полы Кровля Расчет количества водоприемных воронок Фасад...
42978. Газоснабжение жилого микрорайона в Советском районе г. Астрахань с газификацией жилого много квартирного дома 86 KB
  При определении сметной стоимости строительства внутренних инженерных систем использованы Территориальные единичные расценки на строительные работы ТЕР. ТЕР2001 предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства а также для расчётов за выполненные строительные работы. Сборники ТЕР2001 разработаны в базисном уровне цен Госстроя по состоянию на 1 января 2001 года. При расчёте сметной стоимости базовоиндексным методом приняты: а Объёмы работ для подсчета сметной стоимости работ определяются в разделе...
42979. Двухэтажный 6-квартирный жилой дом со стенами из силикатного кирпича 88.5 KB
  Объемнопланировочное решение здания. Конструктивные решения здания. Характеристика района строительства Место расположения будущего здания в городе Орел. Климатические условия района строительства: среднегодовая температура 49 0С минимальная зафиксированная температура 350С максимальная зафиксированная температура 380С продолжительность периода со среднесуточной температурой  0 0С составляет 138 суток количество осадков за год 571мм средняя месячная относительная влажность воздуха: наиболее холодного месяца...
42980. Проект производственного здания с административно-бытовым корпусом для строительства в г.Томск 111.5 KB
  Основными конструктивными элементами ячейкового промышленного здания являются: колонны которые передают нагрузки на фундаменты; конструкции покрытия которые состоят из несущей части фермы; Вертикальные ограждающие конструкции стены перегородки конструкции остекления причем конструкции стен опираются на фундаментные и обвязочные балки; Двери и ворота для движения людей и транспорта; Окна обеспечивающие необходимый световой режим в помещении Основные характеристики: По...
42981. Проектирование промышленного здания в г. Омск 97 KB
  Краткое изложение задания Характеристика района строительства Объемно-планировочное решение Конструктивное решение Теплотехнический расчет стенового ограждения и покрытия Расчет административно бытовых помещений Литература Краткое изложение задания Универсальный корпус предназначен для размещения в нем некоторых производств легкого и среднего машиностроения не требующих применения тяжелых кранов. Фахверковые колонны жёстко заделывают в фундаменты и сверху шарнирно соединяют с элементами покрытия....
42982. ОДНОЭТАЖНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗДАНИЕ В г. ЧИТА 107 KB
  Фахверковые колонны жёстко заделывают в фундаменты и сверху шарнирно соединяют с элементами покрытия. Шарнирное крепление выполняют так чтобы оно передавало ветровую нагрузку на каркас здания и исключало возможность передачи вертикальных нагрузок от покрытия на фахверковые колонны т. В качестве главных несущих конструкций покрытия приняты сборные железобетонные фермы подстрапильные для зданий с плоским покрытием пролёт 24м и 18м. Фермы покрытия соединяют с колоннами анкерными болтами выпущенными из колонн и проходящими через опорный...
42983. Производство листового стекла флоат-способом формования на расплаве олова 6.62 MB
  Целью данного дипломного проекта было запроектировать производство листового стекла флоатспособом формования на расплаве олова и усовершенствовать его. В работе рассмотрены различные технологии производства листового стекла пути и средства его совершенствования. Технология производства стекла флоатспособом. Научнотехнический прогресс в производстве стекла позволил значительно расширить области его эффективного применения.