79402

Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности

Доклад

Психология и эзотерика

В современной психологии Способности система свойств личности формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности а также овладение знаниями и навыками. По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов.

Русский

2015-02-13

24.98 KB

0 чел.

Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности

Понятие «способности» появилось в трудах древнегреческого философа Платона почти 2500 лет назад.

Основой развития способностей и важнейшим условием является наличие задатков, которые являются врожденными анатомическими и физиологическими особенностями организма человека.

В современной психологии «Способности» - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.

По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают успешное выполнение многих видов деятельности. Специальные способности необходимы для выполнения какого-то одного определенного вида деятельности.

Различают учебные и творческие способности. Учебные позволяют успешно осваивать знания, а творческие - обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.

Существуют потенциальные и актуальные способности. Потенциальными считаются способности, которые в настоящее время не проявились, актуальными - те, которые уже проявились у человека.

С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.

Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.

Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощью. Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.

По уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.

Талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.

Гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

3 подхода:

1.Наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности»: способности - совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

2.Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Различают природные (естественные) способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (тонкость и точность ручных движений, память, речь и др.).

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (муз.способности, математические и др.)

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Способности связаны с врожденными анатомическими особенностями структурами мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13171. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА СТАЛИНА 721.5 KB
  Михаил Александров ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА СТАЛИНА СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава 1. Истоки внешнеполитической философии Глава 2. Опыт китайской стратегии Глава 3. Формирование внешнеполитической доктрины Заключение ПРЕДИСЛОВИЕ Личность Сталина
13172. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 685.5 KB
  ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ Оглавление Введение3 Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: теоретические и правовые аспе
13173. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 447 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования 1.1. Сущность и схемы ипотечного кредитования его значение в рыночной экономике
13174. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 310.5 KB
  ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Создание службы маркетинга на предприятии Маркетинговые структуры предприятия Служба маркетинга на предприятии 1.3. Прав...
13175. Государственный бюджет РФ, его структура и динамика 186 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА Дисциплина Экономическая теория Тема: Государственный бюджет РФ его структура и динамика Содержание Введение Глава 1. Экономическая сущность структура доходы и расходы государственного бюджета Глав...
13176. КЛАССИФИКАТОРЫ СЛОЕВ, СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОБЪЕКТОВ КАРТ ОБСТАНОВКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2.12 MB
  КЛАССИФИКАТОРЫ СЛОЕВ СЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОБЪЕКТОВ КАРТ ОБСТАНОВКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Москва 2009 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ Классификатор предназначен для создания электронных карт обстановки о чрезвычайных ситу...
13177. КОМПЮТЕРНІ МЕРЕЖІ. Комунікаційна мережа 878.5 KB
  КОМПЮТЕРНІ МЕРЕЖІ 1. Введення Компютерна мережа обчислювальна мережа мережа передачі даних система звязку компютерів і/або компютерного устаткування сервери маршрутизатори і інше устаткування канали звязку. Для передачі інформації можуть бути використані р
13178. ВИВЧЕННЯ ЯВИЩА ЕЛЕКТРОМАГНІТНОЇ ІНДУКЦІЇ 2.51 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 17 ВИВЧЕННЯ ЯВИЩА ЕЛЕКТРОМАГНІТНОЇ ІНДУКЦІЇ Мета роботи: спостерігати явище електромагнітної індукції перевірити умови появи в котушці індукційного струму дослідити залежність напряму струму від властивостей магнітного поля перевірити с
13179. Дослідження МПС на базі мікропроцесорного комплекту КР580 821.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1 Дослідження МПС на базі мікропроцесорного комплекту КР580 1. Мета роботи Вивчення структури та функцiональних можливостей мiкропроцесорної системи €œМIКРОЛАБ КР58О€ карти її пам’ятi органiв управл...