79405

Проблема характера в психологии личности. Черты личности. Черты характера

Доклад

Психология и эзотерика

Черты характера К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. По Рубинштейну способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие характер признано дискуссионным.

Русский

2015-02-13

28.83 KB

2 чел.

Проблема характера в психологии личности. Черты личности. Черты характера

К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных ситуациях. Рубинштейн: характер человека - существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Характер — это общий строй человека. В характере сосредоточены самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания. К характеру относятся не все относительно устойчивые свойства, а только те, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека. По Рубинштейну, способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, потому что: - тенденция отождествлять характер с личностью в целом (она более изучена); - характер многие относят к области этики, а не психологии. - сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы: 1) проблема выделения и описания феноменологии характера; 2) проблема типологии характера индивидуальности, 3) проблема единиц анализа характера индивидуальности; 4) проблема формирования характера; 5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера. Соотношение темперамента и характера. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера (в отечественной). Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, характер - то, что человек может контролировать, изменять и развивать. Характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке. В. Кречмер: Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же — это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе. Отеч.: Характер отражает содержание отношений личности— предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, 1) к природе, обществу и общественным идеям (идеология), 2) к труду как способу существования человека, 3) другие Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Характер - это компонент личности, который имеет свою структуру, что в определенный способ сочетает его черты. Черт характера много, их количество трудно установить. Сам термин "качество" используется в нескольких смыслах, хотя в целом отечественные ученые считают, что характерологическая черта - это единство мотива и действия, содержания и формы, связь между которыми не всегда однозначна. Это сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека, которые позволяют с определенной вероятностью предсказывать его поведение в том или ином конкретном случае.

По морально-психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.

Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требование действовать в соответствии с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на передний план выходят моральные качества поведения. Появление этих черт стимулируется потребностями человека в целостной социальной среде.

В условиях, которые побуждают личность главным образом к волевым усилиям, осуществления волевых действий, наиболее ярко проявляются волевые черты характера. Это обусловлено потребностью человека в активной и содержательной деятельности.

Если же личности нужно эмоционально оценить себя или других людей, явления природы, искусство, окружающую действительность, то наиболее ярко проявляются эмоциональные черты характера, их появление обусловливается потребностью в общении.

При обстоятельствах, требующих от личности, прежде всего четкого и осознанного восприятия окружающей действительности, обдуманно, глубокого и оригинального решения различных жизненных, производственных и учебных задач, четко проявляются интеллектуальные черты характера, их появление диктуется познавательными потребностями.

Черты морального, волевого, эмоционального и интеллектуального содержания являются ведущими в характере человека.

В создании характера решающими являются требования, которые ставит общество перед личностью, которая формируется. Общество ожидает, что личность овладеет нужными чертами характера к гражданской зрелости. Итак, в сфере познания структуры характера одним из основных задач является изучение ценных характерологических качеств, необходимых обществу.

Формирование структуры характера начинается в дошкольном, продолжается и активизируется в подростковом и юношеском возрасте. В связи с этим в структуре характера выделяют простые и сложные черты. Создание сложных опорных черт, например трудолюбия, происходит на основе формирования простых, так называемых первичных черт (чувство привязанности и т.д.). Основные черты придают общей направленности развитию всего комплекса проявлений черт характера. Однако простые, второстепенные черты могут определяться основными, а в некоторых случаях и не гармонировать с ними. В жизни случаются более целостные характеры и более противоречивые. Существование целостных характеров позволяет из огромного разнообразия характеров выделить определенные их типы, обладающими общими чертами.

В установившемся характере черты, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга, образуют группы, которые называют симптомокомплексами. В свое время Б. М. Теплов предложил классификацию этих групп. За ней выделяют группы черт характера личности, выражающие:

1) Отношение к другим людям, которое возникает в межличностных контактах и обусловливается общественными условиями жизни, которые складываются исторически и раскрываются в коллективе.

Чертами характера, в которых проявляется отношение личности к другим людям, присущи значительная вариативность по содержанию и форме их обнаружения, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства личности.

Отношение к другим людям имеет оценочный характер, в котором интеллектуальное оценивание зависит от эмоционального отношения к чертам характера, которые проявляются в общественных контактах. Оценочное отношение к людям проявляется в различном содержании черт характера и разной форме их проявления. Одобрение и осуждение, поддержка и возражение оказываются в вежливо, тактично, доброжелательной форме или же формально, льстиво, а то и грубо, иронично, саркастически, обидно.

Отношение к другим оказывается в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков и в позитивных, и негативных чертах характера. Положительными чертами характера является справедливость, соблюдение слова, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. К негативным чертам характера относятся отрешенность, замкнутость, зависть, скупость, презрение к другим, хвастовство, гордыня, склонность к произвольным насмешкам, придирчивость, склонность к пустым спорам, отрицание истины, мелочность, мизантропия;

2) отношение личности к себе, которое зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллектива, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности. Некоторым людям присущи негативные черты - нескромность, хвастовство, карьеризм, гордыня, самоуверенность и т.д.;

3) отношение к труду, которое является одной из самых тонких черт характера человека. Оно проявляется в уважении к труду, трудолюбию, или в пренебрежении к труду и работникам. Важные черты в отношении к труду - аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность;

4) отношение к вещам, которое проявляется в аккуратно или небрежном отношении к одежде, книгам и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21357. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СОСТАВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СТАНЦИЙ ПОМЕХ Р –325У,Р378А,Б 53 KB
  АСП обеспечивает: автоматический поиск и обнаружение источников радиоизлучений ИРИ в пределах частотного диапазона или в заданном участке диапазона; автоматическое или ручное пеленгование обнаруженных ИРИ; отображение значений частоты и пеленга обнаруженных ИРИ на табло УУС устройство управления станцией; определение принадлежности обнаруженных ИРИ к объекту РЭП радиоэлектронного подавления путем анализа оператором значений частот параметров сигналов и пеленгов; запись и хранение в ЗУ запоминающее устройство значений...
21358. Назначение, состав, ТТХ, БВ автоматизированного комплекса радиоразведки и подавления Р330 «МАНДАТ 1.2 MB
  Комплекс Р330 Мандат состоит на вооружении подразделений и частей РЭБ Сухопутных войск и предназначен для радиоразведки и радиоподавления линий радиосвязи противника в тактическом и оперативнотактическом звене управления в диапазоне от 1. Состав комплекса Мандат по количеству и типам применяемых средств зависит от организационноштатной структуры ОШС частей РЭБ решаемых ими задач и может включать: а автоматизированный пункт управления АПУ Р330К в составе двух машин: машина управления; аппаратная связи; б...
21359. Расчет СЭП 14.7 MB
  Рулевое устройство предназначается для удержания судна на заданном курсе, а также для его поворота при изменении направления движения
21360. Структурная схема, назначение составных частей, принцип работы станции в различных режимах 50.55 KB
  АПОА предназначен для обнаружения пеленгования и технического анализа ИРИ. Он обеспечивает: панорамную перестройку панорамного обнаружителя Р381Т15 и одновременно с ним автоматического пеленгатора по частоте во всем рабочем диапазоне частот или на отдельных участках диапазона с одинаковыми полосами обзора до семидесяти девяти; определение численных значений частот ИРИ и пеленгов на них с вводом измеренных значений в УУС; определение характеристик сигналов в ручном режиме с помощью анализатора Р399Т и занесение их при...
21361. Аппаратура АПОА: АФС КАМА-4, широкополосное входное устройство Т-152, панорамный обнаружитель Р-381Т1-5 38.37 KB
  Основными функциями изделия являются автоматический поиск радиоизлучений в установленной полосе обзора определение их средних частот ширины спектра и уровня на входе изделия формирование кодов характеристик излучений для передачи в УУС определение момента настройки РПУ на центральную или максимальную частоту спектра излучения. Логическая обработка кодов уровней при поиске сигналов со скоростью 0125 и 0250МГц cек предусматривает разделение импульсных помех и сигналов определение ширины спектра сигнала определение момента точной...
21362. Аппаратура АПОА: назначение, состав и работа составных частей панорамного обнаружителя Р-381Т1-5 25.35 KB
  РПУ Р381Т1 4 предназначено для использования в автоматизированных комплексах. В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц. В режиме фиксированных настроек для приёма передач с ОБП стабилизированный кварцевыми резонаторами на частотах 21315 и 21685 кГц режимы ВБП и НБП. Блок ПБ11 предназначен для преселекции усиления и аттенюации принимаемого ВЧ сигнала а также защиты РПУ от мощного сигнала помехи.
21363. Аппаратура АПОА: приемник контроля Р399А 17.93 KB
  В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц относительно средней частоты 215 кГц режим ТЛГ. Предусмотрена коррекция частоты гетеродина. Установка частоты и перестройка в ручном режиме обеспечивается: вручную с помощью клавиатуры УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или ручки НАСТРОЙКА с дискретностью 1 при нажатой кнопке 1 переключателя ШАГ НАСТРОЙКИ и с дискретом 10 Гц при нажатой кнопке 10. Обеспечивается установка частоты по...
21364. Аппаратура АПОА: приемоиндикатор Р-381Т1-3 25.68 KB
  Вопрос№1 Назначение и технические данные ПИ Р381Т13 при работе в составе АПОА предназначен для автоматического определения направления пеленга на источники радиоизлучений. Состав: трёхканальное радиоприёмное устройство РПУ; блок индикации пеленга ИП; блок управления; два блока питания для РПУ и ИП. Для уменьшения ошибок пеленгования предусмотрено автоматическое выравнивание характеристик каналов и поддержание их идентичности. Для слухового контроля радиопередач в ПИ имеется слуховой тракт...
21365. Аппаратура АПОА: анализатор спектра Р-399Т 20.22 KB
  В составе АПОА анализатор работает с РПУ ПИ Р381Т13 на промежуточной частоте 215 кГц значение частоты выбирается переключателем ВХ. ЧАСТОТА кГц. В режиме ОБЗОР обеспечивается частотный анализ спектров сигналов в полосе обзора 025 кГц; 1кГц; 3кГц; 12кГц и 48кГц выбирается переключателем ОБЗОР кГц. ЧАСТОТА кГц включается соответствующий гетеродин 488; 575; 825 или 860 кГц.