79405

Проблема характера в психологии личности. Черты личности. Черты характера

Доклад

Психология и эзотерика

Черты характера К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. По Рубинштейну способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие характер признано дискуссионным.

Русский

2015-02-13

28.83 KB

1 чел.

Проблема характера в психологии личности. Черты личности. Черты характера

К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных ситуациях. Рубинштейн: характер человека - существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Характер — это общий строй человека. В характере сосредоточены самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания. К характеру относятся не все относительно устойчивые свойства, а только те, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека. По Рубинштейну, способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, потому что: - тенденция отождествлять характер с личностью в целом (она более изучена); - характер многие относят к области этики, а не психологии. - сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы: 1) проблема выделения и описания феноменологии характера; 2) проблема типологии характера индивидуальности, 3) проблема единиц анализа характера индивидуальности; 4) проблема формирования характера; 5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера. Соотношение темперамента и характера. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера (в отечественной). Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, характер - то, что человек может контролировать, изменять и развивать. Характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке. В. Кречмер: Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же — это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе. Отеч.: Характер отражает содержание отношений личности— предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, 1) к природе, обществу и общественным идеям (идеология), 2) к труду как способу существования человека, 3) другие Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Характер - это компонент личности, который имеет свою структуру, что в определенный способ сочетает его черты. Черт характера много, их количество трудно установить. Сам термин "качество" используется в нескольких смыслах, хотя в целом отечественные ученые считают, что характерологическая черта - это единство мотива и действия, содержания и формы, связь между которыми не всегда однозначна. Это сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека, которые позволяют с определенной вероятностью предсказывать его поведение в том или ином конкретном случае.

По морально-психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.

Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требование действовать в соответствии с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на передний план выходят моральные качества поведения. Появление этих черт стимулируется потребностями человека в целостной социальной среде.

В условиях, которые побуждают личность главным образом к волевым усилиям, осуществления волевых действий, наиболее ярко проявляются волевые черты характера. Это обусловлено потребностью человека в активной и содержательной деятельности.

Если же личности нужно эмоционально оценить себя или других людей, явления природы, искусство, окружающую действительность, то наиболее ярко проявляются эмоциональные черты характера, их появление обусловливается потребностью в общении.

При обстоятельствах, требующих от личности, прежде всего четкого и осознанного восприятия окружающей действительности, обдуманно, глубокого и оригинального решения различных жизненных, производственных и учебных задач, четко проявляются интеллектуальные черты характера, их появление диктуется познавательными потребностями.

Черты морального, волевого, эмоционального и интеллектуального содержания являются ведущими в характере человека.

В создании характера решающими являются требования, которые ставит общество перед личностью, которая формируется. Общество ожидает, что личность овладеет нужными чертами характера к гражданской зрелости. Итак, в сфере познания структуры характера одним из основных задач является изучение ценных характерологических качеств, необходимых обществу.

Формирование структуры характера начинается в дошкольном, продолжается и активизируется в подростковом и юношеском возрасте. В связи с этим в структуре характера выделяют простые и сложные черты. Создание сложных опорных черт, например трудолюбия, происходит на основе формирования простых, так называемых первичных черт (чувство привязанности и т.д.). Основные черты придают общей направленности развитию всего комплекса проявлений черт характера. Однако простые, второстепенные черты могут определяться основными, а в некоторых случаях и не гармонировать с ними. В жизни случаются более целостные характеры и более противоречивые. Существование целостных характеров позволяет из огромного разнообразия характеров выделить определенные их типы, обладающими общими чертами.

В установившемся характере черты, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга, образуют группы, которые называют симптомокомплексами. В свое время Б. М. Теплов предложил классификацию этих групп. За ней выделяют группы черт характера личности, выражающие:

1) Отношение к другим людям, которое возникает в межличностных контактах и обусловливается общественными условиями жизни, которые складываются исторически и раскрываются в коллективе.

Чертами характера, в которых проявляется отношение личности к другим людям, присущи значительная вариативность по содержанию и форме их обнаружения, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства личности.

Отношение к другим людям имеет оценочный характер, в котором интеллектуальное оценивание зависит от эмоционального отношения к чертам характера, которые проявляются в общественных контактах. Оценочное отношение к людям проявляется в различном содержании черт характера и разной форме их проявления. Одобрение и осуждение, поддержка и возражение оказываются в вежливо, тактично, доброжелательной форме или же формально, льстиво, а то и грубо, иронично, саркастически, обидно.

Отношение к другим оказывается в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков и в позитивных, и негативных чертах характера. Положительными чертами характера является справедливость, соблюдение слова, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. К негативным чертам характера относятся отрешенность, замкнутость, зависть, скупость, презрение к другим, хвастовство, гордыня, склонность к произвольным насмешкам, придирчивость, склонность к пустым спорам, отрицание истины, мелочность, мизантропия;

2) отношение личности к себе, которое зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллектива, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности. Некоторым людям присущи негативные черты - нескромность, хвастовство, карьеризм, гордыня, самоуверенность и т.д.;

3) отношение к труду, которое является одной из самых тонких черт характера человека. Оно проявляется в уважении к труду, трудолюбию, или в пренебрежении к труду и работникам. Важные черты в отношении к труду - аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность;

4) отношение к вещам, которое проявляется в аккуратно или небрежном отношении к одежде, книгам и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7987. Курс лекций по системе AutoCAD 2.86 MB
  Оглавление. Оглавление. Рисунки. Команды общего редактирования. Настройка программы Простейший шаблон Использовать шаблон Использование волшебника. Выбор мастера. Настройка размерных параметров. Настройка размерных стилей. Диаметр...
7988. Исследование надежности работы систем связи с подвижными объектами 82.5 KB
  Исследование надежности работы систем связи с подвижными объектами. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ Изучить особенности проектирования систем связи с подвижными объектами (ССПО). Определить на трассах распространения сигнала одного направления  медианные мощности...
7990. Обоснование мероприятий повышения окупаемости пассажирских перевозок с оптимизацией существующей маршрутной сети, структуры парка автобусов в городе Речице 2.93 MB
  Городской транспорт имеет решающее значение для экономики и жизненно важен для мобильности населения, однако элементарное отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет управлять системой городского транспорта в ее нынешнем структурном виде и содержать ее.
7991. Разработка программного обеспечения модуля управления и отладки комплекса КИИБ 637 KB
  Комплекс успешно применяется в испытательной лаборатории «Безопасность и ЭМС технических средств» в течение пяти последних лет. Имеется положительный опыт испытаний устройств и систем на базе микроконтроллеров Microchip, Atmel
7992. Перспективы формирования регионального международного финансового центра в Москве 462.5 KB
  Формирование регионального международного финансового центра в Москве. Место валютно-финансового сотрудничества в развитии экономической интеграции. Международные финансовые центры в мировой экономике...
7993. Диагностика психологической готовности к школе 126.5 KB
  Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
7994. Теория механизмов и основы теории машин-автоматов 378 KB
  Введение Механика машин представляет собой науку, состоящую из двух дисциплин. Первая носит название теория механизмов, а вторая носит название теория машин. В теории механизмов изучают свойства отдельных типовых механизмов, применяемых в самых...
7995. Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива 31.5 KB
  Коллектив учащихся. Взаимоотношения личности и коллектива. Пути развития детского коллектива В педагогической литературе коллектив - объединение учащихся, отличающихся рядом важных признаков: Общая социально значимая цель: а) цель должна с...