79421

Процессы проектирования. Методики описания системной архитектуры

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Методики описания системной архитектуры. IEEE 1471 IEEE 1471 Рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем. В нем излагается концепция отношений между архитектурой описанием архитектуры заинтересованными сторонами соображениями точками зрений разрезами представлениями и моделями а также подход к работе с ними. См подробное описание ссылка Модель Захмана Модель Захмана основана на дисциплине классической архитектуры и обеспечивает общий словарь и набор перспектив или структур для описания современных сложных...

Русский

2015-02-13

94.71 KB

16 чел.

  1.  

Процессы проектирования. Методики описания системной архитектуры.

IEEE 1471

IEEE 1471 - «Рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем». В нем излагается концепция отношений между архитектурой, описанием архитектуры, заинтересованными сторонами, соображениями, точками зрений (разрезами), представлениями и моделями, а также подход к работе с ними.

Можно описать, как статическое представление системы, которое включает в себя архитектуру системы, архитектуру данных, способы хранения, архитектуру оборудования, так и динамическое представление системы – переходы между состояниями системы и передачу данных между частями системы.

В рамках стандарта формализуются точки зрения на архитектуру системы. Для каждой точки зрения прописаны:

  1.  Описание;
  2.  Назначения;
  3.  Графические модели;
  4.  Риски, которые нужно учитывать с этой точки зрения.

Пример:

Функциональная точка зрения:

  1.  Необходима для описания функциональности ИС, описывает субъекты и их роль, описывает БП, функции пользователей;
  2.  Использует Use Case UML;
  3.  Риски: сложность автоматизации функциональности, реализуемость и тестируемость функциональности.

Другие точки зрения:

  1.  Сценарная точка зрения (динамическое представление ИС);
  2.  Концептуальная точка зрения (основная структура ИС);
  3.  Поведенческая точка зрения;
  4.  Логическая;
  5.  Информационная;
  6.  Точка зрения размещения (связь компонентов ИС с техническими объектами);
  7.  Технологическая точка зрения (формализованное использование технологий, средств разработки, готовых модулей).

(См подробное описание - ссылка)

Модель Захмана

Модель Захмана основана на дисциплине классической архитектуры и обеспечивает общий словарь и набор перспектив или структур для описания современных сложных корпоративных систем. Дж. Захман определил архитектуру предприятия как "набор описательных моделей, которые применимы для описания предприятия в соответствии с требованиями управленческого персонала и которые могут развиваться в течение определенного периода". Термин "архитектура" здесь не случаен, он подчеркивает существующую аналогию между внутренней структурой абстрактного объекта - предприятия, и сложного искусственного объекта, такого как здание или космическая станция.

Для удобства описания Захман предложил т.н. модель архитектуры предприятия. Модель преследует две основные цели - с одной стороны, логически разбить все описание архитектуры на отдельные разделы для упрощения их формирования и восприятия, с другой - обеспечить возможность рассмотрения целостной архитектуры с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции.

Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов (шестая строка соответствует уже не уровню описания архитектуры, а уровню работающей системы или предприятия в целом).

Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). На этом уровне вводятся достаточно общие основные понятия, определяющие бизнес (продукты, услуги, клиенты), а также формулируется бизнес-стратегия. Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.

Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и вспомогательных бизнес-процессов.

Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения системного архитектора. Здесь бизнес-процессы описываются уже в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на уровне бизнес-функций

На четвертом уровне - технологической или физической модели - осуществляется привязка данных и операций над ними к выбранным технологиям реализации. Например, здесь может быть определен выбор реляционной СУБД, или средств работы с неструктурированными данными, или объектно-ориентированной среды.

Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, топологию сети, производителя и версию СУБД, средства разработки и собственно готовый программный код. Многие из работ на данном уровне часто выполняются субподрядчиками.

Шестой уровень описывает работающую систему. На этом уровне могут быть введены такие объекты, как инструкции для работы c системой, фактические базы данных, работа службы HelpDesk и т.д. Надо заметить, что в исходной работе Захмана содержание этого уровня не детализируется. При развитии модели отмечены возможности рассмотрения аспектов функционирования работающей системы с точки зрения, например, конечного пользователя или эксплуатирующих служб.

Основные характеристики данной модели:

  1.  простота для понимания как техническими, так и нетехническими специалистами;
  2.  целостность в отношении предприятия;
  3.  поддержка обсуждений сложных вопросов с использованием относительно небольшого количества нетехнических понятий;
  4.  возможность применения для планирования, позволяющего лучше принимать решения;
  5.  применимость для решения задач, то есть возможность работать с абстракциями и сущностями, выделяя и изолируя отдельные параметры системы без потери восприятия предприятия как целого;
  6.  независимость от конкретных инструментов; благодаря этому каждый инструмент и методология могут быть отображены на данную модель и могут явно показать, что они делают и чего они не делают.

(подробнее - ссылка)

TOGAF

Основным полем для применения TOGAF является, прежде всего, программная инфраструктура информационной системы (в противоположность таким типам архитектур, как бизнес-архитектура, архитектура данных и приложений). Таким образом, она в наилучшей мере подходит для описания интеграционных компонент, использующихся для поддержки широкого спектра корпоративных приложений, прежде всего, критичных для бизнеса (mission-critical). Поскольку эта интеграционная архитектура сильно зависит от принимаемых решений в остальных областях, то в рамках TOGAF в необходимой степени рассматриваются и эти смежные области.

В состав модели TOGAF входят две основные компоненты – методика ADM (Architecture Development Method), определяющая процесс разработки архитектуры, и Базовая Архитектура (Foundation Architecture). Она дополняется соответствующей базой данных ресурсов, включающей описания архитектурных принципов, примеров реализации, а также специализированный язык ADML.

Общая структура:

В соответствии с методикой ADM, процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:

  1.  Подготовка: уточнение модели под особенности организации, определение принципов реализации проекта.
  2.  Фаза A: определение границ проекта, разработка общего представления (Vision) архитектуры; утверждение плана работ и подхода руководством.
  3.  Фаза B: разработка бизнес-архитектуры предприятия.
  4.  Фаза C: разработка архитектуры данных и архитектуры приложений.
  5.  Фаза D: разработка технологической архитектуры.
  6.  Фаза E: проверка возможности реализации предложенных решений.
  7.  Фаза F: планирование перехода к новой системе.
  8.  Фаза G: формирование системы управления преобразованиями.
  9.  Фаза H: управление изменением архитектуры.

Каждая фаза, в свою очередь разбивается на подпроцессы (этапы), отдельные работы и так далее. Например, фаза D включает следующие основные подпроцессы:

  1.  Описание существующей технологической архитектуры.
  2.  Обзор бизнес-архитектуры, архитектуры данных и приложений для определения начальных данных и необходимой степени детализации.
  3.  Описание существующей системы с необходимой степенью детализации, которая выбирается для того, чтобы можно было выявить необходимые изменения при формировании целевой архитектуры. Формирование реестра используемых платформ программного и аппаратного обеспечения.
  4.  Выявление и описание элементарных архитектурных блоков – кандидатов на использование в новой архитектуре. Фактически, речь идет о возможных архитектурных шаблонах.
  5.  Разработка черновика технического отчета, резюмирующего основные результаты изучения существующего состояния и возможности использования типовых блоков.
  6.  Направление черновика отчета на рецензирование, анализ комментариев и внесение, при необходимости, поправок.
  7.  Формирование целевой технологической архитектуры.
  8.  Описание существующей системы в терминах TOGAF.
  9.  Определение перспектив (представлений) архитектуры.
  10.  Формирование модели целевой архитектуры.
  11.  Определение ИТ-служб (сервисов).
  12.  Подтверждение учета бизнес-требований.
  13.  Определение архитектуры и используемых блоков (шаблонов).
  14.  Проведение анализа расхождений (gap analysis).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн растительный мир скульптура животные живопись и поэзия чел. Но круче всех музыка она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 19641982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...
30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...
30616. Понятие творчества в философии С.Н.Булгакова («Свет невечерний») 37.5 KB
  ТВОРЧЕСТВО Главное: Бог творец. И творчество его возможность заложено богом. От них можно либо уйти в ленность либо их испытывать постоянно либо прийти к смирению перед богом и все творчество сделать религиозным. Чел существо двуполое и творчество тоже двуполое Оно есть скрещение двух начал гениальности и талантливости.
30618. Суть художественного тв-ва В. Кандинского (по книге «Духовное в искусстве») 76 KB
  Действие цвета. Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: осуществляется чиста физическое воздействие цвета когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие которое исчезает вскоре после того как прекратилось раздражение. Глаз становитсябеспокойным не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя всинем или зеленом.