79446

Информационная культура личности. Сущность, структура, пути формирования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В последние годы возрос интерес к понятию информационная культура. Информационная культура это часть общей культуры общества личности. Понятие информационной культура важно тем что выполняет технологический срез всех информационных процессов в обществе концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Русский

2015-02-13

27.69 KB

7 чел.

Информационная культура личности. Сущность, структура, пути формирования.

В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности.

«Информационная культура - это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» (55, 6). Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах - в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира.

«Информационная культура - умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» (21, 288).

«Информационная культура область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» (29, 70).

На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях: изобретение языка; изобретение письменности; изобретение книгопечатания; изобретение электричества;

изобретение компьютерной техники, новых информационных технологий (48).

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений.

Критерии информационной культуры выступают как своего рода критерии познания природной и социальной действительности, они служат показателями уровня развития специфических средств для освоения объектов отражения. Во-первых, информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность человека. Во-вторых, она активнейшим образом участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении всеми теми богатствами, которое выработало человечество. В-третьих, информационная культура выступает самой реальностью, ценностью и атрибутом непосредственно культурного бытия, необходимым условием, связывающим отдельную личность с государством и целом миром.

Видеокультура прочно входит в сферу досуга людей, она позволяет решить сложную социально-историческую, философскую проблему свободного времени человека в широком смысле, поэтому, телевидение, видео, кино также и другие каналы средств массовой информации и социально-культурные учреждения сами пытаются определить свой стиль, создать новые формы видеокультуры, для которых экран отнюдь не основной способ бытования, а лишь исходный плацдарм, с которого начинается их активное внедрение в повседневную реальность человеческого бытия (14).

Развитие современных информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос (31).

Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг

Сейчас разработан специальный курс «Медиакультура», который охватывает весь спектр проблем массовой коммуникации, поэтому медиаобразование можно считать одним из главных направлений по формированию информационной культуры.

Один из важных элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов. При условии иметь возможность получить свободный доступ к ним. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, средства массовой информации. В этом ряду только библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и информационным базам данных, электронным изданиям, CD-ROM и т.д. В виде электронного каталога, библиографических баз данных читатели детских библиотек в настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам.

Таким образом, попытаемся обобщить современные представления о составе информационной культуры. Это:

Культура поиска информации, нацеленная на поиск идей, а не рецептов. Стремление найти рецепт диктует эпизодическое обращение к источникам информации, а идей, новых взглядов, подходов предполагает систематическое взаимодействие с информационной средой.

Умение аналитической переработки информации, создание собственных баз данных.

другим культурам, действий.

Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2092. Основные типы антенн 14.96 KB
  Все антенны удобно разделить на две большие группы: - линейные антенны, - апертурные антенны.
2093. Элементарные излучатели электромагнитных волн 45.94 KB
  Основные типы излучателей: элементарный электрический диполь (диполь Герца), элементарная электрическая рамка (магнитный диполь), элементарная щель и излучатель Гюйгенса.
2094. Понятие о магнитном токе 67.25 KB
  Распределение магнитных силовых линий, получающуюся при протекании постоянного электрического тока.
2095. Элементарный щелевой излучатель 56.25 KB
  Данная излучающая система представляет собой бесконечную металлическую плоскость. Для возбуждения в щели переменного магнитного тока могут быть использованы различные способы.
2096. Элементарный излучатель Гюйгенса 85.15 KB
  Может быть представлен в виде воображаемой плоской площадки в диэлектрической среде без потерь, в том числе в свободном пространстве, размеры площадки много меньше длины волны.
2097. Передающие антенны и их параметры. 561.44 KB
  Группа определяющая электродинамический режим антенны, геометрические размеры и форма поверхностей и проводов, по которым текут электрические токи, частота колебаний и распределение токов, электродинамические параметры материалов антенны и окружающей среды.
2098. Мощность излучения антенн 281.36 KB
  Входное сопротивление передающей антенны определяется отношением напряжения к току на ее входных клеммах и характеризует антенну как нагрузку для генератора.
2099. Коэффициент согласования передающей антенны 25.36 KB
  Генератор нагружен на согласованную с ним линию без потерь, то при включении на конце линии нагрузки с сопротивлением, равным волновому, вся мощность от генератора будет поглощена этим сопротивлением.
2100. Электрическая прочность и высотность антенн 16.38 KB
  Электрическая прочность антенны характеризуется наибольшей мощностью или наибольшим напряжением в антенне, при которых еще не происходит электрический пробой диэлектриков конструкции антенны или окружающего антенну воздуха.