79446

Информационная культура личности. Сущность, структура, пути формирования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В последние годы возрос интерес к понятию информационная культура. Информационная культура это часть общей культуры общества личности. Понятие информационной культура важно тем что выполняет технологический срез всех информационных процессов в обществе концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Русский

2015-02-13

27.69 KB

16 чел.

Информационная культура личности. Сущность, структура, пути формирования.

В последние годы возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности.

«Информационная культура - это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» (55, 6). Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Информационная культура может рассматриваться и в широком, и в узком планах - в плане исторического развития, и в плане достигнутого, свершенного в развитии информационной картины мира.

«Информационная культура - умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» (21, 288).

«Информационная культура область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» (29, 70).

На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях: изобретение языка; изобретение письменности; изобретение книгопечатания; изобретение электричества;

изобретение компьютерной техники, новых информационных технологий (48).

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений.

Критерии информационной культуры выступают как своего рода критерии познания природной и социальной действительности, они служат показателями уровня развития специфических средств для освоения объектов отражения. Во-первых, информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность человека. Во-вторых, она активнейшим образом участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении всеми теми богатствами, которое выработало человечество. В-третьих, информационная культура выступает самой реальностью, ценностью и атрибутом непосредственно культурного бытия, необходимым условием, связывающим отдельную личность с государством и целом миром.

Видеокультура прочно входит в сферу досуга людей, она позволяет решить сложную социально-историческую, философскую проблему свободного времени человека в широком смысле, поэтому, телевидение, видео, кино также и другие каналы средств массовой информации и социально-культурные учреждения сами пытаются определить свой стиль, создать новые формы видеокультуры, для которых экран отнюдь не основной способ бытования, а лишь исходный плацдарм, с которого начинается их активное внедрение в повседневную реальность человеческого бытия (14).

Развитие современных информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос (31).

Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг

Сейчас разработан специальный курс «Медиакультура», который охватывает весь спектр проблем массовой коммуникации, поэтому медиаобразование можно считать одним из главных направлений по формированию информационной культуры.

Один из важных элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов. При условии иметь возможность получить свободный доступ к ним. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, средства массовой информации. В этом ряду только библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и информационным базам данных, электронным изданиям, CD-ROM и т.д. В виде электронного каталога, библиографических баз данных читатели детских библиотек в настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам.

Таким образом, попытаемся обобщить современные представления о составе информационной культуры. Это:

Культура поиска информации, нацеленная на поиск идей, а не рецептов. Стремление найти рецепт диктует эпизодическое обращение к источникам информации, а идей, новых взглядов, подходов предполагает систематическое взаимодействие с информационной средой.

Умение аналитической переработки информации, создание собственных баз данных.

другим культурам, действий.

Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8255. Використання в доказуванні матеріалів оперативно-розшукової діяльності 100 KB
  Використання в доказуванні матеріалів оперативно-розшукової діяльності Проблема використання матеріалів оперативно-розшукової діяльності (далі – ОРД), з допомогою яких можна отримати докази по кримінальній справі існує ще з XIX ст. до прийняття...
8256. Застосування технічних засобів при збиранні та перевірці доказів 252.99 KB
  Застосування спеціальних знань і технічних засобів субєктами кримінально-процесуального провадження при збиранні і перевірці доказів. Види науково-технічних засобів, які використовуються при збиранні та перевірці доказів...
8257. Особливості доказування по справах стосовно неосудних осіб при застосуванні примусових заходів медичного характеру 81 KB
  Особливості доказування по справах стосовно неосудних осіб при застосуванні примусових заходів медичного характеру 1. Поняття примусових заходів медичного характеру та їх види Найважливішими засобами боротьби зі злочинністю є кримінально-правові зас...
8258. Доказування у справах про злочини неповнолітніх 123 KB
  Доказування у справах про злочини неповнолітніх. Особливості провадження у кримінальних справах про злочини неповнолітніх. Предмет доказування у справах про злочини неповнолітніх. Особливості доказування у ході провадження досудового і судов...
8259. Доказування протокольної форми досудової підготовки матеріалів 91 KB
  Доказування протокольної форми досудової підготовки матеріалів. Суть протокольної форми досудової підготовки матеріалів. Діяльність органів внутрішніх справ при доказуванні протокольної форми досудової підготовки матеріалів. Процесуальний по...
8260. Процес доказування у справах з протокольною формою досудової підготовки матеріалів 34 KB
  Процес доказування у справах з протокольною формою досудової підготовки матеріалів Суттєва зміна сучасної злочинності обумовлює необхідність розробки все нових і розвитку традиційних засобів та методів боротьби з нею. Все більшої актуал...
8261. Процесуальні і криміналістичні засоби доказування: їх види 56 KB
  Процесуальні і криміналістичні засоби доказування: їх види Виходячи із змісту доказування як діяльності по збиранню, дослідженню, оцінці й використанню доказів, розрізняють процесуальні (процедурні) іпізнавальні способи й засоби доказування. Д...
8262. Слідчі і судові версії 108.5 KB
  Слідчі і судові версії. Поняття, сутність та значення слідчих та судових версій. Класифікація версій. Побудова (висунення) слідчих та судових версій. Перевірка слідчих та судових версій та їх оцінка. Поняття, сутність та значення слідч...
8263. Моніторинг небезпек, що можуть спричинити надзвичайні ситуації 122 KB
  Моніторинг небезпек, що можуть спричинити надзвичайні ситуації Питання, які розглядаються на лекції. Правові та організаційні основи ЦЗ. Завдання ЦЗ та шляхи їх реалізації. Галузевий та територіальний моніторинг небезпек. Правові та орга...