79455

Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство образование и техническое творчество философия и богословская мысль образование и техническое творчество т. А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. Интерес к театру пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах так и в провинции.

Русский

2015-02-13

27.52 KB

7 чел.

Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I.

В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство, образование и техническое творчество, философия и богословская мысль, образование и техническое творчество, т.е. специализированные формы культуры, развивающиеся автономно друг от друга и независимо от своего культурного целого, все более дробного, дифференцированного.

Так или иначе, с началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. Ю.Лотман в «Беседах о русской культуре» отмечал, что российское дворянство в эпоху Петра I пережило не просто смену бытовых норм: весь ранее сложившийся в этой области уклад был отвергнут как неправильный и заменен европейским.

Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ (и в последующие) женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек.

Ассамблеи и народные развлечения.

Европеизация быта неизбежно должна была отразиться в европеизации досуга.

А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. проявилась также в стремлении привить дворянству и купечеству культурные, европейские формы общения и удовольствий. Ассамблеи начинались в 5 часов вечера и должны были заканчиваться к 10 часам.

Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции, форсированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, прибежавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, "бальные вольности", которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение "порядка" и "свободы".

Ассамблеи прививали русским людям высших кругов, в первую очередь дворянству, вкус к веселому и приятному времяпрепровождению в обществе. Но предварительно участников ассамблей надо было научиться манерам. С этой целью распространялась книга, называвшаяся “Юности честное зерцало или показание к житейскому обращению. Книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Это руководство “хорошего тона”, ориентированное на правила европейского этикета, резко противопоставляло опрятное и благовоспитанное дворянское общество другим общественным классам.

Но в развитии новых, ориентированных на европейские, культурно-досуговых форм Петр опирался во многом на старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения, которые использовал в целях политической агитации в грандиозных уличных маскарадах. Особенно выдающимися были московский маскарад 1722 года по случаю Ништадского мира, петербургский маскарад по тому же поводу 1723 года.

Некоторые празднования приобрели регулярный характер и стали совершаться по установленным правилам. К их числу относится празднование нового года, введенное специальным указом 1699 г, перенесенное на 1 января – день, когда Новый год справляли во всей Европе. Праздник новолетия приобретал гражданский характер.

Однако наиболее эффективным средством общественного воспитания Петр считал театр. При Петре продолжали развиваться два основных вида театра: школьный и светский. В эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра.

Интерес к театру, пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения, приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах, так и в провинции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13622. Чосер Дж. Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает 17.03 KB
  Кто для других законы составляет пусть те законы первым соблюдает. Дж. Чосер В выбранном мною высказывании автор высказывания английский поэт Джеффри Чосер обращается к проблеме верховенства права и беспрекословного его исполнения. Эта проблема актуальна в любо
13623. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам 13.94 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они были одинаково подчинены законам Ж. Даламбер Автор данного высказывания затрагивает проблему равенства граждан перед законом. Данная проблема является актуальной во всем мире так как принцип равенства в соотве
13624. Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе 14.89 KB
  Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе Н. В. Гоголь Автор данного высказывания хотел сказать что письменные источники могут сгореть песни умереть вместе с народом а со
13625. Дуглас Ф. Без борьбы нет прогресса 13.86 KB
  Без борьбы нет прогресса Ф. Дуглас В основе существования вселенной лежит принцип конфликта именно он заставляет изменяться мир вокруг заставляет его существовать гореть и потухать поэтому главным источником существования был огонь. Миру всегда присуща критическа...
13626. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов 14.21 KB
  Вам не удастся никогда создать мудрецов если будете убивать в детях шалунов.Ж.Ж. РуссоЯ думаю что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека отметить что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек мо
13627. Искусство - диалог, в котором собеседник молчит 14.23 KB
  Искусство диалог в котором собеседник молчит. Г.Ландау В данном выражении имеется сочетание искусство диалог. Диалог является одной из форм общения Таким образом получается что искусство это общение. То есть автор хотел указать что произведения искусства на
13628. История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело 15.68 KB
  История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело П.Сартр категория Философия.Огромный простор для размышлений открывает высказывание П.Сартра о роли человека в формировании истории а также истории в формировании человека. Существуют ли зак
13629. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения 13.85 KB
  Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. Д. Дьюи. Вначале дадим определение науки. Наука это систематизированные взгляды на окружающий мир воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на науч...
13630. Вольтер. Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать 14.7 KB
  Как значимы эмоции и чувства Это ветры надувающие паруса корабля. Они его иногда топят но без них он не может существовать Вольтер По моему мнению высказывание Вольтера известного поэта и философа о том что эмоции и чувства играют немаловажную роль в жизни человека...