79455

Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство образование и техническое творчество философия и богословская мысль образование и техническое творчество т. А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. Интерес к театру пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах так и в провинции.

Русский

2015-02-13

27.52 KB

3 чел.

Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I.

В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство, образование и техническое творчество, философия и богословская мысль, образование и техническое творчество, т.е. специализированные формы культуры, развивающиеся автономно друг от друга и независимо от своего культурного целого, все более дробного, дифференцированного.

Так или иначе, с началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. Ю.Лотман в «Беседах о русской культуре» отмечал, что российское дворянство в эпоху Петра I пережило не просто смену бытовых норм: весь ранее сложившийся в этой области уклад был отвергнут как неправильный и заменен европейским.

Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ (и в последующие) женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек.

Ассамблеи и народные развлечения.

Европеизация быта неизбежно должна была отразиться в европеизации досуга.

А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. проявилась также в стремлении привить дворянству и купечеству культурные, европейские формы общения и удовольствий. Ассамблеи начинались в 5 часов вечера и должны были заканчиваться к 10 часам.

Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции, форсированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, прибежавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, "бальные вольности", которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение "порядка" и "свободы".

Ассамблеи прививали русским людям высших кругов, в первую очередь дворянству, вкус к веселому и приятному времяпрепровождению в обществе. Но предварительно участников ассамблей надо было научиться манерам. С этой целью распространялась книга, называвшаяся “Юности честное зерцало или показание к житейскому обращению. Книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Это руководство “хорошего тона”, ориентированное на правила европейского этикета, резко противопоставляло опрятное и благовоспитанное дворянское общество другим общественным классам.

Но в развитии новых, ориентированных на европейские, культурно-досуговых форм Петр опирался во многом на старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения, которые использовал в целях политической агитации в грандиозных уличных маскарадах. Особенно выдающимися были московский маскарад 1722 года по случаю Ништадского мира, петербургский маскарад по тому же поводу 1723 года.

Некоторые празднования приобрели регулярный характер и стали совершаться по установленным правилам. К их числу относится празднование нового года, введенное специальным указом 1699 г, перенесенное на 1 января – день, когда Новый год справляли во всей Европе. Праздник новолетия приобретал гражданский характер.

Однако наиболее эффективным средством общественного воспитания Петр считал театр. При Петре продолжали развиваться два основных вида театра: школьный и светский. В эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра.

Интерес к театру, пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения, приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах, так и в провинции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58645. Склонение личных местоимений в единственном и множественном числе 56 KB
  Цели: образовательные: совершенствовать умение склонять личные местоимения в единственном и множественном числе употреблять их в речи; развивающие: развивать орфографическую зоркость внимание мышление память...
58648. Формирование синтаксических умений при разборе простого и сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка 58 KB
  Синтаксический анализ предложения. Из предложения текста: Крепкий лёд незаметно сковал реку. Назвать сочетание слов которое не является словосочетанием определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения лёд сковывает А теперь давайте поиграем.
58649. Письменный пересказ текста-рассуждение 45.5 KB
  Задачи: образовательные Моделировать интонационный состав высказывания Составлять высказывание по опорным вопросам Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос задавать вопрос Создавать план текста. Осознавать особенности каждого типа текста.
58651. Урок развития и культуры речи. Национальные костюмы 33.5 KB
  Цель: Развивать навыки чтения, умения объяснять значение слов, исходя из контекста (словарь); работать над устным сочинением-описанием по картине. Повторить и обсудить изученный материал по теме Состав слова. Орфография
58652. Неопределенная форма глаголов 54.5 KB
  Цель урока: Научить правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме. Оборудование урока: для учителя: доска для учеников: учебник тетрадь. Эскиз оформления доски что и где из наглядного материала из записей расположите на доске...