79457

Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

По существу возникло новое направление высшей школы обусловленное нынешней социальнокультурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование в сфере социальнокультурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать что у каждой Современная социальнокультурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном...

Русский

2015-02-13

30.96 KB

7 чел.

Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить, как специальное образование в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность», который базируется на сопряжении социально-педагогического образования с образованием культурологическим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала составляют единый процесс. Основанием такого единства являются такие положения, как единый социальный заказ со стороны государства и негосударственных структур (общественных, коммерческих, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и духовное здоровье общества, которые определяют и цели, и содержание, и уровни социально-педагогического и культурологического образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский коллектив исходил из признания человека не только как представителя социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций социально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносится и на систему подготовки кадров для социально-культурной деятельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изначально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским традициям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества — от разрозненных, эпизодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.

Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но неутраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыслить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «милосердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых всодержании современного социально-культурологического образования.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специальностей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума(учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист — хореограф, постановщик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режиссер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.

Особое место в осуществлении дифференцированного подхода занимает половозрастной фактор, в известной степени вбирающий в себя все остальные, отражающий типическое и конкретное в становлении человека.

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии (см. Л.С.Выготский, Л.А.Венгер. А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сензитивные (чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка, юноши (девушки) в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

Сензитивные периоды обусловлены физиологическими, психологическими и социальными факторами, воздействующими на индивида не изолировано, а в связке, при непременном преобладании одного из них.

Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сензитивен для творческого развития ребенка.

В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. В возрасте 13—15 лет у мальчиков и 12—14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно—силовые качества; можно целенаправлено готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов.

Формирование культуры индивида предполагает:

- овладение основами физической культуры;

- постижение материальной культуры, окружающей среды обитания;

- усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

Решающую роль в формировании культуры личности играет семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.

В системе общекультурного развития личности сложилось 3 группы методов воздействия и вовлечения индивида в мир культуры и культурной деятельности.

1-я группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают: информирование; разъяснение; комментирование; обобщение; внушение; заражение; убеждение.

2-я группа – методы вовлечения в культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний о культуре в нормы и принципы поведения, в нравственно-эстетические убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественно-культурных функций; самоорганизация; самоуправление; самообразование; самообслуживание; игру и т.д.

3-я группа – методы стимулирования культурной активности, которые включают в себя: положительный пример; соревнование; требование; общественное мнение; поощрение; перспективу; критику и самокритику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30287. Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм 184 KB
  Буало автора комедии. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора отношения к изображаемому. Николев а в их стиле лиризм и рупорность основных персонажей прямо высказывающих любимые идеи автора. 3 Реализм это такое направление в искусстве которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст.
30288. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Историко-социальные предпосылки возникновения. Трактат "О поэтическом искусстве" Н.Буало. Характер художественного конфликта в классицизме 27.5 KB
  clssicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв. в литературе. стала основой его социологических и этических построений а в литературе К. оставил в наследство русской литературе 19 в.
30289. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Жанрово-стилевая система 27 KB
  Представители классицизма в России Эстетика К. Но внешние стороны не должны были заслонять по убеждению теоретиков и практиков классицизма содержательную сторону показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы то оказалось что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности.
30290. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Философская основа (учения Шеллинга, Шопенгауэра) 30.5 KB
  Романтизм. Характер художественного конфликта в романтизме Классические страны романтизма Германия Англия Франция. Романтизм это одно из крупнейших направлений в европейской и американской литре 1819 вв получившее всемирное значение и распространение. Романтизм это то что впоследствии будет называться французской революцией под лозунгами свобода равенство братство.
30291. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Тип героя. Понятия романтической тайны, романтической иронии 23 KB
  Понятия романтической тайны романтической иронии Романтизм последний âбольшой стильâ в истории искусства то есть последнее направление проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах музыке литературе. Романтизм высшая точка в развитии гуманистического искусства начатого в эпоху Возрождения когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Мир для романтиков тайна загадка познать которую может только откровение искусства.
30293. Основные методы художественной литературы. Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм 29 KB
  Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм. 1 Реализм это художественное направление имеющее целью возможно ближе передавать действительность стремящееся к максимальному правдоподобию.