79457

Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

По существу возникло новое направление высшей школы обусловленное нынешней социальнокультурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование в сфере социальнокультурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать что у каждой Современная социальнокультурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном...

Русский

2015-02-13

30.96 KB

9 чел.

Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить, как специальное образование в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность», который базируется на сопряжении социально-педагогического образования с образованием культурологическим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала составляют единый процесс. Основанием такого единства являются такие положения, как единый социальный заказ со стороны государства и негосударственных структур (общественных, коммерческих, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и духовное здоровье общества, которые определяют и цели, и содержание, и уровни социально-педагогического и культурологического образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский коллектив исходил из признания человека не только как представителя социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций социально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносится и на систему подготовки кадров для социально-культурной деятельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изначально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским традициям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества — от разрозненных, эпизодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.

Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но неутраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыслить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «милосердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых всодержании современного социально-культурологического образования.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специальностей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума(учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист — хореограф, постановщик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режиссер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социальных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравственным, воспитательным смыслом.

Особое место в осуществлении дифференцированного подхода занимает половозрастной фактор, в известной степени вбирающий в себя все остальные, отражающий типическое и конкретное в становлении человека.

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии (см. Л.С.Выготский, Л.А.Венгер. А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сензитивные (чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка, юноши (девушки) в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

Сензитивные периоды обусловлены физиологическими, психологическими и социальными факторами, воздействующими на индивида не изолировано, а в связке, при непременном преобладании одного из них.

Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сензитивен для творческого развития ребенка.

В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. В возрасте 13—15 лет у мальчиков и 12—14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно—силовые качества; можно целенаправлено готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов.

Формирование культуры индивида предполагает:

- овладение основами физической культуры;

- постижение материальной культуры, окружающей среды обитания;

- усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

Решающую роль в формировании культуры личности играет семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.

В системе общекультурного развития личности сложилось 3 группы методов воздействия и вовлечения индивида в мир культуры и культурной деятельности.

1-я группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают: информирование; разъяснение; комментирование; обобщение; внушение; заражение; убеждение.

2-я группа – методы вовлечения в культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний о культуре в нормы и принципы поведения, в нравственно-эстетические убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественно-культурных функций; самоорганизация; самоуправление; самообразование; самообслуживание; игру и т.д.

3-я группа – методы стимулирования культурной активности, которые включают в себя: положительный пример; соревнование; требование; общественное мнение; поощрение; перспективу; критику и самокритику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6231. Теория потребительского поведения 116 KB
  Теория потребительского поведения Потребительское поведение - это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извле...
6232. Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм 102.5 KB
  Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм. Сенсуализм Д. Локка и субъективный идеализм Д. Беркли. Проблема гносеологии и базисное утверждение Джона Локка. Центральной проблемой в учениях английского философа Джон...
6233. Методические подходы к разработке организационной структуры предприятия 141 KB
  Анализ методов и подходов к совершенствованию организационных структур Разработка и реализация процесса совершенствования организационных структур - одна из самых сложных проблем теории систем и системного анализа. В настоящее время, ког...
6234. Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов 105.5 KB
  Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов Описание. Растворимость. Бесцветные прозрачные кристаллы, без запаха, солоновато-горького вкуса. Препарат выветриваются в теплом сухом воздухе, а во влажном возд...
6236. Економіка підприємства. Навчальний посібник 1.55 MB
  Передмова У навчальному посібнику з урахуванням вимог нормативної програми дисципліни Економіка підприємства надається перелік обов'язкових до вивчення питань, розкривається зміст конкретної теми (за змістом десять тем) з викладом розрахунков...
6237. ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. СПИД 128.19 KB
  ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина. ВИЧ-инфекция-антропонозное вирусное заболевание, в основе патогенеза которого лежит прогрессирующий иммунодефицит и развитие вследствие этого вторичных оппо...
6238. Рынок: спрос, предложение и цена 295.5 KB
  Рынок: спрос, предложение и цена Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена. Теория спроса...
6239. Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта 108 KB
  Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта. Вопрос 1 Характеристика немецкой классической философии, теории И. Канта эволюции вселенной, суждений и категорий науки. Рассудок не черпает свои з...