79464

Методологические характеристики исследований СКД

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования всегда существуют в паре. Абстрагирование – мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон свойств или состояний объекта. Наблюдение – это наиболее информативный метод исследования.

Русский

2015-02-13

28.54 KB

27 чел.

Методологические характеристики исследований СКД.

Методология – это учение о структуре, методологической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой деятельности.

Методология определяет идеи и концепции; методика отвечает на вопрос «как делать; Метод отвечает на вопрос «что делать, то есть методика задаёт направление конкретных действий (методов). Методика всегда личностно окрашена. В рамках одной методологии можно использовать несколько методик.

Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы определяются по основным мыслительным операциям. Эмпирические методы воспроизводятся посредствам органов чувств. Говоря проще, все методы делятся на то, как мы думаем, и то, как мы делаем.

Теоретические методы исследования всегда существуют в паре.

Анализ и синтез.

Анализ – это разложение целого на части, выделение отдельного признака и качеств объекта, то есть тех свойств, которые отличают данный объект от другого.

Синтез – это обобщение всех свойств, признаков и других составляющих объекта в единое целое. Данный метод позволяет не только увидеть объект в целостности, но и в определённом ракурсе среди других объектов.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходствах и различиях объектов. С помощью сравнения выделяются качественные и количественные характеристики объектов, осуществляется их классификация. В исследовании используется 3 вида сравнений. Например, сравнение различных этапов в развитии одного явления.

Абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон, свойств или состояний объекта.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть процесс нахождения целого, взаимосвязанного и многостороннего. Например, чтобы выяснить, что человек здоров, врач должен рассмотреть все его системы (дыхательную, пищеварительную) по отдельности, то есть абстрагировать, а затем объединить их в единое целое, так как они взаимосвязаны, то есть конкретизировать.

Обобщение – это операция, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых интегративных свойств объектов и их отношений.

Отличие синтеза от обобщения. С помощью синтеза мы объединяем все проявления объекта, с помощью обобщения – мы говорим только об общих ситуациях, не выделяя частностей, так как обобщение не зависит от частностей. Так, например, в конце параграфа дипломе мы синтезируем свои знания, а в заключении – обобщаем.

Аналогия – это мыслительная операция, когда знание, полученное при рассмотрении какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее доступный и менее изученный. Аналогия нужна, например, для моделирования.

Эмпирические методы.

Наблюдение – это наиболее информативный метод исследования.

Требования к наблюдению: заранее чётко поставленная цель; заранее продуманный и составленный план; количество исследуемых признаков должно быть минимальным; Признаки должны быть точно определены;

Классификация наблюдений осуществляется по различным признакам:

Частота проведений: постоянные и периодические.

Объём охвата объекта (аудитории): сплошные и выборочные.

Включённое и не включённое наблюдение, то есть наблюдает ли человек со стороны или вливается сначала в группу наблюдения.

Беседа, интервью или устный опрос.

Анкетирование. В основе анкетирования лежат заранее разработанные вопросы, анкета, а ответы опрашиваемых, респондентов, на все позиции анкеты представляют аналитическую информацию. Анкеты бывают анонимные и авторские. Все правила интервью относятся также и к анкетированию.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить З основные этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

подготовительный (разработка программы исследования);

основной (проведение эмпирического исследования);

завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Затем эта проблемная ситуация переводится в формулировку проблемы, которую необходимо исследовать.

для этого необходимо провести следующую теоретическую работу:

установить реальное наличие данной проблемы (есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему, есть ли учет и статистика по этому показателю, достоверны ли учет и статистика по этому показателю.)

вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т.д.

вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики)

выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа социологического исследования обычно включает следующие разделы:

теоретические (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий),

методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

организационный (план исследования, порядок исследования, распределение людских и финансовых ресурсов). Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки исследования.

Обработка данных включает в себя: редактирование и кодирование информации, создание переменных, статистический анализ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37332. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 452 KB
  Как известно музыкальная культура школьника это интегративное свойство личности главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость любовь к музыкальному искусству эмоциональное к нему отношение потребность в различных образцах музыки музыкальная наблюдательность в значении которое придавал этому понятию Б. В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произ ведениями анализируют общий характер настроение музыки значение различных элементов музыкальной речи в их...
37334. Расчёт потребного количества оборудования 263.95 KB
  Степень занятости оборудования обработкой данной детали характеризуется коэффициентом занятости, на величину которого следует корректировать все расчеты для обеспечения их сопоставимости в базовом и проектируемом вариантах.
37335. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 6.59 MB
  Эти изменения стали возможными благодаря двум основным факторам: выделению в алгоритме программы некоторой универсальной части логического вывода и отделению ее от части зависящей от предметной области базы знанийрис. При этом производится преимущественно символьная обработка содержимого базы знаний. Экспертная система это компьютерная программа которая моделирует рассуждения человекаэксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний содержащую факты и правила об этой области и некоторую процедуру...
37336. Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку 99 KB
  Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Пути обеспечения экономической безопасности России.
37337. ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА, ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 1.61 MB
  Частота колебаний напряжения Герц f [Hg] f [ Гц ] 9.Примеры выделения из третьей строки рабочего стола источника постоянного напряжения 12 V и элемента обозначающего соединение с корпусом. показан процесс выделения двух важнейших элементов любой электрической схемы: источника постоянного напряжения – 12V и знака заземления которые необходимы для построения делителя напряжения на резисторах. показан дальнейший процесс построения схемы...
37338. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА, ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА 831.5 KB
  В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН: ЗНАТЬ: теорию электромагнитных полей и электрических цепей; назначение и принцип действия трансформаторов; принципы построения автогенераторов и усилителей на транзисторах; принципы построения выпрямителей на полупроводниковых диодах; принципы построения электроприводов управляемых микроконтроллерами; принципы работы средства измерения электрических и неэлектрических параметров технологических процессов; назначение и особенности построения интегральных...
37339. Системы управления 2.98 MB
  Методология исследования систем управления Раздел 2. Концептуальные основы исследования систем управления Раздел 3. Система управления как объект исследования Раздел 4. Логический аппарат исследования систем управления Раздел 5.
37340. М.В. Шиловского, «Полнейшая самоотверженная преданность науки» 27.5 KB
  Но в его жизненном пути более всего меня привлекает то чего не хватает самому в первую очередь конечно трудолюбия невероятной трудоспособности практических навыков по обработке научного материала научной продуктивности и неординарности мысли но главное все таки усердия самоотверженности и возможности всего себя посвятить науке. Но главное что я понял это тот факт что он был истинным патриотом своей Родины и как мог двигал и российскую науку и дело развития Сибирской.