79464

Методологические характеристики исследований СКД

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования всегда существуют в паре. Абстрагирование – мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон свойств или состояний объекта. Наблюдение – это наиболее информативный метод исследования.

Русский

2015-02-13

28.54 KB

26 чел.

Методологические характеристики исследований СКД.

Методология – это учение о структуре, методологической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой деятельности.

Методология определяет идеи и концепции; методика отвечает на вопрос «как делать; Метод отвечает на вопрос «что делать, то есть методика задаёт направление конкретных действий (методов). Методика всегда личностно окрашена. В рамках одной методологии можно использовать несколько методик.

Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы определяются по основным мыслительным операциям. Эмпирические методы воспроизводятся посредствам органов чувств. Говоря проще, все методы делятся на то, как мы думаем, и то, как мы делаем.

Теоретические методы исследования всегда существуют в паре.

Анализ и синтез.

Анализ – это разложение целого на части, выделение отдельного признака и качеств объекта, то есть тех свойств, которые отличают данный объект от другого.

Синтез – это обобщение всех свойств, признаков и других составляющих объекта в единое целое. Данный метод позволяет не только увидеть объект в целостности, но и в определённом ракурсе среди других объектов.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходствах и различиях объектов. С помощью сравнения выделяются качественные и количественные характеристики объектов, осуществляется их классификация. В исследовании используется 3 вида сравнений. Например, сравнение различных этапов в развитии одного явления.

Абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон, свойств или состояний объекта.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть процесс нахождения целого, взаимосвязанного и многостороннего. Например, чтобы выяснить, что человек здоров, врач должен рассмотреть все его системы (дыхательную, пищеварительную) по отдельности, то есть абстрагировать, а затем объединить их в единое целое, так как они взаимосвязаны, то есть конкретизировать.

Обобщение – это операция, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых интегративных свойств объектов и их отношений.

Отличие синтеза от обобщения. С помощью синтеза мы объединяем все проявления объекта, с помощью обобщения – мы говорим только об общих ситуациях, не выделяя частностей, так как обобщение не зависит от частностей. Так, например, в конце параграфа дипломе мы синтезируем свои знания, а в заключении – обобщаем.

Аналогия – это мыслительная операция, когда знание, полученное при рассмотрении какого-либо одного объекта, переносится на другой, менее доступный и менее изученный. Аналогия нужна, например, для моделирования.

Эмпирические методы.

Наблюдение – это наиболее информативный метод исследования.

Требования к наблюдению: заранее чётко поставленная цель; заранее продуманный и составленный план; количество исследуемых признаков должно быть минимальным; Признаки должны быть точно определены;

Классификация наблюдений осуществляется по различным признакам:

Частота проведений: постоянные и периодические.

Объём охвата объекта (аудитории): сплошные и выборочные.

Включённое и не включённое наблюдение, то есть наблюдает ли человек со стороны или вливается сначала в группу наблюдения.

Беседа, интервью или устный опрос.

Анкетирование. В основе анкетирования лежат заранее разработанные вопросы, анкета, а ответы опрашиваемых, респондентов, на все позиции анкеты представляют аналитическую информацию. Анкеты бывают анонимные и авторские. Все правила интервью относятся также и к анкетированию.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить З основные этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

подготовительный (разработка программы исследования);

основной (проведение эмпирического исследования);

завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Затем эта проблемная ситуация переводится в формулировку проблемы, которую необходимо исследовать.

для этого необходимо провести следующую теоретическую работу:

установить реальное наличие данной проблемы (есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему, есть ли учет и статистика по этому показателю, достоверны ли учет и статистика по этому показателю.)

вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т.д.

вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики)

выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа социологического исследования обычно включает следующие разделы:

теоретические (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий),

методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

организационный (план исследования, порядок исследования, распределение людских и финансовых ресурсов). Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки исследования.

Обработка данных включает в себя: редактирование и кодирование информации, создание переменных, статистический анализ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...
31703. Класифікація конфліктів, причини їх виникнення. Методи вирішення конфліктів 80 KB
  Цей стиль полягає в тому що людина намагається відійти від конфлікту. Цей стиль характерний такою поведінкою яка диктується переконанням що не варто злитися. Цей стиль є ефективним у ситуаціях коли керівник має велику владу над підлеглими. Цей стиль характеризується прийняттям погляду але тільки до певної межі.
31704. Авторитет вчителя 80.5 KB
  Досвід переконує що вплив вчителя на учня успішна його педагогічна діяльність залежить від авторитету вчителя. Авторитет сам приходить чи за нього треба боротись Якщо треба боротися то кому Авторитет не дається звичайно разом з дипломом про закінчення інституту. Одне з найважливіших значень в оцінці педагога має авторитет викладача як одне із складових ознак професійного педагога. Авторитет викладача це інтегральна характеристика його професійної педагогічної та особистісної значущості в колективі яка виявляється через взаємини з...
31705. СТРУКТУРА ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ 42.5 KB
  Моделювання педагогом майбутнього спілкування прогностичний етап. У цей час окреслюються контури майбутньої взаємодії: планування і прогнозування змісту структури засобів спілкування. Зміст спілкування формування мети взаємодії для чого аналіз стану співрозмовника чому він такий і ситуації що сталося.
31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...
31708. Складові психології спілкування 47 KB
  Складові психології спілкуванняСпілкування завжди займало важливе значення в житті людини. Хоч людське спілкування належить до основи соціального буття безпосереднім об’єктом психологічного та соціальнопсихологічного аналізу воно постало лише в ХХ столітті. Спілкування – дуже складний та многогранний процес. Паригіна “Основи соціально – психологічної теоріїâ€ автор відзначив що процес спілкування може виступати як процес взаємодії людей як інформаційний процес як відношення людини до оточуючих як процес впливу один на одного а...