79479

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Блюменау предлагает девять сущностей информационной потребности: нужда потребность; нужда потребность в знаниях; потребность в дополнительных знаниях информационная потребность; потребность в объективно необходимой информации; потребность в потенциально необходимой информации; общественная потребность в знаниях; коллективные информационные потребности; нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам то есть информационный интерес метаинформативная потребность 11 49. Современное поколение подростков находится под...

Русский

2015-02-13

26.7 KB

2 чел.

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.

Информационно-познавательные потребности можно отнести к области идеального субъективного. «Это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач» (11,47).

Эта потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Д.И. Блюменау предложил такую формулировку: «информационная потребность - есть акт осознания недостаточности наших знаний для достройки психологической модели объекта, модели, отражающей уровень наших представлений о данном объекте.

Д. И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:

нужда, потребность;

нужда, потребность в знаниях;

потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;

потребность в объективно необходимой информации;

потребность в потенциально необходимой информации;

общественная потребность в знаниях;

коллективные информационные потребности;

нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес,

метаинформативная потребность» (11, 49).

Понятие «общественная информационная потребность» не имеет «за собой реального денотата» и таким образом, можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.

Современное поколение подростков находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у подростков, как отмечалось в прошлой главе формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть подросток занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим обратимся к проблеме информационных интересов.

Выявление информационно-познавательных потребностей непосредственно связано с дифференциацией потребителей информации, что также важно при формировании информационной культуры.

Классификация групп потребителей информации разрабатывается в зависимости от задач информационного обеспечения, характера деятельности потребителей.

Потребителей информации можно подразделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективные потребители могут классифицироваться по видам организаций: информационно-просветительные, социально-культурные, научно-исследовательские, учебные заведения и др. Каждая их вышеуказанных групп может быть в свою очередь разбита на подгруппы.

Индивидуальные потребители делятся по должностным признакам, характеру деятельности и используемой информации.

С точки зрения активности использования информации все потребители подразделяются на реальных и потенциальных.

К реальным потребителям можно отнести все категории индивидуальных потребителей, регулярно пользующихся услугами информационных систем (средства массовой информации, библиотека и т.п.) (26).

К потенциальным потребителям относятся подростковый возраст, который в большинстве своем ведет самостоятельный информационный обмен. Подростковый школьный возраст рассматривается как будущий реальный, активный потребитель информации и обучение его методике информационной работы начинается в школе (например, медиаобразование). Важную роль играет информационная среда, в которой происходит процесс восприятия, она в одних случаях подпитывает, развлекает, а в других отвлекает и раздражает.

Формируют благоприятную информационную среду многие социальные институты, в том числе и культурно-досуговые учреждения. Они предлагают разнообразные формы социально-культурной деятельности, в которых реализуются информационно-познавательные интересы и потребности юных.

Формы преимущественного информационного характера:

лекция, беседа, интервью, конференция, репортаж, устный журнал, вечер вопросов и ответов, реклама, презентация, экскурсия, выставка, обозрение, консультация и т.д. Их цели:

информировать о каких-либо фактах, событиях; стимулировать познавательную активность подростков; ориентировать в потоке информации; расширять кругозор. Формы просветительского характера:

лекторий, чтение, альманахи, народный университет, семинары и т.д. Их цели:

дать необходимую информацию: дать определенную систему знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4963. Отчет создания простой программы в Visual Studio 2012 447.93 KB
  Отчет создания простой программы Запускаем программу Visual Studio 2012 Запуск программы Visual Studio 2012 FIRST. СРР Удалила все содержимое и заменила на заранее приготовленный мной текст из блокнота. Вид глобальной обла...
4964. Технология модульного программирования 23.5 KB
  Технология модульного программирования Сущность технологии модульного программирования Технология модульного программирования заключается в разбиении программы на отдельные модули. Модуль должен обладать следующими основными свойствами: выполн...
4965. Создание новых типов данных 30.5 KB
  Создание новых типов данных Для представления данных о сложных физических и математических объектах необходимо создавать новые типы данных на основе базовых и ранее созданных. Структуры Наиболее простым способом создания нового типа данных является...
4966. Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) 25.77 KB
  Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...
4967. Наследование как основа создания иерархии классов 22.18 KB
  Наследование как основа создания иерархии классов Наследование Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов. Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом. Новый класс...
4968. Полиморфизм и виды его операций 30.97 KB
  Полиморфизм Полиморфизм – использование одного и того же имени функции, операции или класса для разных типов данных. Полиморфизм позволяет многократно не переписывать фрагменты программы, реализующие один и тот же алгоритм для разных типов...
4969. Классы структур данных 39.21 KB
  Классы структур данных Классификация структур данных Структура данных – совокупность взаимосвязанных программных объектов. К стандартным структурам данным относятся: - массивы указателей - однонаправленные списки - двунаправленные списки - д...
4970. Сравнение однонаправленного и двунаправленного списка 65.03 KB
  Списки Список – линейная структура, каждый элемент которой содержит адрес соседних элементов. Различают однонаправленные и двунаправленные списки. В однонаправленном списке каждый элемент содержит адрес следующего элемента. В двунаправленном сп...
4971. Шаблон и шаблонный класс 43.86 KB
  Шаблон При решении практических задач возникает необходимость создания семейства классов для формирования для описания похожих объектов. Формирование семейства классов целесообразно при описании структур данных, например, массивов указателей, списко...