79479

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Блюменау предлагает девять сущностей информационной потребности: нужда потребность; нужда потребность в знаниях; потребность в дополнительных знаниях информационная потребность; потребность в объективно необходимой информации; потребность в потенциально необходимой информации; общественная потребность в знаниях; коллективные информационные потребности; нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам то есть информационный интерес метаинформативная потребность 11 49. Современное поколение подростков находится под...

Русский

2015-02-13

26.7 KB

1 чел.

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.

Информационно-познавательные потребности можно отнести к области идеального субъективного. «Это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач» (11,47).

Эта потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Д.И. Блюменау предложил такую формулировку: «информационная потребность - есть акт осознания недостаточности наших знаний для достройки психологической модели объекта, модели, отражающей уровень наших представлений о данном объекте.

Д. И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:

нужда, потребность;

нужда, потребность в знаниях;

потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;

потребность в объективно необходимой информации;

потребность в потенциально необходимой информации;

общественная потребность в знаниях;

коллективные информационные потребности;

нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес,

метаинформативная потребность» (11, 49).

Понятие «общественная информационная потребность» не имеет «за собой реального денотата» и таким образом, можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.

Современное поколение подростков находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у подростков, как отмечалось в прошлой главе формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть подросток занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим обратимся к проблеме информационных интересов.

Выявление информационно-познавательных потребностей непосредственно связано с дифференциацией потребителей информации, что также важно при формировании информационной культуры.

Классификация групп потребителей информации разрабатывается в зависимости от задач информационного обеспечения, характера деятельности потребителей.

Потребителей информации можно подразделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективные потребители могут классифицироваться по видам организаций: информационно-просветительные, социально-культурные, научно-исследовательские, учебные заведения и др. Каждая их вышеуказанных групп может быть в свою очередь разбита на подгруппы.

Индивидуальные потребители делятся по должностным признакам, характеру деятельности и используемой информации.

С точки зрения активности использования информации все потребители подразделяются на реальных и потенциальных.

К реальным потребителям можно отнести все категории индивидуальных потребителей, регулярно пользующихся услугами информационных систем (средства массовой информации, библиотека и т.п.) (26).

К потенциальным потребителям относятся подростковый возраст, который в большинстве своем ведет самостоятельный информационный обмен. Подростковый школьный возраст рассматривается как будущий реальный, активный потребитель информации и обучение его методике информационной работы начинается в школе (например, медиаобразование). Важную роль играет информационная среда, в которой происходит процесс восприятия, она в одних случаях подпитывает, развлекает, а в других отвлекает и раздражает.

Формируют благоприятную информационную среду многие социальные институты, в том числе и культурно-досуговые учреждения. Они предлагают разнообразные формы социально-культурной деятельности, в которых реализуются информационно-познавательные интересы и потребности юных.

Формы преимущественного информационного характера:

лекция, беседа, интервью, конференция, репортаж, устный журнал, вечер вопросов и ответов, реклама, презентация, экскурсия, выставка, обозрение, консультация и т.д. Их цели:

информировать о каких-либо фактах, событиях; стимулировать познавательную активность подростков; ориентировать в потоке информации; расширять кругозор. Формы просветительского характера:

лекторий, чтение, альманахи, народный университет, семинары и т.д. Их цели:

дать необходимую информацию: дать определенную систему знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16256. Исследование спектра сигнала кабельной сети 991 KB
  Лабораторная работа №4 Исследование спектра сигнала кабельной сети 1 Цель работы: 1.1 Исследовать спектр сигнала Архангельской телевизионной компании. 1.2 Научиться пользоваться анализатором спектра DL4. 1.3 Научиться пользоваться программным обеспечением S.M.A.R.T. ...
16257. Удосконалення бухгалтерської звітності підприємства 473.5 KB
  Предметом дослідження є сукупність теоретичних, методологічних і організаційно економічних питань з удосконалення бухгалтерської звітності в ППА «Коровинці» Недригайлівського району Сумської області
16258. Исследование структуры и принципа действия конвертора телевизионных сигналов 677 KB
  Лабораторная работа №2 Исследование структуры и принципа действия конвертора телевизионных сигналов 1 Цель работы: 1.1 Изучить структурную схему конвертора СТ07. 1.2 Научиться производить настройку конвертора СТ07. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.: ...
16259. Исследование структуры и принципа работы модулятора телевизионного МТ-07 799 KB
  Лабораторная работа №3 4 часа Исследование структуры и принципа работы модулятора телевизионного МТ07 1 Цель работы: 1.1 Изучить структурную схему модулятора МТ07. 1.2 Научиться производить настройку модулятора МТ07. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.:...
16260. Сеть кабельного телевидения 4.66 MB
  Практическая работа №3 Сеть кабельного телевидения 1 Цель работы: 1.1 Приобрести теоретические и практические навыки по профессии электромонтёр 3 разряда станционного ТВ оборудования. 1.2 Изучить принципы формирования телевизионного радиосигнала познакомиться с ...
16261. Аппаратно-студийный блок 6.88 MB
  Практическая работа №2 Аппаратностудийный блок Цель работы Приобретение практических и теоретических навыков по профессии электромонтер 3 разряда станционного ТВ оборудования. Литература 2.1 Колин К.Т. Телевидение Москва: Радио и...
16262. Телевизионный приемник 3.3 MB
  Практическая работа №4 Телевизионный приемник 1 Цель работы: 1.1 Приобрести теоретические и практические навыки по профессии электромонтёр 3 разряда станционного ТВ оборудования. 1.2 Изучить принципы построения телевизионных приемников. 1.3 Научиться производить...
16263. Измерение структуры и синтаксиса транспортного потока 1.05 MB
  Лабораторная работа №101 Измерение структуры и синтаксиса транспортного потока 1 Цель работы: Ознакомиться с назначением и характеристиками анализатора транспортного потока 10KDSA03. Научиться определять параметры транспортного потока MPEG2. ...
16264. Вектороскоп 491.5 KB
  Лабораторная работа №8. Вектороскоп. 1 Цель работы: 1.1 Изучить параметры телевизионного сигнала системы PAL. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.: Радио и связь 1980. 2.2 Телевизионная техника. Справочник./ Под редакцией Зубарева Ю.Б .и Глориозова Г.Л.М.: Ради...