79479

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Блюменау предлагает девять сущностей информационной потребности: нужда потребность; нужда потребность в знаниях; потребность в дополнительных знаниях информационная потребность; потребность в объективно необходимой информации; потребность в потенциально необходимой информации; общественная потребность в знаниях; коллективные информационные потребности; нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам то есть информационный интерес метаинформативная потребность 11 49. Современное поколение подростков находится под...

Русский

2015-02-13

26.7 KB

2 чел.

Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.

Информационно-познавательные потребности можно отнести к области идеального субъективного. «Это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач» (11,47).

Эта потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Д.И. Блюменау предложил такую формулировку: «информационная потребность - есть акт осознания недостаточности наших знаний для достройки психологической модели объекта, модели, отражающей уровень наших представлений о данном объекте.

Д. И. Блюменау предлагает «девять сущностей информационной потребности:

нужда, потребность;

нужда, потребность в знаниях;

потребность в дополнительных знаниях, информационная потребность;

потребность в объективно необходимой информации;

потребность в потенциально необходимой информации;

общественная потребность в знаниях;

коллективные информационные потребности;

нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам, то есть информационный интерес,

метаинформативная потребность» (11, 49).

Понятие «общественная информационная потребность» не имеет «за собой реального денотата» и таким образом, можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей.

Современное поколение подростков находится под воздействием огромного информационного потока и, чтобы оптимально отреагировать на него, у подростков, как отмечалось в прошлой главе формируется избирательное отношение к информации и ее источникам, формируется естественный психический барьер: они воспринимают только ту информацию, которая представляется для них жизненно важной или эмоционально-привлекательной, то есть подросток занимается тем, на чем сосредотачивается. В связи с этим обратимся к проблеме информационных интересов.

Выявление информационно-познавательных потребностей непосредственно связано с дифференциацией потребителей информации, что также важно при формировании информационной культуры.

Классификация групп потребителей информации разрабатывается в зависимости от задач информационного обеспечения, характера деятельности потребителей.

Потребителей информации можно подразделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективные потребители могут классифицироваться по видам организаций: информационно-просветительные, социально-культурные, научно-исследовательские, учебные заведения и др. Каждая их вышеуказанных групп может быть в свою очередь разбита на подгруппы.

Индивидуальные потребители делятся по должностным признакам, характеру деятельности и используемой информации.

С точки зрения активности использования информации все потребители подразделяются на реальных и потенциальных.

К реальным потребителям можно отнести все категории индивидуальных потребителей, регулярно пользующихся услугами информационных систем (средства массовой информации, библиотека и т.п.) (26).

К потенциальным потребителям относятся подростковый возраст, который в большинстве своем ведет самостоятельный информационный обмен. Подростковый школьный возраст рассматривается как будущий реальный, активный потребитель информации и обучение его методике информационной работы начинается в школе (например, медиаобразование). Важную роль играет информационная среда, в которой происходит процесс восприятия, она в одних случаях подпитывает, развлекает, а в других отвлекает и раздражает.

Формируют благоприятную информационную среду многие социальные институты, в том числе и культурно-досуговые учреждения. Они предлагают разнообразные формы социально-культурной деятельности, в которых реализуются информационно-познавательные интересы и потребности юных.

Формы преимущественного информационного характера:

лекция, беседа, интервью, конференция, репортаж, устный журнал, вечер вопросов и ответов, реклама, презентация, экскурсия, выставка, обозрение, консультация и т.д. Их цели:

информировать о каких-либо фактах, событиях; стимулировать познавательную активность подростков; ориентировать в потоке информации; расширять кругозор. Формы просветительского характера:

лекторий, чтение, альманахи, народный университет, семинары и т.д. Их цели:

дать необходимую информацию: дать определенную систему знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6099. Організація ділових прийомів 25.19 KB
  Організація ділових прийомів План Організація і проведення прийомів. Види прийомів. Ділові питання вирішуються не тільки за столом переговорів, але і під час прийомів, які є найпоширенішою формою ділового протоколу. Прийоми - зібран...
6100. Правовое отношение: понятие и признаки 24.39 KB
  Правовое отношение: понятие и признаки Правовое отношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней св...
6101. План-конспект внеклассного мероприятия 27 KB
  План-конспект внеклассного мероприятия Внеклассное мероприятие - это особый вид деятельности, отличающийся от урока. Внеклассные мероприятия - это события, ситуации, ситуации в коллективе, организуемые преподавателем или кем-нибудь другим...
6102. Основы межкультурной коммуникации 26.29 KB
  Основы межкультурной коммуникации Межкультурное общение в современном мире Сегодня становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот проц...
6103. Предмет, метод і система адміністративного права 24.66 KB
  Предмет, метод і система адміністративного права 1. Адміністративне право України як галузь права Адміністративне право - це галузь права (сукупність правових норм), що регулює з метою реалізації завдань і функцій держави суспільні відносини управлі...
6104. Еволюція світової валютної системи 25.58 KB
  Еволюція світової валютної системи 1 Світова валютна система. Золотий та золотодевізний стандарт 2. Бреттон-Вудська валютна система 3. Ямайська валютна система Конкретною формою організації валютних відносин є світова валютна система (СВС). Вона явл...
6105. Становление и развитие оториноларингологии 27.5 KB
  Становление и развитие оториноларингологии Оториноларингология - это наука, занимающаяся изучением заболеваний органов: уха (otos), горла (laringos), носа (rhinos). Накоплением знаний о строении и функциях, методах исследования и заболеваниях у...
6106. Самоанализ внеклассного мероприятия 26.09 KB
  Самоанализ внеклассного мероприятия 18 апреля 2012 года нами было проведено внеклассное мероприятие в 6 А и Б классах Гимназии №76. Тема внеклассного мероприятия Welcome to the Knowledge Land является очень актуальной, так как все темы, св...
6107. Технологія гостинності 28.7 KB
  Технологія гостинності План Поняття технології гостинності. Терміни та визначення. Модель гостинності. Чинники, що впливають на середовище гостинності. Уніфіковані технології готельних послуг.(С.Р.) Поняття технології гости...