79544

Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале 20 века. Первая Российская революция 1905-1907 годов

Доклад

История и СИД

Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. Особенности системы политических партий России в начале XX в. не прошла испытания властью 4 слабым местом политической системы России начала XX в.

Русский

2015-02-13

24.22 KB

3 чел.

33

Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале 20 века. Первая Российская революция 1905-1907 годов.

Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался: 1- в борьбе трудящихся против самодержавного строя

2- в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса 3- в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ- Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами. Одним из требований стало создание государственной системы страхования.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ- Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение.Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха.

ДВИЖЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ- Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ- Наибольшую активность проявляло студенчество. В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом.

В стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими: 1- ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий

2- Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа

3- ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью

4- слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)

5- в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные

6- крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России

9 января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись («Кровавое воскресенье»). В стране и в армии (на броненосце «Потёмкин» и др.) начались волнения.

Билет№35

Российская империя в 1907-1916 годах.

В 1907 году государство полностью отменяет выкупные платежи для крестьян. Также оно приходит к пониманию того, что в империи возник «земельный вопрос». Решить его предполагается в ходе Столыпинской реформы, начавшейся с 1906 года. На эту реформу Столыпина подвигло посещение западных национальных окраин империи, где была слабо распространена традиционная для России крестьянская община, а сельским хозяйством занимались фермеры. Производительность труда в сельском хозяйстве при этом была заметно выше, чем в русских областях.

Государство берёт курс на разрушение общины как коллективного владельца надельной земли. Согласно указу Николая II от 9 ноября 1906 года любой желающий крестьянин мог выйти из общины, оформив землю в личную собственность.

Другим направлением реформы стала организация массового переселения крестьян для колонизации Казахстана, Западной Сибири и Дальнего Востока — эти территории были слабо заселены при явной нехватке земли в центральных областях. Всего за 1906—1914 переселилось 3,1 млн чел, 741 тыс. из них разорились, и вернулись обратно. 344 тыс. не смогли основать собственное хозяйство, и стали батраками у своих более удачливых соседей. Таким образом, переселение крестьян за Урал не решило «земельный вопрос», так как масштабы этого переселения были слишком малы.

С началом Первой мировой войны миллионы крестьян были мобилизованы в армию, что значительно снизило остроту «земельного вопроса». Однако вскоре уже начинает наблюдаться нехватка рабочих рук. С 1915 года начинается массовое привлечение к сельскохозяйственным работам военнопленных и беженцев, на 1917 год — до 600 тыс. чел. Была проведена мобилизация транспорта в виде массовых реквизиций крестьянских лошадей в армию; на 1917 год в армии находилось до 10 % всего поголовья лошадей в стране

Внешняя политика России в 1906—1914 гг. определялась линией на сближение с Великобританией, закрепленное соглашением 1907 г. о разделе сфер влияния в Азии. Это соглашение привело к окончательному оформлению Антанты («сердечного согласия») — военно-политического союза Англии, Франции и России. Антанте противостоял Тройственный союз Германии и Австро-Венгрии (к нему примыкали Турция, Болгария и др.). Особенно острыми были конфликты на Балканах, где Россия воздерживалась от решительных действий в ходе Боснийского кризиса (1908—1909) и двух Балканских войн 1912— 1913 гг. Россия, как великая держава, была втянута в сложный клубок противоречий, которые с неизбежностью вели к войне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33591. Законы организации 39.5 KB
  Законы организации. Закон – внутренняя существенная устойчивая связь явлений обусловливающая их необходимое развитие. Законы носят объективный характер и не зависят от сознания людей. Закон синергии.
33592. Социально-экономические и политические процессы: сущность, классификация, особенности исследования 37 KB
  Социальноэкономические и политические процессы: сущность классификация особенности исследования Социально – экономические и политические процессы. Управляемые социальноэкономические процессы. Социальноэкономические и политические процессы это изменения в обществе отображающиеся на его благосостоянии политической и экономической стабильности условиях безопасности и пр. Классификация социальных процессов Процессы функционирования обеспечивает воспроизводство качественного состояния объекта и процессы развития обуславливает...
33593. Методы исследования социально-экономических и политических процессов 52 KB
  Мыслительнологические методы исследования: дедукции индукции анализ методы классификации доказательства полемики и др. Специфические методы исследования. Методы экспертных оценок тестирования.
33594. Социологические исследования социально-экономических и политических процессов 42 KB
  Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.
33595. Методы прогнозирования и их роль в социальном управлении 69.5 KB
  Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование разрушение критику этих идей с формулированием контридей. Третий этап генерация идей. Предсказывая описание метода ведущий концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: 1 высказывания участников должны быть четкими и сжатыми; 2 скептические замечания и критика предыдущих выступлений не допускаются; 3 каждый из участников...
33596. Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности 70.5 KB
  Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности Сущность социального проектирования. Цели и задачи социального проектирования. Объект субъект и предмет социального проектирования. Принципы социального проектирования.
33597. Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности 92 KB
  Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того насколько удачно формулируется обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей необходимо согласование в виде бизнесплана по ресурсам времени и исполнителем. В этом случае в роли...
33598. Сущность управленческого консультирования 41 KB
  Управленческое консультирование – вид интеллектуальной профессиональной деятельности в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы рекомендации консультации в решении экономических и управленческих задач которые способствуют успешному управлению организацией. Консультант выступает в роли эксперта советника разработчика и передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям. консультант выступает в роли идеолога тренера инноватора. Проблемноориентированное: стремится ответить на...
33599. Процесс консультирования 73.5 KB
  Диагностика организации. Услугами консультантов пользуются органы государственной власти и местного самоуправления коммерческие и некоммерческие организации. Зарождение управленческого консультирования было вызвано двумя основными причинами: постоянным поиском предпринимателями и руководителями новых средств повышения эффективности и результативности организации; желанием специалистовуправленцев найти коммерческое приложение своим способностям. Консультирование заключается в приспособлении разработанной консультантами эффективной...