79557

Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х годов. Достижения и проблемы

Доклад

История и СИД

Социальноэкономическое развитие СССР. он занимал еще один пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.

Русский

2015-02-13

25.38 KB

8 чел.

51

Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х годов. Достижения и проблемы.

Социально-экономическое развитие СССР. Ошибки, допущенные Н.С. Хрущевым, волюнтаризм в его политике облегчили приход к власти консервативных сил, окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех постов. Первым секретарем (с 1966 г. - Генеральнымсекретарем) ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, выражавший интересы партийного аппарата и мощного слоя

хозяйственной бюрократии. С 1977 г. он занимал еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь страны в середине 60-х гг., был поиск путей дальнейшего экономического и социального развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики

стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Реформа затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Реформа управления промышленностью

была одобрена сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС. Период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического

комплекса СССР. В 1980 г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. С приходом к власти Л.И. Брежнева увеличилось также финансирование оборонных

программ. На нужды ВПК расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленность. В военно-промышленной отрасли было занято 80%

машиностроительных заводов. С 1970 по 1985 гг. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и

нефтехимии, электроэнергетики) в валовой продукции вырос с 25% до 38% (в то время, как в индустриально развитых державах их доля достигала 55-65%). Наряду с

созданием научно-производственных объединений, возникли новые отрасли - роботостроение,

микроэлектроника, атомное машиностроение и др. превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: был ослаблен цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства.

При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с

отраслями, которые его обслуживают. Созданные АПК не стали однако жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную

структуру (в 1985 г. был создан Госагропром СССР). Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 80-х - 1,4%.

Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным. С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки

товарного голода, увеличился дефицит. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8% в одиннадцатой (1981-1985).

Соответственно с 6,8% до 3% упали темпы роста производительности труда.

Общественно-политическая обстановка. Период70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение “застойного”. Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о

скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Современный политический период определялся как “развитой социализм”. В Конституции было заявлено о создании “новой социальной и интернациональнойобщности - советский народ”. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в

идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10345. Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. 66.5 KB
  Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского К.Д. Ушинского Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике их реализация в практической работе учи
10346. Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения 77 KB
  Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения И.Я. Лернер М.Н. Скаткин М.И. Махмутов А.М Матюшкин Л.В. Занков В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин и др.. Общая характеристика мышления понятие виды формы мыслительные операции. В практике
10347. Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса 71 KB
  Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...
10348. Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе 92.5 KB
  Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...
10349. Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь 82 KB
  Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...
10350. Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету 55.5 KB
  Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу
10351. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения 75.5 KB
  Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...
10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...
10353. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним 71 KB
  Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...