79611

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Научная статья

Физкультура и спорт

Интересно отметить что характер учебной деятельности студентов ЮИ ИГУ во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов несущих службу в условиях эмоционального напряжения.

Русский

2015-02-13

76.5 KB

1 чел.

Сибирский юридический вестник. 2004. № 1.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ  

© 2004 г.  В. П. Чергинец

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Содержание профессионально прикладной физической подготовки (ППФП) каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями (В. И. Ильинич, 2001).

Учебная деятельность студентов юридического института Иркутского Государственного Университета (ЮИ ИГУ), относится к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей средств специальной физической подготовки, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительно-моторными реакциями), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и развитием социально-психологических качеств. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов ЮИ ИГУ во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения.

При изучении общеобразовательных дисциплин на младших курсах характер учебного труда студентов примерно одинаков. На старших курсах наблюдается преобладание специальных дисциплин над общеобразовательными, что определенным образом дифференцирует студентов по характеру учебного труда в соответствии с изучаемой специальностью.

У специалистов уголовного права увеличивается нагрузка на зрительный анализатор (острота зрения, глазомер, зрительно-моторные реакции), общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка. У выпускников гражданского права большая нагрузка ложится на свойства памяти (зрительная, слуховая, двигательная), внимание (концентрация, переключение, объём). Специалистам в области государственного права характерно развитие познавательных функций мозга, устойчивость сердечно-сосудистых, нервных и функциональных систем. Значительно возрастает доля интеллектуального труда. Однако, различия в характере учебного труда студентов разных специальностей имеют тенденцию к сглаживанию, т.к. учебным процессом предусмотрено постоянное повышение объема программирования и непосредственной работы с компьютером для студентов всех специальностей. Поэтому правильнее говорить не столько о различиях между специальностями, сколько о преобладании той или иной доли труда (интеллектуальной, социально-психологической, сенсорной) в разные периоды овладения одной и той же специальностью. Эффективность учебной работы студентов в значительной мере зависит от уровня общей (в том числе и умственной) работоспособности, быстроты и гибкости мышления, особенностей внимания (объема, концентрации и устойчивости, переключения и распределения), долговременной и оперативной памяти, работоспособности зрительного анализатора. Внешние условия, сопровождающие учебный процесс, изменяют уровень перечисленных выше качеств, как правило, в худшую сторону и соответственно снижают эффективность обучения. Так, например, вынужденная однообразная рабочая поза студентов способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.

Постоянная нагрузка зрительного анализатора особенно при условии недостаточной тренированности мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции зрения.

Неоднократные нервно-эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов: повышенная температура, ухудшение газового состава воздуха в учебных аудиториях за счет сдвига в сторону повышения содержания углекислоты и т.д.

Исходя из сказанного, программа ППФП составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов.

Развитие личностных качеств человека, происходит как в ходе самой деятельности, так и при подготовке к ней.

Одним из наиболее эффективных средств формирования личностных качеств, которые способствуют взаимоотношению в конфликтных ситуациях, являются физические упражнения. Целенаправленное использование физических упражнений предполагает, что «развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того определяется ими» (Ю. М. Николаев).

Следовательно, процесс физического воспитания необходимо организовать так, чтобы сопряжено   решались задачи развития личностных и двигательных качеств у будущих специалистов с высшим образованием и,   в частности будущих юристов.

Значение физических упражнений для развития личностных качеств человека исследуется в различных областях науки: философии, психологии, теории физической культуры.

Н. О. Лосский подчеркивает, что для формирования личности равное место с сообщением теоретических сведений из различных областей наук должны занимать физические упражнения.

К. Ясперс в своей работе «Смысл и назначение истории» указывает на социолизирующую функцию занятий физическими упражнениями, если они проходят в игровой форме: «В правилах игры заключена форма, которая учит и в действительной борьбе придерживаться правил, облегчающих общественное существование». То есть, человек приобщается к опыту общения со своими партнерами, соперниками и переносит его с занятий физическими упражнениями на профессиональную деятельность.

Т. Карлейль в произведении «Теперь и прежде» более определенно говорит о возможности сопряженно решать задачи по развитию двигательных качеств и приобретать умения по управлению другими людьми: «Играми, требующими ловкости и силы, мальчик, состязаясь с другими, учится совместной деятельности, мирной или воинственной, готовится быть правителем либо управляемым».

Физкультурная деятельность, главным отличием которой является использование движений для достижения потребностей, может рассматриваться как вид деятельности. Концепция А. Н. Леонтьева позволяет рассматривать общение как определенную сторону деятельности, оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. Сама деятельность может рассматриваться как условие общения.

Трудовая и физкультурная активность человека есть различные виды деятельности. Следовательно, и в том и в другом случае, человек вынужден вступать в межличностное общение, решая в одном случае профессиональные, а в другом игровые проблемы. Таким образом, влияя на содержательный аспект занятий физическими упражнениями, мы можем через общение, которое возникает в процессе этой деятельности, совершенствовать и одновременно выявлять те качества личности, которые определяют эффективность межличностного общения в сложных, стрессовых ситуациях.

Многие отечественные и зарубежные ученые подчеркивали в своих работах исключительные возможности, которые предоставляет физическая культура для развития познавательных процессов, совершенствования навыков оперативного отбора, анализа, синтеза информации, повышения скорости переработки информации.

Концепции С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева были положены в основу исследований А. Ц. Пуни, который выявил возможности спортивной деятельности для совершенствования таких качеств воли как настойчивость, решительность, самообладание.

Качества воли, формируясь на занятиях физическими упражнениями и становясь общими чертами характера, могут быть перенесены и на профессиональную деятельность (В. Г. Норакидзе).

«Эмоциональный тонус» спортивной деятельности, по мнению П. А. Рудика, позволяет совершенствовать личностные качества человека на фоне стенических и астенических эмоций. В ходе спортивной деятельности возникают взаимоотношения между людьми: доброжелательные или антагонистические, партнерские или построенные на конкуренции, связанные с решением определенной проблемы, либо возникающие на ее основе.

Следовательно, акцентируя внимание занимающихся не только на двигательных действиях, но и на взаимоотношениях, которые возникают в процессе их выполнения, можно существенно расширить возможности физической культуры в плане формирования готовности к межличностному общению.

В теории физической культуры связь физического, умственного, нравственного воспитания подчеркивается в работах Ж.К. Холодова, говоря о связи физического и умственного воспитания он подмечает, что: «Мышление и двигательные действия идут нога в ногу». Ряд экспериментальных исследований доказывают правомерность этих утверждений. Так, в исследовании А. М. Дутова доказывается развитие в ходе использования физических упражнений объема, концентрации, переключения и распределения внимания. Следовательно, занятия физическими упражнениями предоставляют широкие возможности для совершенствования личности человека, профессионально важных качеств, определяющих эффективность межличностного общения в конфликтных ситуациях.

Такие разнообразные возможности для развития личности человека занятия физическими упражнениями предоставляют во многом потому, что их основу может составлять «определенным образом упорядоченная игровая деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации» (Ю. Ф. Курамшин, 1991).

Главным достоинством игры можно считать ее связь с профессиональной деятельностью. Через содержательный аспект игровых ситуаций, можно влиять на качества личности человека, которые определяют эффективность его деятельности в аналогичных ситуациях избранной профессии.

При повторении одних и тех же ситуаций у человека формируется направленность на определенное поведение в каждой из них. Такую направленность личности принято называть установкой.

В отечественной психологии понятие «установка» связано с исследованиями Д. Н. Узнадзе, который определил ее как: «состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит и условий, в которых он их решает».

Особенностью профессиональной деятельности юриста и является способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации и воплощать его, используя многовариантную систему воздействия на окружающих.

Следовательно, необходимо выявить типичные конфликтные ситуации в деятельности юриста государственной службы, определить причины их возникновения и воспроизводить их на занятиях физическими упражнениями, с целью создания готовности к эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим более подробно моделирование конфликтных ситуаций в ходе подвижных и спортивных игр.

Во-первых, мотив деятельности в спортивных и подвижных играх связан с естественным стремлением помериться силами, ощущением чувства радости от победы и увлечения борьбой, удовлетворением от возможности и умения разгадать планы соперника, продиктовать ему свою волю. Из мотива деятельности вытекает то, что в ходе занятий физическими упражнениями мы сталкиваемся с реальными ссорами, спорами, противоположно направленными целями игроков различных команд, их не надо инсценировать. Следовательно, уровень эмоционального возбуждения во время занятий физическими упражнениями в игровой форме достаточно высок.

Во-вторых, для возникновения эмоционального возбуждения необходим не только мотив деятельности в конфликтной ситуации, но также факторы самой конфликтной ситуации, которые отличают ее от обычной. Это, прежде всего, лимит времени на принятие решения, а также внезапность возникновения ситуации. И в том, и в другом факторе преимущество можно отдать подвижным и спортивным играм.

В-третьих, групповой характер деятельности во время игр дает возможность осуществлять кол- лективные взаимоотношения, взаимодействия. В ходе осуществления совместной деятельности возникает единая для всех цель, мотивация. Так как совместной деятельностью необходимо управлять, то возникает распределение ролей, игровых действий. При этом роли на занятиях физическими упражнениями не надо специально придумывать, они даны в готовом виде и обусловлены правилами спортивных, подвижных игр, социальными нормами.

Такую обусловленность имеет, например, роль капитана, судьи и т.п. При этом роль представляет собой комплекс действий, которые вменяются в обязанность тому человеку, который ее исполняет. Меняя на занятиях физическими упражнениями людей, которые, например, исполняют роль спортивного судьи, мы, тем самым, осуществляем смену обязанностей и даем каждому участнику игры возможность столкнуться с ситуацией, где от его решения зависит успех или проигрыш команды.

В-четвертых, после окончания игры можно осуществлять анализ и самоанализ действий участников. Безусловно, в этом компоненте в ходе ролевых игр имеются более существенные возможности, чем на занятиях физическими упражнениями. Однако даже здесь опыт игровых взаимоотношений, будучи проанализирован, дает возможность раскрыть многие причины возникновения конфликтов в профессиональной деятельности, направить деятельность занимающихся на их устранение.

В данной статье были рассмотрены возможности физических упражнений в плане формирования профессиональных умений и навыков у будущих юристов посредством специальных ситуационных заданий на занятиях физической культурой.

           

PAGE  75


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23674. КОНТРОЛЬ НАД ТРУДОВЫМ ПРОЦЕССОМ: ДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ 173 KB
  Социология труда в советский период претендовала на роль ведущей отрасли социологического знания. Более того проявилась тенденция выдвинуть €œтруд€ на роль центральной объясняющей категории и представить вообще всю социологию как социологию труда11. К его основным элементам мы относим следующие: постановка целей; распределение функций между работниками; регулирование ритма и интенсивности труда; оценка объема и качества выполненных работ; дисциплинарные санкции; системы вознаграждения за труд. Втретьих и для нас в данном случае...
23675. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД 138 KB
  Они часто многое знают друг о друге перед тем как вступить в отношения занятости€ Марк Грановеттер €œСоциологические и экономические подходы к анализу рынка труда€ Лекция 12. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД Мы переходим к анализу проблем занятости обширной области притягивающей внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология трудовые отношения и социология профессий. Этими проблемами занятости €œведает€ и особый раздел экономической теории экономика труда €œlabor economics€. В отличие скажем от...
23676. ЧЕЛОВЕК В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ 84.5 KB
  Понятие домашнего хозяйства. Для экономистов сфера домашнего хозяйства является €œпериферией€ не первого и даже не второго порядков. Неоклассическая экономическая теория проводила жесткое различие между сферой производства в которой действовали фирмы и сферой потребления к которой безоговорочно относились домашние хозяйства. Тем не менее уже на пороге домашнего хозяйства мы сталкиваемся с проблемой: человек в таком хозяйстве может быть занят полный рабочий день и полную рабочую неделю но вправе ли мы считать его деятельность трудом Как...
23677. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ 147.5 KB
  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ В следующих двух лекциях мы рассмотрим проблемы социальной и экономической стратификации. И вроде бы они демонстрируют понимание того что экономические перспективы человека определяются не только уровнем материального благосостояния родителей но и €œсемейным капиталом€ который складывается из общественной репутации и социальных связей профессиональных навыков и культурных ценностей впитанных в соответствующей социальной среде. Какоето значение еще может иметь размер группы а тип социальной...
23678. МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ 116.5 KB
  МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ Экономика и общество связаны множеством прочных нитей. Базируясь на широком основании культурных властных и других социальных отношений экономика выступает таким образом как мир хозяйства. Каким бы конкретным вопросом не занимался исследователь не важно экономист или социолог он волейневолей всегда исходит из неких концептуальных предположений о том что представляет собой исследуемый мир хозяйства какое место занимает он в историческом процессе.
23679. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ 156.5 KB
  Идеалысредства это способы их достижения в числе которых мы обнаруживаем: формы собственности и формы организации хозяйства характер и степень государственного вмешательства в экономику способы распределения благ и утверждения трудового порядка. Консерватизм не отвергает прав индивида как частного собственника а проводит принцип единонаследия майората как способ воспроизводства этой собственности поддерживает наследственные привилегии и принцип назначаемой сверху опеки со стороны собственника или сообщества государства. Ему...
23680. ЧЕЛОВЕК В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 161 KB
  Дипломы освобождают их от тяжелого физического труда обеспечивают сносный доход и определенный престиж занятий. И отделение €œобразованных€ от €œпростых людей€ воспроизводится весьма отчетливо хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов минимальны или просто отсутствуют проявляясь скорее в условиях труда и стиле жизни. Идеи всеобщности труда и благотворности трудового воспитания воплощаются в стремлении не просто к полной но к максимальной занятости когда работу имеют не только все те кто хочет трудиться но и те кто этого...
23681. История социологии 73.5 KB
  Кант и многие другие которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Они как и нынешние социологи изучали традиции обычаи нравы и взаимоотношения людей обобщали факты строили концепции которые завершались практическими рекомендациями о том как усовершенствовать общество. Чтобы этого не происходило знать необходимо лишить частной собственности которая согласно Платону развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей достигших 50 лет высокообразованных и талантливых.
23682. ДВА ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ 252.5 KB
  Трудно предсказать как пойдет дальше процесс самоутверждения экономической теории и социологии всякая популярность не вечна но сегодня обе дисциплины переместились в центр внимания и возникла необходимость определения их методологических границ. В нашем распоряжении уже имеются примеры удачного описания эволюции представлений о человеке в экономической теории. Кратко ознакомившись с этими этапами в первых двух лекциях следуя сначала за экономистами а затем за социологами в третьей лекции мы перейдем к исходному определению предмета...