79616

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Настоящий Закон определяет основные требования к организации и деятельности рынков, расположенных на территории Иркутской области (далее – область), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворения потребностей жителей области в качественных товарах и безопасности для здоровья населения продукции, реализуемой на рынках.

Русский

2015-02-13

103 KB

0 чел.

Сибирский юридический вестник. 2003. № 1.

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  

© 2003 г.  С. И. Шишкин

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель Закона

Настоящий Закон определяет основные требования к организации и деятельности рынков, расположенных на территории Иркутской области (далее – область), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворения потребностей жителей области в качественных товарах и безопасности для здоровья населения продукции, реализуемой на рынках.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

- рынок – организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи;

- субъект торговой деятельности – юридическое лицо, предприниматель, объединения торговых организаций, занимающиеся торговой деятельностью и зарегистрированные в установленном порядке, а также граждане, реализующие выращенную ими продукцию или непродовольственные товары, бывшие в употреблении;

- продавец  организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель или гражданин, реализующие товары покупателю по договору купли-продажи;

- покупатель  юридическое или физическое лицо, использующее, приобретающее, заказывающее либо имеющее намерение приобрести или заказать товар или получить платную услугу;

- товар – продукт деятельности, включая товары и услуги, которые предназначены для продажи или обмена;

- торговое место (объект) – торговая площадь на территории рынка с размещенным на нем торговым оборудованием;

- услуга торговли  результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров;

- торговая деятельность  вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения;

- оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

- розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Законодательство о деятельности рынков

Законодательство о деятельности рынков состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Законов Российской Федерации «О защите прав потребителей»,  «О сертификации продукции и услуг», Федеральных законов  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, настоящего Закона, других законов области и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов области.

Статья 4. Задачи рынков

Рынки создаются для выполнения следующих задач:

- обеспечение населения широким ассортиментом товаров;

- формирование договорных розничных цен, складывающихся на основе конъюнктуры рынка;

- организация процессов обслуживания на высоком уровне за счет материально-технической базы, обеспечивающей внедрение прогрессивной технологии товародвижения, механизации и автоматизации;

- соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- координация деятельности хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Статья 5. Виды рынков

В зависимости от специализации рынки подразделяются на универсальные, продовольственные, вещевые, специализированные.

Универсальный рынок  рынок по реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

Продовольственный рынок – рынок по реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Вещевой рынок  рынок по реализации непродовольственных товаров народного потребления.

Специализированный рынок – рынок по реализации отдельных групп товаров (сельскохозяйственный, автомобильный и т.п.).

Глава 2. Организация деятельности рынка

Статья 6. Требования к организации  рынка

При организации  рынка должны быть соблюдены архитектурные нормы,  нормы технологического проектирования, требования к рекламно-художественному оформлению, освещению, правила пожарной безопасности, санитарные и иные требования, предъявляемые к проектированию, строительству, планировке и содержанию территории рынка.

Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта его ввода (приемки) в эксплуатацию запрещается.

Специализация рынка, зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров, схема размещения торговых объектов, стоянок автотранспорта определяются  администрацией рынка по согласованию с органами местного самоуправления, территориальными органами госсанэпиднадзора, госветнадзора, противопожарной службы, отделами ГИБДД в соответствии с требованиями, установленными в нормативных правовых актах.

Статья 7. Приостановление деятельности рынка

Деятельность рынка (торгового объекта) может быть временно приостановлена по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.

Нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности рынка (торгового объекта), должны быть подтверждены соответствующими документами контролирующих и иных специально уполномоченных органов, выданными в пределах их компетенции.

Деятельность рынка (торгового объекта) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении деятельности рынка.

Статья 8. Прекращение деятельности рынка

Деятельность рынка прекращается:

- при истечении срока договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством;

- при досрочном расторжении договора аренды земельного участка по инициативе одной из сторон в случаях, установленных действующим законодательством;  

- в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных нужд;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 9. Управление рынком

Управление рынком осуществляет владелец или пользователь имущественного комплекса рынка непосредственно или через уполномоченные им органы (администрация рынка).

Администрация рынка  обеспечивает необходимые условия для нормальной деятельности рынка и организует его работу в соответствии с действующим законодательством и регламентом рынка.

Статья 10. Регламент рынка

Регламент рынка определяет правила торговли на рынке и систему взаимоотношений между субъектами торговой деятельности и  администрацией рынка.

Администрация рынка  разрабатывает регламент рынка в соответствии с действующим законодательством. В регламенте рынка должно быть отражено следующее:

- режим  работы  и  порядок  доступа  на рынок продавцов,

покупателей, обслуживающего автотранспорта;

- характеристика предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, порядок, условия и стоимость их аренды;

- права, обязанности, ответственность субъектов торговой деятельности и администрации рынка;

- информация об обязательном проведении ветеринарно-санитарной экспертизы в случаях, предусмотренных законодательством;

- порядок проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий;

- меры по обеспечению пожарной безопасности;

- перечень предоставляемых дополнительных услуг.

Статья 11. Режим работы рынков

Режим работы рынка, являющегося государственной или муниципальной организацией, устанавливается по решению органов исполнительной власти  области или соответствующих органов местного самоуправления. Режим работы рынка иной организационно-правовой формы устанавливается администрацией  рынка  самостоятельно. Время работы отдельных торговых объектов регламентируется общим режимом работы рынка.

При закрытии рынка для проведения санитарно-технических работ администрация рынка обязана предварительно проинформировать продавцов, население, органы местного самоуправления о причинах и периоде закрытия рынка.

В случае необходимости закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация доводится до сведения продавцов, покупателей и органов местного самоуправления незамедлительно.

На период закрытия рынка или ограничения работы отдельных торговых мест по инициативе администрации рынка арендная плата не взимается, если иное не предусмотрено регламентом рынка или договором аренды.

Вход на территорию рынка бесплатный.

Статья 12. Договоры

Отношения администрации рынка с субъектами торговой деятельности, работающими на рынке, строятся только на договорной основе.

Статья 13. Услуги рынка

Основной услугой рынка является предоставление на условиях договора аренды обустроенных в соответствии с действующими правилами и нормами  охраняемых торговых мест субъектам торговой деятельности для реализации  промышленных и продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, товаров собственного изготовления или промышленного производства, оказания услуг.

Администрация рынка  может оказывать продавцам следующие дополнительные услуги:

- перевозка товаров к местам торговли;

- предоставление в аренду контрольно-кассовых машин, холодильных камер, складских помещений;

- другие услуги, направленные на создание продавцам благоприятных условий для торговли, оказания иных услуг населению.

Услуги рынка являются платными.

Глава 3. Организация торговой деятельности рынка

Статья 14. Требования к организации торговли на рынке

Организация торгового процесса на рынке должна отвечать  требованиям действующего законодательства, санитарных, противопожарных, ветеринарных и прочих правил, обеспечивать надлежащие условия для завоза, хранения, реализации товаров, соблюдения прав и интересов покупателей.

Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории, заасфальтирована или замощена, оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, предъявляемым к объектам данного типа.

Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований безопасности, возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций.

Администрация рынка выполняет работы по благоустройству и озеленению прилегающей к рынку территории.

Статья 15. Предоставление торговых мест

Предоставление торговых мест (объектов) производится по соглашению между  администрацией рынка и продавцом,  оформляется в соответствии с действующим законодательством, регламентом рынка.

Оплата торгового места  оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.

Статья 16. Документы, необходимые для предоставления торгового места

Администрация рынка предоставляет торговые места (объекты) субъектам торговой деятельности при обязательном предъявлении:

- юридическими лицами – устава, документа о государственной регистрации в качестве юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- индивидуальными предпринимателями -  паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя с отметкой налогового органа;

- гражданами, осуществляющими продажу непродовольственных товаров, бывших в употреблении или ранее приобретенных для личного пользования, сельхозпродукции, выращенной и переработанной в личных подсобных хозяйствах, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, документа о владении (пользовании)  земельным участком, справки об исследовании сельхозпродукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка (в случаях,  предусмотренных законодательством).

Статья 17. Перечень документов, необходимых для осуществления торговой деятельности

Субъекты торговой деятельности могут осуществлять торговлю на рынке только при наличии следующих документов:

- документы, содержащие сведения об изготовителе, поставщике, продавце и подтверждающие факт приобретения товара (накладные, счет-фактуры и др.);

- документы, подтверждающие качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей реализуемых товаров, подлежащих сертификации, государственной регистрации (сертификаты соответствия или декларации о соответствии и др.);

- заключение  лаборатории государственной ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации продуктов животного и растительного происхождения);

- соответствующая лицензия (при осуществлении лицензируемых видов деятельности);

- медицинская книжка (для продавцов продовольственных товаров);

- трудовой договор или  договор гражданско-правового характера, подтверждающий  право продавца осуществлять торговую деятельность от имени арендатора торгового места;

- иные документы, необходимые для осуществления торговой деятельности, согласно действующему законодательству.

Вышеуказанные документы или их надлежаще оформленные копии  хранятся у продавца и предъявляются по первому требованию надзорных и контролирующих органов, администрации рынка.

Статья 18. Права покупателей, продавцов, администрации  рынка

Права покупателей определены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», иными нормативными правовыми актами.

Права продавцов (субъектов торговой деятельности),  администрации рынка устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления торговой деятельности, регламентом рынка и договором аренды торгового места.

Статья 19. Обязанности субъектов торговой деятельности

Субъекты торговой деятельности обязаны:

- соблюдать действующее законодательство, регламентирующее порядок осуществления торговой деятельности, выполнять требования настоящего Закона,  регламента рынка и договора аренды;

- иметь вывеску с указанием фирменного наименования и юридического адреса  организации, для индивидуального предпринимателя – информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

- иметь правильно оформленные ценники на товары, реализуемые на рынке;

- осуществлять денежные расчеты с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев;

- выдавать покупателю товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

- производить оплату торговли на рынке, а также налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством;

- использовать только исправные и прошедшие соответствующую поверку весоизмерительные приборы;

- соблюдать противопожарные и санитарные требования;

- реализацию пищевых продуктов непромышленного изготовления, мяса, молока, мясных и молочных продуктов, яиц, иных продуктов, перечень которых установлен действующим законодательством, производить только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения заключения на соответствие этой продукции ветеринарным нормам;

- предоставлять полную и достоверную информацию о товарах и их изготовителях;

- нести ответственность за качество реализуемого товара, соблюдение правил  продажи отдельных видов товара  и иных правил.

Статья 20. Обязанности  администрации рынка

Администрация рынка обязана:

-   организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения;

- содержать в надлежащем санитарно-техническом и противопожарном состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования, обеспечивать их охрану;

- изготовить и вывесить в удобном для обозрения месте вывеску с указанием названия рынка, его специализации, распорядка работы, местонахождения администрации рынка и схему размещения торговых зон;

- оформить стенд, содержащий следующие сведения: перечень товаров, реализация которых запрещена действующим законодательством, правила, регламентирующие торговую деятельность, текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», полный список платных услуг, оказываемых администрацией рынка,  другие документы информационного характера;

- на рынках, торгующих сельскохозяйственной и животноводческой продукцией, предоставлять безвозмездно помещения для  лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, необходимое оборудование (в том числе холодильную камеру для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами), средства связи и компенсировать затраты на их эксплуатацию;

- обеспечивать сервисное обслуживание торговых мест (объектов) на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово-технологическом оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;

- предоставлять торговые места в строгом соответствии с утвержденной схемой размещения мест;

- осуществлять контроль за соблюдением торгующими  на рынке санитарных правил и правил противопожарной безопасности;

- иметь журнал (книгу) отзывов и предложений, контрольный и санитарный журналы, журнал учета предоставляемых торговых мест (объектов)  и вести их в соответствии с требованиями законодательства.

Глава 4. Ответственность за нарушения законодательства, регламентирующего деятельность рынка

Статья 21. Ответственность юридических лиц и граждан

Юридические лица и граждане, виновные в нарушении законодательства, регламентирующего торговую деятельность на рынках, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 22. Контроль за работой рынков

Контроль за исполнением требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок  торговой деятельности на рынках, осуществляется надзорными и контролирующими органами, администрацией рынка и иными уполномоченными органами, в том числе общественными объединениями потребителей, в пределах компетенции, предоставленной им действующим законодательством.

Администрация рынка должна оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверок и принимать меры по устранению недостатков и нарушений.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 23. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту закона Иркутской области «О рынках».

Субъектом права законодательной инициативы данного законопроекта является депутат Законодательного собрания Иркутской области по 25 избирательному округу Шишкин С. И..

Необходимость принятия  закона Иркутской области «О рынках», прежде всего, связана с тем, что на территории области в настоящее время отсутствует закон, регулирующий отношения в этой сфере. В то же время в городах Иркутской области количество рынков постоянно растет. Зачастую неурегулированность ряда вопросов на уровне правовых актов в этой сфере общественных отношений приводит к различного рода конфликтам. Поэтому основной целью принятия закона Иркутской области «О рынках» является установление правовых основ регулирования торговой деятельности на рынках, расположенных на территории Иркутской области для удовлетворения потребностей населения области в качественных товарах и услугах, а также защиты прав и законных интересов участников рыночных отношений.

На уровне Российской Федерации отношения, складывающиеся при осуществлении торговой деятельности на рынках, регулируются целым рядом нормативных актов -  Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Положения действующего законодательства учтены при разработке законопроекта.

Проект Закон состоит из 5 глав.

В 1 главе «Общие положения» даются основные понятия, используемые в законе, определяются задачи рынков и приводится их классификация.

Во 2 главе «Организация деятельности рынка» закреплены нормы, регулирующие создание и прекращение деятельности рынка, а также основания для приостановления его деятельности. В этой главе установлены положения, требующие принятие на рынках соответст- вующих регламента и единых типовых договоров, действующих на рынке, которые должны быть согласованы с органами местного самоуправления. Данное положение законопроекта основано на требованиях ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», которой органам местного самоуправления предоставлены полномочия по защите прав потребителей.

В главе 3 «Организация торговой деятельности» закреплены права и обязанности участников рыночных отношений, а также перечислены документы, которые необходимы как для предоставления субъектам торговой деятельности торгового места, так и для осуществления торговли на рынке.

В заключительных главах (4 и 5) закрепляется порядок осуществления контроля за работой рынков, ответственность юридических  лиц и граждан за нарушения законодательства, регламентирующего осуществление торговой деятельности на рынке, а также порядок вступления данного закона в силу.

Принятие законопроекта позволит упорядочить работу рынков, повысить качество обслуживания, тем самым будут созданы условия для более полного удовлетворения населения области в товарах и услугах.

Принятие данного законопроекта не повлечет за собой отмены, изменения, дополнения или принятия других областных нормативных актов.

Принятие данного закона области не потребует дополнительных расходов за счет средств областного бюджета.

           

PAGE  26


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18510. Аналіз фінансового стану підприємства 173 KB
  Тема Аналіз фінансового стану підприємства Поняття значення завдання та джерела аналізу фінансового стану підприємства. Загальна оцінка майна та боргових прав підприємства аналіз зміни їх складу та структури. Загальна оцінка джерел формування майна підп
18511. Теоретические основы логистической деятельности 61 KB
  Лекция 1. Теоретические основы логистической деятельности. Понятие сущность логистики. Этапы развития логистики. Предмет и содержание логистики как науки. Основные понятия логистики. Принципы логистики. 1. Понятие сущно...
18512. Концепция логистики 36.5 KB
  Лекция 2. Концепция логистики. Концептуальные положения логистики. Цели и системы логистики. Концептуальные положения логистики. Концепция это система взглядов то или иное понимание явлений процессов. Концепцию логи...
18513. Закупочная логистика 115 KB
  Лекция 3. Закупочная логистика. Понятие задачи и функции закупочной логистики. Процесс приобретения материалов и его основные стадии. Определение потребности в материалах. Методы материального обеспечения производства. Методы рас...
18514. Производственная логистика. Системы управления материальными потоками 87.5 KB
  Производственная логистика. Понятие задачи и функции производственной логистики. Основы управления материальными потоками в производстве. Организация материальных потоков. Системы управления материальными потоками. Понятие задачи ...
18515. Распределительная логистика 54.5 KB
  Лекция 6. Распределительная логистика. Понятие и сферы применения распределительной логистики. Каналы распределения товаров. Формы доведения товара до потребителя. Понятие и сферы применения распределительной логистики. Логистика распреде...
18516. Информационная логистика 44 KB
  Лекция 7. Информационная логистика. Значение и задачи информации в логистике. Информационные логистические системы. Построение и функционирование логистических систем. Значение и задачи информации в логистике. Достижение целей логистики т
18517. Логистика запасов 55.5 KB
  Лекция 9. Логистика запасов. 1. Понятие сущность и необходимость в материальных запасах. 2. Классификация запасов. 3. Основные системы управления запасами. 4. Стратегии управления запасами. 1. Понятие сущность и необходимость в материальных запасах. Материальные
18518. Логистика складирования 83 KB
  Лекция 10. Логистика складирования. Понятие роль складов в логистике. Виды и функции складов. Процесс складирования. Формирование системы складирования. Оценка работы складов. Понятие роль складов в логистике. Под складом понимаются з