79620

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ – 3

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Сегодня мы представляем на ваш суд пример апробирования еще одной из форм преподавания, реализованной в ходе изучения криминологии студентами 4 курсов дневных бюджетного и коммерческого отделений Юридического института ИГУ. Назовем ее условно «Криминологический КВН».

Русский

2015-02-13

118.5 KB

0 чел.

Сибирский юридический вестник. 2003. № 1.

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2003 г.  С. А. Шоткинов,

Р. В. Мацинский, О. В. Крутов, О. Н. Усынина

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ:

СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ – 3

Продолжая разговор об особенностях преподавания криминологии, начатый в Сибирском Юридическом Вестнике (2001. № 3. С.95–100;  2002. № 1. С.97–102), хочется отметить, что при преподавании любой юридической дисциплины следует использовать максимальное количество разнообразных методик научно-педагогического характера. Именно форма преподнесения знаний, на наш взгляд, позволит в данном случае лучше усвоить их содержание.

Сегодня мы представляем на ваш суд пример апробирования еще одной из форм преподавания, реализованной в ходе изучения криминологии студентами 4 курсов дневных бюджетного и коммерческого отделений Юридического института ИГУ. Назовем ее условно «Криминологический КВН». Это своего рода мини-коллоквиум, на котором нет какой-либо одной ранее заявленной темы для обсуждения

Ниже представлен содержательный отчет о проведенном КВН, в котором приняли участие студенты практически всех учебных групп 4 курсов дневных бюджетного и коммерческого отделений.

Итак, 21 декабря 2002 года вышеуказанными студентами была представлена новая форма проведения занятий по криминологии в Юридическом институте деловая игра «Криминологический КВН».

Подготовка к игре проходила более месяца. Представителями коммерческого и бюджетного отделений был создан Рабочий кабинет, целью которого явилось решение организационных вопросов. Основной из них – выбор оптимальной формы проведения деловой игры по криминологии. Такой формой после длительного обсуждения с учетом мнения сторон и двухлетнего опыта проведения подобных занятий под руководством С. А. Шоткинова стал «Криминологический КВН».

Основными участниками игры, как Вы поняли, стали  две команды-«соперницы» (с одной стороны, бюджетное отделение с командой «Невиктимные ребята», с другой стороны, коммерческое отделение с командой «Юридический орден»). Были проведены многочисленные репетиции. В качестве места проведения игры был выбран актовый зал Юридического института, т.к. в проведении и участии в игре в разных формах (в т.ч. в качестве зрителей) проявило интерес большое количество студентов, не только 4 курсов, но и младших, и старших, 2 и 3 курсов ФМП. Оценивать все происходящее  на сцене должно было жюри из шести преподавателей нашего института под председательством заведующего кафедрой уголовного права Шоткинова С. А.   

Целью игры стала реализация полученных студентами знаний в ходе лекционных и семинарских занятий по криминологии в конкретных жизненных ситуациях, придуманных ими же, но все это должно было быть преподнесено, во-первых,  в рамках науки, во-вторых, что также важно, с юмором.

Были разработаны проекты Регламента проведения деловой игры, Положения о судейской комиссии и Секретаре игры. Данные проекты были внесены на рассмотрение рабочего кабинета, и в ходе обсуждения были исправлены и дополнены. После корректировки Регламента и Положения, они были приняты путем голосования простым большинством. В соответствии с Регламентом, вся игра состояла из трех блоков: Разминка, СТЭМ, Домашнее задание.      

Правила разминки: Требуется составить по 5 вопросов от каждой команды (2 теоретических и 3 вопроса-сценки), которые стороны задают друг другу. Команды договорились о том, что все вопросы должны быть, естественно, криминологическими, комичными и приближенными к реальной жизни.    

Время на размышление – 1 минута. Оценка за данный конкурс –  по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальная оценка выставляемая судьями за конкурс – 5 баллов.  

Правила второго конкурса СТЭМа:

Оценка судьями – максимально 4 балла. Тема: профилактика преступности. Время, отводимое на  конкурс согласно Регламенту, не должно превышать 15 минут. Главное условие: на сцене одновременно могут находится не более 3 человек.   

Правила домашнего задания: как самая большая часть игры, оно представляло собой наиболее проработанное выступление команды с вовлечением максимального количества персонажей на самостоятельно выбранную тему, связанную с различными разделами науки криминологии.

Основная цель – моделирование криминологической ситуации. Оценка судей – максимально 5 баллов. Время выступления каждой команды – 25 минут.

Считаем целесообразным привести Положение о Судейской комиссии и Секретаре игры.  

Судейская комиссия:

  1.  Наименования Судейская комиссия и Судьи равнозначны.
  2.  В состав судейской комиссии входят судьи, утверждаемые командами не позднее недели до начала игры.  
  3.  При наличии разногласий по составу судейской комиссии решение принимается Научным руководителем.  
  4.  Судьи обязаны осуществлять объективное судейство согласно нормам и требованиям, закрепленным в Регламенте игры.
  5.  Численность судейской комиссии составляет нечетное количество судей, установленное Регламентом игры.
  6.  Член судейской комиссии не может быть одновременно Секретарем игры и (или) Помощником секретаря игры.  
  7.  Судьи вносят оценки командам в протоколы, собираемые Помощником Секретаря игры, по завершении каждого конкурса.
  8.  Судьи не имеют права задавать вопросы участникам команд во время проведения игры.
  9.  Путем тайного голосования судьями выбирается лучший участник игры, команде которого зачисляется 1 балл.
  10.  Судьи в своих решениях независимы. Какое-либо давление на судей запрещено.
  11.  Судьи имеют право на комментарий по поводу игры только после объявления Секретарем игры итоговых результатов и названия победившей команды.  
  12.  Судьи избираются сроком на одну игру.

Секретарь игры:

  1.  Секретарь игры назначается командами совместно не позднее двух недель до начала игры.
  2.  Секретарь игры оглашает счет команд за конкурс и общий счет после завершения каждого конкурса.
  3.  Секретарь игры следит за соблюдением командами Регламента.
  4.  При нарушении Регламента Секретарь игры сообщает о фактах его нарушения Судьям и командам только по окончании игры.
  5.  Секретарь игры осуществляет свою деятельность на основании Регламента.
  6.  Счет не подлежит изменению и исправлению после оглашения Секретарем игры счета команд.
  7.  Решение Секретаря игры обжалованию не подлежит.
  8.  Секретарь игры предлагает кандидатуру Помощника Секретаря игры, который утверждается капитанами команд, не позднее недельного срока до начала игры.
  9.  Секретарь игры проводит жеребьевку между командами, если проведение таковой закреплено в Регламенте игры.
  10.  Судьи и Секретарь игры во время ее проведения заседают отдельно.
  11.  Секретарь игры объявляет об открытии и завершении игры.
  12.  Секретарь игры избирается сроком на одну игру.

Команда бюджетного отделения «Невиктимные ребята», состоящая из 11 членов, в начале декабря месяца совместными усилиями составила сценарий своего выступления и приступила к ежедневным репетициям. В течение репетиций был доработан сценарий уже непосредственно к условиям актового зала, перераспределены некоторые роли, а также для более эффектного и интересного «просмотра» игры было изготовлено и записано на компакт-диск звуковое сопровождение-«фанера» на все сценки каждого блока.

В разминку команды бюджетного отделения было решено включить следующие вопросы:

1)  Основываясь на идеях Ч. Ломброзо, исходя из пяти фотороботов разных лиц мужского пола, было предложено определить убийцу, мошенника, вора, «изнасилователя» и лицо, не склонное к совершению преступлений, а также объяснить почему лицо было отнесено к тому или иному типу преступников.

2)  Учитывая внешние параметры и социальный статус представленных лиц, расположить персонажи по степени виктимности от наибольшей к наименьшей:

Коля Попадос, 14 лет, любимый предмет ботаника;

Вика Тимонова, любимый «литературный» герой – Масяня, возвращается в 4 часа утра из ночного клуба;

Фекла Феоктистовна, пенсионерка;

«Новый русский» Митяй с двумя телохранителями, основной бизнес разведение кроликов.   

3) Зачитываются цитаты из классических литературных произведений, в которых необходимо определить вид криминогенной ситуации по степени воздействия на сознание преступника:

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Сцена, в которой Раскольников убивает старуху-процентщицу;

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Дуэль Онегина с Ленским, когда Онегин производит выстрел;

У. Шекспир. «Отелло». Отелло в ревности душит Дездемону.

4)  Определить вид и степень латентности показанного преступного деяния (сбыт и приобретение наркотических средств).

5)  Определить тип личности преступников.  

Показывается сценка «обычной» жизни неблагополучной семьи (неработающий муж-алкоголик, «нервная» жена), в гости к которой приходит друг мужа, подстрекающий его к совершению кражи.

Таким образом, в разминку были помещены вопросы из основных разделов криминологии, достаточно хорошо обыгранные студентами.

Стэм на тему «Профилактика преступности». Здесь данная команда решила слегка подправить те рекламные ролики, которые идут по телевидению. На сцене показывается один из обычных дней рекламного агентства «Paranoya Pictures». В агентство поступил заказ снять рекламу о профилактике преступности. Было показано четыре варианта рекламных роликов, из которых «режиссер» выбирал лучший для телевидения:

1)  «Пап, а справедливость есть?» (сынок спрашивает у папы-судьи, считающего 100-долларовые банкноты, о существовании справедливости, на что последний отвечает: «Нет, сынок, это фантастика!»);

2)  «Невнимание к детям приводит к насилию в семье!» («дочка» долго просит маму, разговаривающую про модную одежду с подругой по телефону, обратить на нее внимание. В очередной раз получив отказ во внимании, «дочка» достает пистолет и стреляет в маму);

3)  «Всегда и везде генерал П. и МВД» (на сцене лежат три человека, один из них выходит из «коматозного» состояния, смотрит на свои окровавленные руки и подползает ко второму со словами «Коля?!», к третьему «Вася?!», приподнимаясь, упирается в чьи-то ноги (участкового, на голове которого мигалка), и со словами  «Товарищ участковый!» в препровождении последнего уходят со сцены);

4)  Четвертый, самый понравившийся режиссеру ролик:

На сцену выходит молодой человек со словами: «Я, Колян, главный в доме наркоман!».

Следом идет мужчина со словами: «А я, Толик, местный алкоголик».

Затем выходит девушка и произносит следующее: «Я, Жанна, местная путана, была когда-то стюардесса, теперь я на Тверской принцесса».

На сцене появляется очень серьезный человек с распальцовкой со словами: «Я, Гриша, криминальная крыша».

Его сменяет пара людей, скованных наручниками в бушлатах: «Мы, Миши. Из зоны мы вышли».

И все это завершает выход генерала П. со следующей речью: «Перед Вами, друзья, была преступных факторов семья.  С нею мы ведем борьбу и днем, и ночью, и во сне, и наяву».

Ролик снят. Стэм завершился под бурные аплодисменты зрителей.

В стэме основное внимание было уделено  тем  преступным детерминантам, на которые в приоритетном порядке необходимо направить профилактические мероприятия. Причем профилактика включает в себя, естественно, усиление воздействия на общество антикриминогенных детерминант, а также предупреждение преступности и непосредственную борьбу с ней.

Домашнее задание. Команда решила сделать пародию на какое-нибудь ток-шоу, а точнее, на самое откровенное на отечественном телевизионном пространстве «Окна». Назвали ток-шоу «Окна, двери, потолки» и назначили соответствующего ведущего Дмитрия Рукиева, который не только показывал на сцене все жесты и мимику  реального ведущего шоу, но и «выдавал» аналогичные «мудрые» реплики. Выбрали всегда остающуюся актуальной тему   «По ту сторону закона». На протяжении 25 минут, которые были отведены для проведения домашнего задания, были показаны  несколько смоделированных жизненных ситуаций с участием героев с «говорящими» именами, в которые, как показывает практика, зачастую попадают наши сограждане. Ситуации были помещены в рамки самого ток-шоу.

Введение было сделано самим Рукиевым, произнесшим интереснейший монолог, и объявившим о начале «забивания гвоздей в крышку гроба преступности», т.е. ток-шоу.

Первым гостем, приглашенным на программу, стал старший лейтенант УВД г. Великие Муки Взяткидзе Абрам Баяндунович, которому присвоили титул «самого некомпетентного милиционера в городе». Рукиев обращается к г-ну Взяткидзе с вопросом о том, как так могло получиться? На это «доблестный» страж правопорядка отвечает, что это все неправда, и что он всегда «был, есть и будет следовать указаниям УПК  РСФСР» (из его объяснения следует, что УПК РСФСР «это книжка такой красный, который 7 лет назад выдали и сказали: «делай, как там написано»). Все было бы так, если бы не одно «но». Новый гость Справедлюк Нестор Падлыч, капитан УСБ, который принес оперативную видеозапись «хорошей» работы г-на Взяткидзе.

Зрителям на сцене представляют один из дней в УВД, где трудится  Взяткидзе.

С утречка в отдел пришла бабуля для наведения справок о продвижении дела о пропаже поросенка Бори. Взяткидзе позвал следователя Гриню, который непосредственно занимается этим делом. Последний довольно подробно объяснил и показал на сцене то, что поросенка не украли, а он погиб утонул в реке, перебираясь вплавь на другой берег, чтобы отведать овес. Это все видели колхозники и пасущиеся с Борей поросята, которые и подтвердили все это. Признаков состава преступления нет, в возбуждении уголовного дела отказано.

После бабули в отделение вбегает молодой человек, у которого «сняли» шапку. Он рассказывает обстоятельства преступления и просить принять письменное заявление (из-за этого Взяткидзе называет его  «умный»). Взяткидзе принимает у него заявление. Молодой человек уходит. Взяткидзе мнет заявление и бросает в урну со словами: «Нет регистрации нет заявления, нет заявления нет преступления».

Третий посетитель Взяткидзе «новый русский», у которого украли автомобиль. Милиционер ему с грустью говорит, что «дело сложное, раскрываемость нулевая, нужен свидетель». У «нового русского» находится свидетель, зовут которого Франклин (100-долларовая банкнота, которую он передает Взяткидзе). Милиционер говорит, что по красной книжке нужно два свидетеля. Потерпевший передает второго свидетеля тоже Франклина (опять деньги). «Они что, двойняшки?» спрашивает Взяткидзе. «Нет, тройняшки», отвечает потерпевший и передает третью банкноту с изображением Франклина. Взяткидзе радостно молвит: «Будьте спокойны, мы ваша машина найдем, вернем. Заходите еще». «Клиент» уходит. Взяткидзе звонит по телефону: «Ризо, отпускай машина. Клиент созрел».

Зрители, просмотрев видеосъемку, снова видят Рукиева, Взяткидзе и Справедлюка. «Ну что, дорогой, доигрался», сказал Справедлюк, надев на Взяткидзе наручники. На этом моменте первая часть домашнего задания и шоу завершается.

Часть вторая. На сцену приглашается новый гость неоднократно судимый криминальный авторитет Борис Борисович Гроций (Буба Гроций). Буба, выйдя на сцену, начинает разговаривать исключительно на криминальном жаргоне, и Рукиев зовет на сцену переводчика с русского блатного языка. Буба рассказывает про свою тяжелую воровскую судьбу, заостряя внимание на то, что при последней отсидке его  друг освободился почему-то раньше, чем он (это при равном-то сроке!). Переводчик всю его речь переводит на простой и всем в зале понятный «великий и могучий русский язык», причем переводит не буквально, а весьма по юридически  и культурно, тем самым вызывая в зале бурные аплодисменты после каждого переведенного предложения.

На сцену «влетает» друг Бубы Федор Фомич Аквинский. Между друзьями возникает длинный диалог о жизни на «рыбьем языке», который переводится очень удачно. Оказывается, что Аквинский стал на правильный путь и живет жизнью обычного городского человека (дом, семья, работа). Услышав это, Буба предъявляет претензию теперь уже бывшему другу. В разговор вмешивается вездесущий Рукиев, еще более усугубив ситуацию тем, что Федор Фомич сотрудничал с правоохранительными органами. Между «друзьями» происходит потасовка, которую останавливает служба безопасности передачи братья Качко.

Домашнее задание заканчивает Рукиев, произнесший очередную, теперь уже финальную, речь: «…Так и живет наша страна по обе стороны закона. И лишь вам решать, какую сторону вы изберете».

В домашнем задании «Ребята» показали произвол и самоуправство правоохранительных органов и действия граждан, зачастую подталкивающие эти органы к соответствующему поведению, а отсюда и возрастание искусственной латентности преступности, распространение взяточничества, «крышевания» и т.д.

Команда коммерческого отделения «Юридический орден» постаралась учесть предписания Регламента о том, что Судьями в конкурсе Разминка оценивалась в первую очередь глубина знаний  в задаваемых вопросах, их оригинальность, а также преподнесение вопросов на сцене. Команда включила в первый конкурс вопросы, различные по своей стилистике и смысловой нагрузке.

Первый вопрос был направлен на проверку наличия знаний специальной литературы по криминологии у  оппонентов и звучал весьма лаконично: «Эффект фасада (В чем, по Вашему мнению, заключается смысл этого криминологического понятия)».

Следующие два вопроса отличались своей нестандартной формой – стихотворной. Отдавая дань истории и видному деятелю – Томасу Мору, был задан следующий вопрос:

Предупреждая преступленья,

Все в «Утопии» осветя,

Был гением и просветленьем,

И смерти как итог дитя.

Известно, что основным элементом микросреды, которая может стать и основной причиной деформации индивидуального сознания является семья. Проблема конфликта поколений отразилась в следующем вопросе:

Мы их презираем

За вечный нефарт,

За мятые брюки,

За вечный инфаркт

Они нас за то,

Что живем беззаботно,

Безропотно следуя

Бешеной моде.

Согласно теории конституциональной предрасположенности такие авторы как, например, Тард, Уиллоу, Смит выделяли  следующие соматические типы: эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный. Наше задание, адресованное команде бюджетного отделения, заключалось в определении ими соматического типа одного из членов нашей команды.

Заключительный вопрос – литературно-исторический. Владимир Жемчужников, один из авторов «проекта» «Козьма Прутков» был известным юристом и, соответственно, знал о новейших криминологических теориях. Развенчиванию одной из таких теорий – френологической – была посвящена одна из пьес К.Пруткова, про френологию и сватовство. Это и есть литературно-исторический факт. Вопрос же звучал так: «Бди!» – сказал К.Прутков и был, несомненно, прав. Что еще, кроме этой замечательной фразы, привнес К. Прутков в процесс развития криминологии?

Общей темой для конкурса СТЭМ была выбрана профилактика преступности. Тема эта, однако, настолько объемная, что  раскрыть ее хотя бы  в ничтожной степени в рамках  СТЭМа не представлялось возможным. Поэтому  команда ее несколько сузила, и тема стала звучать так: «Профилактика женской преступности». Выбор этот не случаен. Ведь проблема женской преступности – одна из самых острых в криминологии, а профилактика ее, во-первых, в силу различных причин затруднена, во-вторых (и это, на первый взгляд, идет вразрез с предыдущим пунктом), путей, которыми может осуществляться эта профилактика, существует множество, хотя в большинстве случаев на доктринальном уровне. «Остовом» СТЭМа стала четко выверенная научная основа, которая «обрастала» по   ходу разработки сценария  диалогами, шутками, нестандартными  сценическими решениями. Во главу угла “Юридический орден” поставил принцип концептуальной целостности  конкурса, дабы предоставить зрителю возможность наблюдать развернутую картину и наиболее полно раскрыть все грани поставленной проблемы. Для этого был выбран наиболее подходящий жанр – ток-шоу. В данном случае – это откровенная пародия на весьма известную телепередачу, название которой было изменено на еще более выразительное – «Замочная скважина». Была продумана определенная структура сценария. Основной его частью стал динамичный  диалог, по ходу которого, собственно, и развивались основные события, носящие подчас довольно драматический характер (истерики, слезы, даже драки). Основное действо было обрамлено двумя монологами ведущего, произнесенными в характерной для него  манере –  напористой, нагловатой и вместе с тем  вкрадчивой.

В первом монологе ведущий поведал  о том, что проблема женской преступности  издавна интересует криминологов, порождает разные точки зрения. В доказательство привел мнения таких небезызвестных науке деятелей, как Ч. Ломброзо, З. Фрейд и их последователей. Основанный на этом вывод звучал нелестно (…Женская преступность обусловлена тем, что женщина – мало развитое существо с менее развитым головным мозгом… Женщине свойственны пассивность, эмоциональность, нарциссизм, хитрость). Но ведущий сразу оговаривается, что это далеко не истина в последней инстанции и предлагает разобраться во всем на практике.

Выбранные  тема и жанр оказались удачны еще и потому, что главное условие конкурса (на сцене не может находиться более трех человек) требовало особого построения мизансцен. К выбору героев  команда подошла с особой тщательностью,  так как каждый из них  представлял собой определенный символ. Так, главная героиня – измотанная житейскими проблемами, несколько скандальная и истеричная женщина средних лет, с весьма значимым именем Надежда. Сама она символизирует  среднестатистическую преступницу, а те преступления, которые она совершила или собиралась совершить, отражают в целом структуру женской преступности (это и ст.159, и ст.160, ст. 200 – Надежда – работник торговли). Попыткой отразить детерминанты женской преступности (социальная дезорганизация, незащищенность в трудовой сфере, ослабление семьи и т.д.) стало введение двух  персонажей:  мужа Надежды Ивана – тунеядствующего алкоголика, и ее дочери Елены. Впрочем, последняя настаивает, что Надежда вовсе ей не мать, утверждая, что она «зачата во время Третьего Вселенского шабаша», и мать ее – Волчица, а отец – Князь Тьмы. Это, однако, не мешает ей периодически красть из дома вещи. Все упреки она  парирует тем, что их «черное братство имени Патриса Лумумбы» требует пожертвований, а она и так ничего дать не может, кроме пустых бутылок  отца, свастики брата и яичницы по утрам.

Что касается методов профилактики, то для их изображения потребовались еще два весьма колоритных персонажа. Первый из них – экзальтированный психолог, чьей коронной фразой была следующая: «У Вас проблемы? Хотите поговорить об этом? Дело а том, что за  вашей завышенной (заниженной) самооценкой скрывается гиперфобия…»  Второй – православный священник,  звучным басом  призывавший всех вознести молитву Господу («Господу помолимся, изыди, дьявол, изыди!»).    Команда  посчитала нецелесообразным отражать общесоциальную профилактику, но специально-криминологическая нашла место в сценарии (как раз ее символом и стали два вышеупомянутых персонажа). Была подчеркнута необходимость более широкого использования психолого-педагогических методов, инициирования усилий со стороны религиозных организаций. В сценарий намеренно не стали вводить представителя правоохранительных органов, ведь (оказывается!) в данной системе нет специализированных  субъектов профилактики женской преступности. Квинтэссенцией всего стало вручение главной героине путевки в «недавно созданный антикризисный центр по реабилитации социально неадаптированных женщин».

Завершением конкурса стал второй монолог ведущего, где красной нитью проходило то, что главным в профилактике является не ее организационные формы, а методика, стиль, тональность работы, и главное – человечное отношение к женщине.   

В качестве темы домашнего задания «Юридический орден» выбрал  побег из мест лишения свободы. Согласно этой темы была смоделирована криминологическая ситуация: показан механизм и причины побега осужденных из исправительных учреждений, поведение беглеца на воле, его отношение к обществу, и в заключение – его поимка. Сквозь призму этого удалось осветить преступную субкультуру в различных ее формах и проявлениях, разнообразные типы личности преступников, а также пагубность негативных социальных явлений (таких как проституция, сутенерство, наркомания).  Сценарий был изложен почти полностью в стихотворной форме. Героями  повествования стали сказочные персонажи, такие как Волк (Волков Натан Вольфрамович), Лиса (Лисицына Алиса), Заяц (Зайцев Николай Алимбекович), Бабка и Дед (соответственно, Дедушкин Анатолий Романович и Бабкина Екатерина Матвеевна), Кот Базилио (Котов Василий Базильевич), а также Красная Шапочка (Красношапкина Елена Федоровна) и Незнайка (Правосудина Фемида Павловна).  И, наконец, главный «герой» – преступный элемент Колобок (Колобков Иван Николаевич).

На каждого героя была дана исчерпывающая криминологическая характеристика, зачитываемая бесстрастным, монотонным «закадровым» голосом.

Так, например, Волков Анатолий Вольфрамович. Не женат, образование неполное среднее, возраст – 35 лет, рост – 180 см, бывший военнослужащий вооруженных сил, принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Вырос в семье с отсутствием эмоциональной теплоты, последовательно-криминогенный тип, имеет две судимости, стойкая антисоциальная направленность, полное пренебрежение устоями общества, отсутствует позитивная социализация, открыто пропагандирует криминальную субкультуру, профилактика данного типа затруднена.

Правосудина Фемида Павловна. Образование высшее юридическое, возраст – 40 лет, присутствует позитивная социализация, до сих пор разбирается всем отделом с новым УПК.

Велось повествование от лица самой Фемиды. Правда, несколько осовремененной. Фемиды, которая, выходя в привычными атрибутами – весами  и повязкой на глазах, тут же отбрасывает их  как ненужную условность.

В общем, сами Вы судите,

В сказке этой усмотрите

Криминологический сюжет,

Если нет, то как хотите.

События начинают разворачиваться с того, что осужденный Колобков, вспоминая с тоской о былой свободе, вынашивает замысел побега. Сымитировав сердечный приступ, он заставляет Дедушкина (охранника зоны), отвести его в медсанчасть. Соблазнив медсестру (Бабкину Е. М.), уговаривает ее добыть ключи. Таким образом он осуществляет побег («я от Дедушки ушел, а от Бабки еще чище»). Оказавшись на свободе, Колобок идет к «барыжничающему дурью» наркоману и наркоторговцу Зайцу, приобретает у него наркотические средства и оружие. Однако здесь его настигают два несчастья в виде влюбленной Бабки и неумолимого правосудия, представленного следователем ГУИН Красношапкиной.  Чудом избежав поимки,

Взатяжку выкурив косяк,

Иван подумал про ништяк,

Еще про девушек подумал,

Без ласки он не мог никак.

И вспомнил он про жриц любви…

Знакомый сутенер Котов В.Б., оставшийся с одной «единицей товара», а именно Лисой Алисой, объясняет ему многочисленные причины того, что «невелик ассортимент». Однако развлечься Колобку не удается, ибо его вновь настигает вездесущая Красношапкина. Дабы прекратить изрядно надоевшее ему преследование со стороны правоохранительных органов, Колобков принимает решение убить следователя, подослав ей наемного убийцу (Волков Н. В.). От неминуемой смерти  Красношапкину спасает не что иное как Любовь – безжалостный киллер, увидев свою жертву, влюбляется в нее с первого взгляда.

Вот что любовь с людьми творит,

Она плохое победит,

Они уедут на Багамы,

Не выслушав Судьи вердикт.

А тем временем приговор в отношении пойманного Колобка достаточно суров:

По части первой 113 статьи

Дали беглецу аж года три

Отбывает вновь наш Колобок

И теперь уже немалый срок.

К неотбытому части второй пункта «б» статьи 158.

Фемида подвела итог:

Сказка ложь, да в ней намек

Криминологам урок,

Каждый пусть преступник знает,

Что наступит его срок.

В заключение хотелось бы отметить, что выступление двух команд прошло замечательно, студентами и преподавателем были достигнуты те цели, которые они ставили для этой игры. Проведение «Криминологического КВН» получило огромную поддержку и одобрение со стороны зрителей, а также  жюри, состоявшего, напомним, из преподавателей нашего  института.

Это была первая игра подобного типа в институте, хотя апробация новых форм проведения занятий по криминологии уже ведется С. А. Шоткиновым с 2000 года. Думается, что проведение таких игр (не только по криминологии, но и по другим учебным дисциплинам) может стать хорошей традицией, к тому же это весьма полезно в смысле развития инициативы и самоорганизации студентов, развития и реализации их творческого и умственного потенциала.

           

PAGE  105


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80048. Все работы хороши. Защита профессий 58 KB
  Подготовительная работа: Игре предшествуют беседы с родителями экскурсии к ним на работу выпуск газеты Наши родители на работе с фотографиями рисунками краткой информацией о том что они делают чем занимаются на работе какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.
80050. Путешествие в страну Профессий. Брейн-ринг 240 KB
  Учитель: За одну минуту каждая команда должна придумать и записать на листе бумаги как можно больше названий профессий на букву П. Мне нужны такие вещи: Молоток тиски и клещи Ключ напильник и ножовка А всего нужней сноровка Слесарь Учитель: А какие орудия труда помогают людям разных профессий Отгадайте.
80051. САМАЯ ВАЖНАЯ ПРОФЕССИЯ 39.5 KB
  Ассистенты проекта: родители - представители разных профессий учителя начальных классов. О людях каких профессий я вам напомнила Продолжим наше путешествие в мир профессий. Выводы о значимости и важности всех профессий. Рассказы приглашенных родителей об особенностях их профессий.
80052. Подорож материками 39.5 KB
  Мета: сформувати уявлення про материки, продовжувати формувати уявлення про глобус, карту півкуль, розвивати вміння працювати з фізичною та контурною картами, вміння працювати з додатковою літературою, розвивати пізнавальні інтереси, виховувати спостережливість, любов до природи.
80053. Охорона природи на Землі 88 KB
  Вчити дітей знаходити красиве в природі. Збагатити знання дітей про природу і заходи щодо її збереження. Вміти зіставляти вчинки людей, аргументувати свою думку, встановлювати зв’язок між елементами довкілля. Формувати у дітей ділову готовність реалізувати ці знання в нестандартній ситуації...
80054. Природна зона мішаних лісів 144.5 KB
  Мета: продовжити формувати уявлення про Україну; розкрити значення вислову мішані ліси; розкрити значення лісів для життя людей; розвивати спостережливість мислення уміння аналізувати і робити висновки; вміння висловлювати свої думки; виховувати бережливе дбайливе ставлення до природи...
80055. Не дай скотитися у прірву… 8.97 MB
  Мета: розкрити негативні сторони самостійного життя поза батьківським домом, сприяти формуванню у випускників відповідального ставлення до свого життя, до життя своїх батьків, допомогти учням знайти відповіді на питання: як нам жити, що робити, як вижити в цьому світі?
80056. Проблема под микроскопом 63.5 KB
  Цели и задачи мероприятия: дать представление учащимся о понятии «проблема»; научить детей выделять и оформлять проблему; познакомить учащихся с различными способами решения личностных проблем; развивать навыки употребления полученных знаний на смоделированных проблемных ситуациях...