79623

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ– 4

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основными участниками игры, как Вы поняли, стали три команды — «соперницы» (с одной стороны, бюджетное отделение, с другой стороны, коммерческое отделение, представленное в этом году сразу двумя командами). Были проведены многочисленные репетиции.

Русский

2015-02-13

117 KB

0 чел.

Сибирский юридический вестник. 2004. № 1.

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2004 г.  С. А. Шоткинов, М. Тюменцева, А. Огнева,

М. Базюк, О. Халтаева и др.   

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИМИНОЛОГИИ:

СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ– 4

Продолжая разговор об особенностях преподавания криминологии, начатый в Сибирском Юридическом Вестнике (2001. № 3. С. 95–100; 2002. № 1. С. 97–102; 2003. № 1. С. 101–106), хочется отметить, что при преподавании любой юридической дисциплины следует использовать максимальное количество разнообразных методик научно-педагогического характера. Именно форма преподнесения знаний, на наш взгляд, позволит в данном случае лучше усвоить их содержание.

Сегодня мы представляем на ваш суд пример апробирования еще одной из форм преподавания, реализованной в ходе изучения криминологии студентами 4 курсов дневных бюджетного и коммерческого отделений, а также факультета международного права Юридического института ИГУ. В этом году игру решили провести в виде криминологического капустника, потому что на суд жюри студентами разных отделений были представлены сценарии абсолютно на разные темы и использованы как новые, так и уже апробированные в прошлые годы, формы. Это своего рода мини-коллоквиум, на котором нет какой-либо единой, ранее заявленной темы для обсуждения

Ниже представлен содержательный отчет о проведенном капустнике, в котором приняли участие студенты практически всех учебных групп 4 курсов разных отделений ЮИ ИГУ.

Итак, 16 декабря 2003 года вышеуказанными студентами была представлена новая форма проведения занятий по криминологии в Юридическом институте деловая игра «Криминологический капустник» под кодовым названием «Девиантность, делинквентность, Буратино и другие...».

Подготовка к игре проходила в течение двух месяцев.

Основными участниками игры, как Вы поняли, стали три команды — «соперницы» (с одной стороны, бюджетное отделение, с другой стороны, коммерческое отделение, представленное в этом году сразу двумя командами). Были проведены многочисленные репетиции. В качестве места проведения игры был выбран актовый зал Юридического института, т.к. в проведении и участии в игре в разных формах (в т.ч. в качестве зрителей) проявило интерес большое количество студентов, не только 4 курсов, но и младших, и старших, 2 и 3 курсов ФМП. Оценивать все происходящее на сцене должно было жюри, в состав которого были включены три преподавателя кафедры уголовного права ЮИ ИГУ, специализирующиеся на вопросах криминологии (Скретнева Н. В. и Садовникова М. Н.), по одному участнику из прошлогодних команд — ныне студентов 5 курсов (Усынина О. — 5 курс ДКО и Мацинский Р. — 5 курс ДБО), в качестве «свежих» голов — студенты 2 курсов (по одному с каждого из отделений: Цыренова Н. — ДКО и Солодов П. — ДБО). Председателем жюри был избран заведующий кафедрой уголовного права Шоткинов С. А.

Целью игры стала реализация полученных студентами знаний в ходе лекционных и семинарских занятий по криминологии в конкретных жизненных ситуациях, придуманных ими же, но все это должно было быть преподнесено, во-первых, в рамках науки, во-вторых, что так же важно, с юмором. Было установлено два основных критерия, которыми руководствовались жюри при выставлении оценок каждого выступления: во-первых, научность, во-вторых, оригинальность.

Следует отметить, что подобные игры стали в стенах ЮИ ИГУ доброй традицией.

Получив информацию о предстоящем криминологическом капустнике, студенты коммерческого отделения активно и дружно взялись за дело. Начались бурные обсуждения, по поводу формы и содержания сценария. Хотелось чего-то нового, интересного, того, что в предыдущие годы еще не было представлено.

Театральные постановки, студенческие этюды, все эти формы казались обыденными.

Кино! Вот на чем решил остановиться первый состав 4 курса ДКО. Сначала эта идея казалась несколько фантастической и сложной, во-первых, из-за отсутствия технического оснащения, во-вторых, никто не мог преодолеть своей боязни камеры, большинство стеснялось.

Но в целом эта идея всем понравилась. Позитивность такой формы отмечалась несколькими фактами, такими как:

  •  в фильме можно было задействовать достаточно большое количество студентов (от желающих не было отбоя);
  •  сама форма привлекала внимание;
  •  с помощью фильма можно было заинтересовать более широкий круг студентов, даже тех, кто пока не имел представления о том, что же такое криминология;
  •  при помощи кинофильма, представлялось возможным донести до большего количества лиц информацию, содержащуюся в нем. Показать влияние сложившейся ситуации на личность, сложность противостояния существующему укладу жизни, неспособность большинства осознать негативность момента и вовремя остановиться.

Следующим стал вопрос о разработке сценария воображаемого фильма.

Было рассмотрено множество точек зрения, дебаты к консенсусу не привели, не было предложено того, что устроило бы всех. Поэтому был выбран единый авторский коллектив, на который и возлагалась разработка фундамента сценария.

Работа над сценарием началась с выбора темы, ею стала «Преступность крупного города», наболевшая проблема! В основу были возложены статьи Шоткинова Сергея Алексеевича, такие как: «Преступность большого города: опыт геокриминологического исследования»; ”Феномен” преступности города Иркутска: миф или реальность» и др.

Уже через несколько дней на суд участников проекта был представлен первоначальный вариант сценария, который включал в себя почти все ранее предложенные. С этого момента и начала проявляться дружность и слаженность работы студентов. Конечно, сценарий не обошёлся без корректив, ведь он был только пробным, в этот момент каждый участвующий внёс в него какую-либо часть. Неустанно составлялись диалоги, создавались образы, обсуждались нюансы отдельных сцен, выбиралась обстановка в которой должны были быть сняты фрагменты фильма. Уже в процессе работы над сценарием предлагались «актеры» из числа студентов.

Задумка наконец-то начала обретать облик реальности. И уже не было сомнений на счёт получения результата поставленной перед собой цели. Теперь все получится!

Такого резонанса не ожидал никто, проект заинтересовал всех, в ходе работы появлялись все новые и новые участники!

Затем начался самый сложный этап — съемка. Необходимо было продумать все до мелочей, ведь любая малость была заметна при просмотре пленки, тем более что ее можно прокрутить и посмотреть еще раз, сделать акцент. Каждый раз при съемке отдельных сцен делалось большое количество дублей, непрофессионализм «актеров» давал о себе знать. «Камера! Мотор! Не очень, можно и лучше. Попробуем еще раз». И снова, и снова, и снова.

В течение месяца фильм был отснят, предстоял монтаж. Тут уж не обошлось без профессионала, двое мучительных суток и вот он, свеженький, бери и смотри!

Что касается криминологической составляющей фильма, то об этом можно сказать следующее.

Итак, сюжет фильма, как уже говорилось ранее, раскрывает тему преступности в большом городе. Сценарий фильма содержит в себе такие проблемы как:

МИГРАЦИЯ. Трудное материальное положение, отсутствие рабочих мест, алкоголизм, влекущий за собой разложение личности от самого ее основания, невозможность современных поселков, деревень удовлетворить даже самые насущные потребности: все это заставляет людей тянуться в город, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование.

Уподобляясь многим, главный герой фильма, Ипполит Сергеевич Рясенцев, после смерти жены, решает отправиться в город в поисках новой жизни, нового счастья. На горизонте он видит благополучное будущее своих детей. Но город принимает их в свои объятия без предварительной репетиции со всеми своими реалиями и трагедиями. Вся негативность современного бытия втягивает героев, подобно болоту, не спрашивая при этом их мнения. Буквально с перрона , под стук колес, героев ждет много трудностей и препятствий с которыми, в конечном счете, они не в силах справиться.

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. В наше время человек сталкивается с преступностью повсеместно и при этом превращению нормального человека в преступника способствуют не только те криминальные структуры, которые его окружают, но и в целом социальные, бытовые условия жизни граждан. Одной из наиболее сложных на сегодняшний день остается жилищная проблема. Многочисленные только построенные квартиры, остаются для среднеобеспеченного человека недоступными, за неимением нормальной материальной базы люди вынуждены искать более дешевое жилье.

Данная проблема включает в себя не только отсутствие достойного жилья, но и отсутствие желания самих граждан обеспечить достойный уровень своего быта.

Так и герои фильма сталкиваются с проблемой отсутствия жилья, им приходится довольствоваться комнатой в общежитии, коридоры которого своей убогостью приводят в ужас.

НАРКОМАНИЯ. Отсутствие нравственных идеалов, духовных ценностей вынуждает большую часть молодого населения искать развлечение в алкоголе и наркотиках.

Евгений Рясенцев (сын) как и большинство молодых и любознательных людей, старается быстрее влиться в новую компанию, не ударить в грязь лицом. Он принимает губительную субкультуру данной молодежной группы и становится таким же, как они.

ПРОСТИТУЦИЯ. Безработица, отсутствие возможности самореализации толкает девушек на занятие проституцией, из которой они хотят почерпнуть хорошую и красивую жизнь, много денег, красивую одежду и косметику.

В эту пучину погрязла героиня фильма, Света.

Выше были описаны наиболее типичные криминогенные детерминанты, свойственные городской преступности. В фильме освещаются и другие негативные факторы, которые в своей совокупности оказывают разлагающее воздействие на отдельную личность, а за тем и на общество в целом.

В заключение хотелось бы описать итог и мнения просмотревших фильм. Вообще, на наш взгляд, фильм в целом произвел на зрителей неплохое впечатление, но среди похвалы присутствовала и негативная оценка, как говорится, ложка дегтя в бочке меда. Некоторые высказывались по поводу технических погрешностей фильма, которые выразились в непрофессионализме оператора, наигранности некоторых сцен и, по их мнению, неискренности актеров, якобы нет в глазах огня, отсутствует кураж.

Другие говорили о том, что уж очень шокирующий и жестокий конец и предлагали оставить некую недосказанность, тайну.

А третьи, попросту, остались недовольны сюжетом в целом. Мол, в жизни и так очень много жестокости, зачем о ней лишний раз напоминать и поднимать банальную проблему наркомании, проституции, беспризорности, мошенничества, взяточничества. В нашем мире и так слишком много грязи и боли.

Вся критика была воспринята должным образом, все предложения были учтены. И, может быть, последующие курсы не допустят в подобной работе таких огрехов. Ведь в этом и заключается методика преподавания. На ошибках учатся!

Данный проект не только приблизил студентов к изучению курса криминологии и сделал его увлекательным, но и сдружил их, помог некоторым раскрыть свой творческий потенциал, преодолеть страх перед трудностями, научил добиваться поставленных целей.

Выводы:

На данный момент, по нашему мнению, мы добились поставленных целей:

  •  были задействованы все желающие проявить, попробовать себя;
  •  фильм стал научным, практическим и наглядным пособием для последующих курсов, которым ещё предстоит познакомиться с достаточно сложной и серьезной дисциплиной — криминологией;
  •  было привлечено внимание широкого круга не только студентов, но и преподавателей.

Второй состав 4 курса ДКО, состоящий из 15 человек, в конце октября преступил к ежедневным репетициям. В качестве сценария был взят сюжет сказки «Буратино», что с восторгом было одобрено актерами и переработано на криминологическую тему. В ходе репетиций распределялись роли, подыскивались костюмы, обсуждался реквизит, пробовался грим, ну и, конечно же, изучалась соответствующая криминологическая литература.

Содержание сказки было ориентировано не только на студентов 4 курса, но предназначалось и для широкой публики (в частности для тех, кто еще не приступал к изучению криминологии), поэтому целесообразно сначала осветить общее содержание спектакля, а затем криминологическую подоплеку.

Итак, общий смысл сюжета:

Живет бедный папа Карло, который на старости лет решает завести сына. И постукивая топориком по полену, папа Карло размышляет о проблеме, которая все чаще встает перед родителями в условиях современного общества:

Вот славный будет мальчуган,

Наверно, будет хулиган

Сейчас пошли такие дети,

Чтоб главное — НЕ НАРКОМАН!!!

Появляется новорожденный, который заставляет папу уйти на поиск обеда для сына и новоиспечённый папаша наказывает сыну придумать себе имя, но не подходить к картине, висящей на двери каморки. Наказ благополучно забывается, и картина продырявливается носом «младенца», что вызывает праведный гнев невесть откуда появившегося Сверчка. Насекомое придумывает имя ребенку — «твое имя Буратино, что происходит от «Бурил», наставляет его на путь истинный, однако под занесенным кулаком быстро исчезает, предупреждая «крестника» о последствиях столь легкомысленного, неосмотрительного поведения: «И приключений разных все одно себе найдешь».

Возвращается папа Карло, приносит сыну еду, азбуку, дает денег на проездной и отправляет ребенка в школу. Однако по пути в учебное заведение, Буратино попадает в ТЮЗ, который крышует Карабас. Со сцены куклы рассказывают о своей нелегкой актерской судьбе, чем приводят нашего зрителя в неистовое негодование:

И надо ж было так случиться:

Он начал громко материться.

И хоть была тому причина,

Нарушены права ведь были гражданина

В итоге представление прервано, Карабас разбирается с Буратино, грозится бросить его в камин, но грозный монолог прерывается неожиданным появлением Дуремара, который рассказывает о тайне золотого ключика. Ключ подходит к двери в каморке папы Карло и находится у черепахи Тортиллы. Карабас, понимая свою оплошность, просит у Буратино прощения и наутро назначает поход на болото за ключом. Буратино кидают в подвал, где он знакомится с куклами. Оказывается, в театре Карабаса работают исключительно представители маргинального слоя:

Алкоголик Пьеро:

- Водкой горло полощу;

Карабас нас избивает,

— Вот от этого грущу.

Наркоман Арлекин:

- Мне все ништяк,

Я смеюсь, курю косяк.

Смех — оружие со стрессом,

Дурь поэтому курю.

Проститутка Мальвина:

- Девушка я загляденье,

Легковато поведенье,

Но кому сейчас легко?

Бойцовский пес Артемон — профессиональный участник боев без правил:

- Карабас травил до слез

Ставки делал на боях.

Буратино подбивает кукол на побег, и благополучно покинув подвал, они отправляются на поиск Тортиллы. Обнаружив ту в болоте, друзья ну никак не могут вызвать ее на откровения по поводу ключика, т.к. Тортилла все время отделывается одной и той же фразой:

- Никого не видела, никого не знаю.

- Плаваю себе спокойно, ванну принимаю.

Однако после пары комплиментов со стороны Пьеро — бывшего интеллигента, черепаха сдаётся и дарит им золотой ключик.

Обрадованная компания уходит, и появляются вызванные на подкрепление Карабасу его сообщники — Лиса Алиса и Кот Базилио.

Пытая старушку, те выведывают, где ключ, но безрезультатно — Тортилла молчит:

Был допрос суров и крут, из нее сварили суп.

И те, после хладнокровного убийства, припускают за Буратино и компанией в дом папы Карло.

Тем временем лихая шайка добралась до места назначения, где встречает Сверчка и знакомится с ним, и только Буратино вставляет ключ в дверь как появляется Лиса со своим помощником, приказывая последнему достать ствол и пристрелить парочку, однако Мальвина обращается к Коту, уговаривая его не слушать злых уговоров Лисы, перейти на их сторону и вообще стать ее женихом. Лиса, презрительно ухмыляясь, приказывает тому стрелять, но привычного «Конечно, да» от Кота уже не слышит:

- Ты Лиса меня достала, крови выпила не мало

- Разряжу в тебя обойму, чтоб таких как ты не стало.

Одновременно звучат выстрелы, Мальвина прикрывает собой Кота, и Алиса и она, умирая, падают. Однако в это время Артемон отворяет дверь и оттуда появляется Фея, готовая выполнить одно желание друзей. Те просят оживить Мальвину, в результате — Хэппи Энд!

Кот с Мальвиной счастливо бракосочетаются, папа Карло становится депутатом, Арлекин становится врачом по фитотерапии, Буратино стал богатым и т.п.

Криминологическая подоплека заключалась в следующем: В сюжете сказки четко прослеживалось три главных криминологических линии по следующим тематикам:

  1.  Виктимность
  2.  Тип личности преступника
  3.  Криминологическая ситуация

В спектакль это было введено путем криминологической справки на каждого героя, причем одни герои шли по так называемой «лестнице виктимности», другие — по категории «тип личности преступника».

Так, папа Карло — одинокий пожилой человек, принадлежит группе с половозрастной виктимностью. У него частично присутствует антиобщественная направленность, т.к. никогда не заявляет на преступников в правоохранительные органы, чем повышает естественную латентность таких составов, как кража, оскорбление и мошенничество.

Буратино — несовершеннолетний сын папы Карло, соответственно, группа виктимности та же. Из-за опилок в голове и длинного любопытного носа может ввязаться в любые конфликты, не опасаясь последствий. Поведение может быть от нейтрального до максимально провоцирующего на совершение в отношении него преступления.

Наркоман Арлекин обладает повышенной виктимностью в силу определённых черт характера (склонность к авантюрам, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность).

Бойцовский пес Артемон неоднократно под принуждением Карабаса участвовал в боях без правил, следовательно, виктимность профессиональная.

У легкомысленной любвеобильной Мальвины виктимность связана с асоциальным поведением жертвы (однако сама она глубоко убеждена, что если женщина не позволит, никто не сможет её изнасиловать). Та же самая группа виктимности у Пьеро.

У Карабаса — последовательно–криминогенный тип личности преступника. Имеет судимости за преступления против несовершеннолетних, негативная социализация (нет семьи и постоянного места работы), стойкая антиобщественная направленность к труду и бытовому окружению, активная пропаганда криминальной субкультуры (регулярное прослушивание радио «Шансон», просмотр фильмов «Бригада», «Крестный отец», спонсор издательского дома «По фене»). Лидер преступной группировки.

Дуремар — ситуативно-криминогенный тип. Антиобщественная направленность выражается в формуле: «Пиявка — лучший друг человека». Нет семьи, работы. Совершает регулярные экскурсии по болотам с целью коллекционирования пиявок для поставок их на черный рынок. Считает себя частью криминальной субкультуры. Главный информатор Карабаса.

Лиса Алиса — ситуативно-криминогенный тип. Правая рука Карабаса. Обладает антиобщественной направленностью, которая выражается в стойком отвращении к коту Базилио. В прошлом неоднократно судимая по ст. 245 УК — жестокое обращение с животными, которое выражалось в систематическом избиении Кота. В свободное от «работы» время не прочь развести богатого соперника Базилио на новую шубку.

У Кота всплеск преступной активности приходится на месяц март. Судим за загрязнение окружающей среды нецензурными словами при получении побоев от Лисы. Но на неё не жалуется, т.к. бьет — значит любит.

И, наконец, весь сюжет сказки представляет пример криминогенной ситуации, которая зависит как от самого потерпевшего, так и от преступника, а порой и от сочетания деятельность обоих.

Команда 4 курса бюджетного отделения представила выпуск «мировых новостей». И это не случайно, так как одним из главных признаков преступности является ее территориальная распространенность, она транснациональна, она не знает границ и пределов, она — поистине бич всех стран, всех сообществ. Уровень и структура преступности в различных регионах могут отличаться, но ее суть везде одинакова. Как известно, в мире сформировано особое отношение к России, как к самобытной, загадочной стране, имеющей своеобразные обычаи и традиции. Также не случайно появился термин «русская мафия»:

- Who are you?.

- We are Russian gangsters!1.

Этот термин нередко звучит во многих американских фильмах, где русские «бравые ребята» побеждают всех и вся, приводя в ужас население всего мира и создавая угрозу государственной безопасности. Именно поэтому первый блок новостей мы посвятили «русской мафии». В 2003 году наша страна увидела сериал «Бригада», который произвел впечатление на большинство, особенно на молодых людей. Герои этого сериала — по сути, представители организованной преступной группы, стали кумирами молодежи. В фильме демонстрируется их преступная деятельность, а также атрибуты «красивой жизни» в свободное от «работы» время. В итоге у зрителя остается впечатление некоторой романтики, привлекательности противозаконного поведения, что, конечно, в корне противоречит реальному положению вещей.

Студенты же показали пародию на этих героев.

Во-первых, намеренно использовали терминологию, характерную для криминальной субкультуры. Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды, деятельность и образ жизни противостоят господствующим в обществе или провозглашаемым и принимаемым им. Социально-экономические предпосылки образования субкультур — социальная неоднородность, неравенство, несправедливость, “социальная неустроенность” индивидов.

Во-вторых, в противовес пафосному стилю сериала обыграли его в юмористическом стиле. Один из ярких эпизодов:

В самом начале разговор развивается таким образом:

Б: - Проблемы есть?

(Директор фирмы): - Да есть. Вот еще и кошка недавно родила … Котят не возьмете?

Б: - Значит так: у тебя есть бабки — у нас нет, у тебя есть бизнес — у нас нет, у тебя есть машина — у нас — нет. Понял?

Д: - Да … У меня есть котята — у вас нет!

Б: - Все твои проблемы решим. За бабки, конечно.

Д: - И с банком?

Б: - И с банком.

Д: - И с кредиторами?

Б: - И с кредиторами.

Д: - И с котятами???

Таким образом, зритель увидел всю фальшь ситуации, неустойчивость и «истинное лицо» народных героев.

Далее в блоке новостей — эксклюзивный сюжет о работе милиции. Съемка проводилась скрытой камерой. Итак, выезд на место происшествия. Что видит зритель? Труп женщины, лежащий с топором в спине. При этом какой-то молодой человек, представившийся фотографом из журнала «Космополитен» уже фотографирует, поясняя, что он делает фотографии для статьи «Девушка на пляже». Его мечтательный комментарий: “Посмотрите, как у нее красиво лежит загар, как выделяются плечи…». На что один из работников ОВД вполне резонно замечает: «Топор у нее из спины красиво выделяется!» Фотографа, естественно, выгоняют, пленку изымают, и начинают «работу».

Извечный вопрос: «Что делать?» Убийство явно из категории — «глухарь». Поэтому, недолго думая, принимается решение: «Ребята, топор в спине — это убийство? Так? (Переворачивают) Ну, а в животе — самоубийство!!! Да — да, налицо самоубийство сельской жительницы на почве…(думает) … плохого урожая! Точно!» Уходя, другой бросает фразу: «А помнишь, в прошлом году одного предпринимателя взорвали в собственной машине? Вот это было сложно оформить как сердечный приступ… А это — так, пустяки…»

Цель данного эпизода: в утрированной форме показать недостатки, слабые стороны правоохранительных органов. Это и плохая материальная обеспеченность, и зачастую заниженные требования к сотрудникам столь важной службы. А также очень ярко проявляется явление, которое все больше получает распространение — искусственная латентность. То есть это та часть латентной преступности, о которой стало известно правоохранительным органам, но преступление было намеренно или по халатности укрыто ими от официального учета. В совокупности с иными причинами это влечет к снижению авторитета правоохранительных органов, степени доверия со стороны населения.

В перерывах между основными эпизодами мы показали прямые включения из других стран — Монголии, Китая с сообщениями специальных корреспондентов, тем самым подчеркивая глобальность такого явления как преступность.

Таким образом, в игре затронута проблема влияния СМИ на общественное сознание и на преступность. Это и разыгранные сцены из телесериала и сам выпуск новостей, который подготовили непрофессиональные ведущие — журналисты, использующие жаргонные выражения. Так как по объему и роли распространения информации главенство принадлежит телевидению. СМИ в результате переноса информации оказывают широкий спектр общего воздействия на ее получателей, дают возможность для их подробного криминологического исследования.

Важную роль в предупреждении преступности играют общественность, средства массовой информации и иные субъекты. Также можно выделить виктимологическое направление профилактики, то есть предупреждение преступности посредством воздействия на потерпевшего и его поведение. Например, информирование населения через СМИ о вариантах поведения при нападении, способах защиты.

           

1 Диалог из х/ф «Брат»: - Кто вы? Мы — русские бандиты (или «русская мафия)

PAGE  63


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8440. Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории 20.67 KB
  Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории Категория бытие в философии. Основные формы бытия Материя как философская категория. Этапы развития философских представлений о материи Философское...
8441. Милетская школа 15.03 KB
  Милетская школа Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, ...
8442. Римская философия 40.67 KB
  Римская философия С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его эк...
8443. Проблема сознания в философии 17.12 KB
  Проблема сознания в философии. Смысл проблемы сознания и ее решения Концепции сознания в истории философии Диалектико-материалистическое понимание сознания Структура сознания. Самосознание Проблема сознания имеет общесмыслово...
8444. Философия Аристотеля 21.93 KB
  Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г. Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя. Быть...
8445. Философия кинизма 21.85 KB
  Философия кинизма. Киники (греч. kynikуi, от Kynуsarges - Киносарг, холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками лат. cynici—циники), одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (А...
8446. Философия Платона 13.57 KB
  Философия Платона. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи ...
8447. Сократ и его философия 15.39 KB
  Сократ Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известн...
8448. Философское течение софистов 35 KB
  Философское течение софистов СОФИСТИКА (от греч. - мастерство, знание, мудрость) – философское течение, существовавшее в Древней Греции с сер. 5 до 1-й пол. 4 в. до н.э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор, сам...