79638

О БРАЧНОМ ДОГОВОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Принятие Семейного кодекса России поставило юридическую науку вообще и науку семейного права в частности перед необходимостью исследовать феномен брачного договора (контракта) как института семейного права, его роль и значение в регулировании имущественных семейно-брачных отношений, условия...

Русский

2015-02-13

92 KB

0 чел.

Т. КРЫЛОВА,

аспирантка кафедры гражданско-правовых дисциплин

юридического института

Московской академии экономики и права

О БРАЧНОМ ДОГОВОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятие Семейного кодекса России поставило юридическую науку вообще и науку семейного права в частности перед необходимостью исследовать феномен брачного договора (контракта) как института семейного права, его роль и значение в регулировании имущественных семейно-брачных отношений, условия, порядок заключения и исполнения, действительность и ответственность за его соблюдение, содержание договора в части ответственности супругов по обязательствам друг друга1.

Ранее имущество, приобретенное супругами в период брака на общие средства, становилось объектом общей совместной собственности. Режим нажитого в браке имущества не мог быть изменен по соглашению супругов, поскольку норма ст. 20 Кодекса о браке и семье РСФСР носила императивный характер и не позволяла супругам по своему усмотрению изменять правила, установленные данной статьей.

Теперь в законе закреплена диспозитивная норма, которая определяет, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (п. 1 ст. 256 ГК РФ). Семейный кодекс, развивая упомянутое положение, вводит деление режима имущества супругов на законный и договорный.

Законным режимом имущества супругов называется режим супружеского имущества, установленный диспозитивными нормами семейного законодательства2. Договорный режим имущества супругов означает, что имущественные права и обязанности супругов в период брака и (или) на случай его расторжения определяются соглашением супругов, в котором они вправе отступить от законного режима имущества супругов. Брачный договор (контракт) — это соглашение лиц, вступающих в брак или находящихся в браке, определяющее имущественные права и обязанности супругов как в браке, так и при его расторжении. Когда брачный договор заключается до вступления в брак, он приобретает правовую силу только с момента регистрации брака в органах загса. Если брак не будет заключен, то договор аннулируется. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его недействительность. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в письменной, нотариально удостоверенной форме, как и заключение самого договора. Основная цель брачного договора — определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время.

Некоторые авторы полагают, что брачные контракты рассчитаны в основном на небольшую прослойку очень состоятельных людей и поэтому не представляют особого интереса для большинства населения. Так, Ю.И. Лавров пишет, что брачные договоры не имеют широкого распространения, а связано это с небольшим периодом его существования и ограниченным количеством состоятельных граждан3. Данная точка зрения спорна: опыт последних лет свидетельствует о том, что все больше людей среднего достатка, вступая в брак, заключают брачные договоры.

Например, только в Перми и Пермской области каждый нотариус в среднем ежегодно заключает от четырех до шести брачных договоров. Заключают брачный договор в основном лица до 30 лет, уже состоящие в браке. Причем стаж семейной жизни этих лиц — от одного года до трех лет. Значительно реже брачный договор заключают граждане в возрасте от 40 до 50 лет4.

Вероятно, одна из основных причин этого связана с ростом числа разводов и соответственно людей, стремящихся обезопасить себя если не от моральных, то хотя бы от материальных потерь в случае неудачного брака. Никто не может поручиться, что брак продлится всю жизнь, а составив такой документ, как брачный договор, можно оградить себя от многих проблем на случай, если семья все-таки распадется. Эрих Мария Ремарк заметил, что человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви, поэтому, хотя браки и заключаются на небесах, расторгаются они на земле. И, естественно, когда люди расстаются, предположительно навсегда, им приходится делить совместно нажитое имущество. Брачный контракт позволяет упростить процедуру раздела имущества между супругами. Смысл заключения брачного договора состоит в желании взаимно и полностью урегулировать супружеские отношения, избежав имущественных споров. Вероятно, это удобный, цивилизованный путь решения имущественных вопросов в случае развода.

Важно предусмотреть в брачном договоре условия, при которых конкретное имущество будет передано каждому из супругов в случае прекращения брака. Однако содержание брачного договора ограничено определенными пределами. Личные права и обязанности предметом брачного договора быть не могут (п. 3 ст. 42 СК РФ). Как писал г.Ф. Шершеневич, к семейным правам не должны быть причисляемы устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что именно мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным5. Брачным договором регулируются исключительно имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40 СК РФ). Нельзя, например, установить в договоре обязанность супругов любить друг друга, хранить супружескую верность, определить круг домашних обязанностей каждого из них. Естественно, это объясняется тем, что на практике просто невозможно будет отследить исполнения обязательств такого рода.

Однако супруги вправе определить в договоре права и обязанности по взаимному содержанию. При этом супругам принадлежит право отступить от законного порядка взаимной уплаты алиментов, в соответствии с которым основанием возникновения взаимных прав и обязанностей является нетрудоспособность и нуждаемость претендующего на такое содержание супруга (ст. 89—93 СК РФ).

Некоторые авторы считают, что в договор можно включить условия о порядке воспитания детей6. Но в этом случае возникает вопрос, связанный с определением порядка воспитания детей.

Перечень вопросов, которые супруги вправе урегулировать в брачном договоре, не является исчерпывающим, поскольку помимо перечисленного закон позволяет включить в договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов, например, о предоставлении содержания супругу.

Брачным договором супруги могут поставить условия и определить порядок пользования и содержания своего имущества. Для того чтобы не возникало споров об имуществе в случае расторжения брака, в договоре необходимо определить права каждого из супругов и поставить условие, что в случае приобретения имущества в будущем (движимого и недвижимого) его собственником является супруг, на имя которого оформлено данное имущество.

Следует, однако, заметить, что практика распространения брачного договора пока еще невелика, но проблема заключается не в том, что в России мало состоятельных граждан, а менталитет, жизненная позиция и ценности не позволяют объективно оценить, насколько брачный договор является необходимым элементом при вступлении в брак. Часто отношение к брачному договору не однозначное, если не сказать негативное, так как желание урегулировать отношения между супругами брачным договором нередко считается проявлением меркантильности.

Таким образом, изложенное позволяет сделать следующие выводы:

Брачный договор необходимо заключать с учетом наших конкретных жизненных интересов.

Регулирование имущественных отношений в семье по средствам договоров и соглашений, в случаях допускаемых законом более предпочтительно по сравнению с применением норм семейного права.

Стороны брачного договора могут поступать достаточно гибко в соответствии с конкретной ситуацией.

1 См.: Коршунов Н.М. Семейное право России: супружеское имущество и имущество супругов // Семейное законодательство Российской Федерации: опыт десятилетий и перспективы: Сборник научных статей. — Тверь: Научная книга, 2006. — С. 38—43.

2 См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1996. — С. 151.

3 См.: Лаврова Ю.И. Отдельные аспекты правового регулирования брачного договора // Юридическая мысль. — 2002. — № 5. — С. 65—69.

4 См.: Реутов С.И. Практические вопросы заключения брачного договора // Семейное право. — 2003. — № 1. — С. 27—29.

5 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001. — С. 528.

6 См.: Реутов С.И. Практические вопросы заключения брачного договора // Семейное право. — 2003. — № 1. — С. 27—29.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32512. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 145.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ Дистанционные олимпиады по информатике этапы их проведения. Целью проведения компьютерной дистанционной олимпиады по какомулибо предмету школьной подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается благодаря стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью Интернеттехнологий и использования сравнительного аспекта обучения; внедрение в учебную практику новых и эффективных методов обучения; методической...
32513. ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ 388 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ГОРОДСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ Олимпиадная информатика . Олимпиады это тот срез в образовании который проверяет не только владение предметом но и формирует тенденции развития этого предмета определяет требования к школе через этот предмет со стороны общества то есть то что называют социальным запросом. Школьные олимпиады по информатике как по содержанию так и по методике проведения можно считать сформировавшимся явлениям. Олимпиады по информатике Олимпиады...
32514. ШКОЛЬНЫЙ САЙТ 1.04 MB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЙ САЙТ Назначение и примерная структура школьного сайта На сайте Школьный сайт http: www. Информационное сопровождение сайта создание рубрик и наполнение их актуальной достоверной информацией должно производиться редакцией в состав которой должны входить как преподаватели так и учащиеся. Группы пользователей регистрация и авторизация Администрирование и информационное сопровождение сайта должно проводиться уполномоченными пользователями – администраторами редакторами.; при...
32515. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ЭТАПЫ 153.5 KB
  Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов или метод учебных проектов наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас всё большее распространение. Метод проектов это совокупность учебнопознавательных приёмов которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов известный также как метод проблем возник ещё в 1920е годы в США. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за...
32516. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ 82 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ Итоговый контроль. Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам вопросы билеты практические задания. Не вдаваясь в глубокий анализ причин по которым это происходит необходимо тем не менее определить в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов: в настоящее время билеты по информатике рекомендованные МО РФ можно взять за основу...
32517. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ 107 KB
  Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации. Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал: основным объектом информатики является информация соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией; осваиваются средства обработки хранения восприятия и передачи информации в том числе универсальное средство компьютер; теоретические знания и знания технологии работы с...
32518. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 1.19 MB
  1 Квадратный трехчлен 4 Решение уравнений и запись корней. 1 Решение неравенств и запись ответов. 1 Решение задач и запись корней. 1 Решение заданий.
32519. ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 73.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКЭКСКУРСИЯ Самый термин экскурсия произошёл от латинского слова excurro экскурро что значит выбегаю. Следовательно само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы а именно выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту. Таким образом экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: вопервых на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе...
32520. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ 97.5 KB
  Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...