79640

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Как правило, термин «правовой статус», часто употребляемый в литературе, применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Однако возможны случаи использования этого понятия в юридической литературе по отношению к объектам права.

Русский

2015-02-13

120.5 KB

0 чел.

Д. ОХОТИН,

аспирант

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО

СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение1, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения2. В соответствии с определением, данным в словаре С.И. Ожегова, статус — «1. Сложившееся состояние, положение (книжн.). С. общественных отношений, жизни общества. 2. Правовое положение (спец.)»3. Брокгауз и Эфрон приводят следующее определение: статус — положение, состояние, в котором лицо или предмет находится или находилось; положение государств, предшествовавшее началу войны.

Как правило, термин «правовой статус», часто употребляемый в литературе, применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Однако возможны случаи использования этого понятия в юридической литературе по отношению к объектам права4. По мнению В.Г. Бессарабова и М.А. Косаре, следует говорить о правовом режиме объектов права, а не об их правовом статусе5.

Обычно в юридической литературе речь идет о статусе какого-либо государственного органа, части государства (республики, области, края), предприятия, учреждения, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без гражданства. Этот термин применим как к юридическим, так и к физическим лицам. В отечественной юридической литературе обычно применяют понятие «правовой статус». Существует мнение, что «правовой статус — это юридическое выражение социального статуса субъекта»6. Под правовым статусом понимается также юридически закрепленное положение субъекта в обществе7.

Выделяют также социальный статус, под которым понимается разновидность универсальной технологии политического регулирования социального пространства, выражающаяся характерными признаками данной общественной системы (экономическими, профессионально-квалификационными, социально-экономическими). В зависимости от того, находит ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное положение, пол, раса) или собственным усилиям (образование, профессия), различают соответственно статус социальный, «предложенный» и «достигнутый»8.

Западная социология опирается на концепцию социальной стратификации М. Вебера, в соответствии с которой наиболее важными элементами социальной структуры являются статусные группы. К характеристикам указанных групп относятся специфический стиль жизни, определенный тип образования и знаний. Принадлежность к той или другой статусной группе обусловливается также принятием ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, которые подчеркивают отличие данной общности от других9.

По мнению В.Г. Бессарабова и М.А. Косаре, социальный статус формируется на основе закона, иных нормативных правовых актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения. Как отдельные индивиды, так и многомиллионные массы в определенных обстоятельствах ведут себя совершенно определенным образом, регулярно воспроизводя однотипные формы поведения. Иными словами, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми и подчеркивает относительно устойчивое «статическое» положение индивида. Социальный статус характеризует положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях) в соответствии с ее рангом или конкретными правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие — второстепенными10.

Помимо термина «правовой статус», в науке можно встретить понятие «правовое положение». Многие ученые различают эти понятия; например, Н.В. Витрук полагает, что правовой статус личности (система юридических прав, обязанностей и законных интересов) составляет ядро правового положения личности, к дополнительным элементам которого относятся гражданство, правосубъектность и юридические гарантии прав и законных интересов11. В.А. Кучинский также считает, что «правовое положение человека — понятие более широкое, чем правовой статус»12. Поддерживает эту точку зрения и Е.А. Лукашева, оставляя за рамками правового статуса личности гражданство, законные интересы, гарантии прав, ответственность, которые, по ее мнению, наряду с правовым статусом являются элементами правового положения человека13.

Тем не менее, многие ученые не видят разницы между правовым положением и правовым статусом физических лиц и определяют правовой статус лица как его положение в обществе, закрепленное правом14. Данная позиция справедлива и по отношению к остальным субъектам права15. Выше в основном говорилось о статусе физического лица, однако различают:

— общий, или конституционный статус гражданина;

— специальный (родовой) статус определенных категорий граждан;

— индивидуальный статус;

— статус физических и юридических лиц;

— статус иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) или с двойным гражданством (бипатридов), а также беженцев;

— статус российских граждан, находящихся за рубежом;

— отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т. д.;

— профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

— статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны: на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, оборонных объектах или секретных производствах16.

Конституционно-правовой статус — это нормативная категория, содержание которой составляют нормы конституционного права. В науке он часто называется нормативным. При этом необходимо отличать его от фактического статуса, под которым понимается положение субъекта, определяемое не только нормами права, но и другими социальными нормами, устоявшимися традициями, обычаями, сложившейся практикой общественных отношений в реальных социально-политических условиях. Фактический статус более динамичен, чем нормативный, он подвержен частым, порой незначительным изменениям. Его устойчивость во многом зависит от внешних условий, степени разработанности и эффективности реализации нормативного статуса. Вместе с тем фактический статус, будучи отражением действительного места и роли субъекта в обществе, часто задает ориентир, направление изменения нормативного статуса17.

Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что статус (в науке конституционного права) — это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и практику реализации правовых установлений в конституционно-правовых отношениях, т. е. представляет собой единство нормативного и фактического статусов18.

Единого подхода в науке конституционного права к определению конституционно-правового статуса физических и нефизических лиц не выработано. Ученые определяют статус по-разному, например, через:

— права и обязанности19;

— права, обязанности и гарантии20;

— права, обязанности, гарантии и законные интересы21;

— права, обязанности, гарантии, законные интересы и юридическую ответственность22;

— права, обязанности, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность, а также гражданство и правовые принципы23.

По мнению В.А. Рыжова, конституционно-правовой статус иных субъектов (составных частей государства, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций) определяется, как правило, через полномочия24. С.Л. Сергевнин полагает, что конституционно-правовой статус субъекта федерации состоит из полномочий и предметов ведения, т. е. прав и обязанностей и тех сфер (границ), на которые они (права и обязанности) распространяются25.

Правовой статус органа государственной власти — это его правовое положение в системе других государственных органов, а также единство прав, обязанностей и полномочий органа государственной власти. Правовой статус — это совокупность элементов, которые характеризуют орган государственной власти с различных точек зрения. К таким элементам следует относить:

1) правовую основу деятельности — нормативно-правовая база;

2) систему органов — структура, руководство;

3) принципы деятельности;

4) цели деятельности (основное назначение);

5) задачи и функции;

6) компетенцию26;

7) подотчетность и подконтрольность — виды контроля и надзора, ответственность сотрудников;

8) взаимодействие с другими органами.

Исследователи предлагают следующую конструкцию правового статуса государственного органа. Например, Б.Н. Габричидзе включает в него следующие элементы:

1) политическую и государственно-правовую характеристику органа государства;

2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение;

3) основы взаимоотношений органов друг с другом;

4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов;

5) основы компетенции;

6) виды правовых актов государственных органов27.

По мнению Ф.М. Кобзарева, основу правового статуса органа «составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов»28.

А.А. Мишин и Б.А. Страшун к элементам конституционно-правового статуса государственных органов относят:

1) социальное назначение органа, выраженное в его задачах;

2) компетенцию, «которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения»;

3) порядок формирования государственного органа;

4) порядок его работы;

5) ответственность29.

Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Термин «прокуратура», получивший широкое распространение в русском языке, происходит от латинского procuro — заботиться, вести дела, предусматривать30. В государствах континентальный системы права этот институт чаще всего именуют «публичным министерством» (Ministerio Publico, Ministere public) или «фискалией», в Германии — «службой государственного поверенного» (die Staatsanwaltschaft), в Чехии с 1994 г. — «государственным заступничеством». В США правовой институт, составляющий аналог российской прокуратуры, именуется «атторнейской службой»31. Но как бы ни называлась прокуратура в разных странах, она, наряду с различиями, имеет много общего.

Прокуратура как государственный орган представляет собой самостоятельное, структурно-обособленное звено механизма государства, создаваемое последним в целях осуществления строго определенного вида деятельности. Соответственно этому он обладает признаками, отличающими его от негосударственных органов:

— формирование его по воле государства и осуществление своих функций от имени государства;

— выполнение органом государства строго определенных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

— наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в механизме государства, а также порядка его взаимоотношений с другими органами и организациями;

— наделение органа государства полномочиями государственно-властного характера32.

Под правовым статусом прокуратуры административного округа г. Москвы понимается правовое положение органов прокуратуры административного округа г. Москвы в системе прокуратуры Российской Федерации и других государственных органов, а также единство ее прав, обязанностей и полномочий. Свои полномочия прокуратура использует для укрепления единства правовой системы России.

Итак, правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Правовой статус государственного органа — это его правовое положение в системе других государственных органов, а также единство прав, обязанностей и полномочий органа государственной власти. Прокуратура административного округа г. Москвы является государственным органом, поэтому определение правового статуса государственного органа в целом можно применить к определению правового статуса прокуратуры административного округа. Правовой статус прокуратуры административного округа г. Москвы — это правовое положение органов прокуратуры административного округа столицы, как в системе прокуратуры Российской Федерации, так и в системе других государственных органов, а также единство ее прав, обязанностей и полномочий. Свои полномочия прокуратура использует для укрепления единства правовой системы России.

1 См., напр.: См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. — М., 1997. — С. 672; Словарь русского языка в 4 т. Т. 4 / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М., 1988. — С. 254.

2 См.: Новый энциклопедический словарь. — М., 2001. — С. 1158; Словарь современных понятий и терминов / Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. — М., 2002. — С. 412; Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб., 2001. — С. 792.

3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1981. — С. 680.

4 См.: Майдыков А.А. Административно-правовой статус жилых помещений как объектов недвижимости // Труды Московской государственной юридической академии: Сб. статей. — М., 1999. — С. 24—30.

5 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Понятие правового статуса адвоката // Право и политика. — 2005. — № 11. — С. 16.

6 См.: Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 80.

7 См.: Новый юридический словарь. — М., 2004. — С. 241.

8 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Указ. соч.

9 См.: Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. — М., 2004. — С. 486.

10 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Указ. соч. — С. 17.

11 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. — С. 25—34.

12 См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. — С. 133.

13 См.: Лукашева Е.А. Социально-психологические аспекты реализации прав личности. Глава IV // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1983. — С. 151, 152; Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1999. — С. 93.

14 См., напр.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М., 1996. — С. 94; Гранат Н.Л. Конституционные основы положения человека и гражданина. Глава IV // Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. — М., 1996. — С. 56; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. — С. 11—17; Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. — М., 2002. — С. 116; Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. — С. 263.

15 См.: Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А.И. Щиглик. — М., 1983. — С. 36; Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). — М., 1999. — С. 26; Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 80; Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. — 2002. — № 6. — С. 39.

16 См.: Манов Г.Н. Теория права и государства. — М., 1996. — С. 178.

17 См.: Березка С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и на Украине (сравнительно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 44.

18 См., напр.: Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. — Серия 11. — Право. — 1998. — № 3. — С. 4—7; Мазуров В.Ю. Конституционно-правовой статус главы администрации субъекта Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. — С. 23, 24.

19 См.: Лукашева Е.А. Социально-психологические аспекты реализации прав личности. Глава IV // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1983. — С. 152, 153; Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1999. — С. 93.

20 См.: Воеводин Л.Д. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности // Конституционный статус личности в СССР / Ред. кол. Н.В. Витрук, В.А. Масленников, Б.Н. Топорнин. — М., 1980. — С. 21—26.

21 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. — С. 25—34; Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. — М., 1985. — С. 11.

22 См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. — С. 115.

23 См.: Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. — М., 2002. — С. 116; Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. — С. 263.

24 См.: Рыжов В.А. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах. П. 6. Конституционно-правовое регулирование // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2000. — С. 13, 14.

25 См.: Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 83.

26 Компетенция — совокупность обязанностей и прав, которыми наделяется государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач по предмету ведения.

27 См.: Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов советского государства. — М., 1982. — С. 10, 11.

28 См.: Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. — М., 2002. — С. 5.

29 См.: Мишин А.А., Страшун Б.А. Конституционно-правовой статус политических институтов. Государство. П. 10. Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2002. — С. 256—258.

30 См.: Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. — М., 1998. — С. 387.

31 См.: Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. — М., 2001. — С. 3.

32 См.: Антонов И.А. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 87.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58127. Familie und Freunde 1.15 MB
  Ich liebe meine Mutter und meinen Vater. Er kommt heute oder morgen. Er hat keinen Bruder aber zwei Vetter. Die Konjunktionen und, aber, oder, denn verbinden Sätze. Das Verb steht auf Position...
58128. Неличные формы глагола, инфинитив. Функции инфинитива, инфинитивные обороты. Lasers Shed Light on a «Black Art» 177.5 KB
  The mechanical engineers want further research to be carried out into new kinds of motive power. After the test runs the locomotive was found to have some drawbacks in its design. The data to be obtained in the course in the experimental runs are to be used later for improving the passenger rolling stock.
58130. Сущность и структура финансовой системы Украины 17.5 KB
  Финансовая система – это совокупность взаимных сфер и звеньев финн отношений, присущих им фондов централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.
58131. Формы и методы реализации финансовой политики государства 17.97 KB
  Финансовый механизм – совокупность конкретных форм и методов обеспеченья распределительных и перераспределительных отношений, формирования доходов, фондов денежных средств; это совокупность экономико-организационных и правовых форм и методов управления финансовой деятельностью
58132. Основные сферы и звенья финансовой системы 17.5 KB
  Функция финансов предприятий в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимальных соотношений между средствами, направленными на потребление, и средствами, идущими на накопление.
58134. Demand and Supply 45 KB
  As consumer income is increased, demand for a normal good will also increase but demand for an inferior good will decrease. A normal good is a good for which demand increases when incomes rise. An inferior good is a good for which demand falls when incomes rise.
58135. Планирование в системе налогового администрирования 137.5 KB
  На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи: оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона; утверждается бюджет по налогам; выводятся суммы бюджетного дефицита уровень инфляции индексы цен; разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней; определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕТ КОНТРОЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ...