79640

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Как правило, термин «правовой статус», часто употребляемый в литературе, применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Однако возможны случаи использования этого понятия в юридической литературе по отношению к объектам права.

Русский

2015-02-13

120.5 KB

0 чел.

Д. ОХОТИН,

аспирант

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО

СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение1, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения2. В соответствии с определением, данным в словаре С.И. Ожегова, статус — «1. Сложившееся состояние, положение (книжн.). С. общественных отношений, жизни общества. 2. Правовое положение (спец.)»3. Брокгауз и Эфрон приводят следующее определение: статус — положение, состояние, в котором лицо или предмет находится или находилось; положение государств, предшествовавшее началу войны.

Как правило, термин «правовой статус», часто употребляемый в литературе, применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Однако возможны случаи использования этого понятия в юридической литературе по отношению к объектам права4. По мнению В.Г. Бессарабова и М.А. Косаре, следует говорить о правовом режиме объектов права, а не об их правовом статусе5.

Обычно в юридической литературе речь идет о статусе какого-либо государственного органа, части государства (республики, области, края), предприятия, учреждения, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без гражданства. Этот термин применим как к юридическим, так и к физическим лицам. В отечественной юридической литературе обычно применяют понятие «правовой статус». Существует мнение, что «правовой статус — это юридическое выражение социального статуса субъекта»6. Под правовым статусом понимается также юридически закрепленное положение субъекта в обществе7.

Выделяют также социальный статус, под которым понимается разновидность универсальной технологии политического регулирования социального пространства, выражающаяся характерными признаками данной общественной системы (экономическими, профессионально-квалификационными, социально-экономическими). В зависимости от того, находит ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное положение, пол, раса) или собственным усилиям (образование, профессия), различают соответственно статус социальный, «предложенный» и «достигнутый»8.

Западная социология опирается на концепцию социальной стратификации М. Вебера, в соответствии с которой наиболее важными элементами социальной структуры являются статусные группы. К характеристикам указанных групп относятся специфический стиль жизни, определенный тип образования и знаний. Принадлежность к той или другой статусной группе обусловливается также принятием ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, которые подчеркивают отличие данной общности от других9.

По мнению В.Г. Бессарабова и М.А. Косаре, социальный статус формируется на основе закона, иных нормативных правовых актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения. Как отдельные индивиды, так и многомиллионные массы в определенных обстоятельствах ведут себя совершенно определенным образом, регулярно воспроизводя однотипные формы поведения. Иными словами, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми и подчеркивает относительно устойчивое «статическое» положение индивида. Социальный статус характеризует положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях) в соответствии с ее рангом или конкретными правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие — второстепенными10.

Помимо термина «правовой статус», в науке можно встретить понятие «правовое положение». Многие ученые различают эти понятия; например, Н.В. Витрук полагает, что правовой статус личности (система юридических прав, обязанностей и законных интересов) составляет ядро правового положения личности, к дополнительным элементам которого относятся гражданство, правосубъектность и юридические гарантии прав и законных интересов11. В.А. Кучинский также считает, что «правовое положение человека — понятие более широкое, чем правовой статус»12. Поддерживает эту точку зрения и Е.А. Лукашева, оставляя за рамками правового статуса личности гражданство, законные интересы, гарантии прав, ответственность, которые, по ее мнению, наряду с правовым статусом являются элементами правового положения человека13.

Тем не менее, многие ученые не видят разницы между правовым положением и правовым статусом физических лиц и определяют правовой статус лица как его положение в обществе, закрепленное правом14. Данная позиция справедлива и по отношению к остальным субъектам права15. Выше в основном говорилось о статусе физического лица, однако различают:

— общий, или конституционный статус гражданина;

— специальный (родовой) статус определенных категорий граждан;

— индивидуальный статус;

— статус физических и юридических лиц;

— статус иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) или с двойным гражданством (бипатридов), а также беженцев;

— статус российских граждан, находящихся за рубежом;

— отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т. д.;

— профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

— статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны: на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, оборонных объектах или секретных производствах16.

Конституционно-правовой статус — это нормативная категория, содержание которой составляют нормы конституционного права. В науке он часто называется нормативным. При этом необходимо отличать его от фактического статуса, под которым понимается положение субъекта, определяемое не только нормами права, но и другими социальными нормами, устоявшимися традициями, обычаями, сложившейся практикой общественных отношений в реальных социально-политических условиях. Фактический статус более динамичен, чем нормативный, он подвержен частым, порой незначительным изменениям. Его устойчивость во многом зависит от внешних условий, степени разработанности и эффективности реализации нормативного статуса. Вместе с тем фактический статус, будучи отражением действительного места и роли субъекта в обществе, часто задает ориентир, направление изменения нормативного статуса17.

Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что статус (в науке конституционного права) — это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и практику реализации правовых установлений в конституционно-правовых отношениях, т. е. представляет собой единство нормативного и фактического статусов18.

Единого подхода в науке конституционного права к определению конституционно-правового статуса физических и нефизических лиц не выработано. Ученые определяют статус по-разному, например, через:

— права и обязанности19;

— права, обязанности и гарантии20;

— права, обязанности, гарантии и законные интересы21;

— права, обязанности, гарантии, законные интересы и юридическую ответственность22;

— права, обязанности, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность, а также гражданство и правовые принципы23.

По мнению В.А. Рыжова, конституционно-правовой статус иных субъектов (составных частей государства, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций) определяется, как правило, через полномочия24. С.Л. Сергевнин полагает, что конституционно-правовой статус субъекта федерации состоит из полномочий и предметов ведения, т. е. прав и обязанностей и тех сфер (границ), на которые они (права и обязанности) распространяются25.

Правовой статус органа государственной власти — это его правовое положение в системе других государственных органов, а также единство прав, обязанностей и полномочий органа государственной власти. Правовой статус — это совокупность элементов, которые характеризуют орган государственной власти с различных точек зрения. К таким элементам следует относить:

1) правовую основу деятельности — нормативно-правовая база;

2) систему органов — структура, руководство;

3) принципы деятельности;

4) цели деятельности (основное назначение);

5) задачи и функции;

6) компетенцию26;

7) подотчетность и подконтрольность — виды контроля и надзора, ответственность сотрудников;

8) взаимодействие с другими органами.

Исследователи предлагают следующую конструкцию правового статуса государственного органа. Например, Б.Н. Габричидзе включает в него следующие элементы:

1) политическую и государственно-правовую характеристику органа государства;

2) место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение;

3) основы взаимоотношений органов друг с другом;

4) важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов;

5) основы компетенции;

6) виды правовых актов государственных органов27.

По мнению Ф.М. Кобзарева, основу правового статуса органа «составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов»28.

А.А. Мишин и Б.А. Страшун к элементам конституционно-правового статуса государственных органов относят:

1) социальное назначение органа, выраженное в его задачах;

2) компетенцию, «которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения»;

3) порядок формирования государственного органа;

4) порядок его работы;

5) ответственность29.

Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Термин «прокуратура», получивший широкое распространение в русском языке, происходит от латинского procuro — заботиться, вести дела, предусматривать30. В государствах континентальный системы права этот институт чаще всего именуют «публичным министерством» (Ministerio Publico, Ministere public) или «фискалией», в Германии — «службой государственного поверенного» (die Staatsanwaltschaft), в Чехии с 1994 г. — «государственным заступничеством». В США правовой институт, составляющий аналог российской прокуратуры, именуется «атторнейской службой»31. Но как бы ни называлась прокуратура в разных странах, она, наряду с различиями, имеет много общего.

Прокуратура как государственный орган представляет собой самостоятельное, структурно-обособленное звено механизма государства, создаваемое последним в целях осуществления строго определенного вида деятельности. Соответственно этому он обладает признаками, отличающими его от негосударственных органов:

— формирование его по воле государства и осуществление своих функций от имени государства;

— выполнение органом государства строго определенных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

— наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в механизме государства, а также порядка его взаимоотношений с другими органами и организациями;

— наделение органа государства полномочиями государственно-властного характера32.

Под правовым статусом прокуратуры административного округа г. Москвы понимается правовое положение органов прокуратуры административного округа г. Москвы в системе прокуратуры Российской Федерации и других государственных органов, а также единство ее прав, обязанностей и полномочий. Свои полномочия прокуратура использует для укрепления единства правовой системы России.

Итак, правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Правовой статус государственного органа — это его правовое положение в системе других государственных органов, а также единство прав, обязанностей и полномочий органа государственной власти. Прокуратура административного округа г. Москвы является государственным органом, поэтому определение правового статуса государственного органа в целом можно применить к определению правового статуса прокуратуры административного округа. Правовой статус прокуратуры административного округа г. Москвы — это правовое положение органов прокуратуры административного округа столицы, как в системе прокуратуры Российской Федерации, так и в системе других государственных органов, а также единство ее прав, обязанностей и полномочий. Свои полномочия прокуратура использует для укрепления единства правовой системы России.

1 См., напр.: См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. — М., 1997. — С. 672; Словарь русского языка в 4 т. Т. 4 / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М., 1988. — С. 254.

2 См.: Новый энциклопедический словарь. — М., 2001. — С. 1158; Словарь современных понятий и терминов / Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. — М., 2002. — С. 412; Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб., 2001. — С. 792.

3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1981. — С. 680.

4 См.: Майдыков А.А. Административно-правовой статус жилых помещений как объектов недвижимости // Труды Московской государственной юридической академии: Сб. статей. — М., 1999. — С. 24—30.

5 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Понятие правового статуса адвоката // Право и политика. — 2005. — № 11. — С. 16.

6 См.: Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 80.

7 См.: Новый юридический словарь. — М., 2004. — С. 241.

8 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Указ. соч.

9 См.: Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. — М., 2004. — С. 486.

10 См.: Бессарабов В.Г., Косаре М.А. Указ. соч. — С. 17.

11 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. — С. 25—34.

12 См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. — С. 133.

13 См.: Лукашева Е.А. Социально-психологические аспекты реализации прав личности. Глава IV // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1983. — С. 151, 152; Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1999. — С. 93.

14 См., напр.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М., 1996. — С. 94; Гранат Н.Л. Конституционные основы положения человека и гражданина. Глава IV // Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. — М., 1996. — С. 56; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. — С. 11—17; Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. — М., 2002. — С. 116; Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. — С. 263.

15 См.: Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А.И. Щиглик. — М., 1983. — С. 36; Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). — М., 1999. — С. 26; Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 80; Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. — 2002. — № 6. — С. 39.

16 См.: Манов Г.Н. Теория права и государства. — М., 1996. — С. 178.

17 См.: Березка С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и на Украине (сравнительно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 44.

18 См., напр.: Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. — Серия 11. — Право. — 1998. — № 3. — С. 4—7; Мазуров В.Ю. Конституционно-правовой статус главы администрации субъекта Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. — С. 23, 24.

19 См.: Лукашева Е.А. Социально-психологические аспекты реализации прав личности. Глава IV // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1983. — С. 152, 153; Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1999. — С. 93.

20 См.: Воеводин Л.Д. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности // Конституционный статус личности в СССР / Ред. кол. Н.В. Витрук, В.А. Масленников, Б.Н. Топорнин. — М., 1980. — С. 21—26.

21 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979. — С. 25—34; Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. — М., 1985. — С. 11.

22 См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978. — С. 115.

23 См.: Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. — М., 2002. — С. 116; Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. — С. 263.

24 См.: Рыжов В.А. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах. П. 6. Конституционно-правовое регулирование // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2000. — С. 13, 14.

25 См.: Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. — С. 83.

26 Компетенция — совокупность обязанностей и прав, которыми наделяется государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач по предмету ведения.

27 См.: Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов советского государства. — М., 1982. — С. 10, 11.

28 См.: Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. — М., 2002. — С. 5.

29 См.: Мишин А.А., Страшун Б.А. Конституционно-правовой статус политических институтов. Государство. П. 10. Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Часть общая. В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2002. — С. 256—258.

30 См.: Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов. — М., 1998. — С. 387.

31 См.: Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. — М., 2001. — С. 3.

32 См.: Антонов И.А. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 87.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38210. Основные категории регионального управления 72.5 KB
  Регион — территориальное образование на едином экономическом поле, выполняющее посредническую роль между макро- и микроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем: экономических, социальных, политических, национальных в любой части пространства и тем самым в целом на определенной территории.
38211. Информационное обеспечение регионального управления 93.5 KB
  Научный подход - это стратегия исследования. От того, насколько обоснована с научных позиций региональная политика, зависит успех в социально-экономическом развитии региона. И, наоборот, игнорирование процесса познания, опора только на интуицию чреваты самыми отрицательными последствиями во всех сферах жизни людей, общества.
38212. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ 86.5 KB
  Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.
38213. Бурение с применением гибких труб 22.39 KB
  В настоящее время объёмы бурения им незначительны по причине высокой стоимости сложной эксплуатации.85 В отличие от других с поверхности можно задавать частоту оборотов то есть легче регулируются параметры бурения. Достоинства и недостатки роторного и турбинного бурения. Недостатки: Малая скорость механического бурения в пластичных и малоабразивных породах.
38214. Форматирование гибких и жестких дисков. Создание системных дисков 253.7 KB
  После перезагрузки форматируем диски в командном интерфейсе MS DOS утилитой FROMAT, для этого выполняем команду FORMAT C, на вопрос отвечаем положительно. С форматированием раздела D возникли проблемы т.к.
38215. Информационные основы управления природно-ресурсным потенциалом региона (ПРП) 142.5 KB
  На всех этапах развития производство материальных благ является процессом взаимодействия людей и природы. Дальнейшее развитие продуктивных сил неизбежно связанное с включением в хозяйственное обращение все большего количества естественных ресурсов и увеличением нагрузки на окружающую среду.
38217. Робота з повідомленнями Windows 49 KB
  Повідомлення - це певне повідомлення про настання деякої події в системі. Кожна подія (рух „миші”, натиснення клавіші на клавіатурі, зміна розмірів вікна, тощо) заставляє ОС генерувати відповідне повідомлення і відправляти їх додаткам. Будь-яке повідомлення представляє собою певний запис, що передається додатку
38218. Робота з системними пастками Windows 42.5 KB
  Системна пастка (анг. Hook - пастка) – це певна функція, за допомогою якої можна перехоплювати усі повідомлення та події, що виникли в системі. За допомогою пасток можна отримувати повний контроль над тим, що відбувається в системі.