79642

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых Российской Федерации...

Русский

2015-02-13

99 KB

0 чел.

М. ПРОСКУРИНА,

аспирант Московского гуманитарного университета

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Федерации. При этом использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом России (статья 15).

Понятие «бюджет» традиционно рассматривается в нескольких значениях. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых Российской Федерации, ее субъектам и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. По своему материальному содержанию бюджет — это централизованный фонд денежных средств Российской Федерации, ее субъекта или местного самоуправления. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона1.

Однако в рамках настоящей статьи бюджет рассматривается в двух значениях. Во-первых, бюджет — это инструмент финансового планирования, и с этой точки зрения он представляет собой роспись доходов и расходов конкретного субъекта Федерации. Во-вторых, бюджет — это документ, имеющий строгую форму и принимаемый в соответствии с четким порядком, предусмотренным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, бюджет принимается в форме закона субъекта Федерации.

Поскольку бюджеты субъектов Федерации входят в бюджетную систему Российской Федерации, на них распространяются принципы бюджетной системы. Рассмотрим, как эти принципы реализуются применительно к бюджетам субъектов Федерации.

Прежде всего необходимо назвать принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ). Он означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы страны и бюджетных учреждений. Для построения бюджета субъекта Федерации важны еще несколько принципов, перечисленных в Бюджетном кодексе.

Например, принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней (ст. 30 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Именно этот принцип должен лежать в основе разграничения системы предметов ведения, полномочий и финансовых средств. Он призван создать такую систему, при которой отнесение каких-либо полномочий на региональный уровень должно сопровождаться определением объема необходимых для реализации этих полномочий расходов и передачей субъектам Федерации источников дохода, необходимых для этого. Исходя из характера передаваемых полномочий передача источника доходов должна носить постоянный или временный характер. В противном случае реализация полномочий будет существенно затруднена или невозможна.

Следовательно, данный принцип дополняется еще одним — принципом сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Тесно связан с перечисленными принцип общего (совокупного) покрытия расходов, предусматривающий, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 35 БК РФ).

Следующий принцип, самостоятельность бюджетов (ст. 31 БК РФ), имеет разнообразные проявления. Наиболее существенные из них:

— право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

— право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— право органов государственной власти устанавливать в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение расходных обязательств;

— недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти за счет средств бюджетов других уровней;

— недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов и снижения доходов;

— недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Таким образом, на федеральном уровне закрепляются определенные рамки формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а вне этих норм субъекты Федерации самостоятельны.

Следующий принцип бюджетной системы — принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации (ст. 31.1 БК РФ). Он означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов этих субъектов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом. Таким образом, Бюджетный кодекс запретил перераспределение, например, доходов между федеральным бюджетом и бюджетами отдельных субъектов Российской Федерации иным образом, нежели установлено Кодексом, чтобы снизить или, наоборот, увеличить объем поступлений в конкретный региональный бюджет.

Это положение усиливается нормой ст. 31.1 БК РФ, закрепляющей, что договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными.

Еще один принцип, полноты отражения доходов и расходов бюджетов (статья 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные расходы финансируются за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Для бюджетов любого уровня важен принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

Принцип достоверности бюджета обусловливает надежность показателей прогноза социально-экономического развития той или иной территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

Следующий принцип — гласности (статья 36 БК РФ), означает:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Последний принцип — адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), предусматривает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Итак, бюджет представляет собой роспись доходов и расходов, следовательно, для его составления необходимо определить, какие доходы могут быть получены в рассматриваемом финансовом году и на какие расходы они могут быть направлены.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 6 БК РФ)2.

По справедливому замечанию Ю.А. Крохиной, «одна из важнейших задач бюджетной деятельности федеративного государства заключается в установлении баланса финансового соотношения между целым (РФ) и его частями (субъектами РФ)»3. При этом исполнение субъектами РФ своих полномочий требует четкого финансового планирования доходов и расходов. Для обеспечения такого планирования может использоваться множество инструментов, однако основным из них является формирование и исполнение бюджета субъекта Федерации как финансовой основы обеспечения реализации субъектом Федерации его публично-правовых функций.

1 Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. — М., 2005. — С. 63.

2 См. подр.: Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. — М., 1999. — С. 257; Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. — М., 1973. — С. 45, 46; Крохина Ю.А. Базисные категории финансового права: доктрина и реальность // Журнал российского права. 2002. — № 2. — С. 32.

3 Крохина Ю.А. Бюджетная компетенция субъектов Федерации // Регионы: экономика и социология. — 2001. — № 2. — С. 23.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82461. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Рыночные структуры несовершенной конкуренции 39.09 KB
  Рыночные структуры несовершенной конкуренции. В отличие от модели рынка совершенной конкуренции которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни а только в теории рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике это рынки несовершенной конкуренции.
82462. Монополия: понятие, виды, поведение на рынках. Ценовая Дискриминация 35.45 KB
  Ценовая Дискриминация Монополия наличие единственного продавца положение в хозяйственном процессе при котором отсутствует состязательность в конкуренции. Виды монополии: Закрытая монополия административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии технологии технологии организации и т. Любая закрытая монополия когданибудь открывается. Естественная монополия ограничивается состязательностью и конкуренцией рыночная структура в которой средние издержки достигают минимума тогда когда одна фирма...
82463. Теория производства и предельной производительности факторов(изокванта, изокоста и их свойства). Закон убывающей производительности 35.56 KB
  Используя эти положения Кларк попытался точно определить доли которые могут быть приписаны специфической производительности труда и капитала. Производительность труда последнего работниканазывается предельной производительностью труда. По мнению Кларка только тот продукт который создается предельным рабочим можно вменить труду и считать продуктом труда остальная же часть продукции т. разница между продуктами промышленности и продуктами труда представляет собой продукт капитала.
82465. Рынок капитала и процент. Спрос и предложение заемных средств. Принцип дисконтирования 37.3 KB
  Дисконтирование это приведение всех денежных потоков в будущем потоков платежей к единому моменту времени в настоящем с учетом изменения стоимости денег с течением времени. Наращение к определенному моменту в будущем выполняется путем умножения прошлых денежных потоков потоков платежей на коэффициент наращения Ка: Дисконтирование выполняется путем умножения будущих денежных потоков потоков платежей на коэффициент дисконтирования Ко: где процентная ставка;п количество периодов. Таким образом дисконтирование это приведение...
82466. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. Рынок природных ресурсов 35.15 KB
  Рынок природных ресурсов. Рынок природных ресурсов. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок рынок труда рынок капитала и т.
82467. Технологическая и экономическая эффективность производства, отдача от масштаба производства. Оптимальная комбинация производства, предельные нормы технологического замещения 38.12 KB
  Оптимальная комбинация производства предельные нормы технологического замещения. для производства других продуктов и услуг т. виды экономического производства: легальное производство; незаконное производство; скрытое производство и подпольная экономика; любые поставки товаров и услуг между заведениями принадлежащими одному и тому же предприятию так как они считаются частью продукции предприятия как единого целого; незавершенное производство; производство товаров и услуг домашними хозяйствами а также услуг оказываемых наемной...
82468. Основные макроэкономические показатели и система национальных счетов (ВВП; ВНП; ЧНП; НД) 35.99 KB
  Валовой национальный продукт ВНП рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени года. При подсчете ВНП учитываются товары и услуги произведенные факторами производства принадлежащими данной стране. Номинальный ВНП ВВП измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.