79642

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых Российской Федерации...

Русский

2015-02-13

99 KB

0 чел.

М. ПРОСКУРИНА,

аспирант Московского гуманитарного университета

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Федерации. При этом использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом России (статья 15).

Понятие «бюджет» традиционно рассматривается в нескольких значениях. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых Российской Федерации, ее субъектам и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. По своему материальному содержанию бюджет — это централизованный фонд денежных средств Российской Федерации, ее субъекта или местного самоуправления. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона1.

Однако в рамках настоящей статьи бюджет рассматривается в двух значениях. Во-первых, бюджет — это инструмент финансового планирования, и с этой точки зрения он представляет собой роспись доходов и расходов конкретного субъекта Федерации. Во-вторых, бюджет — это документ, имеющий строгую форму и принимаемый в соответствии с четким порядком, предусмотренным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, бюджет принимается в форме закона субъекта Федерации.

Поскольку бюджеты субъектов Федерации входят в бюджетную систему Российской Федерации, на них распространяются принципы бюджетной системы. Рассмотрим, как эти принципы реализуются применительно к бюджетам субъектов Федерации.

Прежде всего необходимо назвать принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ). Он означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы страны и бюджетных учреждений. Для построения бюджета субъекта Федерации важны еще несколько принципов, перечисленных в Бюджетном кодексе.

Например, принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней (ст. 30 БК РФ) означает закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Именно этот принцип должен лежать в основе разграничения системы предметов ведения, полномочий и финансовых средств. Он призван создать такую систему, при которой отнесение каких-либо полномочий на региональный уровень должно сопровождаться определением объема необходимых для реализации этих полномочий расходов и передачей субъектам Федерации источников дохода, необходимых для этого. Исходя из характера передаваемых полномочий передача источника доходов должна носить постоянный или временный характер. В противном случае реализация полномочий будет существенно затруднена или невозможна.

Следовательно, данный принцип дополняется еще одним — принципом сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Тесно связан с перечисленными принцип общего (совокупного) покрытия расходов, предусматривающий, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 35 БК РФ).

Следующий принцип, самостоятельность бюджетов (ст. 31 БК РФ), имеет разнообразные проявления. Наиболее существенные из них:

— право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

— право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— право органов государственной власти устанавливать в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение расходных обязательств;

— недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти за счет средств бюджетов других уровней;

— недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов и снижения доходов;

— недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Таким образом, на федеральном уровне закрепляются определенные рамки формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а вне этих норм субъекты Федерации самостоятельны.

Следующий принцип бюджетной системы — принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации (ст. 31.1 БК РФ). Он означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов этих субъектов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом. Таким образом, Бюджетный кодекс запретил перераспределение, например, доходов между федеральным бюджетом и бюджетами отдельных субъектов Российской Федерации иным образом, нежели установлено Кодексом, чтобы снизить или, наоборот, увеличить объем поступлений в конкретный региональный бюджет.

Это положение усиливается нормой ст. 31.1 БК РФ, закрепляющей, что договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными.

Еще один принцип, полноты отражения доходов и расходов бюджетов (статья 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные расходы финансируются за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Для бюджетов любого уровня важен принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

Принцип достоверности бюджета обусловливает надежность показателей прогноза социально-экономического развития той или иной территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

Следующий принцип — гласности (статья 36 БК РФ), означает:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Последний принцип — адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), предусматривает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Итак, бюджет представляет собой роспись доходов и расходов, следовательно, для его составления необходимо определить, какие доходы могут быть получены в рассматриваемом финансовом году и на какие расходы они могут быть направлены.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 6 БК РФ)2.

По справедливому замечанию Ю.А. Крохиной, «одна из важнейших задач бюджетной деятельности федеративного государства заключается в установлении баланса финансового соотношения между целым (РФ) и его частями (субъектами РФ)»3. При этом исполнение субъектами РФ своих полномочий требует четкого финансового планирования доходов и расходов. Для обеспечения такого планирования может использоваться множество инструментов, однако основным из них является формирование и исполнение бюджета субъекта Федерации как финансовой основы обеспечения реализации субъектом Федерации его публично-правовых функций.

1 Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. — М., 2005. — С. 63.

2 См. подр.: Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. — М., 1999. — С. 257; Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. — М., 1973. — С. 45, 46; Крохина Ю.А. Базисные категории финансового права: доктрина и реальность // Журнал российского права. 2002. — № 2. — С. 32.

3 Крохина Ю.А. Бюджетная компетенция субъектов Федерации // Регионы: экономика и социология. — 2001. — № 2. — С. 23.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9837. Промышленный переворот в России 27.99 KB
  Промышленный переворот в России ХIХ век - время утверждения промышленного производства. Осуществление промышленного переворота являлось началом индустриальной цивилизации. Темпы, глубина технических преобразований в обществе зависели от политических...
9838. Монголо-татарское вторжение на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в период ордынского владычества 29.9 KB
  Монголо-татарское вторжение на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в период ордынского владычества. Древняя Русь в течение столетий противостояла набегам кочевников, но наиболее разорительным и губительным для русских земель стал...
9839. Формирования советской политической системы: образование СССР, механизмы власти, массовый терро 38.54 KB
  Формирования советской политической системы: образование СССР, механизмы власти, массовый террор. Первоочередными задачами большевиков стало укрепление собственной власти и разрушение прежних общественных структур. Становление жесткой организа...
9840. Специфика формирования единого российского государства 14-17 века роль русской православной церкви в объединении Руси 30.44 KB
  Специфика формирования единого российского государства 14-17 века роль русской православной церкви в объединении Руси. Образование Русского централизованного государства плело значительные особенности по сравнению с аналогичными совпавшими по времен...
9841. Февраль 1917 года и альтернативы развития России. Большевицкие этапы революции 33.95 KB
  Февраль 1917 года и альтернативы развития России. Большевицкие этапы революции. Революцию организационно, технически не готовила ни одна партия или организация. Но она пришла во всем своем величии. Быстрая победа была неожиданной, ошеломляющей даже ...
9842. Сословная система российского общества 15-17 века 27.82 KB
  Сословная система российского общества 15-17 века. Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533...
9843. СССР в годы Великой отечественной войны этапы войны, решающие битвы, экономика и общество. Итоги и цены победы 43.78 KB
  СССР в годы Великой отечественной войны этапы войны, решающие битвы, экономика и общество. Итоги и цены победы. 22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз без объявления войны, вместе с ней в войну вступили ее союзники: Италия, Румыния, Болга...
9844. Правление Ивана грозного: от централизации к феодальной диктатуре 37.3 KB
  Правление Ивана грозного: от централизации к феодальной диктатуре. Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, определившихся на рубеже XV-XVI веков, продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывн...
9845. СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима 26.22 KB
  СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима. Война принесла огромные человеческие и материальные потери. В 1939-1945 гг. мир потерял от 55 до 75 млн. человек, т.е. в 5-7 раз больше, чем в Первую миро...